Занимательная грамматика. Материал для внеурочной деятельности. Самое худшее на пароходе это обед сообщаю меню с сохранением орфографии


Занимательная грамматика. Материал для внеурочной деятельности

Урок-путешествие «Занимательная грамматика».

Урок-путешествие

«Занимательная грамматика».

Орфография

Орфография

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы) Дядя, прашу тебя, помоги мне, А то небудет моей ноги В этой пративной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже несмок прачитать. Попроси его, дядя, исправить двойку И паставить мне «пять». Петя

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы)

Дядя, прашу тебя, помоги мне,

А то небудет моей ноги

В этой пративной школи.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что мою работу

Даже несмок прачитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне «пять».

Петя

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы) Дядя, пр о шу тебя, помоги мне, А то не будет моей ноги В этой пр о тивной школ е . Мне вчера за д и ктант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже не смо г пр о читать. Попроси его, дядя, исправить двойку И п о ставить мне «пять». Петя

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы)

Дядя, пр о шу тебя, помоги мне,

А то не будет моей ноги

В этой пр о тивной школ е .

Мне вчера за д и ктант на слова

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смо г пр о читать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И п о ставить мне «пять».

Петя

Шесть порций орфографических ошибок «Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…» А.П.Чехов

Шесть порций орфографических ошибок

«Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…»

А.П.Чехов

Шесть порций орфографических ошибок Меню: 1.Буль..н кури..ый с фр..кадельками. 2. Ра..ольник с к..лбасой. 3.К..тлеты сви..ые. 4. П..льмени. 5. П..роженое б..сквитное. 6. Пиро..ки с печ..нкой. ?

Шесть порций орфографических ошибок

Меню:

1.Буль..н кури..ый с фр..кадельками.

2. Ра..ольник с к..лбасой.

3.К..тлеты сви..ые.

4. П..льмени.

5. П..роженое б..сквитное.

6. Пиро..ки с печ..нкой.

?

Шесть порций орфографических ошибок Меню: 1.Бульон куриный с фрикадельками. 2. Рассольник с колбасой. 3.Котлеты свиные. 4. Пельмени. 5. Пироженое бисквитное. 6. Пирожки с печёнкой. !

Шесть порций орфографических ошибок

Меню:

1.Бульон куриный с фрикадельками.

2. Рассольник с колбасой.

3.Котлеты свиные.

4. Пельмени.

5. Пироженое бисквитное.

6. Пирожки с печёнкой.

!

Орфография Фразеология

Орфография

Фразеология

Лото «Объясни выражение» ободриться вдоволь Воспрянуть духом Идти ко дну Вылетело из головы Диву даваться Не вешать нос Не за горами Навострить лыжи Со всех ног Как снег на голову Питать надежду Во все горло Надуть губы Сколько душе угодно Оставить в дураках Не покладая рук В час по чайной ложке рядом тонуть внезапно удивляться громко надеяться усердно забыть не унывать быстро медленно обмануть обидеться убегать

Лото

«Объясни выражение»

ободриться

вдоволь

Воспрянуть духом

Идти ко дну

Вылетело из головы

Диву даваться

Не вешать нос

Не за горами

Навострить лыжи

Со всех ног

Как снег на голову

Питать надежду

Во все горло

Надуть губы

Сколько душе угодно

Оставить в дураках

Не покладая рук

В час по чайной ложке

рядом

тонуть

внезапно

удивляться

громко

надеяться

усердно

забыть

не унывать

быстро

медленно

обмануть

обидеться

убегать

4 2 7 1.Обливаться слезами. 2.Съесть пуд соли. 3.Нос к носу. 4.Водить за нос. 5. Хромать по арифметике. 6.Плакать в три ручья. 7.Спустя рукава. 8. Семь пятниц на неделе. 9. Больной вопрос. 10.На всех парусах. 1 8 10 5 9 6 3

4

2

7

1.Обливаться слезами. 2.Съесть пуд соли. 3.Нос к носу. 4.Водить за нос. 5. Хромать по арифметике.

6.Плакать в три ручья. 7.Спустя рукава. 8. Семь пятниц на неделе.

9. Больной вопрос.

10.На всех парусах.

1

8

10

5

9

6

3

Культура речи Орфография Фразеология

Культура речи

Орфография

Фразеология

- моща! и тэ дэ! - сила!

- моща!

и тэ дэ!

- сила!

 Не по-русски говоришь ты, не пойму тебя я, нет!

Не по-русски говоришь ты, не пойму тебя я, нет!

Замените заимствованное слово синонимом из русского языка Блокбастер – фильм – сенсация Постер – небольшой плакат Тинейджер – подросток Ремикс – переделка Отель – гостиница контора Офис – Супермаркет - большой магазин

Замените заимствованное слово синонимом из русского языка

Блокбастер –

фильм – сенсация

Постер –

небольшой плакат

Тинейджер –

подросток

Ремикс –

переделка

Отель –

гостиница

контора

Офис –

Супермаркет -

большой магазин

Морфология Культура речи Орфография Фразеология

Морфология

Культура речи

Орфография

Фразеология

Определите часть речи слова «леший». Подберите подобные слова

Определите часть речи слова «леший». Подберите подобные слова

домовой леший имена существительные водяной

домовой

леший

имена существительные

водяной

Что смешного в этом стихотворении? Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.

Что смешного в этом стихотворении?

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Морфология Синтаксис Культура речи Орфография Фразеология

Морфология

Синтаксис

Культура речи

Орфография

Фразеология

Веселая путаница … кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна…

Веселая путаница

… кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют Из толокна…

Веселая путаница … кисель там варят, из резины там шины делают, из глины кирпич там жгут, из молока творог готовят, из песка стекло там плавят, из пластмассы посуду делают, из мяса котлеты стряпают, из сажи там ваксу делают, из пряжи прядут там нитки, из сукна костюмы шьют. Из толокна…

Веселая путаница

… кисель там варят, из резины

там шины делают, из глины

кирпич там жгут, из молока

творог готовят, из песка

стекло там плавят, из пластмассы

посуду делают, из мяса

котлеты стряпают, из сажи

там ваксу делают, из пряжи

прядут там нитки, из сукна

костюмы шьют. Из толокна…

Синтаксический разбор предложения где? что делали? кто Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому. как? какие? какому? Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому .

Синтаксический разбор предложения

где?

что делали?

кто

Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому.

как?

какие?

какому?

Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому .

Молодцы!

Молодцы!

Урок-путешествие «Занимательная грамматика». Подведение итогов.

Урок-путешествие

«Занимательная грамматика».

Подведение итогов.

multiurok.ru

Урок-путешествие Занимательная грамматика — koshkinsad.ru

  • Протасова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

НазадВперёд

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия дляформирования интереса к предмету.

Задачи образовательные:

  • создать проблемную ситуацию по теме;
  • посредством увлекательной, занимательной,соревновательной формы повторить,систематизировать, углубить знания учащихся потеме;
  • создать условия для практического применениязнаний.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию мышления, интеллекта,смекалки, внимания памяти, воображения;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию познавательного интересаучащихся, их творческих способностей;
  • формированию коммуникативной культуры.

Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию любви к знаниям,языку, формированию нравственных качествшкольников:
  • созданию ситуации успеха в учении;
  • созданию условий для эстетическогонаслаждения.

Оборудование:

  • Электронная презентация;
  • Раздаточный материал (папка «Приложения»)
  • Жетоны;
  • Медали для членов команды-победительницы.

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Форма занятия: интеллектуальная игра.

ХОД УРОКА-ИГРЫ

I. Введение в тему урока

Студент Знайка спешит на консультацию кпрофессору русского языка, ему предстоит долгийпуть, полный испытаний. Поможем ему быстреепреодолеть этот путь и встретиться с профессором(слайды 1-2).

II. Основная часть (лингвистическая игра)

Этап 1. Орфография

Задание 1 (слайд 3)

Пятиклассник Петя написал своему дяде,директору школы, письмо (Приложение1). Очевидно, что с письмом что-то не так.Исправьте все допущенные ошибки.Давайте проверим себя (слайд 4).

Задание 2. «Шесть порцийорфографических ошибок» (слайд 5)

Однажды русский писатель А.П.Чехов написалдомой письмо, в котором дословно передалсодержание меню ресторана парохода, на которомон путешествовал: «Самое худшее на пароходе –это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии:щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка,запеканка; кошка оказалась кашкой…»Помогите правильно «оформить» меню,предложенное нам (Приложение 1),(слайд 6)Проверим себя (слайд 7)

Этап 2. Фразеология. (Слайд 8)

Задание 1 (слайд 9)

Перед нами лото: фразеологические выражениякаждой ячейки вы должны заменитьсловом-синонимом (Приложение 2).А теперь давайте проверим себя (по каждому щелчкумыши ячейки лото на экране будут закрыватьсясоответствующим словом).

Задание 2 (слайд 10)

Незадачливому художнику предложилипроиллюстрировать фразеологизмы. Перед нами этирисунки. Соотнесите фразеологизм и рисунокгоре-художника (Приложение 2).

Правильное соотношение будет открываться пощелчку мыши.

Этап 3. Культура речи. (Слайд 11)

Подготовленный ученик читает стихотворениеИ.Солодаря «Тарабарщина».

Прибежал из школы Сева,Зычно крикнул:«Предки, где вы?»А сестра ему в ответ:«Мамы с папой дома нет!»Сева с жаром восклицает:«Отпасни обед, сестра!Шамать – просто умираю –Не рубал еще с утра!»

И, набивши рот печеньем,Продолжал он с увлеченьем:«Мы писали сочиненье«Береги язык родной!»Захиляли все ребята – Память, что ли, коротка.Я решил паять цитатыО богатстве языка.Вспомнил Льва Толстого – сила! (слайд 12)Вспомнил Чехова – моща!Все, о ком ты говорила,Вспомнил я на «эф», на «ща»;Фета, Щедрина – законно,Гончарова и тэ дэ.Мы, небось, ведь не филоны.Знаем, что, куда и где.Вот за это сочиненье(Я трепаться не хочу),Без сомненья, без стесненьяЯ пятерку отхвачу.Хочешь спорить? Бесполезно!Тема хоть и хилая – Написал – то я железноИ со страшной силою.Я тебе не Васька Кочкин:Он сидит, дрожма дрожит,Написать не может строчки,Все забыл он, вот рахит.Тут, конечно, дело ясно:Ваське крышка, переплет.Оторвет он кол потрясно,А экзамен не толкнет.Потому что все прохлопал,Вечерами простилял

И в кино охотней топал,Не в библиотечный зал.Мне за Ваську так неловко:Друг такой – один позор…Ну, спасибо за шамовку.Прошвырнусь-ка я на двор.

Ночью Севе снится сон:Чей-то профиль у подушки…Александр Сергеич Пушкин!Неужели это он?Севе хочется поэтуРассказать в мгновенье это,Как ему Дубровский мил,Как пленился он Русланом,Как смеялся над Салтаном,Как Гвидона полюбил…Как прекрасно величавы«Медный всадник» и «Полтава»,Как трагичен «Годунов»…Только нету нужных слов,Нету слов хороших, внятных,Сильных, ярких, всем понятных,Сева шепчет, трепеща:«Ваша проза – во! Моща!Ваши сказки – колоссально!

Почему же так печально (слайд 13)Восьмикласснику в ответУлыбается поэт?«Не по-русски говоришь ты,Не пойму тебя я, нет!»

В школах Сев подобных много.И сказать им нужно строго:«Тарабарщиной нельзяЗаменить язык, друзья!»

Задание 1.

Ребята, одной из проблем культуры речи являетсятакже неосознанное и зачастую неоправданноеупотребление заимствованных слов. Заменитеиноязычное слово соответствующим русским (Приложение 3), (слайд 14).

Правильное соотношение будет открываться пощелчку мыши.

Этап 4. Морфология. (Слайд 15)

Задание 1. (Слайд 16)

При определении части речи слова «леший»пятиклассник рассуждал так: данное словоотвечает на вопрос «какой?», имеет окончаниеимени прилагательного. Прав ли ученик, можете ливы подобрать подобные слова?

(Правильный ответ на слайде – 17). Чем большеподобных существительных подобрали ребята, тембольше жетонов они получают.

Задание 2. (Слайд 18)

Однажды я ребятам предложила сочинитьстихотворение, используя слова: метро, кенгуру,кафе, домино, шимпанзе, какаду. Среди многихзамечательных, обнаружила и такое стихотворение.Что смешного в нём, какие нормы русского языканарушены? (Ответы могут быть даны и в письменном видечленам жюри, а затем и озвучены: нарушениеморфологической нормы – склонение иноязычныхнесклоняемых имён существительных).

Этап 5. Синтаксис. (Слайд 19)

Задание 1. (Слайд 20)

Прочтите стихотворение, представленное наслайде. По-моему, что-то в нём перепуталось.Восстановите смысл стихотворения, ничего неменяя, только расставив знаки препинания (Приложение 4).

Правильный вариант на слайде 21.

Задание 2. (Слайд 22)

Ребята, вы, наверняка, помните, что слово имеетне только лексическое, но и грамматическоезначение. Это знание поможет вам справиться соследующим заданием: разобрать по членампредложение «Полядные волдряки учно ныквалисьпо лорнему вому» (Приложение 4).

Правильный ответ будет открыт на данном слайдепо щелчку мыши.

III. Подведение итогов (слайд 23)

Итак, мы выполнили все задания и тем самымпомогли Знайке дойти до домика профессора. Жюриоглашает результаты игры. Награждениепобедителя (слайд 24).

koshkinsad.ru

Русский язык, 8 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., 2011

Русский язык, 8 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., 2011.     Русский язык — это язык великого русского народа. На нём русские люди общаются в быту, развивают свою культуру, науку и литературу; для русского человека он — родной язык.Русский язык — средство межнационального общения народов многонациональной России.

Пунктуация и орфография.Основное назначение языка — быть средством коммуникации, т. е. общения. Но чтобы язык мог в полной мере выполнить эту функцию, устная и письменная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

Прочитайте отрывок из семейного письма А. П. Чехова.Почему писатель воспроизвёл в письме меню?Всё ли нам сразу понятно в этой записи?Почему?Самое худшее на пароходе — это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой...

Соблюдение общеобязательных правил орфографии и пунктуации в письменной речи облегчает передачу и понимание информации. Поэтому в начале учебного года в VIII классе для повторения выбраны пунктуационные и орфографические темы.

ОглавлениеРусский язык в современном мире Повторение изученного в V—VII классах1. Пунктуация и орфография 2. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения3. Знаки препинания в сложном предложении 4. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий5. Слитное и раздельное написание не с разными частями речиСИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ6. Основные единицы синтаксиса 7. Текст как единица синтаксиса 8. Предложение как единица синтаксиса 9. Словосочетание как единица синтаксиса 10. Виды словосочетаний 11. Синтаксические связи слов в словосочетаниях 12. Синтаксический разбор словосочетаний Простое предложение13. Грамматическая (предикативная) основа предложения 14. Порядок слов в предложении 15. Интонация 16. Описание памятника культуры Двусоставные предложения Главные члены предложения17. Подлежащее 18. Сказуемое 19. Простое глагольное сказуемое 20. Составное глагольное сказуемое 21. Составное именное сказуемое 22. Тире между подлежащим и сказуемым Второстепенные члены предложения23. Роль второстепенных членов в предложении 24. Дополнение 25. Определение 26. Приложение. Знаки препинания при нём 27. Обстоятельство 28. Синтаксический разбор двусоставного предложения 29. Характеристика человека Повторение Односоставные предложения30. Главный член односоставного предложения 31. Назывные предложения 32. Определённо-личные предложения 33. Неопределённо-личные предложения 34. Инструкция 35. Безличные предложения 36. Рассуждение 37. Неполные предложения 38. Синтаксический разбор односоставного предложения Повторение Простое осложнённое предложение39. Понятие об осложнённом предложении Однородные члены предложения40. Понятие об однородных членах 41. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них 42. Однородные и неоднородные определения 43. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них 44. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 45. Синтаксический разбор предложения с однородными членами46. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами Повторение Обособленные члены предложения47. Понятие об обособлении 48. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них 49. Рассуждение на дискуссионную тему 50. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них 51. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них 52. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения 53. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами54. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами Повторение Слова, грамматически не связанные с членами предложенияОбращение55. Назначение обращения 56. Распространённые обращения 57. Выделительные знаки препинания при обращении 58. Употребление обращений Вводные и вставные конструкции59. Вводные конструкции 60. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению61. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях 62. Вставные слова, словосочетания и предложения 63. Междометия в предложении 64. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения Повторение Чужая речь65. Понятие о чужой речи 66. Комментирующая часть 67. Прямая и косвенная речь 68. Косвенная речь 69. Прямая речь 70. Диалог 71. Рассказ 72. Цитата Повторение Повторение и систематизация изученного в VIII классе73. Синтаксис и морфология 74. Синтаксис и пунктуация 75. Синтаксис и культура речи 76. Синтаксис и орфография Приложения.

x-uni.com