Лабораторная работа: Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду как малый да дорогой золотник


Лабораторная работа: Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии - 5rik.ru

Практическая работа №2

Вариант – 2

Тема: Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цель

Знать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить и исправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально – стилевую принадлежность слова.

Ход работы

1. Что вы знаете о фразеологизмах?

Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: ни рыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д.

2) Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда?

а) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик - историк, математик.

б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт - хирург, терапевт.

в) Опять, снова, вновь, обратно – обратно.

г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно – около, в районе.

д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать - лететь.

е) Буря, снегопад, ураган – снегопад.

3) Подберите синонимы к словам:

Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный – превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый, очаровательный, красивый.

4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу, учитывая их стилистическую окраску.

Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

книжное нейтральное разговорное
шествовать идти плестись
упорствовать упрямиться упираться
штудировать учить зубрить

5) Объясните значения фразеологизмов.

Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод и неопытен; мастер на все руки – на все способен, все умеет делать, мастерить; ветер в голове - тот, кто крайне несерьезен, легкомыслен; ума палата – кто-либо очень умен; подсадная утка – подставное лицо; не робкого десятка – храбрый человек; одного поля ягода – совершенно похожи друг на друга (по своему поведению, положению, духу и т.д.).

6) Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом: нос.

Нос не дорос – еще молод, недостаточно опытен, чтобы заниматься чем-либо; нос воротить – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться, не соглашаться; водить за нос – вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать; вешать нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться; утереть нос – подчеркнуть, показать, доказать свое превосходство в чем-либо перед кем-либо.

7) Как говорят: о болтливом человеке – трещит как трещотка; о бесследном исчезновении кого-либо – как сквозь землю провалился; о человеке маленького роста – метр «в кепке»; о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности – ему улыбается фортуна.

8) Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма(1), немотивированное расширение или сокращение его состава(2), изменение грамматической формы слов во фразеологизме(3)), отредактируйте текст.

а) Хотя был он и не из робкой десятки, но тут он не мог не испугаться(3). - Хотя был он и не из робкого десятка, но тут он не мог не испугаться.

б) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил(1). - Золотая лихорадка, вот что помутило рассудок завоевателей. Из-за этого они пролили много крови, а кое-кто сложил голову.

в) Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник(1 и 2). - Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как говорится: мал золотник да дорог.

9) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. Что вы можете сказать: а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве.

Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам, судьбам, профессиям; гигантский аппетит к жизни, к самым разнообразным ее проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная и возвышенная грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем не сравнимая щедрость; необыкновенная мягкость и деликатность; встающая на дыбы гордость; феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплав этих качеств и есть личность Чехова.

а) В тексте использовано 14 эпитетов.

б) Эпитеты в тексте оживают, благодаря чему текст преображается в прекрасную картину человека.

Трансформация фразеологизмов и детские тексты
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет" Институт филологии, массовой информации и ... Некоторые пункты включают в себя несколько видов преобразований одновременно, например: обновление лексико-грамматической стороны фразеологического оборота при сохранении его ... Например, заменить фразеологизм словом-синонимом (водить за нос - обманывать). Раздел: Топики по английскому языкуТип: дипломная работа
Использование фразеологических единиц в языке детективного жанра (на ...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО "Ростовский государственный педагогический университет" Лингвистический институт Отделение иностранных ... Существует множество признаков, на основе которых могут базироваться классификации фразеологических единиц: часть речи как ключевой компонент сочетания слов, наличие или отсутствие ... Еще меньше исследованы проблемы, касающиеся основных особенностей фразеологизмов по сравнению со свободными словосочетаниями, классификации фразеологических единиц, их ... Раздел: Топики по английскому языкуТип: дипломная работа
Фразеологизмы в романе М.А. Шолохова Поднятая целина
Содержание. Введение. Глава 1. История создания романа М.А. Шолохова "Поднятая целина". 4-10 Глава 2. Фразеологизм - значимая единица языка.. 11-14 ... Одни фразеологизмы образуются по схеме словосочетания (фразеологические обороты взяты из контекста): свернуть голову1, за милую душу, спустя рукава, хоть бы что, с часу на час, как ... Использование фразеологизмов в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина" определяется выразительными средствами художественного текста: пословицами, поговорками, фразеологическими ... Раздел: Рефераты по языковедениюТип: реферат
Функции различных фразеологических единиц в произведениях В.М. Шукшина
Дипломная работа Функции различных фразеологических единиц в произведениях В.М. Шукшина ВВЕДЕНИЕ Фразеология как наука выявляет особенности ... Для фразеологических единств особенно характерна соотносительность со свободными сочетаниями: ср.: утереть нос "превзойти кого-либо в чем-либо" и утереть нос (ребенку), намылить ... Весьма определенно в этом плане мнение Бабкина, считающего понятие "фразеологический синоним" неоспоримым, а "фразеологический вариант" - спорным в применении к случаям лексической ... Раздел: Топики по английскому языкуТип: дипломная работа
Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока
... БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ... В современном русском языке до сих пор нет единого мнения о том, что такое фразеологизм, фразеологическая единица, следовательно, нет и единства взглядов на то, каков состав таких ... В следующих строках блоковский рай также выступает синонимом ада, это достигается за счет употребления эпитета "темный" по отношению к раю: Раздел: Рефераты по языковедениюТип: реферат

Узнать стоимость написания работы

 

×

Подождите...не уходите!

Закажите сейчас, со скидкой!

5rik.ru

Правильно ли использованы фразеологизмы в следующих предл... -reshimne.ru

Гласом вопиющего в пустыне (замены падежа род. на твор.)красной строкой (замена слова ПОЛОСОЙ вместо строкой)сизифов труд (замена слова труд словом ДЕЛО)свести счеты ( с жизнью)бросать слова на ветер(буквальное понимание слов)приложить усилия (замена компонента словом СПОСОБНОСТИ)поставить вопрос ребром (замена компонента словом СТАНОВЯТСЯ)фиговый лист (а не ПРИКРЫТИЕ)в поте лица (ед. число)из последних сил (замена предлога на ДО)лебединая песня - это последнее проявление чего-то,( неуместное употребление, не в том значении)не из робкого десятка - изменен родзакрывать глаза - значит не обращать внимания (лишнее слово СМОТРЕТЬ)золотая лихорадка - замена словазамутить мозги - ( замена приставки Помутить)пролить кровь - (замена глаголом без приставки)хороша ложка к обеду (вместо пресловутая)мал золотник, да дорог (Краткие формы прилагательных заменены полными)вернуться к родным пенатам ( замена падежа)

reshimne.ru

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ря, корпусы – корпуса, токи – тока, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, мехи – меха, соболи – соболя, счеты – счета, колени – колена, поясы – пояса, зубы – зубья, листы – листья, сыны – сыновья.

Задание 43. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных. Укажите возможные варианты и их стилистические различия.

Апельсин, ампер, баржа, ботинок, валенок, головня, дупло, грамм, комментарий, кочерга, дно (каких-либоемкостей), мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, ухо, сомнение, цапля, юноша, яблоня, будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли, гренки, оладьи, башкиры, буряты, грузины, гусары, гуцулы, киргизы, цыгане, татары, чукчи, монголы, мордвины, осетины, персы, румыны, туркмены, негры, узбеки, эскимосы, якуты, кий, кайма, звено, шило, брелок, бюллетень, валет.

Задание 44. Исправьте предложения, объясните ошибки.

Он был горяч, полный жизни. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама с собой. Самый крупнейший город в мире – Мехико. Разработка нового месторождения нефти становится все более интенсивнее. Более быстрее развивается ХМАО. Один студент шумный, другой тих. Эта книга плохее, чем та. Обои студентки подготовили доклады и выступили с ими. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Мне очень нравится свой университет. Лицо у ней круглое. Все ихние конспекты лежали на столе. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. С собаки ручьями текла вода, она была черная с белыми пятнами. Всякий студент должен стать хорошим инженером.

Задание 45. Учитывая морфологические свойства и формы слов, в каждой строке исключите одно лишнее.

Носок, чулок, георгин, помидор. Тюль, бюллетень, рояль, гвоздь. Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня. Инструктор, трактор, доктор, тенор. Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Задание 46. Следующие топонимы употребите в форме дательного и предложного падежей с предлогамик, о (об).

Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Тобольск, ХантыМансийск, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Радужный, Когалым, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Березово, Надым, Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой, Ямбург, Пойковский, Междуреченский, Болчары, Ярково, Тарко-Сале,Сеяха, Шурышкары, Мужи, Горки, Белоярский, Рощино, Советский, Нягань, Урай, Мегион, Лангепас,Пыть-Ях,Югра, Ямал.

studfiles.net

Выращивание редиса

Дата публикации: 01 марта 2011. Категория: Как выращивают овощи и зелень.

выращивание редисаМы любим редис за свежесть, за то, что он первый. Наши организмы всю зиму и весну тосковали по свежему, с грядки, овощу. Майская редиска (а на юге  мартовская - апрельская) – как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник.

 

Кто может в это время сравниться с ней. Разве что укроп, петрушка. Но разве много можно их пахучих скушать. И пускай мало в редисе витаминов, но все же больше чем у проросшей картошки и пусть скромен набор активных веществ, зато разнообразнее в сравнении с аптечными препаратами.

Мы любим редис еще и зато, что весь цикл вегетации от семян до плода составляет 20-25, 30-35 дней, вот и сеем мы его в оттаявшую землю, потому что редис не боится заморозков. Он выдерживает заморозки до -3-5 град.С.

Мы любим его за то, что в нем содержатся: витамины С (20-35мг-на 100гр сырой массы), В1, В2, РР, минеральные соли, ценные химические ферменты и соединения, которые улучшают пищеварение и обмен веществ в организме. И даже не будь в нем ничего, кроме весеннего вкуса -  все равно мы бы редис любили.

Подготовка почвы для выращивания редиса

Редис растет на плодородных, рыхлых суглинистых почвах, а также на окультуренных торфяных почвах. Предшественники -  капуста, огурец, картофель. Почву подготавливают с осени, под перекопку вносят на 1м2 перегноя, а из минеральных удобрений -40-60г суперфосфата,15-20 г калийной соли. Перекопанную грядку выравниваем граблями.

Посев редиса

Весной участок  очищают от снега и накрывают старой полиэтиленовой пленкой, для того чтобы земля скорее оттаяла и прогрелась. Сеют в бороздки, сделанные планчатым маркером, откалиброванные, обеззараженные семена на глубину 3-4см. Расстояние между рядами-8-10см, на 1м2 -4-5г. Надо стараться высевать равномерно на расстоянии 1-2см, глубина заделки семян 1,5-2см. После посева опять накрывают полиэтиленовой пленкой. Для  того чтобы редис был весной постоянно на столе, его выращивают поэтапно через 7-10дней.

Часто редис используют как маячную культуру. Его высевают в небольшом количестве вместе с морковью, луком, др. культурами, у которых длительный период всхожести семян (15-20 дней).

Уход за редисом

Уход за этим растением состоит из прополок, рыхлений, подкормок, поливов и прореживания. Всходы прореживают в загущенных местах в фазе семядолей на расстояние 2-3см.

Подкармливают 1-2 раза минеральными азотными удобрениями: 20-25г мочевины на 1м2, после всходов и прореживания. Если не хватает влаги, следует редис поливать, так как при недостатке воды корнеплоды грубеют и приобретают горький вкус.

Убирают редис выборочно, по мере созревания плодов диаметром не меньше 2см. Хранят в полиэтиленовых пакетах в холодильнике.

выращивание редисаРаннеспелые сорта: Заря, Жара, Рубин, Квант, Родос, Изабель, Розово-красный с белым кончиком, Тогул, Сора и другие.

Среднеранние: Альба, Вировский белый, Сакса, Славия, Вера, Ледяная сосулька и другие.

Позднеспелые: Чемпион, Красный Великан, Дунганский 12/8 и другие.

Выращивание редиса в комнате на подоконнике

Семена высевают в посевные ящики с плодородной почвой. До появления всходов температуру поддерживают 16-20 градусов. При формировании корнеплодов 10 – 13 градусов.

Уход состоит из поливов и подкормок. Подкармливают 2-3 раза, 10 литров воды, 40 грамм аммиачной селитры и 20 грамм суперфосфата, 15 сернокислого калия. Плоды собирают по мере созревания.

Редис также выращивают  в теплице, парнике, пленочном укрытии. Почву готовят с осени.

Редис высевают в отапливаемой теплице и теплом парнике в начале марта, культивационных сооружениях на солнечном обогреве в конце апреля. Сеют также как и в открытом грунте, но глубина заделки 0,5 – 1см. До появления всходов температуру держим 17-18 градусов, после появления всходов – температуру понижают 3-4 дня до 6-8 градусов, чтобы всходы не вытянулись.

В дальнейшем температуру поддерживаем в пасмурные дни 12-15 градусов, в солнечные – 18-20, ночью – 8-10.

При загущенности растения прореживаем на расстоянии 2-3 см. Междурядья рыхлят и убирают сорняки. Поливают по мере подсыхания почвы, увлажняя на глубину 10-15 см. После каждого полива проветриваем. Поливы сочетаем с одной-двумя подкорками азотными удобрениями 20-30 грамм мочевины на 1м квадратный. Убираем по мере созревания плодов диаметром не меньше 2 см, урожайность не меньше 1,5-2 кг с метра квадратного.

Сорта для выращивания в защищенном грунте

Рубин, Ранний красный, Сора, Жара, Корунд и др.

Как вырастить, как собрать хороший урожай только на сайте "Овощи и фрукты" © {jcomments on}

ovoschi-i-frukty.ru

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Практическая работа №2

Вариант – 2

Тема: Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цель

Знать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить и исправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально – стилевую принадлежность слова.

Ход работы

1. Что вы знаете о фразеологизмах?

Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: ни рыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д.

2) Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда?

а) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик - историк, математик.

б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт - хирург, терапевт.

в) Опять, снова, вновь, обратно – обратно.

г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно – около, в районе.

д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать - лететь.

е) Буря, снегопад, ураган – снегопад.

3) Подберите синонимы к словам:

Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный – превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый, очаровательный, красивый.

4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу, учитывая их стилистическую окраску.

Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

книжное

нейтральное

разговорное

шествовать

идти

плестись

упорствовать

упрямиться

упираться

штудировать

учить

зубрить

5) Объясните значения фразеологизмов.

Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод и неопытен; мастер на все руки – на все способен, все умеет делать, мастерить; ветер в голове - тот, кто крайне несерьезен, легкомыслен; ума палата – кто-либо очень умен; подсадная утка – подставное лицо; не робкого десятка – храбрый человек; одного поля ягода – совершенно похожи друг на друга (по своему поведению, положению, духу и т.д.).

6) Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом: нос.

Нос не дорос – еще молод, недостаточно опытен, чтобы заниматься чем-либо; нос воротить – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться, не соглашаться; водить за нос – вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать; вешать нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться; утереть нос – подчеркнуть, показать, доказать свое превосходство в чем-либо перед кем-либо.

7) Как говорят: о болтливом человеке – трещит как трещотка; о бесследном исчезновении кого-либо – как сквозь землю провалился; о человеке маленького роста – метр «в кепке»; о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности – ему улыбается фортуна.

8) Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма(1), немотивированное расширение или сокращение его состава(2), изменение грамматической формы слов во фразеологизме(3)), отредактируйте текст.

а) Хотя был он и не из робкой десятки, но тут он не мог не испугаться(3). - Хотя был он и не из робкого десятка, но тут он не мог не испугаться.

б) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил(1). - Золотая лихорадка, вот что помутило рассудок завоевателей. Из-за этого они пролили много крови, а кое-кто сложил голову.

в) Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник(1 и 2). - Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как говорится: мал золотник да дорог.

9) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. Что вы можете сказать: а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве.

Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам, судьбам, профессиям; гигантский аппетит к жизни, к самым разнообразным ее проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная и возвышенная грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем не сравнимая щедрость; необыкновенная мягкость и деликатность; встающая на дыбы гордость; феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплав этих качеств и есть личность Чехова.

а) В тексте использовано 14 эпитетов.

б) Эпитеты в тексте оживают, благодаря чему текст преображается в прекрасную картину человека.



vuz-24.ru

Шпаргалка - Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Практическая работа №2

Вариант – 2

Тема: Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цель

Знать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить и исправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально – стилевую принадлежность слова.

Ход работы

1. Что вы знаете о фразеологизмах?

Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: ни рыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д.

2) Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда?

а) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик — историк, математик.

б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт — хирург, терапевт.

в) Опять, снова, вновь, обратно – обратно.

г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно – около, в районе.

д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать — лететь.

е) Буря, снегопад, ураган – снегопад.

3) Подберите синонимы к словам:

Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный – превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый, очаровательный, красивый.

4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу, учитывая их стилистическую окраску.

Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

книжное

нейтральное

разговорное

шествовать

идти

плестись

упорствовать

упрямиться

упираться

штудировать

учить

зубрить

5) Объясните значения фразеологизмов.

Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод и неопытен; мастер на все руки – на все способен, все умеет делать, мастерить; ветер в голове — тот, кто крайне несерьезен, легкомыслен; ума палата – кто-либо очень умен; подсадная утка – подставное лицо; не робкого десятка – храбрый человек; одного поля ягода – совершенно похожи друг на друга (по своему поведению, положению, духу и т.д.).

6) Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом: нос.

Нос не дорос – еще молод, недостаточно опытен, чтобы заниматься чем-либо; нос воротить – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться, не соглашаться; водить за нос – вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать; вешать нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться; утереть нос – подчеркнуть, показать, доказать свое превосходство в чем-либо перед кем-либо.

7) Как говорят: о болтливом человеке – трещит как трещотка; о бесследном исчезновении кого-либо – как сквозь землю провалился; о человеке маленького роста – метр «в кепке»; о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности – ему улыбается фортуна.

8) Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма(1), немотивированное расширение или сокращение его состава(2), изменение грамматической формы слов во фразеологизме(3)), отредактируйте текст.

а) Хотя был он и не из робкой десятки, но тут он не мог не испугаться(3). — Хотя был он и не из робкого десятка, но тут он не мог не испугаться.

б) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил(1). — Золотая лихорадка, вот что помутило рассудок завоевателей. Из-за этого они пролили много крови, а кое-кто сложил голову.

в) Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник(1 и 2). — Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как говорится: мал золотник да дорог.

9) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. Что вы можете сказать: а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве.

Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам, судьбам, профессиям; гигантский аппетит к жизни, к самым разнообразным ее проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная и возвышенная грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем не сравнимая щедрость; необыкновенная мягкость и деликатность; встающая на дыбы гордость; феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплав этих качеств и есть личность Чехова.

а) В тексте использовано 14 эпитетов.

б) Эпитеты в тексте оживают, благодаря чему текст преображается в прекрасную картину человека.

www.ronl.ru

Лекция - Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Практическая работа №2

Вариант – 2

Тема: Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цель

Знать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить и исправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально – стилевую принадлежность слова.

Ход работы

1. Что вы знаете о фразеологизмах?

Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: ни рыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д.

2) Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда?

а) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик — историк, математик.

б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт — хирург, терапевт.

в) Опять, снова, вновь, обратно – обратно.

г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно – около, в районе.

д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать — лететь.

е) Буря, снегопад, ураган – снегопад.

3) Подберите синонимы к словам:

Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный – превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый, очаровательный, красивый.

4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу, учитывая их стилистическую окраску.

Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

книжное

нейтральное

разговорное

шествовать

идти

плестись

упорствовать

упрямиться

упираться

штудировать

учить

зубрить

5) Объясните значения фразеологизмов.

Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод и неопытен; мастер на все руки – на все способен, все умеет делать, мастерить; ветер в голове — тот, кто крайне несерьезен, легкомыслен; ума палата – кто-либо очень умен; подсадная утка – подставное лицо; не робкого десятка – храбрый человек; одного поля ягода – совершенно похожи друг на друга (по своему поведению, положению, духу и т.д.).

6) Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом: нос.

Нос не дорос – еще молод, недостаточно опытен, чтобы заниматься чем-либо; нос воротить – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться, не соглашаться; водить за нос – вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать; вешать нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться; утереть нос – подчеркнуть, показать, доказать свое превосходство в чем-либо перед кем-либо.

7) Как говорят: о болтливом человеке – трещит как трещотка; о бесследном исчезновении кого-либо – как сквозь землю провалился; о человеке маленького роста – метр «в кепке»; о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности – ему улыбается фортуна.

8) Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма(1), немотивированное расширение или сокращение его состава(2), изменение грамматической формы слов во фразеологизме(3)), отредактируйте текст.

а) Хотя был он и не из робкой десятки, но тут он не мог не испугаться(3). — Хотя был он и не из робкого десятка, но тут он не мог не испугаться.

б) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил(1). — Золотая лихорадка, вот что помутило рассудок завоевателей. Из-за этого они пролили много крови, а кое-кто сложил голову.

в) Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник(1 и 2). — Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как говорится: мал золотник да дорог.

9) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. Что вы можете сказать: а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве.

Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам, судьбам, профессиям; гигантский аппетит к жизни, к самым разнообразным ее проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная и возвышенная грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем не сравнимая щедрость; необыкновенная мягкость и деликатность; встающая на дыбы гордость; феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплав этих качеств и есть личность Чехова.

а) В тексте использовано 14 эпитетов.

б) Эпитеты в тексте оживают, благодаря чему текст преображается в прекрасную картину человека.

www.ronl.ru