Ещё события. Ужин дураков вебер


Премьерный «Ужин дураков» в БГАДТ им. Щепкина: Кто Вы, месье Пиньон?

Премьерный «Ужин дураков» в БГАДТ им. Щепкина: Кто Вы, месье Пиньон?

Сегодня, 26 мая, и завтра, 27 мая, — закрытие 82-го театрального сезона в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина. На белгородской сцене впервые будет представлена знаменитая пьеса Франсиса Вебера «Ужин дураков» в постановке главного режиссёра театра, заслуженного артиста России Виталия Бгавина.

Должно быть, не найдётся человека, родившегося в двадцатом веке, который не хохотал бы на комедиях по сценариям Франсиса Вебера: «Игрушка», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы»… Франсис Вебер — французский кинорежиссёр и сценарист, родившийся в 1937 году.

Некоторым образом он наш соотечественник, ведь его мать, Екатерина Агаджанян, родилась в Армавире. Позже она с семьёй переехала в Санкт-Петербург, а после революции эмигрировала во Францию. В разных интервью Вебер называет свою маму армянкой, русской или русской армянкой, а о себе говорит, что ощущает себя в большей степени русским, нежели французом.

«В своё время я не захотел учить русский, стесняясь бабушки и дедушки, которые плохо говорили по-французски. Теперь сожалею! Но душа у меня наполовину славянская», — говорит «русский француз» Вебер журналистам.

С 1969 года Вебер писал сценарии телесериалов, затем сочинил историю про «Высокого блондина в черном ботинке». Написал более 40 пьес и сценариев, 10 фильмов поставил как режиссер. В середине 90-х годов XX века переехал на постоянное место жительства в Америку.

«Смотреть спектакли по моим пьесам — для меня слишком большой стресс. Вдруг мне не понравится, и я буду в печали? „Ужин с придурком“ ставили по всему миру — в России, Англии, Испании, Германии, Италии, Турции, Израиле, Японии… Но я не видел ни одного спектакля!»

В «Ужине дураков» одним из главных героев является Франсуа Пиньон. Это уникальный комический персонаж, придуманный Вебером. Франсуа — герой множества киносценариев и пьес. Самым известным его исполнителем остаётся Пьер Ришар. Нелепый, слегка занудный, вызывающий смех окружающих, Франсуа тем не менее — бесконечно добрый парень, стремящийся окружить заботой всех своих друзей и даже недругов.

И вот этот странный гость посещает богатый дом издателя Пьера Брошана, не подозревая, что приглашён хозяином в качестве… дурака. К роскошному ужину ведь должно прилагаться обязательное развлечение, и хобби Брошана — смеяться над идиотизмом какого-нибудь очередного бедолаги. Видимо, глупость Пиньона так очевидна, что приятель Брошана, не задумываясь, посоветовал тому пригласить в гости этого бедолагу, увлечённого построением моделей архитектурных сооружений из спичек.

Впрочем, внезапное недомогание хозяина дома рушит все планы, к тому же от него именно в этот вечер, как назло, уходит жена. Жестокой забаве Брошана не суждено состояться, но визит Пиньона быстро обрастает такими удивительными подробностями, что он надолго остаётся в гостях — и жизнь издателя после этого, пожалуй, не будет прежней.

В Белгороде «Ужин дураков» поставил Виталий Бгавин, и это его дебют на большой сцене БГАДТ в качестве главного режиссёра. В своём спектакле Виталий Валерьевич собрал весьма сильных артистов труппы. Прежде всего это народный артист России Виталий Стариков, которого мы привыкли видеть в серьёзных спектаклях и серьёзных ролях.

Что не отменяет комедийного дарования этого признанного мастера сцены — до сих пор ярко вспоминаются его Блэз в одноимённом спектакле, Осип в «Ревизоре», да и Подколёсина он играет по-прежнему с большим азартом.

В роли респектабельного Брошана Стариков очень убедителен, вальяжен и… в меру зол. А как не разозлиться ему на столь категорично непохожего на него визитёра! Пиньона играет Дмитрий Евграфов — самый очевидный выбор, пожалуй, поскольку артист уже много раз виртуозно проявлял себя на комедийном поприще.

Его исполнение почти фарсово: Франсуа-Евграфов, кажется, совершенно неспособен к статичности и покою, его высокая фигура в почти клоунском костюме в клетку, украшенном ярким галстуком-бабочкой, движется по сцене буквально прыжками. Артисту удаётся быть и нелепым, и добрым, и трогательным, и эмоциональным — и симпатии зрителей он завоюет несомненно.

Множество небольших, но интересных ролей других артистов сложились здесь в яркий калейдоскоп. Кристина Брошан, искренне негодующая по поводу странного увлечения супруга (героиню в очередь исполняют заслуженная артистка России Оксана Бгавина и Надежда Пахоменко).

Доктор Аршамбо — ироничный и немного циник, как и положено парижскому врачу (Илья Васильев, который сыграл, кроме того, эпизодическую роль клипмейкера и сердцееда Мено). Случайная, но чрезвычайно навязчивая пассия Брошана — ослепительная в своём индийском костюме эксцентричная, существующая в собственном фантасмагоричном мире Марлен (Нина Кранцевич).

Старый приятель издателя Леблан, обаятельный, улыбчивый, из почти врага превратившийся в лучшего друга (заслуженный артист России Иван Кириллов). Наконец, налоговый инспектор и ярый футбольный болельщик Шёваль, вначале комическая, а потом почти трагическая фигура, волей обстоятельств переживающая на наших глазах настоящую семейную драму (Андрей Зотов).

Режиссёр постарался поставить спектакль в классической манере, тем не менее попытавшись не опираться на многочисленные прочие постановки этого драматургического хита, а создать своё живое и увлекательное действие.

Даже антракт начинается в динамике — герои заняты перетаскиванием ценных вещей из гостиной Брошана, ведь вот-вот явится грозный налоговик. Интересный ход — импровизированная, похожая на лифт телефонная будка, в которой, сменяя друг друга, появляются разные персонажи. Весьма уместная находка, если учесть, что телефонные разговоры занимают довольно значительную часть сценического времени.

Конечно, нельзя не отметить и работу по подбору музыки (заслуженный работник культуры Руслан Родионов), и отдельных добрых слов заслуживает Марина Шепорнёва, выступившая в «Ужине» и как сценограф, и как художник по костюмам. Ей удалось создать на сцене настоящий дом парижского буржуа, где всё дышит роскошью и изяществом.

Спектакль, действие которого происходит под почти непрерывный смех зала, в финале вдруг обретает неожиданное, щемяще-трогательное содержание. Вдруг не хочется хохотать и аплодировать. Вдруг хочется найти в зрительном зале таких же добрых, чистых, не обижающихся на жизнь людей. Сказать им «Спасибо» — за то, что никто не сумел их заставить почернеть душой.

Нет, вовсе не дурак этот Франсуа.

Дата публикации: 26.05.2018

afishka31.ru

УЖИН ДУРАКОВ -Репертуар основной сцены

Франсис Вебер

УЖИН ДУРАКОВКомедия в двух действияхПеревод и сценическая редакция Михаила Полищука

Режиссёр-постановщик − заслуженный артист РФ Виталий БгавинХудожник-постановщик − Марина ШепорнёваМузыкальное оформление − заслуженный работник культуры РФ Руслан РодионовАссистент режиссёра по пластике − Александр МалаховПомощник режиссёра − Людмила Жукова

Пьеса предоставлена Агентами «Независимый театральный проект», Москва и «Драма/Сюзанн Саркье», Париж

Франсис Вебер – знаменитый французский сценарист, режиссёр, продюсер. Родился в 1937 году. Мать, Екатерина Агаджанян, родом из Армавира, позже она с семьёй переехала в Санкт-Петербург, а после революции эмигрировала во Францию. Франсис  Вебер начинал как сценарист. В 1976 году дебютировал как режиссёр, сняв известную комедию «Игрушка» с Пьером Ришаром. Написал более  40 пьес и сценариев, как режиссёр снял 12 фильмов. Многие из этих комедий хорошо известны нашим зрителям.  Это  «Невезучие», «Беглецы», «Ягуар», «Папаши», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина»… За свои сценарии Франсис Вебер неоднократно награждался премией «Сезар», а в 1980 году получил «Оскар» за сценарий фильма «Клетка для чудаков».

В 2010 году на экраны вышел фильм «Ужин с придурками». В его основе пьеса Франсиса Вебера Le dîner de cons («Ужин дураков»), которую театр предлагает белгородскому зрителю. Как и многие комедии мастера, пьеса «Ужин дураков» привлекает своим изобретательным сюжетом,   изящной лёгкостью, сочетанием смешного и грустного, своей человечностью и поучительностью, заставляя задуматься не только о её героях, но и о нас самих… Завязка её такова: каждую среду успешный издатель Пьер Брошан устраивает с приятелями необычные вечеринки. Суть традиционных забав парижских буржуа состоит в том, что каждый участник должен привести на ужин... дурака. При этом приглашённый, естественно, не должен догадываться о своей миссии. Тот, чей дурак окажется самым дурацким, выигрывает приз. Пьер Брошан был уверен, что на сей раз выигрыш достанется именно ему. Ещё бы! Накануне он как раз познакомился с феерическим придурком по имени Франсуа Пиньон. Но пригласив его на ужин, Пьер и представить себе не мог, что за несколько часов чудаковатый гость полностью изменит его жизнь...

Действующие лица и исполнители:Пьер − народный артист РФ Виталий СтариковФрансуа − Дмитрий ЕвграфовЛёблан − заслуженный артист РФ Иван КирилловКристина − заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина/Надежда ПахоменкоШёваль − Андрей ЗотовМарлен − Нина КранцевичАршамбо − Илья Васильев

Премьера спектакля состоялась 26 мая 2018 годаПродолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Пресса о спектакле:Виталий Бгавин: Не хочу, чтобы зритель бездумно хохотал («БелПресса», 25 мая 2018 г.)Премьерный «Ужин дураков» в БГАДТ им. Щепкина: Кто Вы, месье Пиньон? («А-фишка», 26 мая 2018 г.)Не обижайте дурака! (специально для сайта театра, 7 июня 2018 г.)

beltheatre.ru

Ужин дураков. Ф.Вебер. Театр им. М.С.Щепкина г.Белгород 2018

Комедия в двух действияхПеревод и сценическая редакция Михаила Полищука

Режиссёр-постановщик − заслуженный артист РФ Виталий БгавинХудожник-постановщик − Марина ШепорнёваМузыкальное оформление − заслуженный работник культуры РФ Руслан РодионовАссистент режиссёра по пластике − Александр МалаховПомощник режиссёра − Людмила Жукова

Пьеса предоставлена Агентами «Независимый театральный проект», Москва и «Драма/Сюзанн Саркье», Париж

 

Франсис Вебер – знаменитый французский сценарист, режиссёр, продюсер. Родился в 1937 году. Мать, Екатерина Агаджанян, родом из Армавира, позже она с семьёй переехала в Санкт-Петербург, а после революции эмигрировала во Францию. Франсис  Вебер начинал как сценарист. В 1976 году дебютировал как режиссёр, сняв известную комедию «Игрушка» с Пьером Ришаром. Написал более  40 пьес и сценариев, как режиссёр снял 12 фильмов. Многие из этих комедий хорошо известны нашим зрителям.  Это  «Невезучие», «Беглецы», «Ягуар», «Папаши», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина»… За свои сценарии Франсис Вебер неоднократно награждался премией «Сезар», а в 1980 году получил «Оскар» за сценарий фильма «Клетка для чудаков».

В 2010 году на экраны вышел фильм «Ужин с придурками». В его основе пьеса Франсиса Вебера Le dîner de cons («Ужин дураков»), которую театр предлагает белгородскому зрителю. Как и многие комедии мастера, пьеса «Ужин дураков» привлекает своим изобретательным сюжетом,   изящной лёгкостью, сочетанием смешного и грустного, своей человечностью и поучительностью, заставляя задуматься не только о её героях, но и о нас самих… Завязка её такова: каждую среду успешный издатель Пьер Брошан устраивает с приятелями необычные вечеринки. Суть традиционных забав парижских буржуа состоит в том, что каждый участник должен привести на ужин... дурака. При этом приглашённый, естественно, не должен догадываться о своей миссии. Тот, чей дурак окажется самым дурацким, выигрывает приз. Пьер Брошан был уверен, что на сей раз выигрыш достанется именно ему. Ещё бы! Накануне он как раз познакомился с феерическим придурком по имени Франсуа Пиньон. Но пригласив его на ужин, Пьер и представить себе не мог, что за несколько часов чудаковатый гость полностью изменит его жизнь...

Действующие лица и исполнители:Пьер − народный артист РФ Виталий СтариковФрансуа − Дмитрий ЕвграфовЛёблан − заслуженный артист РФ Иван КирилловКристина − заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина/Надежда ПахоменкоШёваль − Андрей ЗотовМарлен − Нина КранцевичАршамбо − Илья Васильев

Премьера спектакля состоялась 26 мая 2018 года

 

www.teatr15.ru

Спектакль Ужин дураков. Ф.Вебер. Театр им. М.С.Щепкина г.Белгород

Режиссёр-постановщик − заслуженный артист РФ Виталий Бгавин Художник-постановщик − Марина Шепорнёва Музыкальное оформление − заслуженный работник культуры РФ Руслан Родионов Ассистент режиссёра по пластике − Александр Малахов Помощник режиссёра − Людмила Жукова 

Пьеса предоставлена Агентами «Независимый театральный проект», Москва и «Драма/Сюзанн Саркье», Париж 

Франсис Вебер – знаменитый французский сценарист, режиссёр, продюсер. Родился в 1937 году. Мать, Екатерина Агаджанян, родом из Армавира, позже она с семьёй переехала в Санкт-Петербург, а после революции эмигрировала во Францию. Франсис Вебер начинал как сценарист. В 1976 году дебютировал как режиссёр, сняв известную комедию «Игрушка» с Пьером Ришаром. Написал более 40 пьес и сценариев, как режиссёр снял 12 фильмов. Многие из этих комедий хорошо известны нашим зрителям. Это «Невезучие», «Беглецы», «Ягуар», «Папаши», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина»… За свои сценарии Франсис Вебер неоднократно награждался премией «Сезар», а в 1980 году получил «Оскар» за сценарий фильма «Клетка для чудаков». 

В 2010 году на экраны вышел фильм «Ужин с придурками». В его основе пьеса Франсиса Вебера Le dîner de cons («Ужин дураков»), которую театр предлагает белгородскому зрителю. Как и многие комедии мастера, пьеса «Ужин дураков» привлекает своим изобретательным сюжетом, изящной лёгкостью, сочетанием смешного и грустного, своей человечностью и поучительностью, заставляя задуматься не только о её героях, но и о нас самих… Завязка её такова: каждую среду успешный издатель Пьер Брошан устраивает с приятелями необычные вечеринки. Суть традиционных забав парижских буржуа состоит в том, что каждый участник должен привести на ужин... дурака. При этом приглашённый, естественно, не должен догадываться о своей миссии. Тот, чей дурак окажется самым дурацким, выигрывает приз. Пьер Брошан был уверен, что на сей раз выигрыш достанется именно ему. Ещё бы! Накануне он как раз познакомился с феерическим придурком по имени Франсуа Пиньон. Но пригласив его на ужин, Пьер и представить себе не мог, что за несколько часов чудаковатый гость полностью изменит его жизнь... 

Действующие лица и исполнители: Пьер − народный артист РФ Виталий Стариков Франсуа − Дмитрий Евграфов Лёблан − заслуженный артист РФ Иван Кириллов Кристина − заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина/Надежда Пахоменко Шёваль − Андрей Зотов Марлен − Нина Кранцевич Аршамбо − Илья Васильев

afisha.e-osetia.ru

«Ужин дураков», или Подумайте дважды! – Газета "Приднестровье"

Спектакли по пьесе французского автора Франсиса Вебера «Ужин дураков» идут на сценах всего мира уже много лет. В 90-е годы эта комедия с Олегом Басилашвили и Геннадием Хазановым в главных ролях наделала немало шуму среди московской публики, много лет подряд собирая полные залы. Большинство из нас любят и французский фильм, поставленный самим же автором и шедший в российском прокате под названием «Ужин с придурком». Сегодня остроумный, легкий и одновременно глубокий спектакль – на приднестровской сцене. И это событие. Не только потому что любая премьера – событие для театралов, но и потому, что спектакль получился таким, на который хочется идти снова и снова.

В самом начале декабря на большой сцене столичного театра состоялась премьера спектакля «Ужин дураков», которую поставил уже полюбившийся нашим театралам белорусский режиссёр Игорь Малов. Два вечера подряд театр был заполнен зрителями до отказа. Два вечера подряд в закулисье говорили об успехе, о том, что премьера состоялась. Ведь реакция зрителей на происходящее на сцене была более чем красноречива.

Они смеялись, кричали «браво» и замолкали, когда и нужно было замолкать. Когда со сцены говорили о душе человеческой и о том, насколько эта субстанция тонкая, легко уязвимая… Зал чувствовал артистов, понимал то, о чем говорят они, режиссер, да и сам Франсис Вебер в своей пьесе. Психологическая комедия положений с остроумными диалогами и постоянной сменой событий смотрится на одном дыхании, захватывает тебя всецело и заставляет то смеяться, то грустить вместе с ее героями.

На сцене – картины на импровизированных стенах, круглый стол и стулья на переднем плане, небольшой бар и чуть поодаль – софа. По всему видно, что это гостиная состоятельного человека. Сценография Владимира Фрумусаки реалистична, уютна и убедительна. Здесь нет ничего лишнего, но и пустоты нет. Минимализм не ради минимализма, а потому что такое решение достаточно. Это пространство вот уже через мгновение очень гармонично заполнят герои пьесы со своими переживаниями, а вещи станут лишь вспомогательными инструментами для них. Здесь и интрига, и нелепые совпадения, и череда недоразумений, которые заставят зал ждать развязки, будут легко удерживать внимание зрителей. Но эта веселая и даже фееричная история не так проста. Совсем не так, как может показаться на первый взгляд.

Герой пьесы, успешный издатель Пьер Брошан, каждую среду устраивает вместе со своими приятелями так называемый ужин дураков. Приглашая «недотёп», они соревнуются, «чей дурнее». Победитель получает приз. Эта забава, своего рода хобби – главное увлечение Пьера. Но однажды все, абсолютно все пойдет не так.

На роль «дурака для ужина» им приглашен скромный работник налоговой службы Франсуа Пиньон. Он отличается своей страстью делать из спичек маленькие модельки: Танкарвилльский мост, Эйфелеву башню… «Он все свободное время проводит за этим занятием, и что особенно важно, может часами говорить об этом, – рассказывает о своем приглашенном Пьер Брошан. – Для ужина это то, что надо! Более того, дурак со страстью, то есть все шансы выиграть! И сегодня вечером с этим Пиньоном и его макетами, я уверен, дело в шляпе!».

Однако из-за радикулита Пьер отменяет ужин с друзьями, но встречу с Франсуа отменить не удается. Служащий министерства приходит и вместе с изображениями своих макетов приносит с собой целую вереницу катастроф и неурядиц. Искренне пытаясь исправить ситуацию, он всякий раз только усугубляет ее. И вот Пьер Брошан совершенно раздавлен: жуткая боль в спине сковывает, именно в этот вечер от него уходит жена, на его имущество начинает охоту налоговый инспектор. И все это сваливается на голову Пьера вместе с дураком, обещавшим стать «гвоздем» званого ужина и лучшим развлечением вечера.

Очень скоро комедия перестает быть просто комедией, в ней звучат философские нотки, которые в начале спектакля прослушивались слабо. Постоянно ловишь себя на мысли, что герои пьесы словно из твоей жизни. И сколько же франсуа живет рядом с тобой! А может быть ты и сам порой франсуа. А порой циничный пьер, как ни стыдно в этом признаваться. И если стыдно, и если признаешься, то, видимо, спектакль попал в цель. Ведь он способен не только оставить легкое ощущение, чувство, что ты отдохнул, развеялся и улыбнулся. Он способен заставить замедлиться, осмотреться, задуматься. И со всеми этими задачами отлично справляется «Ужин дураков» в постановке Игоря Малова. 

Спектакль в двух действиях длится три часа. И пролетает, как одно мгновение.  В нем занято 7 актеров. Среди них как опытные, так и начинающие. Играют ярко, порой нарочито утрированно, как часто бывает в комедийных постановках. Но безусловным «центровым» этого спектакля является Сергей Вокуловский в роли недотепы Франсуа. К нему прикованы взгляды зрителей. И даже когда он на время исчезает, удалившись на кухню, по залу проносится шепот: «Почему его так долго нет?». О нем нельзя не думать, на него нельзя не смотреть – не потому, что Франсуа в исполнении Сергея Вокуловского комичен, но потому, что он наполнен, правдоподобен и узнаваем. Мимика, жесты, совиный наклон головы. Глуповатое и одновременно сосредоточенное выражение лица. Мастерская игра актера без ненужных ужимок покоряет. Ему ни к чему дешевые приемы, чтобы рассмешить публику, ему достаточно глубины образа, чтобы сделать его запоминающимся надолго.  С самого первого появления артиста на сцене и до самого последнего он неоднозначен, не прочитываем до конца. Хотя его герой – и это парадокс – дурак. Но – дурак ли? Он ли дурак?

Беседуя с женой издателя и уговаривая вернуться ее к мужу, хоть и жестокому, но любящему ее человеку, «дурак» рассказывает свою историю: «Вот уже два года, как от меня ушла жена, и жизнь моя потеряла всякий смысл. Выжить мне помогли мои макетики, хотя в глубине моей души остались одни руины». В финальной сцене спектакля Франсуа словно сбрасывает с себя всю свою «недотёпистость». Он обращается к Пьеру со словами, от которых все разом становится на свои места: «Прежде чем называть кого-то дураком, подумайте об этом дважды!». И на ум приходят другие слова, очень сильные и точные: «Каждый человек, которого ты встречаешь, сражается в битве, о которой ты не знаешь ничего… Будь вежлив. Всегда». Пожалуй, это все. Остальное нужно увидеть собственными глазами в один из выходных вечеров… Потому что какой бы точной ни была рецензия на спектакль, она не в силах передать всей атмосферы. И хотя один из героев пьесы говорит: «Никогда не приглашайте меня на ужин, я всегда буду в сомнении», театр приглашает. Ведь премьерный спектакль только набирает обороты.

Татьяна Астахова-Синхани.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pridnestrovie-daily.net