Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Обед лодочников ренуар


ЗАВТРАК ГРЕБЦОВ В "МЕЗОН ФУРНЕЗ"

The Luncheon of the Boating Party by Pierre-Auguste Renoir

В любой энциклопедии вы можете прочитать, что  Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) – великий французский живописец, график и скульптор. Но эти сухие строки не могут передать удивительное обаяние его живописи, проникнутое ежеминутной радостью бытия. Недаром его называли “живописец счастья”.  Кажется, этим ощущением наполнено и его полотно “Завтрак гребцов”.

Кар­ти­на “Зав­трак греб­цов’’(1881) в насле­дии Рену­а­ра, навер­ное, одна из самых зна­ме­ни­тых. Мно­го­чис­лен­ные репро­дук­ции, рекон­струк­ции и даже шар­жи гово­рят о ее непре­хо­дя­щей попу­ляр­но­сти.

VERNIS CRAQUE (LE)

Pierre RANNAUDART ET CHIFFONS et la Maison Fournaise 2009 700 х 488

Кар­ти­на была на писа­на на тер­ра­се мод­но­го в те годы ресто­ран­чи­каMaison Fournaise(Дом Фур­нез), нахо­дя­щем­ся на неболь­шом ост­ров­ке посре­ди Сены рядом с горо­дом Шату неда­ле­ко от Пари­жа.

В соб­ствен­но­сти семей­ства Фур­нез был так­же неболь­шой отель для тури­стов и про­кат лодок. Пари­жане сте­ка­лись в Дом Фур­нез, что­бы арен­до­вать яли­ки (а греб­ля в те годы была необы­чай­но попу­ляр­на), пове­се­лить­ся, пофлир­то­вать, вкус­но поесть и остать­ся на ночь. Это было место, где вда­ли от суе­ты горо­да про­во­ди­ла вре­мя  самая раз­но­об­раз­ная пуб­ли­ка —  биз­не­сме­ны, свет­ские дамы, худож­ни­ки, актри­сы, писа­те­ли, кри­ти­ки, швеи, про­дав­щи­цы и ари­сто­кра­ты. Вече­ра­ми на тер­ра­се, с кото­рой откры­вал­ся пре­крас­ный вид на реку, устра­и­ва­лись тан­цы под пиа­ни­но. Имен­но здесь, на тер­ра­се, Рену­ар и изоб­ра­зил сво­их дру­зей и зна­ко­мых, с кото­ры­ми посто­ян­но общал­ся в тот пери­од.personazhi kartiny zavtrak grebcov 600 х 275Юная девуш­ка с собач­кой на перед­нем плане – бело­швей­ка Али­на Шари­го, кото­рая спу­стя 10 лет ста­нет женой худож­ни­ка. Они про­жи­вут вме­сте 33 года до самой смер­ти Рену­а­ра в 1919г. Изоб­ра­жен­ный за ней муж­чи­на – Аль­фонс Фур­нез, сын  вла­дель­ца ресто­ра­на, кото­рый отве­чал за про­кат лодок. Девуш­ка, обло­ко­тив­ша­я­ся на пери­ла бал­ко­на – оча­ро­ва­тель­ная дочь хозя­и­на Аль­фон­си­на.  

Maison Fournaise и его окрест­но­сти был люби­мым местом Рену­а­ра. renuar_dvr srstry 600 х 874 Здесь он напи­сал око­ло 30 поло­тен, в том чис­ле «Зав­трак каноистов»(1875), “Зав­трак гребцов’’(1881), «Две сест­ры» (1881), несколь­ко порт­ре­тов чле­нов семьи Фур­нез и мно­го­чис­лен­ные пей­за­жи.  В пись­ме 1880 года Рену­ар пишет: «Сей­час я не могу оста­вить Шату, посколь­ку еще не закон­чил свою рабо­ту. Было бы очень при­ят­но, если бы вы мог­ли при­е­хать сюда и ото­бе­дать со мной. Уве­ряю Вас, Вы не пожа­ле­е­те об этой поезд­ке. Это одно из самых оча­ро­ва­тель­ных мест в окру­же­нии Пари­жа».

И его вос­торг раз­де­ля­ли мно­гие. Здесь люби­ли бывать Клод Моне, Эду­ард Мане, Аль­фред Сис­лей, Камиль Пис­сар­ро, Гюстав Кур­бе. У Бер­ты Мори­зо был неболь­шой лет­ний дом непо­да­ле­ку, в Бужи­ва­ле. Эдгар Дега был страст­ным греб­цом, часто бывал в  Maison Fournaise и хоро­шо знал семью. Аль­фон­си­на Фур­нез, люби­мая модель завсе­гда­та­ев-худож­ни­ков, впо­след­ствии при­гла­си­ла  Дега на свою сва­дьбу. Кра­со­той это­го места вос­хи­ща­лись не толь­ко худож­ни­ки. Сре­ди его почи­та­те­лей был и Ги де  Мопас­сан. Он часто сни­мал ком­на­ту на вто­ром эта­же оте­ля, а сам ресто­ран вывел в новел­ле “Подру­га Поля” под име­нем ресто­ран Грий­о­на.

“… Сколь­ко вос­по­ми­на­ний вне­зап­но про­бу­ди­лось во мне: Бужи­валь, Лягу­шат­ня, Шату, ресто­ран Фур­нез, целые дни в яли­ке, на воде, десять лет моей жиз­ни, про­шед­ших в этом угол­ке, на этих оча­ро­ва­тель­ных бере­гах Сены…”

( Ги де Мопас­сан. Из сбор­ни­ка   “Гос­по­дин Паран”).

Жан Рену­ар, сын вели­ко­го худож­ни­ка и зна­ме­ни­тый кино­ре­жис­сер, вспо­ми­нал о том вре­ме­ни: «У Фур­не­за отец ино­гда встре­чал­ся с Мопас­са­ном. Они с сим­па­ти­ей отно­си­лись друг к дру­гу, при­зна­вая при этом, что меж­ду ними нет ниче­го обще­го. Рену­ар гово­рил про писа­те­ля: «Он все видит в чер­ном све­те!» «Он носит розо­вые очки!» — отзы­вал­ся о худож­ни­ке писа­тель. В одном они схо­ди­лись: «Мопас­сан сума­сшед­ший!» — вос­кли­цал Рену­ар. «Рену­ар безу­мец!» — вто­рил ему Мопас­сан…”  В кон­це века мода изме­ни­лась, и лод­ку вытес­нил вело­си­пед. Ресто­ран посте­пен­но стал при­хо­дить  в упа­док и в 1906г. Аль­фон­си­на была вынуж­де­на его закрыть. Умер­ла она в 1937 году, в воз­расте 91 года.

Вто­рая жизнь “Мезон Фур­нез”mezon furnez 600 х 397

Горо­док Шату с пол­ным осно­ва­ни­ем назы­ва­ют “горо­дом импрес­си­о­ни­стов”, а  “Мезон Фур­нез”  —  его глав­ная досто­при­ме­ча­тель­ность. Что­бы сбе­речь ресто­ран от пол­но­го раз­ру­ше­ния, город­ской совет Шату в 1979г. выку­пил его у ново­го вла­дель­ца.  В 1981г. Maison Fournaise был вклю­чен в пере­чень исто­ри­че­ских памят­ни­ков. Он был пол­но­стью отре­ста­ври­ро­ван и сей­час выгля­дит точ­но так же, как и в 1880г. Зна­ме­ни­тая тер­ра­са, кото­рую уве­ко­ве­чил Рену­ар, теперь носит его имя, а зал для тор­же­ствен­ных обе­дов полу­чил назва­ние салон Мопас­са­на. Кух­ня ресто­ра­на – тра­ди­ци­он­но фран­цуз­ская. Здесь пода­ют запе­чен­ную ути­ную груд­ку с ман­да­ри­на­ми, говя­ди­ну под беарн­ским соусом, суп-пюре из белой спар­жи, фуа-гра и т.п. В каче­стве апе­ри­ти­ва пред­ло­жат кок­тейль “Аль­фон­си­на”- смесь шам­пан­ско­го, апель­си­но­во­го сока и лике­ра GrandMarnier.

Тре­тье вос­кре­се­нье сен­тяб­ря,  день наци­о­наль­но­го насле­дия, в Шату отме­ча­ют в костю­мах и пла­тьях по моде XIXвека. В ресто­ране вновь зву­чит музы­ка и как во вре­ме­на Рену­а­ра кру­жа­щи­е­ся пары тан­цу­ют вальс…                            

РЕЦЕПТ УТИНОЙ ГРУДКИ С АПЕЛЬСИНАМИutinaya grudka 600 х 420

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • 2шт. ути­ной груд­ки с кожей
  • 4 чай­ные лож­ки жид­ко­го меда
  • 50мл баль­за­ми­че­ско­го уксу­са
  • 2 ст. лож­ки сое­во­го соуса
  • 2–3 апель­си­на ( или 4–5 ман­да­ри­нов)
  • 0.5 чай­ной лож­ки тер­то­го имби­ря
  • соль, перец

Над­режь­те кожу утки ( не мякоть) ром­бо­вид­ны­ми насеч­ка­ми. Это дела­ет­ся для того, что­бы ушел лиш­ний жир во вре­мя готов­ки, и что­бы кожа не поко­ре­жи­лась во вре­мя жар­ки. Под­жарь­те груд­ки вна­ча­ле со сто­ро­ны кожи око­ло 7 мин., пере­вер­ни­те и жарь­те еще 7 мин. Посо­ли­те, попер­чи­те, сни­ми­те с огня, накрой­те фоль­гой и дай­те “отдох­нуть”. В это вре­мя при­го­товь­те соус. Очи­сти­те апель­си­ны (ман­да­ри­ны) от кожу­ры и пле­нок. Осто­рож­но нагрей­те мед в кастрюль­ке, когда посвет­ле­ет — добавь­те уксус и сое­вый соус. Вари­те на мед­лен­ном огне, пери­о­ди­че­ски поме­ши­вая, пока объ­ем не сокра­тить­ся вдвое. Добавь­те имбирь и ман­да­ри­ны и про­ва­ри­те еще 1 мин. Раз­режь­те ути­ные груд­ки на тол­стые лом­ти­ки, раз­ло­жи­те на тарел­ку и залей­те соусом.

Bon appetit!

www.art-eda.info

Завтрак гребцов - это... Что такое Завтрак гребцов?

«Завтрак гребцов» (фр. Le Déjeuner des canotiers, англ. Luncheon of the Boating Party) — картина французского художника Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919)[1], написанная в 1880—1881 годах.

В феврале 1881 года картина была куплена у Ренуара известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за 15 000 франков, что было достаточно высокой ценой для того времени[2].

После смерти Дюран-Рюэля, в 1923 году его сыновья продали картину за 125 000 долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу (Duncan Phillips), после чего она так и осталась в его коллекции[2][3]. С 1930 года эта коллекция переехала в здание в районе Dupont Circle в Вашингтоне, которое с тех пор используется как художественный музей — Собрание Филлипса (The Phillips Collection)[4].

Картина была написана в ресторане Фурнез, расположенном на острове на реке Сена, находящемся в Шату, немного к западу от Парижа. Ренуар любил это место — здесь был написан не только «Завтрак гребцов», но и некоторые другие картины. Фактически картина представляет собой групповой портрет встречи друзей. Царит радостная, непринуждённая обстановка, нет никакой парадности, все находятся в естественных, случайных позах[5][6]. За перилами видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена.

Женщина, пьющая из стакана (Эллен Андре) — деталь заднего плана композиции

На картине Ренуар изобразил многих своих друзей и знакомых[5][6][7][8][9][10]:

Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Гюстав Кайботт(Gustave Caillebotte) известный художник и маршан, собиравший коллекцию картин импрессионистов
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Алина Шариго(Aline Charigot) натурщица Ренуара и его будущая жена
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Альфонс Фурнез(Alphonse Fournaise) сын владельца ресторана Фурнез, который отвечал за прокат лодок; иногда употребляется двойное имя Жюль-Альфонс (Jules-Alphonse)[10]
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Поль Лот(Paul Lhôte) близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Жанна Самари(Jeanne Samary) актриса, модель нескольких полотен Ренуара
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Эллен Андре(Ellen Andrée) актриса, натурщица Мане, Дега и Ренуара
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Антонио Маджиоло(Antonio Maggiolo) итальянский журналист
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Рауль Барбье(Raoul Barbier) барон, герой войны и бывший мэр Сайгона
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Пьер Лестренге(Pierre Lestringuèz) работник министерства внутренних дел, близкий друг Ренуара
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Шарль Эфрюсси(Charles Ephrussi) коллекционер, автор и издатель, выпускавший "Gazette des Beaux-Arts" (фр.), выходец из Одессы
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Жюль Лафорг(Jules Laforgue) поэт-символист и критик
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Альфонсина Фурнез(Alphonsine Fournaise) дочь владельца ресторана Фурнез, иногда употребляется двойное имя Луиза-Альфонсина (Louise-Alphonsine)[10]
Pierre-Auguste Renoir - Le Déjeuner des canotiers.jpg Анжель Лего(Angèle Legault) продавщица цветов, ставшая натурщицей, актрисой и певицей

Примечания

dic.academic.ru

Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». — Импрессионизм

 

Эту картину с полным правом можно назвать групповым портретом. В отличие от «Бала в Мулен де ла Галетт» здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон.

На нем написаны все участники встречи, собравшиеся за установленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Он сам стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки. Перед ним, за столиком сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890 году.

На картине «Завтрак гребцов» Алина Шериго в цветущем возрасте, еще окончательно не связанная с Ренуаром, восхищает его своей молодостью и беззаботностью. Напротив нее, оседлав стул, лицом к Алине расположился Кайботт, инженер, коллекционер, художник-любитель, страстный гребец. Он много помогал импрессионистам, собрал коллекцию их работ и завещал ее Лувру. Ренуара он просил выполнить его завещание.

Рядом с Кайботтом Ренуар написал итальянского журналиста Маджиоло. А за ними расположились стоя и сидя барон Барбье, недавно вернувшийся из Индокитая, по словам Жана Ренуара, взявший на себя труд собрать модели дляэтой картины, Эфрюсси, Лот, Лестренге, Жанна Самари, натурщица Анжель, собиравшаяся в то время замуж, и дети владельца ресторана Альфонсина и Альфонс Фурнез. Особенно очаровательно выглядит юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной шляпке, написанная на фоне яркой зелени.

Перед нами, по существу, большой групповой портрет, отличающийся от подобных ему по теме и сюжету отсутствием какой-либо парадности и помпезности, желания как-либо приукрасить или возвеличить портретируемых. Все представлены в естественных, как бы случайных позах, непринужденно,без какого-либо желания понравиться зрителям. В отличие от «Бала в Мулен де ла Галетт» все действующие лица портретны, узнаваемы, написаны четко, скульптурно, осязаемо. В картине много светлых, белых и желтых, тонов, которые вместе с синими, фиолетовыми и темными красками создают общий колорит. Ренуар не пытается передавать зыбкие эффекты солнечного света, как он делал это несколько лет назад, более строго следуя передаче самого места действия картины — перекрытой плотным полосатым тентом террасы. Однако это не мешает нам чувствовать в переливах красок как бы колебание воздуха, пронизывающего речной пейзаж.

Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. В это время, в 1880-1881 годах, он полон жизни, совершает первые далекие путешествия в Алжир и в Италию, подводит некоторые итоги своей творческой деятельности и уже в Италии в чем-то разочаровывается, а что-то хочет активно поменять в своем искусстве. Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры. «Завтрак гребцов» оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути.

По материалам из книги М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.

Воссоздаем работу Ренуара

Огюст Ренуар

1. Черновой набросок.

Художник сделал набросок отдельных деталей. Цвета намечены разведенными красками, отчего первоначальный рисунок остается видимым. Платье написано берлинской лазурью с добавлением зеленого кобальта. Темно-красный цвет нанесен ализариновым краплаком, а бледно-голубой составлен из берлинской лазури с капельской жженой сиены. Шляпка написана желтой охрой с титановыми белилами. Кожа написана белилами с добавлением капельки жженой сиены. Волосы и пиджак мужчины написаны жженой умброй, жженой слоновой костью и титановыми белилами. Листва — зеленым кобальтом и желтой охрой. Скатерть написана титановыми белилами, а темные складки на ней — берлинской лазурью и жженой сиеной. Перила и бочонок написаны жженой умброй с добавлением желтой охры.

Огюст Ренуар

2. Завершенный фон

Тона кожи женщины наложены белилами, жженой умброй, жженой сиеной и сырой умброй. Ее шляпка написана жженой сиеной и жженой умброй, а красные детали ализариновым краплаком и английской красной. Майка мужчины написана белилами с добавлением индиго, берлинской лазури и желтой охры

impressionnisme.ru

593. ТАРЕЛКА картина Огюста Ренуара ОБЕД ГРЕБЦОВ STAFFORDSHIRE Англия

 

"Завтрак гребцов" - одна из самых известных работ Пьера-Огюста Ренуара и одно из самых известных изображений пикника на открытом воздухе в истории искусства. Картина показывает радостный момент в кругу друзей, общающихся в непринужденной обстановке. Однако, мало кто знает ряд фактов, связанных с этой работой культового импрессиониста.

 

1. Тематика картины соответствует изменениям в раннем импрессионизме

В первые дни импрессионизма городские сцены были одной из доминирующих тем на картинах. К 1881 году, когда Ренуар закончил свой шедевр, в импрессионизме более популярным стало изображение пригородных ландшафтов. Сцена, изображенная на "Завтраке гребцов", была нарисована примерно в 30 минутах езды на поезде от шума и суеты Парижа.

2. Картина отобразила новое понимание глубины изображения

Примерно за четыре года до создания "Завтрака гребцов", Ренуар нарисовал полотно "Бал в Мулен де ла Галетт", которое также изображает общественный пикник в Париже. Но, в отличие от этой картины, в "Завтраке гребцов" более четко определены границы. Также, благодаря большему вниманию к контурам изображений, создается иллюзия объемности и глубины изображения.  

3. "Завтрак гребцов"

 

Размеры картины — 173х130 см.  

Размеры картины — 173х130 см.

"Завтрак гребцов" — одна из самых больших картин Ренуара. Её размеры 173х130 см. 

4. Сюжет картины был навеян популярным местом отдыха в Париже

 

Ресторан Дом Фурнез.  

Ресторан Дом Фурнез.

Ресторан "Дом Фурнез" в городе Шату (недалеко от Парижа) с видом на реку Сена был любимым местом среди людей любого социального статуса. Как показано на "Завтраке гребцов", бизнесмены, светские люди, швеи и художники были частыми клиентами этого ресторана. Ренуар также очень любил это место и изобразил на нем многих своих знакомых. 

5. Ресторан можно посетить и сегодня

 

Дом Фурнез сегодня - это музеей, мастерская художников и ресторан.  

Дом Фурнез сегодня - это музеей, мастерская художников и ресторан.

Ресторан "Фурнез" закрылся в 1906 году. Но, почти век спустя, в 1990 году была проведена его полная реставрация, после чего ресторан обрел былую популярность. Кроме этого, "Дом Фурнез" теперь может похвастаться музеем и мастерской художников с репродукциями импрессионистов. 

6. На картине можно найти самых близких друзей Ренуара

 

Художник Кайботт беседует с актрисой Анжель Лего и журналистом Маджиоло.  

Художник Кайботт беседует с актрисой Анжель Лего и журналистом Маджиоло.

Художник по очереди приглашал своих друзей в ресторан, чтобы те позировали ему. На заднем фоне в цилиндре сидит Шарль Эфрусси, коллекционер искусства и историк. Он разговаривает с поэтом Жюлем Лафоргом. Справа изображены приятели Ренуара Эжен Пьер Лестренге (работник Министерства внутренних дел) и Поль Лот (журналист), который флиртует с известной актрисой Жанной Самари. В правом нижнем углу изображен богатый покровитель Ренуара и его коллега художник Кайботт, который беседует с актрисой Анжель Лего и итальянским журналистом Маджиоло. 

7. Девочка с щенком стала женой Ренуара и моделью для его картин

 

Ренуар неоднократно изображал жену на картинах.  

Ренуар неоднократно изображал жену на картинах.

У Алины Шариго, которая работала швеей и периодически подрабатывала моделью для художников, начался страстный роман с художником-импрессионистом. Хотя у них родился первый сын в 1885 году, пара официально сочеталась браком только в 1890. Всего у Ренуара и Шариго было трое детей. Художник неоднократно изображал свою жену на картинах, таких как "Танец в деревне", "Завтрак гребцов", "Мадам Ренуар с собачкой" и "Материнство". 

8. На картине есть семья владельца ресторана

 

Дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез.  

Дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез.

Альфонс Фурнез открыл ресторан в 1860 году. Двадцать лет спустя Ренуар изобразил Альфонса на картине "Завтрак гребцов" вместе с детьми. Девушка, которая оперлась на перила, - дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез. А ее брата Альфонса Фурнеза младшего можно найти в левом нижнем углу картины. 

9. Местный весельчак

 

Бывшей мэр колониального Сайгона барон Рауль Барбье.  

Бывшей мэр колониального Сайгона барон Рауль Барбье.

На картине можно найти бывшего мэра колониального Сайгона барона Рауля Барбье, который был душой любой компании. Он сидит в котелке и что-то рассказывает мисс Фурнез. 

10. Женщина со стаканом — известная актриса и модель

 

Французская актриса Эллен Андре.  

Французская актриса Эллен Андре.

Прямо в центре картины изображена Эллен Андре, которая как-будто обособлена от остальных людей и ни с кем не разговаривает. Французская актриса запомнилась больше всего, как модель для художников-импрессионистов. Кроме "Завтрака гребцов", она была изображена на картинах Эдуара Мане "Слива" и Эдгара Дега "Абсент". 

11. "Завтрак гребцов" отображает смешение классов во французском обществе

Мужчины и женщины из разных слоев общества, отдыхающие вместе, наглядно показывают, как на то время во французской культуре происходило смешение разных социальных классов и создавалась новая буржуазия. 

12. Картина стала популярной с момента ее премьерного показа

"Завтрак гребцов" дебютировал в 1882 году на седьмой выставке импрессионистов, где три критика отметили, что это лучшая картина на выставке. 

13. Шедевр Ренуара был продан в Америку

meshok.net


Смотрите также