ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья. Эдуарда мане завтрак на траве


История шедевра: "Завтрак на траве" Эдуарда Мане

    «Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l'herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.

    Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

    Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

    Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

    В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

    Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».

    «Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

    Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

    Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

    В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

    Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.

    Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

    Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

Источник:https://vk.com/iskusstvowatch

sergeyurich.livejournal.com

Эдуард Мане, «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»

Живопись XIX в.

Творчество Эдуара Мане было тем центром, вокруг которого началось формирование направления импрессионизма. Он был сыном богатых родителей и получил образование в мастерской Кутюра – одного из величайших мастеров академического искусства. Именно пребывание в этой мастерской, по всей вероятности, внушило Мане стойкое отвращение к «школе». Подлинными своими учителями он считал Тициана, Веласкеса, Рубенса, Гойю. Эти мастера, великие колористы, были для него предметом постоянного восхищения. Даже в композиции иногда он прямо следует известным классическим произведениям.

В 1863 г. молодые художники, отвергнутые официальным жюри и не принятые на очередную выставку, устроили свою выставку под названием «Салон отверженных». Здесь и была представлена картина Мане под названием «Завтрак на траве». Вовсе не желая стать разрушителем основ официального искусства, Мане, во многом следовавший классическим традициям, был встречен официальными академическими кругами глубоко враждебно.

На его картине в непривычной живописной манере изображены двое одетых молодых людей и две обнаженные девушки, завтракающие на траве в тени деревьев. В этой работе автор уделяет внимание проблеме солнечного света и всей свето-воздушной среды, в которую погружены и фигуры людей, и предметы ландшафта. Появление этой картины на выставке сопровождалось громким скандалом.

Не меньшее негодование критиков вызвала и более поздняя работа Мане- «Олимпия». На картине изображена молодая обнаженная девушка на фоне голубоватых простыней и желтоватой шали, которой служанка подает цветы. Эта работа представляет собой современную интерпретацию сюжета тициановской «Венеры», переданную со всей напряженностью и остротой, характерной для нового направления искусства. Но это не идеальный образ гармоничной женской красоты, а современный портрет, холодно и безжалостно передающий сходство с натурой.

В 1867 г. Мане устраивает собственную выставку и становится центральной фигурой художественной интеллигенции Парижа. Вокруг него объединяются такие молодые художники, как Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега и др. Они обычно собирались в кафе Гербуа на улице Батиньоль, поэтому их условно называли батиньольской школой.

Однако школой в традиционном понимании они не были, поскольку у них не было единой программы. Объединяло их нежелание следовать канонам официального искусства и стремление найти новые, свежие формы, а также поиск способов передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Для этого экспериментаторы от живописи пытались разложить свет на основные цвета спектра, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет в натуре, т.е. во всем многообразии взаимодействия со световоздушной средой.

Многое связывает Мане с импрессионизмом, особенно в работах 70-х гг. – «Аржантёй», «В лодке», «Партия в крокет». Изображаемая им парижская богема, улицы, бары, парижская толпа, современный ему ландшафт переданы во всем богатстве и многообразии точно схваченного движения и неожиданных случайностей, что характерно для импрессионизма в целом.

Наиболее выразительна в этом плане картина «Бар в Фоли-Бержер». В зеркале за спиной прекрасной барменши отражается зал, наполненный людьми. В одном мгновении художнику удается передать всю трепетность жизни. Отсюда ощущение зыбкости и мерцания. Образ мира кажется почти нереальным.

Творчество Мане отличается от работ импрессионистов тем, что он не отказался от широкого мазка и сохранил цельность передаваемых характеров и реалистичность характеристик.

В его творчестве, с одной стороны, нашли завершение классические традиции французского реализма XIX в., ас другой – сделаны первые шаги в решении проблем развития западноевропейского искусства XX столетия.

jivopis.org

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве"

 

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном

 

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

 

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры

 

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю

 

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

 

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане

 

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

 

Олимпия

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей

 

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

 

Картина Мане в галерее.

Размеры картины — 208 × 264,5 см.

13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт

 

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.

14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

 

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

polonsil.ru

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве"

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном 

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных" 

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры 

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю 

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*. 

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения 

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане 

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией" 

Олимпия

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей 

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают 

Картина Мане в галерее.

Размеры картины — 208 × 264,5 см.

13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт 

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.

14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя 

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо. 

worldartdalia.blogspot.com

Завтрак На Траве Эдуарда Мане

«завтрак на траве» – картина великого французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане (1832-1883). «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. Клода Моне на создание Завтрака на траве вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке.

Завтрак на траве (картина Мане)

В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Какибрат самого художника Густав. В настоящее время находится в музее Орсе, Париж.

Двое мужчин – это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф. Сюжет взят, думается из жизни. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.

Стоит обратить внимание на сервировку стола – белая скатерть, фарфоровая посуда, прозрачный графин – все говорит об аристократизме, размеренном и спокойном укладе жизни. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе.

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве

Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. 208 264, 5 см. Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было.

В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Вот и весь завтрак. «Завтрак гребцов» – это групповой портрет и участники его – реальные люди. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет.

Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных».

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Импрессионизм. Холст, масло. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям.

Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды.

Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» – по господствующему цвету его картин. В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения.

В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Сюжет взят, думается изжизни.

Одеты мужчины — как денди. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. С его помощью в своих картинах он изображал мир одинокого человека, его тревогу, отчаяние, меланхолию, нужду.

Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Одеты мужчины — как денди. 208 x 264 см. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство.

Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза – этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.

Картина «Завтрак на траве» Эдуард Мане

Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным.

Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины.

В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.

Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. Эта картина, как и картины многих художников-новаторов того времени, показывает как резко художники захотели порвать с академизмом и подарить миру новое искусство, которое основано не на точных схемах и законах живописи, а на чувствах и эмоциях художника. Франция. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе.

Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) – время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Париж.

На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. Музей Орсэ. Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания.

Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин.

Картина Чашка чая. Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году. Большое полотно трактовано широкими плоскостями цвета, а прямой сильный свет сводит моделировку объема фигур к минимуму. Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором абсолютно не замечают женщины.

Картина Мане Завтрак на траве, 1863, описание

Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Там выставлялся и «Завтрак». В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927).

Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания.

Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных

Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправдана. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов».

Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Сидит за столиком и забавляется игрой с собачкой возлюбленная самого Ренуара и его будущая жена Алина Шериго. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре.

«Завтрак натраве» Мане: история создания картины

Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». «Бредовое произведение, — передавал толки вокруг картины Эмиль Золя, друг Мане, — нелепое и неприличное. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Женщина на заднем плане непропорционально большая. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Однако к тому времени художника уже не было в живых. Холст, Масло. Целью этого мероприятия – защита творчества.

Пройдите онлайн-тест «Импрессионисты»

Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому Салону. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. и передал ее в дар Лувру.

В "Салоне отверженных" участвовали художники имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. На переднем плане находится корзина с фруктами. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине.

«Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя – предательски раскрывают всю «правду жизни». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.

Описание картины «Завтрак на траве»

В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Как и брат самого художника Густав.

aquareller.com

Мане "Завтрак на траве"

 

 

Мане Эдуард (1832-1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей д'Орсэ, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей д'Орсэ). В 1860-е годы Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей д'Орсэ, - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей д'Орсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов он сблизился с Э.Дега, К.Моне, О.Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль", 1879). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В 1870-80-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

вернуться на главную страницу

 

 

 

Эдуард Мане"Завтрак на траве"

Эдуард Мане. "Завтрак на траве". 1863 Париж, музей Орсе

 

Из трех картин, выставленных Мане в «Салоне отверженных» в 1863 году, две своими цветовыми акцентами обязаны были живописным испанским костюмам; одна была портретом его брата – «Юноша в костюме махо», вторая – « Мадмуазель В. в костюме эспады», написанная с его любимой натурщицы Викторины Меран. Третья, числившаяся под названием «Купание», в последствии получила название «Завтрак на траве». Именно эта последняя картина немедленно привлекла всех посетителей, тем более что император объявил ее «неприличной». Мистер хамертон соглашался с монархом, когда писал: Я не могу умолчать о примечательной картине реалистической школы, которая перенесла замысел Джорджоне в современную французскую жизнь. Джорджоне удачно задумал сельский праздник; там мужчины были одеты, дамы же нет, но сомнительная мораль картины искупалась ее превосходным цветом… Теперь какой-то жалкий француз перевел это на язык современного французкого реализма, увеличил размер и заменил современными французкими костюмами изящные венецианские.Да, вот они расположились под деревьями, - главная героиня совершенно раздета…вторая женщина в рубашке выходит из маленького ручейка, струящегося рядом, и два француза в фетровых шляпах сидят на очень зеленой траве с выражением глупого блаженства на лицах. Есть там и другие картины подобного же рода, которые приводят к заключению, что нагота, изображенная вульгарными людьми, неизбежно выглядит непристойной. Нельзя с уверенностью сказать, вызвала бы картина Мане подобную критику, если бы не была написана контрастно, с открытым противопостовлением цветов, с тенденцией к упрощению. В глазах широкой публики ее «вульгарность» заключалась скорее в манере исполнения, чем в сюжете. Тут был отказ от привычного гладкого письма, манера суммарно обозначать детали, создавать формы не при помощи линий, но противопоставлением цветов( моделировать объемы, вместо того чтобы очерчивать их), намечая контуры решительными мазками. Все это, вместе взятое, встретило почти единодушное осуждение.

Из книги Джона Ревальда «История импрессионизма».

Эдуард Мане. "Бар в Фоли-Бержер". 1882 Лондонский институт Курто

 

Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1872 Париж, собрание Руар

 

Эдуард Мане. "Олимпия". 1863 Париж, музей Орсе

 

Эдуард Мане. "Нана". 1877 Гамбург

 

 

www.trifonov1975.narod.ru

Эдуард Мане «Завтрак на траве» и забавные вариации картины

Источник вдохновения «Завтрак на траве»

В 1863 году художник Эдуард Мане написал свой шедевр «Завтрак на траве». Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону. Художник хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» - то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Джорджоне «Сельский концерт», 1510 год. Именно об этой картине Эдуард Мане вспомнил, когда задумал свой «Завтрак на траве»

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами.

Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса», 1513-1514 годы.

Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием - перенесением классического фрагмента из родной среды в иную - современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Аморальный сюжета картины: две обнаженные женщины отдыхают на природе в компании с мужчинами, вызвал последующую волну подражаний.

Пабло Пикассо. «Завтрак на траве». 1960 г.

На протяжении полутора столетий различные художники, в том числе знаменитые, интерпретировали эту картину на свой лад. Многие, естественно, с юмором. Особенно отличились русские. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Уинн Чемберлен. «Завтрак на траве». 1964 г.

Фернандо Ботеро. «Завтрак на траве». 1969 г.

Бенон Либерский. «Завтрак на траве». 1984 г.

Ю Минцзюнь. «Завтрак на траве». 1996 г.

Не удивляйтесь, что все персонажи на картине на одно лицо. Этот китайский художник всегда изображает только себя. Кстати, эта картина была выставлена на продажу за 1,5 млн дол.

Иван Лубенников. «Завтрак на траве». 2009 г.

Василий Шульженко. «Завтрак на траве».

Правда, женщина у них одна на двоих почему-то. Где вторая купальщица - не понятно. Зато на заднем плане справа какие-то корабли страшных размеров, авианосцы что ли на боевом дежурстве? Ну вся страна в одной картине!

***Кто знает, была бы сейчас известна картина Мане, если бы непредвиденное событие весной 1863, которое открыло в истории мирового искусства новую эпоху. Ведь тогда за месяц до открытия очередного Салона стало известно, что около четырех тысяч работ «доблестное» жюри не допустило к выставке. Разгорелся скандал, в который пришлось вмешаться самому императору.

«Молодой человек в костюме махо» и «Портрет мадемуазель В. в костюме эспада». Эти две картины Мане также выставлялись в Салоне 1863 года.

Наполеон III принял решение: салон открыть, а через две недели в соседних залах Дворца промышленности развесить картины, отвергнутые членами жюри. Пусть публика смотрит обе выставки и сама делает выводы, что достойно ее внимания, а что нет!

Эдуард Мане «Музыка в cаду Тюильри» 1859 год. И этой картиной ему не удалось покорить Салон.

Общество было шокировано: такое случилось впервые! Газеты же написали, что выставка эта - не что иное, как «причуда» Его Величества императора.

Музыка: David Garrett «Air»

***Эдуард Мане «В оранжерее» 1879.

lyarder.livejournal.com