Средневековье: столовые премудрости и этикет. Представьте что вам нужно накрыть стол к обеду в доме 16 века


Средневековье: столовые премудрости и этикет

Представьте себе, что к вам пришел гость, который во время еды ест правой рукой и при этом одновременно сморкается в левую. Вряд ли нашлись бы хозяева, потерпевшие такое поведение за столом, а между тем всего пятьсот лет назад подобное поведение было признаком прекрасного воспитания человека.

Трапезы в средние века состояли из мяса, дичи, рыбы, хлеба, различной выпечки, а также вина.Средневековая кухня едва ли была бы для нас удобоваримой. Она была слишком грубой и остро приправленной. Несмотря на дороговизну пряностей, их использовали в чрезмерных количествах и неразборчиво.В раннем средневековье не имели представления о скатертях, не знали тарелок, вилок, даже ложек. Тяжелые дубовые столы имели на гладкой поверхности углубления, в которые и раскладывалась еда.

Рыцари ели за столом, в то время как женщины принимали пищу в отдельных помещениях. Соответственно грубыми были и застольные нравы: ели неумеренно и чрезмерно, а еще больше пили. Убийства, за столом не были редкостью.И только в XI столетии, когда возник культ женщины и дам стали приглашать за стол, начали утончаться и застольные обычаи. Стало обязательным мыть руки дважды - перед началом застолья и после его завершения.

Применительно к обществу 11-13 веков уже можно говорить о правилах поведения за столом и определенных этикетных установлениях. Пировали за вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или чаще за столами в форме букв Т или П, где маленький <главный> стол предназначался для хозяина и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены.

Когда все места за столом оказывались занятыми, появлялся главный распорядитель и вел за собой мальчиков- пажей, которые несли из кухни кушанья на огромных тарелках. Главный резчик разделывал жаркое на порции, используя для этого тонкий нож с богато инкрустированной рукояткой

Каждый рыцарь сидел рядом со своей дамой, и они ели из одной миски и пили из одного бокала. Еду с блюда церемонно брали тремя пальцами. Наиболее благородные и искушенные мужи оттопыривали при этом безымянный палец и мизинец в сторону. Это считалось признаком хорошего тона вплоть до XVI века.

Супы и соусы выпивали прямо из посудины с ручками по бокам для удобства, так как ложкой стали пользоваться только к концу средневековья, причем вначале только для того, чтобы поднести ко рту конфету. Ложки изготовляли единичными экземплярами из благородных металлов, украшали драгоценными камнями, и нередко гости приносили с собой дорогие ложки.Во времена миннезингеров еще не знали салфеток, но вокруг стола закреплялась собранная по краю в складки полотняная ткань, которой обтирали рот и жирные руки. В XIII столетии начали использовать столовые полотенца.

Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было: мужчины и женщины сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали собакам. Мясо отрезали своим ножом.

Скатерти и салфетки были широко распространены, часто сшиты из дорогих тканей и богато вышиты, но использовались не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирали руки, а салфетки могли быть использованы, например, для того, чтобы завернуть еду и унести с собой, что не считалось дурным тоном.

К этому времени застольный этикет стал более утонченным. Уже считалось неприличным за столом пристально всматриваться в лица, сопеть, издавать громкие звуки при еде, откидываться назад (прислоняться к стене), класть обглоданные кости в общее блюдо, облизывать рот перед питьем или пить с полным ртом.

Дамам надлежало перед банкетом сытно поесть в дамской комнате, чтобы за столом они угощали своих кавалеров, подавая им лучшие куски. Дамам было неприлично громко смеяться й слишком жадно и много пить. Считалось недопу стимым обсуждать вкус и качество блюд. Гостей развлекали клоуны и артисты, позже давались настоящие музыкальн концерты с барабанами, валторнами другими инструментами и хоровым пением.После завершения пира столы убирались и выносились из зала.

13 век

12 век

Первые правила поведения за столом появились в Европе не раньше XV века, и многие из этих рекомендаций показались бы нам необычайно дикими. Воспитанный гость не должен был предлагать своему сотрапезнику кусок, который начал есть сам, ему запрещалось чесаться или изучать содержимое своего носа той же рукой, которой он берет кушанья. Представитель высшего общества не должен был класть свой кусок обратно на общее блюдо, ковырять ножом в зубах или жадно набрасываться на еду. Современному человеку эти правила кажутся признаками того, что средневековое общество было чрезвычайно невоспитанным, однако они, напротив, улучшали культуру поведения за столом с учетом особенности трапезы.

Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому.

Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола. В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами.ем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.

Вилка. Серебро, горный хрусталь, гравировка, позолота. Ок. 1500 г. Германия. Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам; Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы.

Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало тогдашние застольные манеры утонченнее, если еще в 17 веке рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. В 18 веке необходимостью стало соблюдать за собой чистоту, накладывать пищу своей ложкой, не есть с ножа и не сморкаться во время еды.

Признаками роскошного стола в этот период являлись уже не только серебряная посуда, дорогие скатерти, салфетки, свечи и светильники, как это было в 16-17 веках, но и изысканные блюда,

В средние века прислуга знатных господ наделялась определенными полномочиями. Так, на дворецкого возлагалась ответственность за хозяйство, принадлежащее дворянину. Дворецкому же, в свою очередь, подчинялся обер-церемониймейстер - главный распорядитель обеда. Ниже рангом были слуги.

Трапеза начиналась с того, что буфетчик приносил хлеб, завернутый в салфетку, тренчеры, столовые приборы - ложку и специальные ножи, солонку. Эти предметы предназначалось для хозяина. Все раскладывалось на главном столе перед хозяйским местом. Затем буфетчик проверял остальные столы.Зал заполнялся гостями, однако в этот момент за стол разрешалось сесть только хозяину. Мажордом, виночерпий и резчик, перевесив через плечо полотенца, вели гостей в комнату для омовения рук.

Резчик, трижды поклонившись, направлялся к хозяину, становился перед ним на колени, снимал с солонки крышку и пододвигал солонку своему господину. Затем резчик освобождал от салфетки хлеб, отрезал от тренчера и от хлеба по небольшой трубочке - снимал пробу.

В это время сервировочные столы уже были заставлены блюдами, с которых снимали пробу дворецкий и главный повар -все для того, чтобы исключить опасность отравления господина. За этой процедурой строго следил мажордом.В средние века для украшения и разделки мяса и птицы существовало множество сложных инструкций, и верхом мастерства резчика мяса было умение в кратчайшие сроки, ловко и быстро управиться с работой.

Напитки тоже подвергались дегустации. После этого, эль (а для особо почетных гостей - вино) подавалось на столы, причем непременно таким образом, чтобы их подача совпадала с подачей первого мясного блюда.Пробу с блюд снимали старшие слуги. Им же поручалось следить за ходом пиршества: не допускалось, чтобы кто-то из приглашенных лиц был плохо обслужен. Когда трапеза была окончена, слуги убирали со стола.

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь.

Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д.

Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов. Например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение.

Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения. Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе.

Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю.

Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора.

Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней.При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV, где стараниями <короля-солнца> была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения.

Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: <Я подумаю об этом>.

Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи - на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не было, но все они стремились к ней ради своих жен.

Понятно, что в таких условиях принципиальное значение придавалось вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести (например, нести свечу в королевской опочивальне), мог получить дополнительные социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.

Чины, милости, деньги, поместья - все добывалось именно при дворе, в толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые материальные выгоды.

Очевидно, что придворные обязательства требовали от дворянина определенных качеств. Сохранились руководства по поведению того времени, из которых одним из самых известных является сочинение графа Кастильоне <Придворный>. Согласно ему придворный должен быть любезен и внимателен, избегать сплетен, злоязычия и лжи.

Его манеры должны были выглядеть естественными без неловкости, он обязан был хорошо говорить на нескольких языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери, петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья.

На войне ему рекомендовалось избегать ненужного риска, если он находился вне поля командира. Вежливость его должна была возрастать в зависимости от ранга собеседника, а по отношению к королю его манеры должны были напоминать поведение слуги перед господином. Понятно, что не все из этих норм осуществлялись на практике, но правила поведения по отношению к королю необходимо было соблюдать неукоснительно.

Популярны в Средневековье были и пиры, о которых современным историкам известно куда больше, чем о простых обедах. Все пиршества организовывались в соответствии с существовавшими тогда порядками, столы сервировались особым способом, по-особому происходило и размещение гостей за столом. Многие сведения о том, как проходили средневековые пиры, дошли до наших дней.

В длинном зале размещали столы - вдоль стен и в центре..В конце зала возвышался помост, где занимал место хозяин, члены его семьи и некоторые из гостей. Они усаживались вдоль длинного стола, обращаясь лицом к центру помещения и к галерее у противоположной стены, где играли музыканты.

Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы: ложка, кубок (золотой или серебряный) и нож. Кушанья подавались на металлических широких блюдах. Кроме того, у каждого столового прибора клали по кусочку хлеба. Гости рассаживались за стол и затем мыли руки. Для этого слуги вносили кувшины с водой и полотенца. Только после этого присутствующие приступали к еде. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. А человеком, который внимательно следил за сменой блюд и работой слуг, был специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства.

По правую руку хозяина размещался стол, предназначавшийся для почетных гостей. На этот стол подавались те же блюда, что и для хозяев. Еще один стол располагался напротив.Менее почетных гостей на больших пиршествах могли вообще разместить в других помещениях, представители же состоятельной знати пировали в главном зале.

За галереей можно было обнаружить двери, которые вели на кухню, в погреб, кладовую и буфетную комнату, где располагались сервировочные столы. В этой же комнате (либо в соседней) хранилась посуда, скатерти и салфетки.

В качестве первого блюда на парадном обеде в средневековой Европе подавали мясо. Это мог быть, например, жареный олень, куски которого предварительно раскладывали на большом блюде и поливали острым соусом. К столу могли подавать также жареных павлинов и лебедей.

Слуги и оруженосцы тут же разливали в кубки гостей ароматные вина. Помимо прочих блюд, средневековый барон угощал своих гостей такими кушаньями, как рагу из мяса оленя, колбасы из мяса каплуна, жареные бараньи ножки с шафраном, мясо кабана со сливами и изюмом, жареная крольчатина и зайчатина, мясо домашней птицы. Далее к столу подносили пироги и десерт. Десерт мог состоять из фруктов (финики, яблоки) и пирожных. После десерта гости вновь принимались за мясные блюда, приправленные большим количеством пряностей: перцем, толченым мускатным орехом, имбирем и гвоздикой.

В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, например, свод норм гласил, что гостям не надлежит есть пищу руками и разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа об одолжении кубка, если свой не опустошен. Кроме того, приглашенные на обед должны были быть скромными и довольными теми кушаньями, которые им предлагал хозяин..

Обычно на званые обеды приглашались почетные гости - священнослужители. И для них подготавливали заранее специальное меню.

В общем виде, любое меню - независимо от статуса тех, для кого оно предназначалось, состояло из двух перемен, каждая из которых включала в себя несколько блюд из рыбы, мяса либо птицы, и была дополнена 2-3 сладкими блюдами. Для особых гостей отдельно подавали десертные блюда.

Тем, кто сидел за главным столом, прислуга подносила блюда. Для остальных же присутствующих блюда выставлялись на отдельные столы, с которых гости сами накладывали себе еду на тарелки. Каждое блюдо заблаговременно был поделено на порции, и, надо сказать, что одна порция рассчитывалась на двух (и иногда даже четырех!) человек. Гости могли раскладывать еду на свои тренчеры либо кушать из одной тарелки. Кстати, встречалось и такое, что сразу несколько присутствующих гостей пользовались между собой одним кубком.

Иногда пиршество состояло из трех блюд и специальных угощений. Так, после каждой перемены наступал черед особых лакомств, одним из которых была резная сахарная скульптура - "sotelte". Ее можно было даже попробовать на вкус. Иногда перед второй переменой в праздничный зал специальная группа людей вносила украшенного лебедя или павлина. Ближе к завершению вечера хозяин раздавал главным гостям заранее приготовленные подарки, после чего наступал черед развлечений и напитков.

Однако парадный обед,например. в замке средневекового европейского барона сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и пением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела. В распоряжении музыкантов были в то время различные музыкальные инструменты: арфа, гусли, лютня.После завершения обеда гости вставали из-за стола, мыли руки и расходились по залам замка. Вечером хозяин созывал гостей и радушно приглашал присутствующих пройти в обеденный зал, чтобы послушать там исполнителя исторических песен. Его песни посвящались славным подвигам легендарных рыцарей и святых. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали стол, но уже для парадного ужина. Только после окончания ужина некоторые из гостей покидали замок гостеприимного барона. Согласно правилам этикета, хозяину надлежало проводить до коня или повозки каждого из гостей. Они выпивали по кубку вина и прощались. Те из приглашенных, кто по каким-либо причинам не пожелал уехать, могли провести ночь в одном из покоев замка.

На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки. Историю этикета, его развитие и трансформацию с течением времени можно проследить по памятникам литературы и культуры. Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.

Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета. Еще в средние века появился обычай сажать вместе мужчин и женщин, и тогда обычай есть и пить из общего прибора естественным образом приводил к беседе между соседями, часто не желавшими быть услышанными. Позже, в 15-16 веках, когда в знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале, правила застольной беседы продолжают развиваться. Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.

Во все времена считалось, что молодежь должна была больше молчать, прислушиваясь к словам старших. Для молодого человека 15-16 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление. В 18 веке уже считалось дурным тоном говорить слишком громко, привлекая к себе излишнее внимание, а также много говорить о себе и упорно настаивать на своей точке зрения. Вообще споры никогда не приветствовались в застольной беседе и их положено было избегать. Идеальной в 18-19 веках считалась ситуация, когда все приглашенные могли свободно вступить в беседу, не обременяя своими монологами.

В те времена поведение за столом регламентировалось правилами этикета, во всех подробностях освещенными в средневековых изданиях для молодого поколения. Большая часть правил касалась чистоплотности человека, его поведения во время совместной трапезы. (Здесь имеется в виду ситуация, когда порция была общей и предназначалась не для одного человека.) Не разрешалось принимать пищу с грязными руками и нечищеными ногтями. Не допускалось ковыряние ножом в зубах, шумное поглощение пищи, обгладывание костей и т.д. Запрещалось чесать за столом голову, крошить хлеб в общую тарелку, т.е. любым образом проявлять неуважение по отношению к остальным присутствующим за столом.

Многие из этих правил сохранились до настоящего времени, другие давно забыты, но общие принципы общения людей за одним столом сохранились и в наше время - беседа должна быть более или менее общей и не доставлять неудовольствия никому из приглашенных.Вежливости и опрятности уделялось огромное внимание: именно они считались основополагающими хороших манер. Надо сказать, что этикет в средние века имел такое серьезное значение - такое, что многие знатные люди бережно переписывали правила благородного поведения от руки для того, чтобы позже передать своим потомкам.А вот в качестве бонуса такая памятка, может пригодится !

http://fishki.net/1633886-srednevekove-stolovye-premudrosti-...

myhistori.ru

Cтоловые премудрости Средневековья - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Представьте себе, что к вам пришел гость, который во время еды ест правой рукой и при этом одновременно сморкается в левую. Вряд ли нашлись бы хозяева, потерпевшие такое поведение за столом, а между тем всего пятьсот лет назад подобное поведение было признаком прекрасного воспитания человека…

Трапезы в средние века состояли из мяса, дичи, рыбы, хлеба, различной выпечки, а также вина. Средневековая кухня едва ли была для нас удобоваримой. Она была слишком грубой и остро приправленной. Несмотря на дороговизну пряностей, их использовали в чрезмерных количествах и неразборчиво.

В раннем средневековье не имели представления о скатертях, не знали тарелок, вилок, даже ложек. Тяжелые дубовые столы имели на гладкой поверхности углубления, в которые и раскладывалась еда.

Рыцари ели за столом, в то время как женщины принимали пищу в отдельных помещениях. Соответственно грубыми были и застольные нравы: ели неумеренно и чрезмерно, а еще больше пили. Убийства, за столом не были редкостью.И только в XI столетии, когда возник культ женщины и дам стали приглашать за стол, начали утончаться и застольные обычаи. Стало обязательным мыть руки дважды - перед началом застолья и после его завершения.

Пир в доме Иова, византийская миниатюра 14 века

Применительно к обществу 11-13 веков уже можно говорить о правилах поведения за столом и определенных этикетных установлениях. Пировали за вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или чаще за столами в форме букв Т или П, где маленький “главный” стол предназначался для хозяина и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены.

Когда все места за столом оказывались занятыми, появлялся главный распорядитель и вел за собой мальчиков- пажей, которые несли из кухни кушанья на огромных тарелках. Главный резчик разделывал жаркое на порции, используя для этого тонкий нож с богато инкрустированной рукояткой

Каждый рыцарь сидел рядом со своей дамой, и они ели из одной миски и пили из одного бокала. Еду с блюда церемонно брали тремя пальцами. Наиболее благородные и искушенные мужи оттопыривали при этом безымянный палец и мизинец в сторону. Это считалось признаком хорошего тона вплоть до XVI века.

Супы и соусы выпивали прямо из посудины с ручками по бокам для удобства, так как ложкой стали пользоваться только к концу средневековья, причем вначале только для того, чтобы поднести ко рту конфету.

Ложки изготовляли единичными экземплярами из благородных металлов, украшали драгоценными камнями, и нередко гости приносили с собой дорогие ложки. Во времена миннезингеров еще не знали салфеток, но вокруг стола закреплялась собранная по краю в складки полотняная ткань, которой обтирали рот и жирные руки. В XIII столетии начали использовать столовые полотенца.

Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было: мужчины и женщины сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали собакам. Мясо отрезали своим ножом.

Скатерти и салфетки были широко распространены, часто сшиты из дорогих тканей и богато вышиты, но использовались не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирали руки, а салфетки могли быть использованы, например, для того, чтобы завернуть еду и унести с собой, что не считалось дурным тоном.

К этому времени застольный этикет стал более утонченным. Уже считалось неприличным за столом пристально всматриваться в лица, сопеть, издавать громкие звуки при еде, откидываться назад (прислоняться к стене), класть обглоданные кости в общее блюдо, облизывать рот перед питьем или пить с полным ртом.

Дамам надлежало перед банкетом сытно поесть в дамской комнате, чтобы за столом они угощали своих кавалеров, подавая им лучшие куски. Дамам было неприлично громко смеяться и слишком жадно и много пить. Считалось недопустимым обсуждать вкус и качество блюд.

Гостей развлекали клоуны и артисты, позже давались настоящие музыкальн концерты с барабанами, валторнами другими инструментами и хоровым пением. После завершения пира столы убирались и выносились из зала.

Первые правила поведения за столом появились в Европе не раньше XV века, и многие из этих рекомендаций показались бы нам дикими.

Воспитанный гость не должен был предлагать своему сотрапезнику кусок, который начал есть сам, ему запрещалось чесаться или изучать содержимое своего носа той же рукой, которой он берет кушанья. Представитель высшего общества не должен был класть свой кусок обратно на общее блюдо, ковырять ножом в зубах или жадно набрасываться на еду.

Современному человеку эти правила кажутся признаками того, что средневековое общество было чрезвычайно невоспитанным, однако они, напротив, улучшали культуру поведения за столом с учетом особенности трапезы.

Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть.

В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому.

Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола.

В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами.Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды.

Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.

Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете.

В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам.

Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы.

Вилка. Серебро, горный хрусталь, гравировка, позолота. Ок. 1500 г. Германия.

Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало тогдашние застольные манеры утонченнее, если еще в 17 веке рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол.

В средние века прислуга знатных господ наделялась определенными полномочиями. Так, на дворецкого возлагалась ответственность за хозяйство, принадлежащее дворянину. Дворецкому же, в свою очередь, подчинялся обер-церемониймейстер - главный распорядитель обеда. Ниже рангом были слуги.

Трапеза начиналась с того, что буфетчик приносил хлеб, завернутый в салфетку, тренчеры, столовые приборы - ложку и специальные ножи, солонку. Эти предметы предназначалось для хозяина. Все раскладывалось на главном столе перед хозяйским местом. Затем буфетчик проверял остальные столы.

Зал заполнялся гостями, однако в этот момент за стол разрешалось сесть только хозяину. Мажордом, виночерпий и резчик, перевесив через плечо полотенца, вели гостей в комнату для омовения рук.

Резчик, трижды поклонившись, направлялся к хозяину, становился перед ним на колени, снимал с солонки крышку и пододвигал солонку своему господину. Затем резчик освобождал от салфетки хлеб, отрезал от тренчера и от хлеба по небольшой трубочке - снимал пробу.

В это время сервировочные столы уже были заставлены блюдами, с которых снимали пробу дворецкий и главный повар -все для того, чтобы исключить опасность отравления господина. За этой процедурой строго следил мажордом.

В средние века для украшения и разделки мяса и птицы существовало множество сложных инструкций, и верхом мастерства резчика мяса было умение в кратчайшие сроки, ловко и быстро управиться с работой.

Напитки тоже подвергались дегустации. После этого, эль (а для особо почетных гостей - вино) подавалось на столы, причем непременно таким образом, чтобы их подача совпадала с подачей первого мясного блюда. Пробу с блюд снимали старшие слуги. Им же поручалось следить за ходом пиршества: не допускалось, чтобы кто-то из приглашенных лиц был плохо обслужен. Когда трапеза была окончена, слуги убирали со стола.

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь.

Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д.

Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов. Например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение.

Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения. Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе.

Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели.

Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю.

Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора.

Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости.

Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней.

При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV, где стараниями <короля-солнца> была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения.

Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании.

Затем король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: “Я подумаю об этом”.

Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи - на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не было, но все они стремились к ней ради своих жен.

Понятно, что в таких условиях принципиальное значение придавалось вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести (например, нести свечу в королевской опочивальне), мог получить дополнительные социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.

Чины, милости, деньги, поместья - все добывалось именно при дворе, в толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые материальные выгоды.

Очевидно, что придворные обязательства требовали от дворянина определенных качеств. Сохранились руководства по поведению того времени, из которых одним из самых известных является трактат графа Кастильоне “О придворном”. Согласно ему придворный должен быть любезен и внимателен, избегать сплетен, злоязычия и лжи.

Его манеры должны были выглядеть естественными без неловкости, он обязан был хорошо говорить на нескольких языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери, петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья.

На войне ему рекомендовалось избегать ненужного риска, если он находился вне поля командира. Вежливость его должна была возрастать в зависимости от ранга собеседника, а по отношению к королю его манеры должны были напоминать поведение слуги перед господином. Понятно, что не все из этих норм осуществлялись на практике, но правила поведения по отношению к королю необходимо было соблюдать неукоснительно.

Популярны в Средневековье были и пиры, о которых современным историкам известно куда больше, чем о простых обедах. Все пиршества организовывались в соответствии с существовавшими тогда порядками, столы сервировались особым способом, по-особому происходило и размещение гостей за столом. Многие сведения о том, как проходили средневековые пиры, дошли до наших дней.

В длинном зале размещали столы - вдоль стен и в центре. В конце зала возвышался помост, где занимал место хозяин, члены его семьи и некоторые из гостей. Они усаживались вдоль длинного стола, обращаясь лицом к центру помещения и к галерее у противоположной стены, где играли музыканты.

Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы: ложка, кубок (золотой или серебряный) и нож. Кушанья подавались на металлических широких блюдах. Кроме того, у каждого столового прибора клали по кусочку хлеба.

Гости рассаживались за стол и затем мыли руки. Для этого слуги вносили кувшины с водой и полотенца. Только после этого присутствующие приступали к еде. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. А человеком, который внимательно следил за сменой блюд и работой слуг, был специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства.

По правую руку хозяина размещался стол, предназначавшийся для почетных гостей. На этот стол подавались те же блюда, что и для хозяев. Еще один стол располагался напротив.Менее почетных гостей на больших пиршествах могли вообще разместить в других помещениях, представители же состоятельной знати пировали в главном зале.

За галереей можно было обнаружить двери, которые вели на кухню, в погреб, кладовую и буфетную комнату, где располагались сервировочные столы. В этой же комнате (либо в соседней) хранилась посуда, скатерти и салфетки.

В качестве первого блюда на парадном обеде в средневековой Европе подавали мясо. Это мог быть, например, жареный олень, куски которого предварительно раскладывали на большом блюде и поливали острым соусом. К столу могли подавать также жареных павлинов и лебедей.

Слуги и оруженосцы тут же разливали в кубки гостей ароматные вина. Помимо прочих блюд, средневековый барон угощал своих гостей такими кушаньями, как рагу из мяса оленя, колбасы из мяса каплуна, жареные бараньи ножки с шафраном, мясо кабана со сливами и изюмом, жареная крольчатина и зайчатина, мясо домашней птицы.

Далее к столу подносили пироги и десерт. Десерт мог состоять из фруктов (финики, яблоки) и пирожных. После десерта гости вновь принимались за мясные блюда, приправленные большим количеством пряностей: перцем, толченым мускатным орехом, имбирем и гвоздикой.

В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, например, свод норм гласил, что гостям не надлежит есть пищу руками и разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа об одолжении кубка, если свой не опустошен. Кроме того, приглашенные на обед должны были быть скромными и довольными теми кушаньями, которые им предлагал хозяин..

Обычно на званые обеды приглашались почетные гости - священнослужители. И для них подготавливали заранее специальное меню.

В общем виде, любое меню - независимо от статуса тех, для кого оно предназначалось, состояло из двух перемен, каждая из которых включала в себя несколько блюд из рыбы, мяса либо птицы, и была дополнена 2-3 сладкими блюдами. Для особых гостей отдельно подавали десертные блюда.

Тем, кто сидел за главным столом, прислуга подносила блюда. Для остальных же присутствующих блюда выставлялись на отдельные столы, с которых гости сами накладывали себе еду на тарелки. Каждое блюдо заблаговременно был поделено на порции, и, надо сказать, что одна порция рассчитывалась на двух (и иногда даже четырех!) человек.

Иногда пиршество состояло из трех блюд и специальных угощений. Так, после каждой перемены наступал черед особых лакомств, одним из которых была резная сахарная скульптура - "sotelte". Ее можно было даже попробовать на вкус.

Иногда перед второй переменой в праздничный зал специальная группа людей вносила украшенного лебедя или павлина. Ближе к завершению вечера хозяин раздавал главным гостям заранее приготовленные подарки, после чего наступал черед развлечений и напитков.

Однако парадный обед, например. в замке средневекового европейского барона сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и пением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела. В распоряжении музыкантов были в то время различные музыкальные инструменты: арфа, гусли, лютня.

После завершения обеда гости вставали из-за стола, мыли руки и расходились по залам замка. Вечером хозяин созывал гостей и радушно приглашал присутствующих пройти в обеденный зал, чтобы послушать там исполнителя исторических песен. Его песни посвящались славным подвигам легендарных рыцарей и святых. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали стол, но уже для парадного ужина.

Только после окончания ужина некоторые из гостей покидали замок гостеприимного барона. Согласно правилам этикета, хозяину надлежало проводить до коня или повозки каждого из гостей. Они выпивали по кубку вина и прощались. Те из приглашенных, кто по каким-либо причинам не пожелал уехать, могли провести ночь в одном из покоев замка.

На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки. Историю этикета, его развитие и трансформацию с течением времени можно проследить по памятникам литературы и культуры.

Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.

Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета. Еще в средние века появился обычай сажать вместе мужчин и женщин, и тогда обычай есть и пить из общего прибора естественным образом приводил к беседе между соседями, часто не желавшими быть услышанными.

Позже, в 15-16 веках, когда в знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале, правила застольной беседы продолжают развиваться.

Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.

Во все времена считалось, что молодежь должна была больше молчать, прислушиваясь к словам старших. Для молодого человека 15-16 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.

Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление. В 18 веке уже считалось дурным тоном говорить слишком громко, привлекая к себе излишнее внимание, а также много говорить о себе и упорно настаивать на своей точке зрения.

Вообще споры никогда не приветствовались в застольной беседе и их положено было избегать. Идеальной в 18-19 веках считалась ситуация, когда все приглашенные могли свободно вступить в беседу, не обременяя своими монологами.

В те времена поведение за столом регламентировалось правилами этикета, во всех подробностях освещенными в средневековых изданиях для молодого поколения. Большая часть правил касалась чистоплотности человека, его поведения во время совместной трапезы. (Здесь имеется в виду ситуация, когда порция была общей и предназначалась не для одного человека.)

Многие из этих правил сохранились до настоящего времени, другие давно забыты, но общие принципы общения людей за одним столом сохранились и в наше время - беседа должна быть более или менее общей и не доставлять неудовольствия никому из приглашенных.

Вежливости и опрятности уделялось огромное внимание: именно они считались основополагающими хороших манер. Надо сказать, что этикет в средние века имел такое серьезное значение - такое, что многие знатные люди бережно переписывали правила благородного поведения от руки для того, чтобы позже передать своим потомкам.

Via

p-i-f.livejournal.com

Правила поведения за столом на Руси

Сегодня расскажу о традициях и правилах поведения за столом в X – XVII веках. То есть, до активного проникновения на Русь европейских традиций.

Каждому свое место за столом

Столы для трапезы обычно ставили не посредине комнаты, а придвигали к стене к лавкам, где у каждого члена семьи было свое место.

На Руси всегда строго соблюдали за столом старшинство.

как сидели за стололом на Руси

В переднем углу, у «верхнего» конца стола, под образами, сидел хозяин.

По правую руку от него – старший сын или младший брат. Чем дальше от хозяина, тем менее престижное считалось место

Места на лавках вдоль стены считались мужскими, а на приставных лавках располагались женщины.

Женщины в допетровское время за общий стол, когда собиралось много гостей, не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже.

Домострой:  «Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место. – Вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” – и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“– тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный вознесется». 

Приглашения

Без приглашения в гости не ходили («незваный гость хуже татарина»). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых.

Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном («по первому зову в гости не ездят»), так же, как и приходить первыми.

Начало трапезы

Пока семья и гости собираются, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.

Прежде чем садиться за стол, обязательно мыли руки, глава семьи произносил благодарственную молитву, и только потом можно было начинать трапезу.

Русский человек за столом должен был вести себя так же чинно, как в церкви. Накрытый стол у русских олицетворялся с ладонью Божьей.  Ни в коем случае не ругали еду, какая бы она не была, это считалось богохульством. Считалось, что Бог подает еду и ее надо чтить.

еда на столе, пирожкиПоведение за столом

Документ того времени о правилах поступления за столом.

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.

Как молодой отрок должен поступать, когда он с другими в застолье сидит

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то приведи себя в порядок по следующему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, не являйся, будто бы они бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый с блюда.

Не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь, первый не пей, будь воздержен и избегай пьянства.

Пей и ешь, не больше, чем тебе требуется, в меру, с блюда бери последним, когда что-то тебе предложат, то возьми часть из этого, прочее отдай другому и возблагодари его.

Руки твои пусть не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

Когда нужно выпить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Зубов ножом не чисти, но зубочисткой, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что пред тобой лежит, а остальное не хватай.

 Ежели кому-то положить хочешь что-то, не хватай перстами, как некоторые народы ныне привыкли.

Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне.

Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже.

Когда ешь яйцо, отрежь сперва хлеба и смотри, чтобы при этом не вытекло, и ешь быстро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

Когда перестанешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.

круглый стол на РусиЗавершение трапезы на Руси

Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности.

«Ломать стол» — вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие.

387

ЗДЕСЬ БУДЕТ РЕКЛАМА

cultura.menu

Сервировка древнерусского стола | Вечный студент

Утраченная Русь

Что же стояло на обеденных столах наших предков? Что входило в его сервировку?

Все что стояло на столе, называлось общим словом «судки».

Слово, кстати, интересное. Мы так привыкли, что наши корабли называем мы еще и синонимом «суда, судно». И никак не связываем в своем сознании это слово с посудой. А слова однокоренные.

Заметьте, каким художником и поэтом был человек, который, глядя на стол с мисками и плошками представил себе море с кораблями! А может, наоборот, голодный русский путешественник, глядя с высокого берега на плывущий корабль, представил себе блюдо с едой!

Итак, на столе судки, которые мы теперь называем посудой!

Самые огромные, оловянники, для жидкой пищи, носили работники из кухни вдвоем. Для этого к ручкам этих посудин были прикованы цепи. Сами по себе тяжелые, с тяжелыми оловянными крышками, они были серьезным испытанием для работников.

Чуть меньшими по объему были рассольники. В них носили как жидкую пищу, так и квашеные овощи: капусту, морковь, репу, — на закуску.

Итак, внесли в столовую работники тяжелые посудины на цепях. Теперь стольники разливают содержимое в мисы. То, что сейчас называем мы тарелками. В богатых домах мисы были серебряными. В домах простых — оловянными или деревянными.

Как можем мы догадаться, что в домах простых и стольником взяться было неоткуда. И подавала из печи на стол горшки с варевом, подцепив их ухватом, и разливала похлебку по мискам повариха или сама хозяйка.

Твердую пищу приносили из кухни в блюдах. В богатых домах были большие набор блюд — для каждого кушанья особые. Были блюда гусиные, были лебяжьи. Были особой формы блюда для овощей. Эти огромные тяжелые посудины тоже приспосабливались для носки вдвоем.

Скажем, лебедя на блюде сильный работник принести вполне может. А вот целого кабана или двухметрового осетра — тут уж требуется коллективная работа.

На столе кушанья разрезались стольниками на порционные куски и раскладывались на небольшие блюда,- блюдца. Однако, эти блюдца были далеко не чайные. Рассчитаны они были на то, чтобы есть с них вдвоем. Видимо, из экономических соображение. Посуда была дорогой роскошью.

А тарелки, «тарели» — они тоже были. Но не во всех домах, только в очень именитых. Это были скорее столовые украшения. Делались они из драгоценных металлов, из граненого хрусталя. На них раскладывали в центре стола изысканные продукты.

По-видимому, когда к 17 веку привилась привычка к роскоши и в обиходе появилось много серебряных мисок и блюдец для еды, то название «тарели» перешло на них и прижилось.

Ложки в то время были строго именными. В богатых домах очень красивые, серебряные, с фигурками на рукоятках и именем владельца. А люд попроще ходил всюду с собственной ложкой, которую носил обычно… в сапоге. Из гигиенических, видно, соображений.

Ножи были в то время предметом особой роскоши, гордостью хозяина-охотника. А за столом гостям ножей не полагалось. Вся пища разрезалась стольниками.

Далеко не везде к столу подавались вилки, и были они двузубыми. Использовались они для того, чтобы издалека подцепить лакомый кусок. А для еды и ложки было достаточно.

И обязательно стояли на столах приборы для соли, перца, горчицы и уксуса. Эти сосуды были в богатых домах очень красивы, часто из драгоценных металлов с финифтью.

Продолжение цикла:

Стирка в дотайдовскую эпоху

Поделиться ссылкой:

Похожее

olgaveiga.ru

небольшой урок по правилам этикета

Традиция семейного обеда постепенно уходит в прошлое. Это неизбежный процесс, вызванный постоянной занятостью членов семьи. Но в выходные дни женщина может создать особую, праздничную атмосферу, собрав за обедом дружное семейство. В этом случае пригодится урок правильной сервировки.

Содержание статьи

Чтобы накрытый к семейному обеду стол, создавая праздничное и торжественное впечатление, необходимо заранее позаботиться о наличии следующих предметов:

  • скатерть;
  • салфетки;
  • супница;
  • мелкая тарелка для хлеба;
  • большая тарелка в роли подставки;
  • суповая глубокая тарелка;
  • закусочная тарелка;
  • комплект столовых приборов;
  • отдельный нож для масла;
  • рюмочки, бокалы для вина либо стаканы для напитков;
  • масленка;
  • приборы для специй;
  • соусницы.

Скатерть желательно подобрать так, чтобы ее расцветка не выбивалась из общего интерьера. При этом лучше остановить выбор на ткани нейтральных светлых оттенков, которые не будут отвлекать внимание от трапезы. Если необходимо подчеркнуть значимость торжественного события, лучшим вариантом станет классическая белая скатерть.

Ткань должна быть накрахмалена и тщательно разглажена. Накрывая скатертью стол, следует проследить, чтобы ее края находились со всех сторон на одном уровне.

Предварительная сервировка включает в себя и такой не менее важный этап, как создание необходимого декора. Для этого следует немного потренироваться и научиться красиво складывать бумажные либо тканевые салфетки. А дополнит общую композицию букет цветов, расположенный в центральной части.

Чтобы сервировка обеденного стола была грамотной, необходимо соблюсти несколько несложных правил:

  • Большая тарелка располагается напротив члена семьи на расстоянии от кромки стола в 2-3 см. Поверх нее ставят суповую глубокую тарелку;
  • Тканевая салфетка лежит на тарелке или рядом с ней. Для бумажных салфеток чаще используют особые подставки;
  • С левой стороны от тарелки находятся вилки зубцами вверх. Если это праздничная трапеза, нужно положить 2 вилки – для закуски, а также горячего блюда. Для семейного обеда достаточно и одного прибора;
  • Нож и столовую ложку кладут традиционно с правой стороны. Острая сторона ножа при этом повернута к тарелке. Ложка лежит вниз вогнутой стороной. Как и в случае с вилкой, для праздничного меню необходимо предусмотреть 2 ножа – для закусок и горячего;
  • Приборы, предназначенные для горячих блюд, располагают дальше, а для закусок, напротив, ближе к тарелке;
  • Схема размещения соусниц, масленки и приборов для специй довольно проста. Приборы принято ставить в центральной части стола, чтобы каждый человек мог спокойно до них дотянуться;
  • Для хлеба и пирожков обычно предусматривается небольшая маленькая тарелочка, которую ставят выше и немного левее основной тарелки. Рядом с тарелочкой обязательно должен находиться специальный нож для масла;
  • Хлеб полается в хлебницах, которые принято ставить по бокам стола;
  • Супница должна находиться рядом с хозяйкой торжественного обеда;
  • Второе блюдо обычно подают порционно для каждого члена семьи или гостя. Если блюдо предполагается поставить на большом блюде, необходимо в комплект тарелок добавить еще одну – среднего размера;
  • Бокалы для вина или стаканы для прочих напитков размещают по диагонали справа от тарелки. Кстати, перед обедом бутылку с вином нужно открыть, так как положено подавать уже откупоренное вино.

Когда сидящие за столом насытились и развлеклись беседой, самое время подавать десерт. Однако перед этим следует убрать всю ненужную больше столовую посуду, смятые салфетки, приборы для специй.

В центральной части стола остается цветочная композиция и бокалы, а также рюмки, предназначенные для десертных вин. Необходимо смахнуть крошки со скатерти, используя небольшой совок с крышкой и сложенную салфетку. Слово «десерт» произошло от французского «desservir», что означает – уборка стола.

На семейном обеде обычно подают пирожки или печенье с горячим ароматным чаем. В этом случае схема сервировки к обеду стола будет максимально простой – стаканы для чая и вазочки для сладкого. Если подается большой пирог, необходимо напротив каждого члена семьи поставить десертную тарелочку.

В случае торжественного обеда накрываем стол десертными тарелками, при необходимости на которые ставят блюда, подаваемые в креманках. Десертная ложечка должна лежать над тарелкой вниз вогнутой стороной и ручкой вправо.

Сервировка стола к обеду может существенно различаться в зависимости от важности события, выбранного меню. Собирая за столом близких людей, можно особо не волноваться об этикете, выполняя минимальный вариант сервировки. Но при торжественном событии следует соблюсти «лицо» и накрыть стол в соответствии с правилами.

Видео: Сервировка стола к обеду

Понравиласьстатья?

Вам понравилась статья?

Рейтинг из

ДаНет

Спасибо за голос

mjusli.ru

Фен-шуй » Алтарь обеденного стола

Опубликовано в рубрике: Фен-шуй кухни

обеденный столОбеденный стол — это алтарь, на который мы подносим еду своим близким, а значит, он должен обладать особой энергетикой, способствующей вкушению пищи, сближению людей и теплому, дружескому общению. Поэтому к столу есть особые требования. Они таковы:1. Лучшим считается деревянный стол. Между людьми, разделяющими трапезу, происходит интенсивный обмен энергией — дерево гармонизирует этот процесс. В целом материал стола большого значения не имеет.

Не рекомендуется принимать пищу лишь за стеклянным столом. Когда на такой стол ставят тарелку с едой, создается впечатление, будто она проваливается вниз. А поскольку еда олицетворяет достаток, то и ваш достаток тоже будет «проваливаться». Но и эта ситуация легко исправима. Если у вас стеклянный стол, вам совсем не обязательно покупать другой, просто накройте его скатертью, чтобы он стал непрозрачным.2. Форма стола должна быть правильной — круглой, овальной, прямоугольной или квадратной. Круглый и овальный столы предпочтительнее: сидя за таким столом, люди будут чувствовать себя в равном положении и ощущать общность. Если стол квадратный или прямоугольный, острые углы должны быть закруглены. Самыми неблагоприятными считаются треугольный, полукруглый столы и стол в виде буквы L — эти формы символизируют неустойчивость, нестабильность.3. Размер стола должен соответствовать количеству сидящих за ним людей. Особенно нехорошо тесниться. Теснота создает ощущение недостатка, которое может проецироваться на физический план и создавать реальный недостаток чего-либо в вашей жизни.4. Место для стола по возможности выбирайте в зависимости от его формы, чтобы он подпитывал энергии стихий на вашей кухне.– На юго-востоке, востоке и юге хорош прямоугольный стол,– на юго-западе, северо-востоке и в центре кухни — прямоугольный и квадратный,– на западе и северо-западе — круглый, овальный и квадратный,– на севере — круглый и овальный.Если кухня маленькая, можно поступить иначе — определить по компасу, на какую сторону света она выходит, и выбрать стол такой формы, которая бы соответствовала этому направлению. Решая, куда поставить стол, помните, что есть два очень неудачных его положения — напротив двери в туалет и вплотную к общей с туалетом стене. Избегайте их. Такие положения стола неблагоприятно сказываются на денежных делах — деньги будут «утекать» вместе с водой, спускаемой из бачка.5. Подбирать скатерть нужно опять же с учетом расположения стола.– Для стола, стоящего в северной части кухни, подходит скатерть синего, голубого, серого и белого цвета.– На востоке и юго-востоке хороша скатерть зеленых и синих тонов.– Если стол на юге, выбирайте скатерть с преобладанием красного, розового, оранжевого или зеленого цвета.– Энергии юго-запада и северо-востока будет «подпитывать» скатерть любых оттенков желтого, коричневого и красного.– Для запада и северо-запада подходят белая, серая, желтая и коричневая скатерти.Если вы пользуетесь термостойкими подкладками, помните, что они должны повторять форму стола.6. Стулья расставьте так, чтобы никто не сидел спиной к двери и окну и чтобы дверь не задевала спинок. Стульев должно быть четное количество.7. Над столом хорошо повесить зеркало — это символически удваивает количество еды и ведет к процветанию. Альтернативой зеркалу может служить картина с изображением плодов или фруктов над обеденным столом — она тоже будет привлекать изобилие — и блюдо с фруктами или конфетами на обеденном столе. Следите, чтобы блюдо всегда было полным. Едва оно опустеет, сразу же наполняйте его вновь.Вот, пожалуй, и все, что необходимо сделать на кухне, чтобы обеспечить членам своей семьи прочное, стабильное материальное положение и свести к минимуму противоречия между ними. После сытного обеда обычно хочется отдохнуть, а потому я приглашаю вас вместе с энергией ци проследовать в обитель сна — спальню.

Еще записи по теме

Метки: обеденный стол

fenschu.ru

Поурочный план на тему "Сервировка стола к обеду"

Тема: Сервировка стола к обеду.

Цель: Познакомить учащихся с правилами сервировки стола к обеду.

Цели:

Образовательная: совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно – гигиенических, эстетических, практических требований.

Коррекционная: развитие мышления на основе упражнений в умозаключении, коррекция зрительного и слухового восприятия на основе в сравнении сервировки стола к завтраку и обеду.

Воспитательная: воспитание мотивации к учению.

Тип урока: Комбинированный.

Наглядные пособия: Технологический план сервировки стола,

инструкционные карты, иллюстрации, предметы сервировки.

План урока:

1.Организационная часть. Доклад дежурного

Упражнение «Шифровка»

2. Повторение пройденного материала.

Путешествие по станциям

3. Сообщение темы урока: продолжим вязание

4. Новая тема:

Сообщение нового материала, с помощью видеоролика

5. Практическая работа:

Выполнение закрепления края шарфа.

6. Закрепление темы урока:

Игра "Составь предложение"

7. Подведение итогов урока:

Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Орг. момент: Доклад дежурного.

Упражнение на развитие логического мышления.

Прочитай ряд слов и определи, когда это едят:

Овсяная каша, яйцо, сыр, хлеб = ?

Борщ, макароны с котлетой, компот = ?

Картошка, рыба, салат = ?

Чай, булочка, яблоко = ?

Ответы: завтрак, обед, ужин, полдник.

Кто готовит вам пищу ? (Повар)

  1. Повторение пройденного материала: игра «Скажите повар…»

  1. Назовите первые блюда? (суп, борщ, рассольник, уха)

  2. Какие существуют правила приготовления пищи?

(Следить за приготовлением пищи, быть осторожным с горячим)

  1. Расскажите о приготовлении щей и борща?

(составить технологические карты)

Технологическая карта «Приготовление щей»

hello_html_7de30baf.gif

Технологическая карта «Приготовление борща»

hello_html_m16a3e86.gif

  1. Какие главные продукты в этих супах?

(в щах – капуста, в борще - свекла)

  1. Расположите блюда в порядке их употребления?

А

Напиток (4)

В

Салат (1)

Б

Запеканка (3)

Д

Суп (2)

3. Введение в тему:

«Нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола. Сегодня мы поговорим о сервировке стола к обеду.

4.Новая тема:

- Что же такое сервировка стола? (анализ ответов)

Сервировать стол – значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит.

- Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол? Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом. (решение кроссворда)

Кроссворд: Сервировка стола.

По горизонтали:

  1. Предмет, в котором подают еду.

3. Они украсят любой стол, но главное, чтобы они не мешали гостям.

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?

5. Накрывая на стол, её кладут справа от тарелки. Бумажные ставят в специальный стакан.

По вертикали:

2.Она – основа композиции стола, именно ей накрывают стол.

1

2

3

4

5

- Итак, для того, чтобы накрыть стол вам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы.

Рассмотрим технологический план «Последовательность сервировки стола к обеду»

(технологическая карта «Правила сервировки стола»)

  1. Накрыть стол скатертью.

  2. В центре стола поставить цветы, хлебницу.

  3. На стол ставят две тарелки – мелкую, а на неё глубокую суповую.

  4. Справой стороны кладут столовый нож лезвием к тарелке и ложку выпуклой стороной вниз.

  5. С левой стороны кладут вилку зубцами вверх.

  6. Чайная ложка располагается сверху от тарелки ручкой вправо.

  7. Салфетка располагается слева, возле вилки.

  8. Посуду размещают на 2-3см от края стола, ручки приборов образуют с нижним краем тарелки одну линию.

-hello_html_m51a82c58.jpg Обобщим и запишем правила сервировки стола к обеду. (каждому ученику инструкционная карта «Правила сервировки стола к обеду»).

hello_html_m718753c6.jpg

Фhello_html_6bb5d891.jpgизкультминутка: показ карточек с изображением человечков в движении с быстрой сменой.

hello_html_477b6eff.png

5.Закрепление темы:

Упражнение на зрительное восприятие. Пока вы писали, я сервировала стол, справилась ли я с заданием. (дети находят ошибки и исправляют)

- Молодцы, вы справились с заданием.

6.Практическая часть: игра «Хозяин»

- Сегодня все вы хозяева и вам необходимо накрыть стол к обеду. Ваша задача – сервировать стол к обеду.

Выбирается хозяин, который распределит обязанности другим членам, и будет руководить сервировкой стола.

Учащиеся сервируют стол к обеду.

- Как надо держать столовые приборы во время раскладывания?

(ложки и вилки держим за ручки, тарелки за края)

- Почему ложку кладем справа? (Мы едим правой рукой)

- А как положим ложку, если мальчик левша? (Ложку положим с лева)

- Что бы мы добавили, если мы накрывали праздничный стол? (в центр стола поставили букет)

Проверка задания. Ребята анализируют выполнение задания.

Уборка рабочего места.

7.Вывод: Рассмотрим иллюстрации, чем отличается сервировка стола к обеду и завтраку.(ответы детей, вывод)

hello_html_6bd0b31e.jpg

8. Подведение итогов: Анализ участия учащихся в течение урока.

9. Домашнее задание: Нарисовать эскиз сервировки праздничного стола

к праздничному столу.

infourok.ru