Конспект урока технологии Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. 5 класс, ФГОС. 5 класс меню завтрака технология


Конспект урока Технологии 5 класс на тему: Составление меню завтрака. Сервировка стола

Класс: 5Раздел: КулинарияТема: «Составление меню завтрака. Сервировка стола» (2 часа)Цель урока: формирование знаний о составлении меню и сервировке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к завтраку.Задачи:Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о составлении меню, сервировке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и умения применять их на практике.Воспитывающая – формировать культуру общения при работе в группе, эстетический вкус. Способствовать формированию навыков составления меню рационального питания.Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Развивать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировки стола, внимательность, аккуратность.

Планируемые результаты обучения

Личностные результатыМетапредметные результатыПредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений.Умение провести самоанализ выполненной работы: сервировку стола к завтраку.Развивать эстетический вкус.Умение сервировать стол.

РегулятивныеПланирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Постановка цели и задачей урока по вопросам учителя о завтраке, по просмотру мультфильма.Прогнозирование, на основе разгадывания кроссворда, предметов для сервировки стола, прогнозирование последовательности сервировки стола.ПознавательныеФормулирование учащимися цели урока на основе беседы. Доказательство важности завтрака. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий для сервировки стола, складывания салфеток.КоммуникативныеУчебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в результат общей деятельности.Формулирование проблемы в необходимости завтрака, сервировки стола.Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Умение составлять меню для завтрака и рассчитывать количество калорий. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку.

Тип урока: комбинированный.Вид урока: смешанный.Методы проведения урока: беседа, демонстрация презентации, работа в группах.Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая.МПС: математика при расчете калорийности меню завтрака, биология при определении значимости завтрака в питании человека, правила русского языка используются при разгадывании кроссворда, записи необходимого материала в тетрадь.Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока: полотняные салфетки, инструкционные карты «Способы складывания салфетки», таблица «Калорийность продуктов», кроссворд «Предметы сервировки», карточки с наименованиями продуктов, столовые приборы, проектор, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], презентация.Время на урок: 2 часаХод урока

Этапы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность учащегосяПриёмы, УУД

1. Организационный момент(2 мин.)Активация учащихся– Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.(Настраивает учащихся на работу.)Приветствуют учите

weburok.com

проект "Приготовление завтрака". 5 класс

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по подготовке семейного завтрака и сервировке стола.

Обучающая – научить: проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их и выбирать лучшую; выполнять расчёт расхода продуктов в зависимости от вида блюд и количества членов семьи.

Развивающая – продолжить формирование умений формулировать проблемную ситуацию, определять цели и задачи проекта.

Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся:  групповая.

Оборудование: полотняные салфетки, инструкционные карты «Способы складывания салфетки», карточки с эскизами продуктов, столовые приборы, проектор, компьютер, презентация.

Личностные результаты: Стремление к совершенствованию своих умений

Предметные результаты: Уметь составлять меню для завтрака и рассчитывать затраты. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку.

Регулятивные: Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные: Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Организационный момент

 Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

 Активация учащихся. – Добрый день!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

  Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации этого слайда. Обратите внимание на поварят, откуда они взяли эти слова? (Слайд 1)

Подводит учащихся к осознанию темы, цели и задач.

Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (Слайд 2)

Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?

Давайте вспомним разделы этапов и узнаем, какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь нашей цели? (Слайд 3)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании.

Регулятивные: целеполагание; планирование.

Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Актуализация знаний. (Выявить уровень знаний и систематизировать их)

Представляют результаты исследования.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Предлагает ответить на вопросы:

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня завтракал?

– А кто считает, что ваш завтрак был полноценным? Если да, то почему?

Дома вы провели опрос: Кто завтракает, и какие продукты предпочитают на завтрак?

Давайте вместе подведём итог собранной информации. (Слайд 4)

- А теперь вспомним, какие темы мы изучали в разделе кулинария? (Слайд 5)

Какие блюда можно использовать для приготовления завтрака?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.(Организовать осмысленное восприятие новой информации)

Представляют результаты исследования.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Составляют меню.

Записывают в тетрадь

Сейчас нам надо составить меню для завтрака. При этом необходимо учитывать, что в меню завтрака обычно входят: горячее блюдо, горячий напиток и бутерброд. При составлении меню блюда нужно подбирать так, чтобы они сочетались между собой по вкусу, и завтрак был достаточно сытным.

К горячим относятся каши, блюда из яиц и макаронных изделий.

Если на горячее выбрана, например, яичница с колбасой (блюдо достаточно сытное), то горячий напиток можно приготовить не очень питательный – чай или кофейный напиток, которые менее питательны, чем какао. К чаю можно подать любые бутерброды.

Если же в меню войдёт такой питательный напиток, как какао, то на горячее лучше подать кашу, а бутерброды сделать с сыром или просто с маслом. (Слайд 6)

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

5.

Первичное закрепление. (Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения

Сегодня проект мы будем выполнять все вместе, а работать будем по группам.

1 группа работает над обоснованием проекта. (Денис А., Лиза Б.)

2 группа разрабатывает технологические карты и схемы для приготовления меню.

3 группа оформляет меню и сервирует стол. (Диана З., Лера Т.)

4 группа рассчитывает затраты на приготовление завтрака. (Таня Ф., Вика Г.)

(Слайд 7)

Каждая группа получает задание, регламентируется время выполнения.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.

Познавательные: применять полученные знания.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Консультирует, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

При всей нашей жизни «на бегу» сложно представить завтраки в кругу семьи.

Домашнее задание:

Постарайтесь в выходной день приготовить завтрак для себя или всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания ? Для чего нужно знать правила сервировки стола?

Какие затруднения у вас возникли?

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

infourok.ru

Урок по технологии в 5 классе Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Раздел: Кулинария (10ч). Урок № 51 (9). ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Ф.И.О. Осипенко Е.Н.Предмет: технология Класс 5 ФГОС Тема урока: Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование знаний о составлении меню и сервировке стола к завтраку. Задачи: Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о составлении меню, сервировке стола и умения применять их на практике. Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, эстетический Планируемые образовательные результаты Предметные: - понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка стола»; - уметь составлять меню для завтрака и рассчитывать количество калорий; - участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку. Метапредметные: 1.Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. 2.Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. 3.Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Личностные: - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - стремление к совершенствованию своих умений. Формы работы учащихся коллективная, групповая. Основные понятия, изучаемые на уроке завтрак, меню, сервировка, салфетки, правила поведения за столом, салфеточный этикет. Ресурсы урока полотняные салфетки, инструкционные карты «Способы складывания салфетки», карточки с эскизами продуктов, столовые приборы, проектор, компьютер, презентация. Ход урока Этап урока Содержание урока Формируемые  УУД Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Активация учащихся. Организационный. – Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.(Настраивает учащихся на работу.) Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Личностные:  мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Целеполагание и мотивация. – Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации фрагмента из мультфильма» (Звучит фрагмент м/ф) (Слайд №1)Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Давайте вместе попробуем разрешить спор наших героев из м/ф и выясним кто прав? Вы готовы в этом разобраться? Догадались о чём пойдёт речь на уроке? (Слайд №2). Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходима?Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3).Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.Помогает, советует в планировании Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Регулятивные: целеполагание; планирова

weburok.com

Поурочные разработки. Технология 5 класс. Уроки 3–4. Кулинария. Завтрак, состав блюд. Простейшие правила приготовления завтрака

Содержание страницы

Уроки 3–4. Кулинария. Завтрак, состав блюд. Простейшие правила приготовления завтрака

Вид учебного труда: кулинария, знакомство с правилами приготовления простейших блюд для завтрака.

Цели: ознакомление с понятием «завтрак», разъяснение необходимости ежедневного присутствия горячего завтрака в жизни человека; демонстрация кухонного оборудования для приготовления завтрака; знакомство с правилами выбора посуды и продуктов для завтрака, вариантами приготовления блюд из яиц; обучение сервировке стола для завтрака, мытью посуды после приготовления пищи и дегустации.

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: плакаты с примерами оснащения разных кухонь, предметы оборудования, рабочие карточки с технологией варки яиц, принадлежности для сервировки стола; для учащихся – тетради, продукты для урока, предметы гигиены и одежды для уроков по занятиям кулинарией. Продукты – яйца, хлеб, чай.

Примечание. В дальнейшем перечень оборудования для учащихся будет ограничиваться только перечислением продуктов для текущего занятия.

Оформление доски: записана тема урока «Завтрак. Виды завтрака» и его план-конспект; вывешены таблицы с образцами сервировки стола к завтраку, разными вариантами блюд для завтрака; размещены рисунки или фотографии с изображениями технологических процессов во время варки яиц.

План-конспект: «Завтрак». 1. Экскурсия на кухню – посуда, приборы, принадлежности. 2. Блюда для завтрака. 3. Блюда из яиц. Кулинария, техника безопасности. 4. Сервировка и дегустация.

Ход уроков

1. Организационный момент

– Какие темы мы с вами обсуждали на прошлом уроке?– Что означает термин «кулинария»?– Какие правила во время занятия по кулинарии являются обязательными?– Что входит в санитарно-гигиенические требования во время приготовления пищи?– Как соблюдаются эти правила на предприятиях?– Какие предприятия по выпуску продуктов питания расположены в нашем районе (городе)?– На выпуске каких продуктов они специализируются?

2. Работа в тетради

Прежде чем вы приступите к приготовлению блюд для завтрака, составьте план сегодняшнего занятия в ваших тетрадях. Запишите общую тему и ее разделы (план-конспект).

3. Повторение понятия «бригадный метод»

– Как называется метод, используя который вы будете выполнять большинство заданий по кулинарии?– В чем заключаются принципы бригадного метода?– Какие должности возникают при использовании бригадного метода?– Каковы обязанности бригадиров, дежурных, санитаров?– Каким было домашнее задание к этому уроку?

Прошу бригадиров проверить, как выполнили ваши требования члены бригад – кто из них какие продукты принес.Бригадиры, сообщите членам вашей бригады, кто какую работу будет сегодня выполнять. (Распределение обязанностей на предстоящее занятие.)

4. Новый материал – знакомство с оборудованием кухни

В прошлый раз вы узнали много нового о предстоящих занятиях по кулинарии. Например, о том, что занятия будут проходить в этом кабинете. В нем есть столы, за которыми вы будете производить записи в ваших тетрадях и изучать правила сервирования. Но помимо этого здесь имеются еще и приборы, без которых не обойтись во время приготовления пищи. Ведь большинство блюд требует специальной обработки продуктов – их нагревания до высокой температуры. Такая обработка называется термальной. Термальная обработка – это все действия, связанные с кипячением, варкой, запеканием, жарением продуктов. Вспомните и расскажите, с какими из этих процессов вы встречались при приготовлении пищи. (Ответы учащихся.)

У каждого из вас дома имеется комната для приготовления пищи – кухня. Познакомимся подробнее с кухней нашего кабинета. Давайте вообразим, будто мы пришли сюда впервые – на экскурсию. Поэтому каждый из вас выступит в роли экскурсовода. Расскажите, какие предметы в ней находятся. (Ответы учениц по оборудованию кухни, рассказы о приборах, посуде, предметах сервировки.)

В рабочих тетрадях на с. 7 есть вопросы по такой воображаемой экскурсии, прочитайте их и дайте на них ответы. (Ответы учениц.)

– Посмотрите на плакаты, где изображены разные виды кухонь – в отдельной городской квартире, в коммунальной квартире, в деревенском доме, в общественной столовой и т. д. Сравните, чем отличаются эти иллюстрации. Почему в них разный состав мебели, посуды? (Ответы учениц.)

5. Знакомство с понятием «завтрак». Состав завтрака

– Расскажите, как, по мнению врачей, надо правильно питаться. Сколько раз в день человек должен принимать пищу? Простейшей схемой приема пищи является всем вам знакомый перечень – завтрак, обед и ужин. То есть троекратный прием. Конечно, в жизни у каждого человека свой график еды, ведь в мире нет одинаковых людей, у каждого из нас – свое здоровье, свои свойства организма. Значит, и пищу люди принимают неодинаково, кто-то ест больше, кто-то меньше. Есть разные профессии, которые требуют специального питания. У себя дома человек ест чаще всего одни блюда, когда приходит в гости – другие, если приедет в дом отдыха или в санаторий, его график питания может вообще кардинально измениться.

Но от завтрака зависит, как человек будет чувствовать себя весь оставшийся день. Поэтому завтрак обязательно должен быть горячим, чтобы дать возможность активно работать в течение первой половины дня. Вот и к вам, школьникам, это имеет прямое отношение. Учеба требует умственного напряжения, и оно должно компенсироваться питанием.

Кроме того, в желудке каждого человека в определенные часы выделяется желудочный сок – он нужен для переваривания пищи. И если этот сок не приглушить вовремя, не заполнить желудок продуктами, то человек может чувствовать боль, тяжесть, недомогание. От этого спасет только вовремя съеденная пища.

– Поговорим о том, каким может быть завтрак, из чего может состоять. Расскажите, каким бывает ваш завтрак. (Ответы школьниц.)– Сколько блюд можно включить в завтрак? Какие это блюда? Подведем итог: в завтрак могут входить различные каши, отварные блюда, пирожки, бутерброды, котлеты с гарниром. Длязавтрака можно готовить от одного до нескольких блюд.Не следует завтракать только стаканом чая и куском булки – этого недостаточно ни для питания головного мозга, ни для желудка.– Можно ли каждый день есть на завтрак жареные блюда? (Жареную пищу в завтрак включать можно, но нечасто. При этом она не должна быть слишком пережаренной. Например, поджаренную яичницу или жареные пирожки лучше заменить на запеченный омлет и печеные пирожки. Жареную картошку – на отварную, заправленную сливочным маслом.)

Итак, цель завтрака – обеспечить человека силами на несколько часов, до следующего приема пищи, то есть обеда.

Обратите внимание: завтрак обязательно должен быть горячим, а не состоять из одной сухомятки – например, остывшего сока и засохшего куска коржика.

6. Знакомство с продуктами для приготовления завтрака

В качестве исходных продуктов для завтрака можно выбрать крупу (для каши), мясо (для котлет и начинки пирожков), картофель (для гарнира и запеканки).

– Часто в завтрак включаются блюда, приготовленные из яиц. Какие блюда из этого продукта вы знаете? (Перечисление школьницами блюд из яиц.)Оказывается, способов приготовления блюд из яиц существует очень много. В известной книге писателя-фантаста Жюля Верна «Дети капитана Гранта» присутствовал персонаж – ученый-географ по имени Паганель. Он знал много не только о географии всего мира, но и об особенностях кулинарии разных стран. Например, он гордился тем, что знает, как приготовить около 100 блюд только из яиц.

Сегодня вы научитесь простому способу приготовления яиц – варке. Но и сварить яйцо можно по-разному. Например, всмятку – когда оно получается не совсем доваренное. Для этого достаточно варить яйцо около 5 минут. А вам дается задание сварить яйца, которые вы принесли, вкрутую. Для этого надо, чтобы они прокипятились в воде около 10 минут.

Дегустировать яйца, сваренные вкрутую, будем с хлебом. Этот продукт издавна считался главным на Руси. Если к кому-то приезжал добрый гость, существовала традиция встречать его хлебом и солью. И такой хлеб, как у нас, в России – черный и белый, – нигде больше не встретить.

– Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (Хлеб – всему голова. Хлебушек ржаной – наш отец родной. Хлеб да каша – пища наша. Сколько ни думай, лучше хлеба-соли не придумаешь. Без соли – не вкусно, без хлеба – не сытно. Беда не беда, коли есть хлеб да вода.)

На Руси из поколения в поколение передавалось уважительное отношение к хлебу. Русским людям, которые выращивали хлеб в стране с суровым климатом, хлеб всегда доставался нелегко. Поэтому существовали правила обращения с хлебом – нельзя было бросать хлеб, оставлять корки от него, выбрасывать его, наступать на него. Ведь в хлебе заложен труд многих людей: землепашца, агронома, машиностроителя, химика, пекаря, продавца. Вот как много людей трудилось над производством хлеба, поэтому и мы должны относиться к нему с уважением.

Завершением сегодняшнего завтрака будет заваривание чая. Сейчас кажется, что это исконно русский напиток. Недаром о чае также существует немало пословиц:

• Выпей чайку – забудешь тоску.• За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.• Чай не пить – так на свете не жить.• Самовар кипит, уходить не велит.• Чай пить – не дрова рубить.• Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей.• Чай не пьешь – откуда силу возьмешь?• Где есть чай, там и под елью рай.• С чая лиха не бывает.• Чаем на Руси никто не подавился.• Чай покрепче, если он с добрым другом разделен.

В России чай впервые появился в 1638 г., его завозили из Китая, и название напитка пришло к нам оттуда, оно переводилось как «молодой листочек». Сначала его употребляли только знатные люди: заграничный товар был дорогим. Но в конце XIX в. он подешевел и стал доступным, и без него уже не мыслится народный быт. Русские люди обзавелись своими чайными традициями.

– Какой специальный прибор был придуман для заваривания чая? (Самовар.)Такого исконно русского предмета не встретить больше нигде.

7. Контроль за личной гигиеной учащихся на уроке

Прежде чем вы приступите к приготовлению завтрака, я хочу напомнить санитарам об их обязанностях. Проследите за тем, чтобы все вымыли руки и чтобы это было сделано в соответствии с требованиями, о которых рассказывалось в прошлый раз. (Учащиеся моют руки, санитары наблюдают за правильностью выполнения этого действия.)Договоримся, что на всех остальных уроках эту часть работы санитары будут контролировать самостоятельно, без моей помощи.

8. Изучение инструкционно-технологической карточки

Получите карточки с инструкцией по варке яиц. Прочитайте последовательность их приготовления.

Инструкционно-технологическая карточка

1. Яйца обмыть.2. Налить в посуду воду из расчета 200 мл (стакан) на каждое яйцо.3. Поставить кастрюлю на огонь, вскипятить.4. Осторожно опустить в воду яйца.5. Когда вода закипит, накрыть крышкой и немного уменьшить пламя.6. Через 10 минут выключить газ.7. С помощью тряпки снять кастрюлю, слить воду.8. Подставить яйца под струю холодной воды.9. Подать к столу.

9. Работа бригадным методом, правила техники безопасности, новая информация

Для варки яиц и заваривания чая вам потребуется кипящая вода.Посчитайте, сколько в каждой бригаде принесено яиц и сколько воды потребуется для их варки. Отмерьте нужное количество воды.Посмотрите, как надо зажигать газ для кипячения воды. Лучше для этой цели пользоваться не спичками – они слишком короткие, можно пламенем обжечь себе пальцы, а специальными зажигалками для газовых плит – электрическими, кремниевыми.(Показ последовательности зажигания газа и установка кастрюль с водой для кипячения.)

Теперь надо подождать, пока вода закипит. Чтобы это произошло быстрее, накроем кастрюльку крышкой. За это время надо обмыть яйца водой, ведь на скорлупе находятся микробы, которые следует удалить. (Выполнение задания.)

Вода закипела, осторожно ложкой опустим в нее яйца. Дожидаемся, пока она вновь закипит, и засекаем время – должно пройти 10 минут.Пока яйца отвариваются, поговорим об их составе. Каждое яйцо состоит из двух частей – белка и желтка. Белок составляет наибольшую часть яйца. Если в среднем яйцо весит около 40 г, то на желток приходится около 15 г, а на белок – 25 г. Зато желток – более питательный компонент. Когда маленьких детей начинают приучать после молока к более плотной пище, то каждый день начинают им давать по крошке отварного желтка.

Теперь послушайте, как описывал чаепитие А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»:

Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал,И сливки мальчик подавал…

Когда яйца сварятся, надо выключить газ, подхватить кастрюльку тряпкой и слить воду. Облейте яйца холодной водой – так они будут лучше чиститься.– А как определить – сварилось яйцо вкрутую или нет? (Надо его покрутить на столе. Если оно будет вертеться быстро, значит, сварилось вкрутую.)

Для яиц существует специальная посуда – стаканчики или подставочки, которые называются «пашотницы». Пашотницы делают из дерева, пластмассы. В известном фильме про сыщика Шерлока Холмса есть кадры, на которых Холмс и Ватсон завтракают с использованием пашотниц.

10. Информационно-познавательное сообщение

Для заваривания чая также потребуется горячая вода. Отмерьте нужное ее количество – стакан на каждого – и поставьте кипятить.Пока вода для чая закипает, к своим обязанностям могут приступить ответственные за сервировку. Прочитайте в карточке, какие принадлежности вам понадобятся, вспомните и выполняйте санитарно-гигиенические требования к сервированию.

Инструкционно-технологическая карточка

1. Скатерть и салфетки.2. Чашки с блюдцами или чайный сервиз, чайные ложки.3. Подставка или тарелка для вареного яйца.4. Тарелка для хлеба, нож, солонка. (Проводится сервировка стола к завтраку.)

А пока послушайте рассказ о русских чайных традициях, в частности о том, как в старину любили чай жители Москвы. Вот как описывает нравы москвичей один знаток: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили от нечего делать и просто так. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное – с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, что-бы губы жег. От жидкого чая, “сквозь который Москву видать”, москвич деликатно отказывался» (Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. М., 1958).

Вот вода закипела. С помощью тряпочки снимите чайник с огня. Положите в каждую чашку пакетик с чайной заваркой и налейте кипяток. Слегка помешайте воду ложкой, чтобы чай начал завариваться. Но не допускайте, чтобы чай получился чересчур крепким, лучший цвет чая – янтарный, золотистый.

11. Проведение дегустации, знакомство со столовым этикетом, уборка принадлежностей

Школьницы рассаживаются за столами, закрепленными за каждой бригадой, проводят дегустацию завтрака.Педагог знакомит учениц с правилами культуры поведения за столом, которые можно записать в тетради.

1. За стол следует садиться после приглашения старших или хозяйки. На уроках по кулинарии к столу могут приглашать те, кто отвечает за этап дегустации, или бригадиры.2. Во время еды следует вести себя тихо: не разговаривать, не стучать вилкой о тарелку или ложкой о чашку, не втягивать в себя напиток с шумом, не причмокивать и т. д.3. Не следует тянуться через приборы других, если надо что-то достать, лучше попросить других передать тебе нужную тарелку, после чего надо поблагодарить за оказанную помощь.4. После еды необходимо поблагодарить хозяйку и попросить разрешения встать из-за стола, сложить свои приборы, поставить стул на место.

После дегустации дежурные моют посуду.

Педагог просит записать правила ухода за посудой, демонстрирует приемы мытья посуды, чистящие средства и работу с ними.

1. После приготовления и приема пищи посуду необходимо вымыть и убрать на место. Лучше это сделать сразу, поскольку присохшие остатки с посуды отмываются труднее.2. Предварительно посуду очищают от остатков пищи и моют проточной водой мылом и щеткой. У чайной посуды особенно тщательно отмывают верхний край чашек, который соприкасается с губами. Тарелки и блюдца моют с обеих сторон.3. Посуду, в которой готовилась пища, моют специальными чистящими средствами или содой. Мытье посуды лучше производить в пластиковых перчатках.

12. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока, суммируем ваши знания о завтраке.

Ответьте на вопросы.

– Можно ли считать завтрак полноценным, если он состоит из стакана чая и бутерброда?– А если он состоит из 1–2 яблок?– Можно ли на завтрак есть жидкие блюда, например суп или щи? (Можно, в Европе даже существует такое понятие – моргенсуп, то есть суп, приготовленный специально для еды в утреннее время.)– Если вам некогда приготовить завтрак, чем можно компенсировать его недостаток до обеда? (Взять с собой еду для «перекуса», чтобы нейтрализовать вырабатывающийся желудочный сок.)Все те блюда, которые вы учитесь готовить на занятиях, вы можете самостоятельно готовить дома – для себя, для своих родных. В сказке писателя В. Сутеева «Умелые руки» рассказывается, как одна девочка радовала свою маму – и салфетку ей вышила, и картинку нарисовала. Мама была довольна, глядя на свою дочку, и говорила о ней так: «Славная моя дочка – умелые руки». Я желаю, чтобы и ваши мамы называли вас так же и гордились вами.

Домашнее задание

В рабочих тетрадях на с. 8 есть две таблицы, которые вам необходимо заполнить. В первой перечислите названия электрических приборов, которые присутствуют в кухне у вас дома. Во второй назовите назначение каждого из перечисленных приборов. Образец для заполнения в тетрадях имеется.(Бригадиры распределяют продукты для следующего занятия – белый и черный хлеб, растительное масло, чай, сахар.)

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Технологическая карта урока, 5 класс, (Сервировка стола, составление меню на завтрак)

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока

Багрий Оксана Борисовна, учитель технологии, МБОУ школа №13.Предмет: технология Класс:5Учебник: «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. МаркутскойТема урока: Сервировка стола. Составление меню на завтрак. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.Тип урока: комбинированный.Оборудование: учебник, плакат, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки. Планируемые результаты Предметные - обучающиеся научатся последовательности составления меню на завтрак, сервировки стола и тд.Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности сервировки стола к завтраку.Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать навыки о культуре поведения за столом, эстетический вкус, сервировку стола к завтраку, правилам этикета за столом.

№ этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.Организовать деятельность по установке тематических рамок. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Сфокусировать внимание учеников на теме урока. Задать несколько предварительных вопросов относящихся к теме урока

Предполагаемые ответы:- Подобрать скатерть.

-Разложить приборы на столе.Самоопределение, самоорганизация. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.Способность прогнозировать деятельность на уроке

Ознакомление с темой урока.Ознакомить учеников с темой урока. Обсудить тему сервировки стола и составления меню на завтрак. Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи.Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами.Объяснить возможные варианты сервировки стола и составления меню на завтрак.Получение новых знаний. Подгонка имеющихся знаний и умений к полученным.Планирование совместного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Прогнозирование дальнейшей деятельности на уроке.

Актуализация знаний.Установка задачи. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания, мотивировать к учебному действию Организовать самостоятельное выполнение задания.Выявить затруднения в организации работы.

Выполнение сервировки стола, систематизация полученных знаний. Формирование вопросов для учителя. Формирование навыков.

Анализ, синтез, обобщение.Постановка и формулирование проблемы.Выражение своих мыслей.

Изучение нового материалаПреподнести ученикам новый материал. Составить план работы.Учитель показывает, как правильно застелить скатертью стол. Все на столе должно быть расставлено так, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. Демонстрация правильного расположения столовых приборов, тарелок,

weburok.com

Конспект урока технологии Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. 5 класс, ФГОС

Технологическая карта урока Общая часть Предмет Технология ведения дома Класс 5 Тема урока Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч.) Планируемые образовательные результаты Предметные МетапредметныеЛичностные усвоение учащимися новых знаний о составлении меню, сервировке стола и умения применять их на практике формирование и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, формирование культуры общения при работе в группе Формирование эстетического вкуса, культуры питания, выработка умения организовывать свое рабочее место Решаемые учебные проблемы составление меню и сервировка стола к завтраку Основные понятия, изучаемые на уроке Меню, сервировка, столовые приборы Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, проектор, экран Методическое назначение средств ИКТ Презентация Программное обеспечение Рабочая программа основного общего образования по технологии. 5-8 классы/авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица.-М.:Вентана-Граф, 2012.-148 сТип урока комбинированный Планируемые результаты обучения. Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Стремление к совершенствованию своих умений Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка стола». Уметь составлять меню для завтрака и рассчитывать количество калорий. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку. Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные : извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные :учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. Структура урока Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД 1. Организационный момент Активация учащихся. – Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.(Настраивает учащихся на работу.) Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. – Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации фрагмента из мультфильма» (Звучит фрагмент м/ф) (Слайд №1)Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Давайте вместе попробуем разрешить спор наших героев из м/ф и выясним кто прав? Вы готовы в этом разобраться? Догадались о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходима?Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3).Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.Помогает, советует в планировании. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Регулятивные: целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логиче

weburok.com

План урока "Приготовление завтрака. Сервировка стола" 5 класс

Автор: Кондрат Н. В. – учитель технологии первой категории МБОУ «Мглинская СОШ № 1» г. Мглин Брянской обл.

УМК:

  • Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / Н. В. Синица. В. Д. Симоненко – М. : Вентана-Граф, 2013.

  • Технология. Технологии ведения дома : 5 кл. Рабочая тетрадь. Изд.1 / Н. В. Синица, Н. А. Буглаева – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : методическое пособие / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015

План урока технологии в 5 классе Тема урока: Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Начало формы

Цели:

-ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку

-сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правила этикета за столом;

- дать понятия: приборы, сервировка, меню, этикет; обобщить материал по культуре поведения за столом;

- сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правилам этикета;

- развивать интерес к предмету, творческие способности и исследовательские навыки; воспитывать общую культуру, эстетический вкус, аккуратность, опрятность.

Оборудование:

  • учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки,

  • СD “Кулинарная энциклопедия КиМ”

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на занятие.

2. Повторение пройденного материала

Вопросы для повторения:

  1. Какие виды бутербродов вы знаете? В чем их различие?

  2. Что является основой бутербродов?

  3. Из каких продуктов готовят бутерброды?

  4. Последовательность приготовления бутерброда сандвича.

  5. Перечислите требования к качеству готовых бутербродов.

  6. Какие виды горячих напитков вы знаете?

  7. Как правильно заварить чай?

  8. Правила хранения чая и кофе.

Изучение нового материала Великий русский учёный И.П. Павлов говорил, что "нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием". Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола. Завтрак – это первый и самый важный прием пищи. От того, был ли он питательным, вкусным и полезным, зависит работоспособность и самочувствие в первой половине рабочего дня. Прежде чем его приготовить нужно продумать три основных момента: какие блюда приготовить, то есть составить меню; как сервировать стол и как правильно себя вести за столом.

Беседа с учащимися.

Сегодня на уроке мы с вами поучимся сервировать стол к завтраку.

Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи.

Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем сервировать стол надо продумать меню. Так как набор предметов зависит от ассортимента блюд. Итак, что же нам нужно для сервировки?

1. Скатерть; 2. Посуда; 3. Приборы; 4. Салфетки; 5. Цветы. Посуда необходимая для сервировки стола?

Тарелки (столовые мелкие и глубокие, пирожковые, закусочные, десертные).

Различные блюда для подачи холодных и горячих блюд.

Салатники, селёдочницы, соусники.

Чайники, кофейники, сливочники, молочники.

Вазы.

Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы. Вам было дано опережающее задание по группам учащимся.

1 группа - исследователи истории.

2 группа - исследователи хороших манер

3 группа - исследователи блюд и продуктов.

4 группа - исследователи сервировки

Сейчас каждая группа должна будет проведя исследование, сделает сообщение по его результатам.

Задание 1 группе 

1.Задача: Найти, выписать и сделать сообщение о том

когда, где и кем была построена первая в России фабрика по производству посуды.

2.Задача: Найти, выписать историческую справку о столовых приборах.

3.Задача: Найти, выписать историческую справку о салфетках.

Задание 2 группе 

1.Задача: найти в книге, что означает слово «этикет».

2.Задача: изучить правила этикета (как пользоваться приборами, салфетками, как вести себя за столом).

3.Задача: объяснить одноклассницам эти правила.

Задание 3 группе 

1 Задача: найти в книге значение слова «меню».

2 Задача: исследовать, какие блюда готовят на завтрак и какие

продукты при этом используют.

3 Задача: составить меню для завтрака.

Задание 4 группе 

1 Задача: найти значение термина «сервировка».

2 Задача: определить, какой скатертью застилают стол.

3 Задача: изучить, какую посуду и какие приборы используют для сервировки стола к завтраку.

4 Задача: изучить способы расстановки приборов и посуды на столе.

5 Задача: выполнить сервировку стола к завтраку.

Практический этап

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

СЕРВИРОВКА СТОЛА К ЗАВТРАКУ.

Соблюдая все правила и требования, которые изучили сегодня, используя посуду, приборы, скатерть, салфетки, исследователи сервировки показывают приёмы сервировки стола к завтраку.

Вы выполнили практическую работу. Давайте ещё раз посмотрим всё ли верно сделано?

А сейчас я попрошу изменить сервировку, согласно тому меню, которое составила группа №3 (группа исследователей блюд и продуктов сервирует стол согласно своему меню).

Исследователи хороших манер показывают, как нужно садиться за стол и вставать из - за стола, как класть приборы и салфетку, когда еда прервана и когда она окончена.

Если есть вопросы, к какой - либо группе исследователей, то можете задать их.

Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения товарищей по исправлению допущенных ошибок.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это не красиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда ешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или варёную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

8. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

9. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

10. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

11. Если тебе нужно что - нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

12. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая.

13. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

14. Когда пьёшь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане - он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

15. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

16. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

17.Не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали.

18.Есть надо спокойно, не торопясь. Не наклоняйте тарелку к себе. Не разговаривайте с полным набитым пищей ртом.

Рефлексивно-оценочный этап

Анализ выполненной работы учащимися.

Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке?

Где можно применить полученные знания?

Для чего нужно знать правила сервировки стола?Какие затруднения у вас возникли?Какие способы сложения салфеток вам понравились больше всего?Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Домашнее задание

Изучить §32 учебника.

Разработать меню воскресного завтрака, приготовить завтрак для своей семьи. Принести отзыв членов семьи о проделанной работе

Просмотреть “Этикет”: Путешествие в страну вежливости: приглашение в гости”. (Компьютер)

Конец формы

infourok.ru