Поминальная трапеза в православной традиции. Поминальный обед православие


Православные похороны и проведение поминок

Проведение поминок по усопшим существует в христианской церкви с самого начала ее основания. Особые дни для этого по православному обычаю — 3, 9 и 40 день после смерти. Кроме того, близкие люди поминают умерших в годовщину, день рождения, день Ангела.

Поминки после похорон проводят на третий день после кончины, когда, в соответствии с учением церкви о жизни за гробом, душа возносится на небо для поклонения Богу. Даже те славяне, которые при жизни нечасто посещали церковь, соблюдая посты и предаваясь молитвам, у последней черты выражают желание, чтобы их похороны и поминки проходили в соответствии с православными традициями.

Значение отпевания

Тело усопшего омывают, одевают в новую чистую одежду, покрывают саваном — белым покровом, подобным которому пользуются при крещении и означающим, что новопреставленный сохранил данный тогда обет. Провести омовение умершего должны не родные ему пожилые женщины. На покойном должен быть нательный крестик. На лоб усопшего надевают бумажный венчик с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В руки вкладывают икону Спасителя. Гроб с покойным ставят посреди комнаты, зажигают вокруг него свечи. Перед тем как вынести тело из дома, священник совершает краткую заупокойную литию с каждением, знаменующим, что душа преставившегося, подобно кадильному фимиаму, возносится на небо. В некоторых регионах сохранился обычай при выносе тела и прощании с ним возле дома бить в колокол.

Гроб с покойным приносят в храм для отпевания, без которого душа усопшего не находит покоя.

Устанавливают его головой на запад, ногами — на восток, лицо открыто. Пришедшие с похоронной процессией в церковь держат в руках горящие свечи и молятся о том, чтобы душа прошла все испытания после смерти. Заупокойное богослужение возносит мольбу о прощении грехов, напутствует и провожает усопшего в другой мир, выказывает ему почтение. От лица покойного поются древние стихиры со словами: «Видя… лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте!…»Настиг… страшный час смерти… уже более не поживу с вами!«…»Помолитесь!«…»Придите, дайте последнее целование!« Церковная молитва любящих близких людей за умершего должна исходить от сердца.

Отпевание умеренного в церкви

Отпевание умеренного в церкви

Церковь отказывает в отпевании не крещенным в православной церкви, самоубийцам и тем, кто при жизни позиционировал себя атеистом или являлся гонителем верующих.

Погребение и захоронение урны

При прощании целуют венчик и икону, находящуюся в гробу, просят у покойного прощения и молят простить его за то, в чем он был виновен сам. После этого икону вынимают и тело полностью накрывают покрывалом, священник крестовидно посыпает тело землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней», и гроб закрывают крышкой. На кладбище его опускают в могилу так, чтобы лицо усопшего было направлено к востоку. Священнослужитель бросает землю на гроб крестообразно. В ногах усопшего устанавливают крест, как символ спасения, таким образом, чтобы на него было направлено лицо покойного.

В крупных перенаселенных городах все чаще по желанию усопшего или его родственников тело кремируют. Захоронение урны с прахом после кремации может проводиться, как и погребение в гробу: выделяется маленький участок, выкапывается могила. Панихиды и отпевание совершаются, как обычно, но молитвы с венчиком остаются у родных. При кремации в гробу не оставляют святынь. Согласно традициям православной церкви, прах должен быть предан земле. Урну захоранивают, в яму опускают молитву и венчик, предавая их тлению.

Православные похороны дают осознание значения человеческой жизни, сплачивают семью и помогают справиться с болью утраты.

Погребение совершают до захода солнца, не проводят его в день Святой Пасхи и в Рождество Христово.

Поминальная трапеза

После похорон семья покойного собирает его родных, близких и друзей на поминальный обед, который является продолжением богослужения и прощания. Несмотря на то что все эти хлопоты горькие, каждая семья старается организовать поминки как можно лучше, выразив этим любовь и уважение к почившему. Обычно приглашают всех, кто был на похоронах. Если накрыть стол предполагают в доме покойного, то после выноса гроба с его телом моют полы, убирают мусор, устанавливают портрет умершего, зажигают свечи. Организация поминок возможна в кафе или траурном зале ритуальной службы. Меню обсуждается и составляется заранее.

Поминальная трапеза

Накрывать стол нужно непраздничной посудой. Какие блюда готовят на поминки? Начинается трапеза с кутьи, кроме нее обязательно подают блины и кисель. Готовят лапшу, овощи, рыбу, мясо, сдобные булочки. В вазочки раскладывают конфеты. На поминки не нужно устраивать грандиозное застолье, чтобы столы ломились от изысканных яств. В наши дни редкая поминальная трапеза обходится без спиртных напитков, однако сладкие и игристые алкогольные напитки должны быть исключены.

Православные поминки после похорон непродолжительны, их еще называют скорбными. Уходя, гости не говорят «спасибо».

Как проводить поминки во время православного поста? Ограничения касаются только Великого поста. Если поминки пришлись на самые строгие его недели (1, 4 и 7), собирается лишь близкая родня. В будние дни Великого поста поминовение на 9 и 40 дней не делают, их переносят на субботу или воскресенье, только не на Вербное. Не будучи уверенными в правильности определения дня поминок в конкретном случае, обратитесь за советом к священнику вашей церкви. Молиться за усопших можно всегда. Поминки в пост в день похорон нужно организовывать, подавая для трапезы такие блюда:

Постные поминки начинаются с вкушения кутьи. На Благовещенье и Вербное воскресенье можно подать рыбу. Исключается из меню мясо, молоко, яйца, животные жиры. Не допускаются алкогольные напитки. Пьют квас, кисель, компот, сок.

Поминальный этикет

На поминки без приглашения не приходят. Правила поведения на этом мероприятии основаны на скромности и уважении к покойному и его семье. Как организовать поминки, чтобы они не превратились в повод вкусно поесть и обсудить новости? Главное место за столом занимает хозяин дома, возле него размещаются родственники и близкие люди. Детей рассаживают обычно в конце стола. Приглашает приступить к трапезе один из родных покойного, чаще всего старший. Застольные речи посвящаются усопшему, его добрым земным делам и утешению родных.

У православных христиан существует традиция за поминальным столом молиться об умершем.

Правила этикета на поминках запрещают громко разговаривать, чокаться, смеяться, активно двигаться, жестикулировать, спорить, нарушать порядок выступлений и оскорблять память усопшего. За столом нельзя рыдать, причитать. Если трудно справиться с эмоциями, следует найти уединенное место. В конце поминального обеда родные встают, самая старшая женщина благодарит пришедших на поминки за добрые слова и желает всем здоровья. Уходящим раздают выпечку и конфеты с поминального стола.Многие приметы и церемонии, связанные с похоронами и поминками, дошли до нас из далекого язычества. Ничего общего не имеют с православным христианством такие обычаи:

Обычай ставить для умершего на столе и на могиле еду тоже языческий.

Славянские церковные поминки по усопшим проводят в родительскую, Дмитриевскую и Троицкую субботу, Радоницу. В эти дни в церкви заказывается заупокойная служба, раздается милостыня. После этого идут на кладбище, чтобы поправить могилки и пообщаться с ушедшими. Самое лучшее, что люди могут сделать для своих умерших — сердечно помянуть и молиться о них.

Похожие статьи

 

 

propohoroni.ru

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки — обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Фото Владимира ЕШТОКИНА

foma.ru

Дни особого поминовения усопшего / Православие.Ru

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" — "Да, конечно". — "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

www.pravoslavie.ru

Традиции и обычаи православных поминок

Православные поминки

Православие — одна из самых распространенных религий в нашей стране. Со времени введения христианства на Руси прошли века, и традиции прощания с усопшими сформировались очень давно. Тем не менее, специфика современной жизни вносит свои коррективы даже в порядок проведения скорбных ритуальных мероприятий. Правила поминок стали мягче, православные поминки сегодня очень часто проводятся в произвольной форме, порой сохраняя в качестве основы лишь поминальное меню.

Вспомним, как это было у наших предков. В те далекие времена обычаи поминок только формировались, и смысл их был несколько иным. Поминальные столы накрывали не столько для членов семьи и близких друзей, сколько для тех, кто жил бедно и постоянно нуждался в помощи — неимущих соседей, нищих, калек, странствующих в поисках милостыни. Все они могли подойти к столам, произнести молитву и досыта поесть. Считалось, что молитва таких людей и их благодарность идет из глубины души, а значит, обязательно дойдёт до Бога и будет услышана. А значит, у усопшего будет больше шансов обрести вечную жизнь в Царствии Небесном, так как за него просит Господа много людей.

Как справляют поминки сегодня? От стародавних времен сохранилась традиция в день похорон, на 9 и на 40 дней, пока судьба души усопшего еще не решена на небесах, на поминки пускать всех желающих. Никому не возбраняется участвовать в поминальной трапезе — пусть даже это будет малознакомый человек, он может наравне со всеми сесть за поминальный стол. Именно по этой причине обычаи поминок не предусматривают приглашения кого-либо на 9 и 40 дней. Впрочем, вполне уместно оповестить круг близких людей о времени и месте проведения поминального обеда.

Православные поминки на годовщину смерти, напротив, принято устраивать лишь для приглашенных. Поминальный обед или ужин проходит в узком кругу — среди членов семьи и самых близких друзей. Чтобы случайный визитер не нарушил атмосферу мероприятия, его зачастую проводят не дома, а в кафе или в ресторане. Считается дурным тоном без приглашения являться на такие поминки. Традиции не указывают, что необходимо приносить с собой на поминки. Тем не менее, понятно, что похороны и установка памятника являются дорогостоящими мероприятиями, поэтому принято по мере возможности передавать членам семьи определенную сумму денег на эти расходы.

Если вы непременно хотите соблюсти на поминки православные традиции, то вам стоит знать: перед поминальной трапезой необходимо читать 17 кафизму из Псалтири (молитву для всех читает кто-нибудь один), а затем «Отче наш» (каждый читает сам — негромко или про себя). Прежде чем приступить к трапезе, обязательно отведывают кутью (колево) или рис с изюмом. Это кушанье должно быть предварительно освящено в православном храме. Кутья, состоящая из зерен пшеницы с медом или риса с изюмом, символизирует воскресение (зерна, способные прорастать сквозь землю) и духовную сладость вечной жизни в Царствии Небесном (мёд, изюм).

Сегодня ведутся бурные дискуссии о том, как делать поминки: с алкоголем или без него. Православная церковь не поощряет пьянства и выступает против возлияний на поминках по нескольким причинам. Прежде всего, обычаи поминок предусматривают чтение молитв, а затуманенный алкоголем разум и обращенная к Господу молитва — вещи несовместимые. К тому же «питие — есть веселие души». А о каком веселье может идти речь, когда мы провожаем в последний путь близкого человека, скорбим об усопшем, выражаем искренние соболезнования членам семьи и друзьям? Иногда больно смотреть, как справляют поминки с избытком спиртного на столах. Люди расслабляются, забывают, по какому скорбному поводу собрались. Многие не только переходят к разговорам на посторонние темы вместо того, чтобы вспоминать самое лучшее о человеке, который только что ушел из жизни, но и начинают петь мирские песни. Это никак не вяжется с религиозным смыслом поминок — забытая всеми душа усопшего не дождется молитвенной поддержки от собравшихся за таким поминальным столом. Алкоголь на поминках — отголосок язычества. В то же время проведение поминок без спиртного сегодня редкость. Большинство серьезных компаний, специализирующихся на ритуальных услугах, не включают спиртное в меню поминального обеда, не предлагают карту вин при его заказе, но позволяют клиентам по желанию привезти и поставить на стол алкогольные напитки. В любом случае клиенты решают сами, как им поминать своих усопших.

Еще одно нововведение, это ставить портрет усопшего с траурной ленточкой и рюмку с водкой, накрытую кусочком хлеба, проводя поминки. Традиции православия ничего не говорят о портрете. Однако, рюмка перед ним неуместна по вышеописанным причинам.

Меню на поминки составляется по определенным правилам. Мы не будем подробно рассматривать здесь этот вопрос, так как он подробно освещен на отдельной странице сайта (в том числе постное меню).

Добавим только, что, покидая поминальный, стол хорошим тоном считается подойти к близким родственникам для последних слов ободрения и прощания. Благодарить за еду не принято. Поминки по православным канонам предусматривают также чтение молитв "Благодарим Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть..." по окончании поминальной трапезы.

pominki-org.ru

народные традиции и мнение священников

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

pic

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.

pic

Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Традиционные православные поминки - Поминальная Трапеза

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей. В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать. Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного. За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций. Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки. Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет. Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение. По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь. Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки. На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства. Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле. Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу. Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь. В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней. Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем. На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться. Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги. Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

Поминальная трапеза в православной традиции

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе. Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...". К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой. В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные). В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей. Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема. Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед. Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным. В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи). Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном. Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства. При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой. Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх. Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба. Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие. Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.

Поминальная трапеза в православной традиции

Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово. Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя. При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен. Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки. Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать. Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать. Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам. После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью. После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур. Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату. Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей. Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года. В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх. Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова. В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение. В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

www.pomin-trapeza.ru

Вопрос священнику. О поминовении усопших

Вопрос священнику. О поминовении усопших

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

 

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

 

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

 

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

 

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

 

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

 

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

eparhia-saratov.ru


Смотрите также