Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон). Ужин в эммаусе картина


Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

«Ужин в Эммаусе» (1601) — картина итальянского художника Караваджо, хранится в Лондонской Национальной галерее.

История создания

Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.

Сюжет

О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам. Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа[1]. Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом)[1].

Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.

Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «…явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, поэтому он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви[2]. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. Сам натюрморт имеет символическое значение. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения, гранат — символ Страстей Христовых[3], изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех[3], искупленный кровью Христа. В тени, который отбрасывает корзина на стол усматривают очертания рыбы - одного из символов христианства. Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании. Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан. Жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи[4].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — ISBN 978-5-465-01501-1
  2. ↑ Andreas Prater, “El Barroco” en Los maestros de la pintura occidental, Taschen, 2005, pág. 229, ISBN 3-8228-4744-5
  3. ↑ 1 2 L. Cirlot (dir.), National Gallery, Col. «Museos del Mundo», Tomo 1, Espasa, 2007. ISBN 978-84-674-3804-8, pp. 72-73
  4. ↑ Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8

Литература

  • Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — ISBN 978-5-465-01501-1
  • Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8

dic.academic.ru

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Милан) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Ужин в Эммаусе» (итал. Cena in Emmaus) — картина итальянского художника Караваджо, выставленная в 29-м зале[2]Пинакотеки Брера в Милане.

Картина была написана в имении герцога Марцио Колонна в Палестрине или Дзагароло вскоре после бегства Караваджо из Рима в связи с обвинением в убийстве в мае 1606 года. Также возможно, что она была написана годом ранее в Риме, так как лицо и поза служанки на картине почти в точности копируют образ Святой Анны с картины «Мадонна со змеёй», созданной в 1605 году. Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же[3].

Караваджо изображает кульминационный эпизод популярного в XVII веке сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия, описанный в Евангиелии от Луки (24:13-32). Два ученика по пути из Иерусалима в Эммаус встречают незнакомца, который спрашивает, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его неведением, рассказывают об осуждении и казни Иисуса. Тогда незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними ужин. Христос, преломив хлеб и благословив их, был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи[4]. Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи. Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего[5]. Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине не достаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета. Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика[6]. Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее.

Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагически мерцающим.

Примечания

Литература

wikipedia.green

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Милан) Википедия

«Ужин в Эммаусе» (итал. Cena in Emmaus) — картина итальянского художника Караваджо, выставленная в 29-м зале[2]Пинакотеки Брера в Милане.

Картина была написана в имении герцога Марцио Колонна в Палестрине или Дзагароло вскоре после бегства Караваджо из Рима в связи с обвинением в убийстве в мае 1606 года. Также возможно, что она была написана годом ранее в Риме, так как лицо и поза служанки на картине почти в точности копируют образ Святой Анны с картины «Мадонна со змеёй», созданной в 1605 году. Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же[3].

Караваджо изображает кульминационный эпизод популярного в XVII веке сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия, описанный в Евангиелии от Луки (24:13-32). Два ученика по пути из Иерусалима в Эммаус встречают незнакомца, который спрашивает, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его неведением, рассказывают об осуждении и казни Иисуса. Тогда незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними ужин. Христос, преломив хлеб и благословив их, был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи[4]. Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи. Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего[5]. Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине не достаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета. Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика[6]. Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее.

Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагически мерцающим.

Примечания[ | код]

ru-wiki.ru

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон) Википедия

О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам. Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа[1]. Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом)[1].

Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.

Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «…явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, поэтому он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви[2]. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. Сам натюрморт имеет символическое значение. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения, гранат — символ

ruwikiorg.ru

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам. Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа[1]. Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом)[1].

Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.

Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «…явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, поэтому он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви[2]. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. Сам натюрморт имеет символическое значение. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения, гранат — символ Страстей Христовых[3], изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех[3], искупленный кровью Христа.

ru.wikiredia.com

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон) Википедия

«Ужин в Эммаусе» (1601) — картина итальянского художника Караваджо, хранится в Лондонской Национальной галерее.

История создания[ | код]

Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.

Сюжет[ | код]

О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам. Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа[1]. Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом)[1].

Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.

Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «…явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, поэтому он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви[2]. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. Сам натюрморт имеет символическое значение. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак

ru-wiki.ru

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

«Ужин в Эммаусе» (1601) — картина итальянского художника Караваджо, хранится в Лондонской Национальной галерее.

История создания

Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.

Сюжет

О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам. Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа[1]. Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом)[1].

Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.

Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «…явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, поэтому он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви[2]. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. Сам натюрморт имеет символическое значение. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения, гранат — символ Страстей Христовых[3], изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех[3], искупленный кровью Христа. В тени, который отбрасывает корзина на стол усматривают очертания рыбы - одного из символов христианства. Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании. Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан. Жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи[4].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — ISBN 978-5-465-01501-1
  2. ↑ Andreas Prater, “El Barroco” en Los maestros de la pintura occidental, Taschen, 2005, pág. 229, ISBN 3-8228-4744-5
  3. ↑ 1 2 L. Cirlot (dir.), National Gallery, Col. «Museos del Mundo», Tomo 1, Espasa, 2007. ISBN 978-84-674-3804-8, pp. 72-73
  4. ↑ Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8

Литература

  • Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — ISBN 978-5-465-01501-1
  • Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8

muller.academic.ru