Национальная кухня. Что греки едят на завтрак


Статья по кулинарии - Как едят греки?

Завтрак начинается... в полдень

Начнем наше гастрономическое путешествие в Грецию с полудня, когда греки собираются завтракать, то есть в понимании большинства европейцев - обедать. По убеждениям древних греков, принимать пищу ближе к полудню гораздо полезнее, чем рано утром. Придерживаются этого правила и греки современные.

 

Рано утром перед тем, как отправиться на работу, греки обычно выпивают чашку кофе с бутербродом или тостом. По пути на работу греки нередко заходят в булочные, пекарни и кондитерские, чтобы купить домашний свежий хлеб или сладости к чаю.

Обед — всему голова

Обед (или поздний завтрак/ланч в понимании российских и европейских туристов) для греков - время основательно погрузиться в гастрономическую идиллию. Обедать современные эллины отправляются приблизительно в два часа дня. Поэтому в 14.00 некоторые магазины закрываются на обеденный перерыв. Если это возможно, обедать греки едут домой. По традиции вся семья усаживается за большой стол и неспешно приступает к трапезе. Помимо холодных закусок первыми на столе появляются салаты. Золотое правило греков: не начинать обед без как минимум одного вида салатов на столе. Далее подают горячее: как правило, мясо или рыбу. К ним обязательно выносят корзинку свежего, ароматного и хрустящего хлеба, нарезанного аппетитными толстыми ломтями. Заканчивается трапеза бокалом хорошего вина.

 

После окончания обеда любой уважающий себя грек обязательно приляжет отдохнуть на часок — другой. Послеобеденный отдых поможет не только переварить пищу, но и переждать жару. Сиеста продолжается до 5 вечера. Если греки обедают в таверне, они коротают это время за приятной беседой. Запомните: греки всегда едят неспешно.

Ужин — время встречи с друзьями

Ужин обычно бывает с 8.30 или 9 вечера. Он будет намного скромнее обеда, но не менее вкусным и разнообразным. Если греки ужинают дома, они едят омлет, жареные или тушеные овощи, или греческий салат с сыром «фета» и свежим хлебом. Заканчивается ужин сладостями к чаю на десерт.

 

Если греки планируют ужинать в таверне или на празднестве, они будут довольствоваться куда менее сытным обедом, чтобы вечером наверстать упущенное. В таверне обычно приносят много тарелок с различными закусками, и все гости делят яства друг с другом, пробуя их из одной тарелки. Как правило, греки приходят ужинать в таверны не раньше 9. Летом, когда жара держится дольше всего, это время увеличивается до 10 — 11 вечера. Нередко посиделки затягиваются глубоко за полночь. Часто в таверны приходят семьями, нередко даже с маленькими детьми. Дети всегда сидят за одним столом со взрослыми. К ним всегда относятся как к полноправным участникам застолья.

Глобализация и традиции

Однако глобализация не обходит Грецию, в том числе, и ее гастрономическую составляющую, стороной. Под влиянием единого европейского стиля жизни в греческом рационе происходят некоторые изменения. В больших городах сиеста сейчас уже практически невозможна: дорога до работы бывает слишком долгой и отнимает много времени. Даже в небольших городах некоторые учреждения сейчас отменяют обеденные перерывы, а магазины работают круглосуточно. Одно остается неизменным: греческая нелюбовь к фастфуду. Греки очень высоко ценят домашнюю еду или старательно приготовленные в таверне блюда.

www.ilovegreece.ru

Культура питания древних греков - Озарение

(Источник фото: http://www.hotels2see.com/touch-ancient-greece-citta-dei-nicliani)

Множество исследований свидетельствуют, что из всех так называемых диет, одна из самых здоровых и полезных, как показывает история, является Средиземноморская диета. В этой статье мы «попробуем её на вкус», поймем её суть, а также узнаем чем питались древние греки. Автор приглашает читателя мысленно надеть на себя тунику, кожаные сандалии и далее уже, может быть, наяву поднять кубок с разбавленным вином или виноградным соком (древние греки пили только разбавленное) и отправиться в путешествие по средиземноморской гастрономии.

Чем питались древние греки?

(Источник фото: http://res.cloudinary.com)

Древние греки принимали пищу чаще всего четыре раза в день. О питании греков нам известно, в основном, из древних спектаклей. На утро был хлеб, который они обмакивали в разбавленное вино. Кто пил вино не разбавленным, греки считали варварами. Они считали вино даром бога Диониса. Вино подавалось в расписных керамических кубках. Хлеб пёкся из пшеницы, или ячменя. Хлебом служила и ячменная каша. Кстати, насчитывалось не менее 50 видов хлеба. Хлеб также использовался вместо вилок, и в богатых семьях после трапезы его доедали рабы или скот. Утром также ели фиги или оливки. На завтрак могли быть лепёшки (теганьяс). Любопытно, что на иврите слова, обозначающие процесс жарки, звучит похоже «летаген (жарить), тигун (жарка), метуган (пожаренное)». Лепешки выпекались из пшеничной муки, оливкового масла, мёда и кислого молока. Атеней в своём трактате «Дейпнософисты» (Учёные сотрапезники) упоминает о лепёшках из полбы с мёдом, кунжутными семечками и сыром.

Пшеничные зёрна размягчались или вымачиванием в воде и готовились как каша, или с помощью толчения в ступке, превращая их в муку. Греки использовали винные дрожжи, но только по праздникам. Хлеб выпекался в глиняных домашних печах. Белый хлеб предназначался богатым, а бедняки питались хлебом из ячменной муки грубого помола. В бедных домах хлеб готовили так: на пол клались раскалённые угли, когда пол становился достаточно горячим, на него раскладывали лепёшки и накрывали их крышкой, на которую вновь помещали угли.

Ячмень обжаривали, а потом мололи в муку, называя её «маза». Мазу иногда ели сырой. Любопытно, что на иврите без дрожжевой плоский хлеб называется «матца».

Древнегреческая культура являлась аграрной, поэтому диета состояла в основном из круп, овощей, фруктов, рыбы, яиц и немного мяса. Картофель и помидоры в Европе не произрастали, зато были спаржа, укроп, огурцы, турецкий горох (нут) и сельдерей. Из овощей готовились супы, часто их варили с оливковым маслом, уксусом, травами и рыбным соусом. В городах свежие овощи были дороги, и бедные жители питались сушёными овощами. Они также любили чечевицу. Аристофану указывал, что протёртые бобы были любимым блюдом Геракла, которого всегда в комедиях изображали чревоугодником. Блюдо из бобов нута, протёртых с оливковым маслом и кунжутными семенами в Израиле называется «хумус», оно считается самым распространённым. Суп из чечевицы был типичной пищей простых греков. Военные питались сыром, чесноком и луком. Хор в театре пел о конце войны: «О, радость, радость! Больше нет шлема, сыра и лука!»

Из фруктов были яблоки, груши, вишня, шелковица и дамсон (тернослив — мелкая чёрная слива). Свежие, либо сушёные фрукты, а также орехи подавались на десерт. Основными были фиги (инжир), изюм и гранаты. Существует рецепт одного древнего десерта из тёртых бобов и фиников.

Оливки для греков были не только едой, но источником масла для ламп, косметическим средством и важной частью самой культуры. Греки верили, что богиня Афина подарила первое оливковое дерево городу Афины. Его плоды позже распространились по всей Греции. Женщины наносили масло на кожу лица и тела для сохранения молодости. Автор рекомендует продолжить традицию и наносить оливковое масло на чистую влажную кожу лица на ночь, чтобы утром проснуться с мягкой кожей.

Бытует ошибочно мнение, что оливковое масло нельзя использовать для жарки. Это миф. Конечно, жареная пища не очень полезна для здоровья, лучше блюда запекать или тушить на воде, а масло добавлять после, но оливковое масло можно использовать на всех этапах приготовления пищи. При жарке оно дымится больше, чем другие масла. При выборе масла обращайте внимание на то, чтобы оно было тёмного цвета (само масло, а не только бутылка) и имело богатый аромат.

Мёд греки использовали, как мы сегодня сахар, и очень любили, не только как пищу, но и как лекарство. Они верили, что Зевса в детстве кормили молоком и мёдом. У многих семей были свои пасеки.

Мясо древние греки ели в основном по праздникам. Считалось, что мясом питаются только варвары. Известно, что соперники афинян, спартанцы имели исключительно мясную диету. Спартанцы варили суп из свиных ножек и крови (известно, что греки считали спартанцев варварами). Греческие атлеты также отдавали предпочтение мясной диете, но старались не есть десертов и не пить слишком много вина. Живя у Средиземного моря греки имели вдоволь рыбы. Самым дешёвым мясом в городе была свинина. Греки питались яйцами кур, гусей, фазанов и куропаток.

Питьё молока и использование сливочного масла греки также считали варварством. Зато они употребляли кисломолочные продукты, творог и овечий сыр.

Воду носили женщины, и, хотя колодцев было достаточно, предпочтение отдавалось ключевой воде. У греков есть множество описаний разных качеств воды, она может быть лёгкая, сухая, кислая, подобная вину и т.п.

Вина

У греков были белое, розовое и красное вино. Лучшие сорта производились в Тасосе, Лесбосе и Хиосе. Вина использовалось, как целебное средство с добавлением сосновой смолы и разных трав. Вина добавлялись в блюда. Элиан упоминает о том, что вино из Херайя в Аркадии делало мужчин глупыми, а женщин детородными; и наоборот, ахейское вино считалось вызывает выкидыш. Женщинам было запрещено пить вино, за исключением Спарты.

Приём пищи не был только процессом удовлетворения потребности организма, а часто превращался в общее застолье, когда люди подолгу общались друг с другом. Даже сегодня греческие семейные пиры длятся часами.

(Килик, самый популярный древнегреческий сосуд для питья. Источник: википедия).

Ужин у греков был самым важными и основным моментом приёма пищи. Обед был лёгким, как и полдник ближе к вечеру. Иногда ужин и обед объединялись и относились на вторую половину дня. Мужчины и женщины ели раздельно. В маленьких домах первыми ели мужчины, потом женщины. Аристотель писал, что пищу подавали рабы, а в бедных семьях жёны и дети. Сидели греки на стульях за столами, а во время праздников на скамейках за низкими столами. Позднее столы стали круглыми, обычно с ножками в форме ног животных.

В качестве закусок греки употребляли каштаны, бобы, поджаренную пшеницу и медовые пирожные. Аристократы и богатые мужчины устраивали встречи, на которых пили вина и обменивались мыслями. На Крите и в Спарте мужчины воины и мальчики участвовали в Сиситиях. На пике расцвета греческой культуры диета была относительно простой. Греки считали, что сложность блюд развращает человека. Александр Великий высмеивал иранский царский дворец, отмечая, что их вкусовые пристрастия привели к поражению. Позднее, ближе к концу империи, гастрономия стала занимать всё больше места в душе греков.

Вегетарианство

Древнегреческие философы Пифагор, Эмпедокл, Сенека, Плутарх, Плотин, Порфир и Эпикур проповедовали идею вегетарианского питания, воздержания от убийства, говоря о перевоплощении душ.

«До тех пор пока человек будет продолжает быть безжалостным уничтожителем низших живых существ, он никогда не будет знать здоровья и мира. До тех пор, пока люди убивают животных, они будут убивать друг друга. Действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь».— Пифагор

(Триптолем получает снопы пшеницы от Деметры и благословения от Персефоны, рельеф V века до н.э., Национальный археологический музей Афин)

Современная греческая диета

Современные греки потребляют больше всего оливкового масла в год, чем жители любой другой страны. Большинство греческих блюд состоят из запечённых овощей и называются «латера (или ладера», что переводиться как «с маслом» (оливковым, естественно). Зеленые бобы, баклажаны, бамия и горох готовятся с помидорами, луком, чесноком и различными травами и специями и потребляются, как основное блюдо вместе с сыром фета и хлебом. Летом — это салат из помидор и огурцов, а зимой — салат из капусты с морковью. Греки также потребляют больше всего сыра в мире, благодаря сыру фета, который присутствует при каждом приёме пищи. Традиционно сыр фета изготавливается из овечьего молока. В северной Греции популярны пироги из шпината, сыра и лука-порей. С каждым приёмом пищи греки едят сыр (фета) и хлеб.

Греческий рецепт блюда из белых бобов.

Белые бобы замочить на ночь. Утром поварить минут 40 до мягкости, но не до полной готовности. В сковороде смешать мякоть помидор, томатную пасту, половину стакана оливкового масла, нашинкованный лук и пару головок чеснока и поварить минут 10. Слить с бобов воду, смешать с содержимым в сковороде, добавить ещё четверть стакана оливкового масла и поместить в духовку на 50 минут для запекания. Перед подачей к столу посыпать блюдо брынзой и подавать с хлебом. Самым «вкусным» блюдо будет на веранде в греческой деревушке, но у себя дома в многоэтажке тоже не плохо:)

ozareniye.livejournal.com

расскажите меню древнего грека завтрак, обед, ужин

точно когда он это я незнаю ( на завтрак, обед, ужин ). Он ел морепродукты, оливки, мясо, пил разбавленное водой вино ( в греции пьянство запрещино ) плоды деревьев

Завтрак - хлеб, размоченный в разбавленном вине, сушенный инжир, миндаль, орехи и другие сухофрукты. напиток - козье молоко или вода с мёдом. Обед и ужин - рыба, бобовые, хлеб, сыр, маслины, яйца, сухофрукты и фрукты. Причем ужин состоял, в основном, из холодных блюд и обязательно в хорошей компании) ) <a rel="nofollow" href="http://www.hellinon.net/ANEOMENA/Diatrofi.htm" target="_blank">http://www.hellinon.net/ANEOMENA/Diatrofi.htm</a> - можете перевести сами!

Греки ели четыре раза в день. Завтрак состоял из ячменного хлеба, пропитанного вином, иногда в хлеб добавляли фиги или оливки. Лёгкий второй завтрак проходил около полудня или сразу после. Обед, самый важный приём пищи в течение дня, обычно проходил с наступлением сумерек. Иногда днём ближе к вечеру проходил полдник, ещё один лёгкий приём пищи. Мужчины и женщины питались раздельно. Если дом был слишком маленький, сначала ели мужчины, потом — женщины. Подавали еду рабы.

touch.otvet.mail.ru

Что едят в Греции? Блюда и напитки национальной греческой кухни

греческий салат из свежайших продуктов и традиционного сыра фетаГреческую кухню называют одной из самых полезных в мире. Здоровые блюда, приготовленные из свежих овощей, мяса и злаков и приправленные оливковым маслом, оказываются на удивление вкусными, нарушая распространенный стереотип. 

Полезные свойства еды в Греции объясняются несколькими причинами. Во-первых, климат в этой жаркой средиземноморской стране не позволяет местным жителям часто есть тяжелую пищу. Во-вторых, на ее территории растут самые разнообразные овощи, фрукты и травы, которые в больших количествах употребляются в кулинарии и придают свои полезные свойства блюдам. В-третьих, Греция – морская страна, в которой прекрасно развито рыболовство, рыба и морепродукты занимают важное место в национальной кухне. А, как известно, дары моря богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми человеку. соус дзадзыки

Выбор овощей в национальной кухне Греции огромен: баклажаны, помидоры, огурцы, артишоки, тыква, зеленая фасоль, перец, цуккини, бамия, лук и многое другое. Виноградные листья часто используются для приготовления многих блюд, особенно хорошо они сочетаются с мясным фаршем.  

Гордость греков – сыр фета, приготовленный из овечьего молока. Это мягкий белый сыр рыхлой консистенции, который хранится в рассоле и перед подачей на стол замачивается в минеральной воде или молоке. Чуть соленый, с характерным вкусом, сыр фета – идеальная закуска: нежирная, сытная и вкусная. Греки добавляют этот сыр в салат «хориатики», известный во всем мире, как «греческий». Его готовят из свежих овощей, добавляют маслины, орегано и черный перец и заправляют оливковым маслом. 

Оливковое масло есть на каждой кухне в Греции. Греки пользуются только маслом собственного производства: оливки выращиваются на всей территории страны. Им заправляют салаты, поливают мясные блюда, его даже добавляют в тесто. Мясо и другие продукты жарят на оливковом масле, благодаря чему они приобретают приятный характерный привкус. 

Мясо в греческой кухне присутствует, но не слишком популярно. В основном греки едят баранину или козлятину, хотя в последнее время повсеместно стали использовать более дешевые свинину или говядину. Лучшие блюда в Греции из мяса – мусака (мясной фарш, запеченный с овощами), паидаки (бараньи ребра на гриле) и стифадо (говядина, тушеная в вине). 

Греческие сладости и выпечка имеют много общего с турецкими деликатесами. В их приготовлении широко используется цветочный мед собственного производства. Очень популярны пахлава, бисквитные коржи с безе турта, засахаренные фрукты соколатакья, слоеные коржи с орехами баклавас, пироги милопита и каридопита.  

Далее: Праздничные и выходные дни ›

greece.platinumclub.ru

Кухня и традиции вкушения еды в Древней Греции

Раздел: Исторические кухни Древняя Греция Древняя Греция КУХНЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Что и как ели древние греки Древний анекдот о спартанце: «Один странствующий спартанец, зайдя на постоялый двор переночевать, отдал хозяину рыбу, которую принёс с собой, и попросил приготовить её на ужин. Хозяин согласился, но сказал, что для приготовления ужина ещё потребуется хотя бы масло и хлеб. На что спартанец возразил: «Будь у меня масло и хлеб, стал бы я связываться с этой рыбой». К счастью, не все греки спартанцы, и в целом греческая кухня никогда не придерживалась подобного аскетизма. История Эллады берет свое начало в глубине веков. Значение греческой цивилизации для современного мира бесценно. Искусство, философия, наука, политика, язык уходят корнями в греческую культуру. Чтобы ни происходило в сегодняшнем веке, мы можем найти прототип этому тысячелетия назад, если не в реальных исторических событиях, то в мифах и легендах наверняка. Изучение фундамента современной цивилизации позволяет избежать наивных разочарований в роде человеческом, понять движущие силы истории, познать смысл прошлого и научиться предвидеть будущее. Откуда же греки брали силы для великих свершений в своей славной и занимательной истории? Что они ели в древности? ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ и вообще существующая в этой стране КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ, ставшая основой самой полезной в мире средиземноморской кухни – это предмет особой национальной гордости греков, наряду с Акрополем, Гомером и Александром Македонским. Древнегреческая диета состояла из продуктов, не повышающих уровень сахара в крови, то есть не ведущих к увеличению веса. Вот почему греки были такими стройными и красивыми! И всё это до сих пор для нас весьма полезно (и не только в фитнес-клубах!) Древние греки широко использовали в питании оливки и оливковое масло. С древних времен в Греции оливки консервировали морской солью. В рассол для черных оливок добавляли немного натурального винного уксуса и оливковое масло. Различный вкус оливкам придавали различными пряными травами и специями. Оливки солили, мариновали и использовали в качестве закуски, гарнира, приправы к рыбе и многим другим блюдам - добавка всего нескольких оливок придает блюдам особый вкус. По современным воззрениям, оливки выполняют функцию своеобразного биохимического регулятора для усвоения соли и жиров. Оливковое масло производили из зрелых оливков методом холодного отжима (современное Extra virgin). Такое масло исключительно ценно и полезно для здоровья и содержит максимум полезных веществ. Важно отметить, что любое оливковое масло, в отличии от других масел, при нагреве не выделяет канцерогенных веществ! Хлеб тогда пекли не белый, а грубый, из полуобработанной муки (что способствовало лучшему перевариванию остальных продуктов). В Древней Греции первое упоминание о "кислом" хлебе, т. е. хлебе из сброженного теста, относится к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного хлеба, его употребляли только состоятельные люди. Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виде ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощение в его доме белым хлебом. О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Пекари Древней Греции умели выпекать множество сортов хлеба, используя при этом в основном пшеничную муку. Часть хлебных изделий греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Такой хлеб служил основной пищей для простого народа. Булочники Древней Греции торговали и сдобными хлебными изделиями, в состав которых входили мед, жир, молоко. Но такие "сладкие хлебцы" стоили дороже обычного хлеба и относились к лакомствам. Любопытно отметить, что у суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях. В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке. Почему хлеб называется хлебом. Хлебопекам Древней Греции мы обязаны и самим происхождением слова "хлеб". Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые "клибанос". От этого слова, по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово "хлайфс", которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово "хлайб", которое похоже на наш "хлеб", украинский "хлиб" и на эстонский "лейб". Поговорка относительно хлеба, который всему голова, в Древней Элладе тоже была в ходу: именно хлеб считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), все остальное полагалось только обильной добавкой к дефицитному хлебу (но какой добавкой!). Так что не один только хлеб не ели. А что полагалось подавать к хлебу? К хлебу подавали овощи и плоды, причем особенно популярны были бобы всех видов (из-за своей распространенности и дешевизны), оливки и фиги (инжир). Масло употребляли только оливковое, сливочного не было. Охотно пили молоко, особенно овечье, а также изготавливали из него белый, мягкий овечий сыр, больше похожий на творог. И, главное, ели много рыбы и морепродуктов всех видов: устрицы, кальмары, мидии, морские гребешки – недостатка полноценного животного белка никогда не было! Ведь Греция омывается морем, имеет множество островов, а в море полно рыбы. Однажды греческий философ Демонакс собрался в морское путешествие. Погода не благоприятствовала ему – надвигалась буря. Один из друзей обратился к Демонаксу: «Разве тебе не страшно? Ведь корабль может утонуть, и тебя съедят рыбы!» Философ Демонакс только улыбнулся в ответ: «Я столько рыб съел в своей жизни, что будет вполне справедливо, если они, в конце-концов, съедят меня». Искусство приготовления рыбы высоко ценилось еще в античные времена. Оно основывалось на опыте и кулинарном мастерстве народов, живших на побережье Средиземного моря. Как это ни парадоксально, в ранней истории Древней Греции, окруженной со всех сторон морями, был период (XI-VIII века до нашей эры), когда рыба считалась пищей только для бедных людей. Подтверждение этому можно найти на страницах гомеровской «Илиады». (Много позднее в Европе подобное случилось с устрицами.) Развитие рыбной кухни началось гораздо позднее, в период расцвета Древней Греции. Уже мифы об аргонавтах рассказывают о путешествиях греков за рыбой к неведомым берегам Понта Эвксинского (так называлось Черное море), так как на греческих рынках ощущалась ее нехватка. Больше всего ценились тунцовые рыбы, второе место занимали осетровые, о чем есть упоминание у Геродота: «Ловятся для соления большие рыбы без позвоночника, называемые осетрами». Персонажи комедии Эпихарма «Званый обед у Гебы» — беззаботные кутилы, боги и богини, большие любители вкусной пищи,— особенное удовольствие получают от морской рыбы. Они на дружеской ноге с морским богом Посейдоном, который доставляет им на судах большое количество рыбы и моллюсков — божественный деликатес. Секреты приготовления иных древнегреческих блюд не разгаданы и по сей день. Как, скажем, можно к столу подать целую рыбу, одна треть которой была жареной, одна треть — вареной, одна треть — просоленной? Морская рыба была в почете и в Древнем Риме (здесь ее солили, мариновали, коптили), и в Азии. Греческий комедиограф Аристофан, бывший одно время послом при персидском дворе, писал, что царь персов выдавал щедрое вознаграждение тому, кто изобретал новое рыбное блюдо. Греки ели много мяса дичи (зверей и птиц), которая в те времена водилась в невообразимом изобилии. А вот мяса домашних животных даже богатые люди ели немного: слишком уж накладно каждый день резать по барашку, дающему столько молока и шерсти. Потому блюда из баранины подавали только по праздникам, когда богам приносили жертвы. Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, как титан Прометей, принесший людям огонь, разделал для жертвоприношения барашка и разложил мясо на две кучки: в первую свалил все кости, прикрыв их сверху жиром, а во вторую - все мясо, прикрыв его требухой и шкурой. После этого хитрый Прометей предложил отцу богов Зевсу выбрать кучку для себя. Тот, естественно, выбрал кучку с жиром. И просчитался, но было уже поздно. С тех пор хитроумные греки в жертву богам приносили бесполезные отбросы и кости, а все вкусное съедали сами, чтобы добро не пропадало. Вообще, греки народ очень сообразительный! Не было на столе у древних греков целого ряда привычных нам продуктов: риса, дынь и арбузов, персиков и абрикосов, лимонов и апельсинов (прибыли позже из Азии), помидоров, картофеля, кукурузы (завезены из Америки). Тыквы и огурцы были в диковинку и стоили дорого. Орехи, которые мы теперь называем грецкими (т. е. греческими), были привозным лакомством. Сахара не было, вместо него использовали мед, который гораздо полезнее сахарозы. И меда в Древней Элладе было много. Крупу, которую мы называем гречкой («греческой крупой»), греки не знали (они и сейчас ее практически не едят). А что древние греки пили? У них не было ни чая, ни кофе, ни какао. Одно только вино. Его всегда разбавляли водой в пропорции 1:2 (мера вина на две меры воды) или 1:3, для этого даже существовали специальные сосуды кратеры колоколообразной формы. Но разбавляли вино водой совсем не для того, чтобы не захмелеть: вином просто старались обеззаразить колодезную воду. Пили чаще всего не из чашек и кубков (хотя и они тоже были), а из специальных сосудов под названием «килик» - такое блюдце с ручками на длинной ножке. После оливкового масла вино — во все времена главный предмет гордости в Греции. "Вино — души людской зерцало", — сказал Алкей, знаменитый поэт с Лесбоса. Греция - родина европейского виноделия. На острове Крит виноград возделывается уже четыре тысячи лет, на материковой Греции - три тысячи. На террасах, насыпанных по склонам гор, по всей Греции растет виноградная лоза. В долинах ее сажают, между плодовыми деревьями, и она тянется с одного дерева на другое. Как и олива, виноградная лоза неприхотлива и не нуждается в искусственном поливе. Критяне привезли виноград с побережья Малой Азии и окультурили его. Они быстро узнали тайну винограда - судя по подвалам кпосских дворцов, во II тыс. до н. э. производство вина здесь процветало. А миф рассказывает, что бог виноделия Дионис женился на критской царевне Ариадне. Ни один бог не почитался в Греции так, как Дионис! В Древней Греции к началу сбора урожая были приурочены Праздники - Дионисии. Это было время безумных плясок и бурного веселья. Дионис, или Вакх, шествовал с веселой свитой, состоявшей из козлоногих сатиров и вакханок. Вино лилось рекой. Вакха чтил, в основном, простой народ. Бог-освободитель давал им забвение от забот и печалей. На ежегодных бурных празднествах в его честь даже духи, как считали эллины, отдавали должное молодому вину, а потом, естественно, требовали закуски. Поэтому нагулявшиеся жители запирались в своих домах от греха подальше, а для зaxмeлeвшиx духов на пороге оставляли похлебку. Как уже было сказано, вино в те времена разбавляли водой из расчета: 1 часть вина + 3 части воды, в крайнем случае 1:2. Смешивание равных по объему частей считалось уделом "горьких пьяниц". (Причем крепленого вина тогда еще не было.) Афинский государственный деятель Эубулус в 375 г. до н.э. так сказал о мере в употреблении вина: "Я должен смешать три чашки: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью - для хорошего сна. Выпив три чашки, мудрые гости отправляются по домам. Четвертая чашка уже не наша, она принадлежит насилию; пятая - шуму; шестая - пьяному разгулу; седьмая - подбитым глазам; восьмая - блюстителям порядка; девятая - страданиям и десятая - сумасшествию и крушению мебели." Самое известное и древнее греческое вино – РЕЦИНА. И по сегодняшний день это единственное вино, обладающее сильным ароматом и привкусом смолы (рецина в переводе с греческого - смола). Название связано с древней традицией герметически закупоривать амфоры с вином смесью гипса и смолы. Так вино дольше хранилось и впитывало запах смолы. В наше время смолу специально добавляют в это вино на стадии брожения. Правильнее сказать, что Рецина не относится к категории вин. Это белый или розовый напиток крепостью 11,5 градусов для повседневного употребления. Пьется охлажденным, подается к закускам. В Древней Греции культивировалось 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и климатическим условиям. Греки предпочитали темное густое красное вино. В больших сосудах (пифосах) его на шесть месяцев ставили в погреба — сбраживать. Потом вино закрепляли изюмом, который всегда имелся в изобилии, или медом. Лучшими считались самосские и родосские вина. Ненамного уступали им и вина с островов Хиос и Лесбос. И по сей день особенно славится терпкое вино с острова Санторин (Тира) из винограда, возделанного на вулканическом пепле. В бокале доброго греческого вина — глоток солнца и моря, дурман тысячелетий и привкус вечной тайны Эллады. Уже в древности существовало огромное разнообразие греческих вин, начиная от легких белых, сладких или сухих, до розовых и красных, полусладких и сладких. Каждый город-полис производил собственные вина. В Древней Элладе выращивали и изюмные сорта винограда, а греческий изюм с тех времен и до нашего времени всегда признают лучшим в мире. КАК ОНИ ЕЛИ? Платон утверждает: человек, который ест в одиночку, просто-напросто наполняет бурдюк, под названием желудок. Поэтому древнегреческие пирушки (симпосионы) проходили обязательно в компаниях товарищей. Даже само греческое слово «товарищ» (синтрофос) по своему происхождению означает «человек, с которым вместе ты ешь». Считалось, что в компании «синтрофов» должно быть «не меньше числа Харит, не больше числа Муз», то есть от 3 до 9, чтобы не было ни скучно, ни тесно. Ели древние греки лежа, точнее, возлежав, и не на обычных спальных ложах, а на особых сиденьях-апоклинтрах (от слова «апоклино» - «разгибаю корпус, спину»). Апоклинтры были сделаны так, чтобы сидящим на них людям практически вообще не нужно было бы двигаться. Опирались при этом всегда на левую часть тела, ведь именно слева находится желудок. Для трапезы сдвигали три апоклинтра буквой "П", а с четвертой стороны рабы подносили маленькие столики с едой, угощенья и вина. Ложек и вилок не было, ножами за столом не пользовались. Ели просто руками, а объедки бросали прямо на пол. Перед тем, как пригубить вино, полагалось непременно омыть руки в специально для этого предназначенной чаше, украсить голову венком и совершить возлияние богам - отплеснуть из чаши чуть-чуть вина в качестве жертвы. Описания пирушек-симпосионов можно найти у самых прославленных гречеких писателей и особенно у философов: ведь на симпосионах велись беседы на самые разнообразные темы. Самый знаменитый философский диалог Платона с участием Сократа так и называется – «Пир», и обсуждается там вопрос о том, что такое истинная любовь. А у Плутарха есть целая книга под названием «Застольные беседы». Почитав все эти литературные произведения, можно подумать, что древние греки на симпозионах занимались исключительно высокими материями. Нет, они были такими же людьми, как мы с вами: любили побузить, с удовольствием колотили посуду в порыве веселья (этот странный обычай у них до сих сохранился), и даже писали на стенках, а больше - на глиняных чашах и блюдах. В одном доме археологи при раскопках нашли осколки киликов с надписями, сделанными явно нетрезвыми руками. Надписи прочли. Самым приличным там было слово "лизать", остальные просто непечатные. Но помимо философских застольных бесед, древнегреческие классики сохранили для нас еще и рецепты древних блюд! Сам Платон с удовольствием описывал подаваемые на стол кушанья и ингредиенты, из которых они приготовлены. Сейчас многие из этих рецептов восстановлены, и в Греции открыта сеть ресторанов под названием «Археон гевсис» («Вкусы древних»). Там подают только блюда древнегреческой кухни. А чтобы посетители не сомневались в подлинности рецептуры, рядом с каждым блюдом в меню напечатана выдержка из трактата, откуда был взят рецепт. Конечно, атмосферу древнегреческой трапезы полностью восстановить трудно. Вино с водой в кратирах (кратерах) никто не смешивает, скорее всего потому, что рука не поворачивается налить воды в современное вино. Вот вы, например, ели когда-нибудь «креокaкавос»? (Расшифровываем: КРЕОКАКАВОС - это свинина под кисло-сладким соусом из меда, тимьяна и уксуса, подаваемая с гарниром из бараньего гороха с чесноком.) А вот вам довольно простой РЕЦЕПТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО СЛАДКОГО, который для нас сохранил Платон в своем труде под названием "Атлантида": «Берёте сухие фрукты (сливы, инжир, миндаль, черный и золотистый изюм, грецкие орехи), все это мелко нарезаете и поливаете аттическим медом - таким, который стекает с ложки (свежим, не засахарившимся – хороший мёд засахаривается не позднее ноября!). Теперь смешиваете эту массу с натуральным греческим йогуртом, и...» О да, древние греки знали толк в еде! Многие древнегреческие блюда дошли до наших дней практически в неизменном виде, разве что в их составе появились также овощи и пряности, которых в Древней Греции не было (картофель, помидоры, черный перец и др.) И многие ныне так называемые "турецкие сладости" на самом деле тоже родом из Древней Эллады. А теперь древний рецепт приготовления рыбы – «саламис», от которой не отказался бы даже упомянутый выше спартанец: САЛАМИС (рыбное филе по-древнегречески) Ингредиенты: - 500 г свежего рыбного филе морской рыбы, - 1 ст. ложка винного уксуса, - 4-6 ст. ложек оливкового масла, - 1 среднего размера луковица, - 1-2 дольки чеснока, - 3 рюмки белого вина, - 2 ст. ложки рубленой зелени, - 250 г свежих огурцов (в Древней Греции огурцы были деликатесом!), - 2-3 стручка сладкого перца, - соль (черного перца в Древней Элладе не знали, да и он здесь будет лишним).         Приготовление       Филе рыбы сбрызнуть винным уксусом, посолить и выдержать 10-15 мин. Вылить на сковородку половину оливкового масла и обжарить в нём мелко нарезанный лук и чеснок, затем положить рыбу, полить вином и посыпать зеленью. Тушить 10-15 мин под крышкой. Нарезать тонкими колечками стручки сладкого перца и отдельно обжарить в оставшемся масле. Через 10 мин добавить очищенный от кожицы и нарезанный мелкими дольками огурец. Приправить солью (и чёрным перцем). Когда все овощи будут готовы, выложить их на рыбу и потушить их вместе ещё 5 мин под крышкой на небольшом огне. Подать в горячем виде с хлебом из муки грубого помола. СТОЛ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ Исторический обзор Состав пищи древних обитателей Эллады зависел от экономического состояния страны, от плодородия земли, от уровня развития скотоводства. По мере изменения общественной жизни, расширения связей с другими странами и ростом внешней торговли менялся характер и состав питания, появлялись новые блюда. Как и в любой другой сфере жизни древних, в их питании существовали большие различия между отдельными городами-государствами и между людьми состоятельными и беднотой, которая по необходимости довольствовалась более чем скромной пищей. С течением времени менялись и установленные обычаем часы трапез — ведь свободные граждане греческих полисов все больше занимались решением государственных дел, которые, как правило, задерживали их на агоре в предполуденную и полуденную пору. В эпоху Гомера греки завтракали рано утром. Завтрак состоял из пшеничных или ячменных лепешек, смоченных вином, разбавленным водой. Около полудня наступало время обеда: к столу подавали мясные блюда, хлеб и вино. Последнюю, вечернюю трапезу составляли те же блюда, что и на обед, но меньшими порциями. В более поздние века, когда свободный гражданин стал проводить большую часть времени на агоре, распорядок еды изменился. Завтрак, по-прежнему, был ранний, но теперь не возбранялось подавать чистое, не смешанное с водой вино. Время обеда было перенесено на более поздние часы и даже на вечер, зато между завтраком и обедом можно было в любое время устроить еще одну трапезу — нечто вроде второго завтрака, причем мужчины часто закусывали прямо на месте, на агоре, когда выдавалась свободная от государственных дел минута. Наконец, в эпоху эллинизма второй завтрак стал более торжественным и обильным и, поскольку граждане уже меньше уделяли внимания общественной деятельности, появилась возможность устраивать второй завтрак в строго определенное время. Итак, основу утренней трапезы составляли лепешки. Отметим, что еще в VI веке до н. э., в эпоху Солона, хлеб считался роскошью. Его заменяла более доступная каша из какой-либо крупы или муки, обычно ячменная или пшеничная. Хлеб пекли в домашних условиях. Профессиональные пекари, снабжавшие города свежим хлебом, появились в Афинах только в V веке до нашей эры. Муку изготовляли из ячменя, проса, пшеницы и полбы. [Полба, или полбяная пшеница, — группа видов пшеницы с ломким колосом и пленчатым зерном. Отличается неприхотливостью, скороспелостью, устойчивостью к заболеваниям. Ценный исходный материал для селекции.] Благодаря связям с другими, более искушенными в кулинарии народами, греки познакомились и переняли новые виды печеных изделий. Лучшими сортами хлеба древние греки считали финикийский, а также беотийский, фессалийский, хлеб из Каппадокии и с островов Лесбос, Кипр и Эгина. Особые виды хлеба пеклись к праздничным пирам, например, при завершении сбора урожая или к определенным блюдам. Хлеб пекли из квашеного, дрожжевого теста или же без закваски. Употреблялся также диетический хлеб, выпекавшийся без добавления соли. Другим основным продуктом питания эллинов было мясо. Говядиной и бараниной, мясом оленя или вепря лакомились герои Гомера, не чуждавшиеся и птицы. Тушу жарили на вертеле, безо всяких приправ, а затем делили на куски по числу гостей, отдавая лучшие наиболее отличившимся и достойнейшим. Например, растроганный пением во время пира, Одиссей отдал певцу Демодону «полную жира хребтовую часть острозубого вепря» (Гомер, Одиссея, VIII, 474). Замечательную сцену пира древних обитателей Эллады нарисовал Гомер, повествуя о приеме Ахиллом в своем шатре послов от Агамемнона — Одиссея, Аякса Геламонида и Феникса:            Сам же огромный он лот положил у огнищного света,            И хребты разложил в нем овцы и козы утучнелой,            Бросил и окорок жирного борова, туком блестящий,            Их Автомедон держал, рассекал Ахиллес благородный,            После искусно дробил на куски и вонзал их на вертел.            Жаркий огонь между тем разводил Менетид боговидный.            Чуть же огонь ослабел и багряное пламя поблекло,            Угли разгребши, Пелид вертела над огнем простирает            И священною солью кропит, на подпор подымая.            Так их обжарив кругом, на обеденный стол сотрясает.            Тою порою Патрокл по столу, в красивых корзинах,            Хлебы расставил; но яства гостям Ахиллес благородный            Сам разделил и против Одиссея, подобного богу,            Сел на другой стороне, а жертвовать жителям неба            Другу Патроклу велел, и в огонь он бросил начатки.            К сладостным яствам предложенным руки герои простерли...            (Илиада, IX, 206 — 221) Позднее мясной стол греков стал разнообразнее: они охотно поглощали колбасы или козьи желудки, начиненные кровью и жиром. Из овощей чаще всего употребляли лук, чеснок, салат, стручковые. Последние, то есть овощи, относились к основной пище бедняков. С VI века до н. э. под влиянием восточной моды и обычаев, царивших в греческих колониях, где уровень жизни был особенно высок, на столах греков появляются все новые и новые кушанья. Только Спарта сохранила старинную простоту нравов и суровый быт. Спартанец, допущенный к участию в совместных трапезах, должен был внести взнос, равный причитавшейся ему порции продовольствия на месяц: 7,3 л муки, 36 л вина, 3 кг сыра и 10 оболов серебра на покупку мяса. Двух оболов обычно хватало для скромного пропитания одного человека в течение дня. Отсюда видно, что составленные из таких взносов трапезы спартанцев были более чем скудными. Оставались спартанцы верными и своему знаменитому блюду — черной похлебке: по словам Плутарха, в Спарте времен Ликурга «старики даже отказывались от своей доли мяса и уступали ее молодым, а сами вволю наедались похлебки» (Сравнительные жизнеописания. Ликург, XII). Попойки, разгульные пиршества в Спарте не допускались: «Наш закон изгоняет из пределов страны то, под влиянием чего люди более всего подпадают сильнейшим удовольствиям, бесчинствам и всяческому безрассудству. Ни в селениях, ни в городах ...ты не увидишь нигде пиршеств... и каждый, кто встретит пьяного гуляку, сейчас же налагает на него величайшее наказание...» (Платон. Законы, I, 637). Впрочем, кроме Спарты, вино пили вволю по всей Элладе. Особо утонченным кулинарным искусством славились в Греции жители Беотии и Фессалии. На греческий стол влияли роскошные пиры Персии и Лидии, пышность Египта и Вавилона. Опытные повара из Сицилии привили грекам любовь к тонким блюдам. С расширением торговых отношений с другими народами кухня древних эллинов становилась все богаче и разнообразнее, подвергаясь возрастающему влиянию зарубежной гастрономической моды. В лавках вокруг агоры можно было купить не только привычные лук, чеснок и салат, но и разнообразную рыбу, редкие заграничные коренья и приправы. В комедии V века до н. э. Гермиппа «Носильщики» перечисляются продукты, привозимые в Грецию со всего света: говядина, сыр, изюм, смоквы, кокосовые орехи и миндаль. По-видимому, в Древней Греции существовали две разновидности поваров. Были свободные профессиональные повара, которых нанимали на период подготовки предстоящего пира, и повара подневольные, или рабы. Несмотря на свое низкое положение, афинские повара играли заметную роль в городе, если судить по насмешкам, которыми их преследовали комические поэты. Тип раба-повара, плута и хвастуна, сделался с начала IV века до н. э. очень распространенным на греческой сцене. В комедии Антифана «Циклоп» господин дает повару указания насчет рыбных блюд: на столе должны быть нарезанные кусочками щука, морские скаты под соусом, окунь, макрель, фаршированные каракатицы, лягушиные лапки и брюшко, сельдь, камбала, мурены, крабы — пусть всего будет вдоволь. Частые в комедиях Антифана, Алексида, Сотада и других комедиографов IV века до н. э. упоминания рыбных блюд и рецептов их приготовления показывают, что рыба была еще во многом новинкой в меню жителей греческих полисов. Разнообразны были блюда из птицы и способы их готовки. Греки употребляли зажаренных голубей, воробьев, жаворонков, фазанов, дроздов, перепелок и даже ласточек. Эти блюда заправлялись оливковым маслом, уксусом, различными соусами и пряностями. Вообще, описание кулинарных рецептов в греческих комедиях точно соответствует существовавшим в то время «технологиям» приготовления пищи и описанным в многочисленных поваренных книгах. В одной из комедий Сотада описание того, как надо готовить и подавать рыбу на стол, вложенное автором в уста повара, полностью совпадает с тем, что говорится по этому поводу в известной кулинарной книге того времени — «Ономастиконе» Поллука (II в.): «Смешай молоко с топленым салом и крупой, добавь свежего сыра, яичных желтков и мозгов, заверни рыбу в душистый лист фигового дерева и вари в бульоне из кур или из молодого козленка, затем вынь, сними лист и положи готовое кушанье в сосуд с кипящим медом». Церемониал и этикет трапез различался в зависимости от того, семейный ли характер они носили, или присутствовали гости. На повседневных домашних приемах пищи женщины садились за стол вместе с мужчинами. Точнее, мужчины во время обеда полулежали, женщины сидели на стульях. Это правило не применялось к гетерам. В трапезах, не имевших семейного характера, женщины участия не принимали. Пиры происходили на мужской половине дома. Приглашенные тщательно одевались; обыкновенно они принимали ванну и душились. Вежливость требовала от них большой аккуратности, и за стол садились, не ожидая запоздавших. Всякое ложе вмещало одного или двух человек; они приставлялись одно к другому, образуя таким образом нечто вроде дивана. Они покрывались красивыми одеялами и часто были настолько высоки, что на них взбирались с помощью небольшой скамейки. Гости имели у себя за спиной подушки, напоминавшие обыкновенные наши подушки или поперечные валики и покрывавшиеся цветами и узорчатыми наволочками; иногда их приносили с собой. Обедавшие опирались левым локтем на подушку и таким образом находились в полусидячем, полулежачем положении. Гости, помещавшиеся на одном ложе, поворачивались друг к другу спинами; но весьма вероятно, что, опираясь на одну и ту же руку, они придавали различный наклон своему телу, причем один подсовывал локоть ближе к спине, а другой — ближе к груди. Число лож и столов бывало разным. Их расставляли таким образом, чтобы по возможности приблизить друг к другу гостей, располагая их, без сомнения, полукругом или в форме подковы вокруг столов. Столы, сначала — квадратные, а позже — круглые, делались немного ниже лож. Около каждого ложа стоял особый стол. В размещении гостей соблюдали известный порядок. Самое почетное место находилось по правую руку хозяина; наименее почетным считалось наиболее удаленное от него. Между гостями часто происходили по этому поводу споры, вследствие чего Плутарх рекомендует хозяину самому назначать каждому гостю его место. Гости прежде всего снимали свою обувь, которую они снова надевали только уже при уходе. Рабы обмывали всем ноги и иногда душили их; потом они подавали воду, чтобы гости вымыли себе руки. Только после этого приносили столы, уже совсем сервированные. Каждому гостю оставалось только протянуть руку, чтобы взять пищу, приготовленную на блюдах. Вилок и ножей не было; ложку употребляли только для жидкой пищи и соусов, но и ее охотно заменяли коркой хлеба. Почти все ели пальцами. Не было также ни скатертей, ни салфеток; вытирались мякишем хлеба или особым тестом — их катали между пальцами, так чтобы сделать шарики. Всякому гостю предоставлялось приводить с собой своих рабов; в противном случае прислуживали рабы хозяина. Чтобы распоряжаться всем этим персоналом, назначалось специальное лицо. В некоторых домах было правилом, чтобы список блюд представлялся поваром хозяину. Мы имеем мало сведений относительно общего порядка больших греческих обедов. Можно думать, что обед не начинался, как у римлян, холодными закусками и сладкими винами, по крайней мере до времен Империи. До этой эпохи хотя и употреблялись в начале обеда блюда, способные возбуждать аппетит, но они не были непременно холодными. Затем подавали мясо, рыбу, зелень и соусы всех сортов. После этого рабы приносили воду и полотенца

; гости душились, возлагали на себя венки из цветов и делали возлияния Доброму Гению, выпивая при этом глоток чистого вина. Затем столы уносились и заменялись другими, на которых был сервирован десерт. Десерт в те времена был очень простой; в эпоху македонского владычества он составлял как бы второй обед с дичью и домашней птицей, причем ели свежие или сухие фрукты и потом сыр. Чтобы вызвать жажду, употребляли чеснок, лук, соль, смешанную с тмином и другими травами, соленые пироги с разными пряностями. В печеньях также не было недостатка. Аттика славилась своими печеньями, в которых мед заменял сахар; их делали с сыром, маком и кунжутом. Вина в Греции изготовляли очень много. Особенно знамениты в античном мире были вина с островов Лесбос, Кос, Хиос, Родос и Самос. Вина классифицировали по признаку цвета: темное, красное, белое, золотое. Важное значение придавалось вкусу и крепости. Различали вина крепкие, сладкие, тонкие и легкие. Люди состоятельные предпочитали старые, длительной выдержки вина. После основной части обеда или пиршества начиналась беседа — симпосион. Его участникам подавали вино в трех кратерах, где вино смешивалось с водой. Из одного кратера вино шло в жертву богам, из другого — героям, из третьего — Зевсу. Жертвоприношения совершались торжественно, под аккомпанемент флейты. Религиозная, обрядовая часть пиршества позволяла приглашать туда флейтисток, которые оставались там и после жертвоприношений, развлекая игрой на флейте беседующих сотрапезников. На пирах выбирали из присутствующих верховного распорядителя пира — симпосиарха, который направлял ход бесед, определял итог состязаний по количеству выпитых кубков и назначал награды победителям. Вино не мешало участникам пира вести беседы на философские или литературные темы, блеснуть меткой остротой, удачно найденной стихотворной строкой, импровизированным каламбуром, придумать и предложить присутствующим запутанную задачку или гриф — загадку. К тому же участники застолья не были лишены женского общества — их развлекали своими выступлениями танцовщицы, акробатки, флейтистки. Умело поддерживали беседы гетеры — женщины начитанные, остроумные и обаятельные. Увлечение состоятельных граждан богатством, помпезными пиршествами приобрело со временем столь широкие масштабы, что государство вынуждено было вмешаться, чтобы путем строжайших установлений предотвратить злоупотребление и расточительство. В Афинах должностные лица — ситофилаки — должны были вести контроль за снабжением города продовольствием, в частности, бороться со спекуляцией и прочими злоупотреблениями в торговле продуктами. Продовольственные инспекторы регулировали рыночные цены и следили за соблюдением правил торговли. Запрещено было делать запасы зерна в спекулятивных целях в расчете на повышение цен в случае перебоев в хлебных поставках. Роль ситофилаков была очень велика во времена войн, неурожаев и в периоды экономических трудностей, переживаемых государством. В эпоху эллинизма сильно разросся административный аппарат, при этом увеличился штат продовольственных инспекторов. Периодически проводя их ротацию, пытались избежать злоупотреблений и установления скрытых связей между должностными лицами и торговцами, между продающими и покупающими. Контролировались цены, проверялось качество выпечки хлеба. Когда уровень жизни в Древней Греции повысился, разница в имущественном положении разных категории граждан стала гораздо заметнее. Мечтая о сказочных странах, «где текут мед и молоко», герои комедий по-своему откликались на углублявшуюся пропасть между теми, кто мечтал о куске хлеба, и теми, у кого столы ломились от изысканных, заморских яств. Поэт Гелеклид в комедии «Амфиктионы» изображает чудесную страну с голубями Кубок (Микены, II тысячелетие до н. э.), где волны рек несут печенья и пироги с творогом, мясо, колбасы, жареную рыбу. При этом пища сама входит в дом, ложится на стол, а затем и сама попадает людям в рот. Впрочем, для богатых греков эта картина не являлась фантастической, ибо она весьма была похожа на их реальную жизнь: руки рабов готовили блюда, накрывали на стол, всячески угождали вкусам хозяев.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Как греки едят и пьют

Особенности питания в Греции 01.05.2013 15:56

Перенять настрой, с которым греки относятся к еде, довольно просто. Главные особенности греческих застолий — непринужденность и гостеприимство.

Когда есть

Греки любят поесть на ночь глядя. В летнее время большинство греков не садятся ужинать раньше, чем начнет садиться солнце. В это время как раз закрываются магазины, поэтому в ресторанах до 10 часов вечера обычно мало посетителей. Чтобы полностью следовать гастрономическим обычаям греков, постарайтесь соблюдать их режим питания. И не удивляйтесь, если в ресторане в 7 часов вечера почти пусто, а в 11 часов вечера уже нет свободных столиков.

Изменение графика рабочего дня сказывается на привычном для греков режиме питания, однако обед по-прежнему является самым главным приемом пищи и обычно начинается не раньше 2 часов дня.

Таверны, как правило, открыты в течение всего дня, но солидные рестораны открываются только на ужин.

В кафе больше всего посетителей бывает днем, когда заканчивается сиеста — послеобеденный отдых.

 В Греции не принято много есть с утра. Обычный завтрак: чашка кофе (плюс сигарета) или кулури и тиропита, съеденная на бегу. В отелях и туристических зонах обычно предлагают завтрак в западном стиле, часто включающий мясо индейки.

Выбор ресторана

В Греции не стоит посещать рестораны в популярных туристических зонах, а также изысканные, но по большей части неоправданно дорогие заведения. К счастью, выбор очень большой.

Самое главное при выборе ресторана — найти заведение, пользующееся популярностью у местных жителей. Старайтесь не заходить в широко рекламируемые рестораны и места с освещенными транспарантами, на которых изображена по большей части неаппетитная еда. Не всегда стоит обращаться за рекомендациями к сотрудникам отеля, так как многие отели состоят в негласном сговоре с определенными ресторанами. Меню ресторана и цены на блюда должны быть вывешены снаружи у входа в заведение.

Таверны по-прежнему очень популярны в Греции — как среди туристов, так и среди местных жителей. В тавернах непринужденная атмосфера и умеренные цены; эти заведения обычно управляются членами одной семьи, и сюда вполне можно прийти с детьми. Столики накрыты бумажными скатертями, а официанты перед подачей блюд с шумом ставят на стол корзинку с хлебом и приборы. Советуем выбирать заведения с меньшим выбором блюд (как правило, в них подают свежеприготовленные блюда), а не рестораны с обширным меню.

В современных дорогих тавернах, как правило, обширная винная карта, стильный интерьер и изысканная греческая кухня. Тем не менее многие рестораны, в которых подают блюда «необычной» или современной греческой кухни, могут оказаться заведениями, рассчитанными на массового клиента. Выбирайте старинные рестораны с хорошей репутацией. На главных островах и модных курортах есть множество ресторанов, награжденных различными премиями. В них подают блюда греческой и интернациональной кухни и хорошее вино. И обслуживание в таких заведениях отличное. 

www.cookzz.ru

Еда древних греков. Еда спартанцев

Огромная роль в жизни и культуре древних греков, отводилась еде.

Еда древних греков не отличалась большой изысканностью, основные составляющие её были: оливковое масло, пшеница, вино.

Кулинарная книга, написанная греками 4 тысячи лет тому назад, легла в основу средиземноморской кухни древнего мира. Нас с вами немногому может научить древняя книга, потому как многих продуктов просто не было. Только много лет спустя, эллины узнали, что такое сахар, рис, кофе, картофель, помидоры, баклажаны, кукуруза.

Напрашивается вопрос, что же ели древние греки?

Во - первых, хлеб, он в Древней Элладе обладал большим достоинством - грубые волокна обработанной ячменной и пшеничной муки, способствовали полному его усвоению. Другой сорт хлеба назывался «кислым», пекли его из сброженного теста, он был дорогой и покупали его богатые эллины. Чёрствый хлеб не выбрасывали - врачеватели рекомендовали его употреблять людям с больным желудком.

Рыба. Окружённая морями Древняя Греция, пользовалась дарами моря, вылавливали сардины, тунца, осетровые породы, кальмары, мидии, устрицы. Рыба была дешёвая и была доступна беднякам.

Мясо. Эллины употребляли много мяса, в начале это была дичь, позже - баранина, говядина. Мясо было дороже, чем рыба, поэтому мясо ели в богатых семьях, бедные, в основном, довольствовались рыбой.

Мясо и рыбу греки в основном запекали, коптили, жарили, мариновали.

Атрибутом греческой трапезы был овечий сыр, оливки, виноград, мёд, вино.

Вино не пили в чистом виде, обязательно разбавляли водой. С древности, пьянство в Греции, считали верхом неприличия, однако каждая еда, сопровождалась вином - в то время не было других видов алкогольных напитков.

Оливковое масло всегда присутствовало на столе, особенно у древних афинян, считавших масло даром богини Афины в своем городе.

В ежедневном меню обязательно были чеснок и лук.

Много пили чистой воды, для этого женщины ежедневно отправлялись за колодезной водой.

Каждая греческая семья имела земельный участок, где выращивали артишоки, крапиву, горох, сельдерей, мяту.

Примерно в V веке до нашей эры, по описаниям прославленных греческих философов и писателей, после основного обеда проходили пирушеки-симпосионы, куда приглашались гости для совместной выпивки и разговоров. Семейных женщин не приглашали, обычно там присутствовали гетеры, поэтому нередко симпосионы заканчивались оргией. Ели древние греки полулёжа, на специальных апоклинтрах (ложах). Столовых приборов не было, ели руками, для мытья рук рабы подносили чашу с водой.

Обычно к столу подавали:

 - жареных на вертеле поросят и ягнят

 - кролика со специями (чебрец, мята)

 - жаренных дроздов, зябликов и перепелов

 - украшали стол дорогими сортами рыб - угри, лещ, кефаль

Еда спартанцев

На протяжении всей жизни, спартанцы пользовались правилом "Ничего лишнего в еде. Ничего лишнего в жилье." Обедали спартанцы в казармах. Еда была простой, но в то же время еда должна была давать силу воинам. Известен рецепт спартанской похлёбки - меланас: кусок мяса или свиные ноги, бычья кровь, уксус, соль иногда добавляли чечевицу. На вкус похлёбка была совсем невкусная.

Однажды персидский царь, приказал пленному спартанцу, приготовить похлёбку, чтобы понять почему спартанцы такие отважные воины. Отведав "яство", царь сказал, что теперь понимает, почему спартанцы так легко расстаются с жизнью. 

thisgreece.ru