Завтрак на траве (картина Мане). Мане э завтрак на траве


Эдуард Мане — Завтрак на траве — Философия

Просмотров: 132

Завтрак на траве

Эдуард МанеЗавтрак на траве1863Холст, масло. 214 × 270 смПариж, Лувр

Картину Завтрак на Траве Мане впервые показал в Салоне отверженных 1863 года под названием «Купальщица». Художник изобразил группу людей, расположившихся на отдых в тенистой роще; на переднем плане видна обнаженная женщина, в компании двух одетых в современные одежды мужчин, немного поодаль видна фигура купающейся женщины. Слева на переднем плане изображен натюрморт: соломенная женская шляпа, стеклянная фляга, булочка, опрокинувшаяся плетеная корзина с фруктами и т. д. Обрисованную чистым, замкнутым контуром обнаженную фигуру современники нашли некрасивой, так же, как и женские фигуры Делакруа. Спокойная поза и холодный взгляд натурщицы, обращенный на зрителя, усиливают впечатление отчужденности этой фигуры среди фигур одетых мужчин.В построении картины Завтрак на траве художник Э. Мане использовал элементы композиций старых мастеров и, в частности, «Сельского концерта» Тициана и «Суда Париса» Рафаэля, знакомого художнику по гравюре Маркантонио Раймонди.

Согласно наблюдениям Гуго фон Чуди и Готхарда Едлички, картина Эдуарда Мане Завтрак на Траве, хотя и изображает сцену на открытом воздухе, но увидена она, эта сцена, в ателье; фигуры первого плана скомпонованы скорее в картинной плоскости, чем в пространстве. Особенно плоскостно написана фигура обнаженной женщины, тонкое моделирование формы не снижает этого впечатления. А в «Олимпии», написанной в том же году, плоскостность доведена до такой степени, что Сезанн сравнит эту картину с игральной картой. В том, что — Завтрак на траве, написан в ателье, убеждает и равномерная освещенность картины. Подчеркиванием автономности отдельных цветовых пятен Мане оказал значительное влияние на художников своего времени, и в первую очередь на Клода Моне.

Смотреть на видео картину Завтрак на траве художника Эдуарда Мане

filosofia.ru

Завтрак на траве (Мане)

"Завтрак на траве" ( фр. Le d?jeuner sur l'herbe ) - Картина французского живописца Эдуара Мане, написанная в 1863 году. Ныне хранится в 19-м зале музея д'Орсэ ( Париж, Франция).

1. История

Изначально картина называлась "Купание" ( фр. Le bain ) И предназначалась для Парижского салона, однако ее вместе с 3,000 других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

По словам друга Мане, Антонена Пруста: "Завтрак на траве" задумывался как современная версия "Сельского праздника", которое тогда приписывали Джорджоне. В наше время доказано, что автором этой картины был Тициан (ок. 1476 или 1490 - 1576). На картине изображены две обнаженные женщины рядом с двумя одетыми мужчинами - Лютнист и пастухом. Но позы для трех главных персонажей Мане позаимствовал из другой хорошо известной работы - гравюры Маркантонио Раймонди (ок. 1480 - 1534), оригиналом для которой послужил "Суд Париса" Рафаэля.

Превращая хрестоматийный сюжет в сцену пикника в пригороде современного Парижа, Мане намеренно порушув каноны академической живописи, предписывающие изображать обнаженную женскую натуру только в образе мифологических богинь.

2. Описание

На картине изображены двое молодых мужчин, сидящих под деревьями рядом с обнаженной молодой женщиной, которая обратилась прямо к зрителю. Неподалеку выбирается из воды ее полуобнаженная подруга. На траве - сняты женские платья и корзины для пикника.

Позы персонажей отчетливо напоминают работы старых мастеров, однако их костюмы указывают на то, что герои Мане - его современники, и именно это вызвало наибольшее возмущение публики.

Фактура

Мане выбрал для воспроизведения фрагмент, позволяющий поработать с богатой фактурой. Сделав предварительный эскиз, он сосредоточился на заднем плане. Преобладающие зеленые тона пользователя изумрудно-зеленой краской с желтым кадмием (для светлых тонов) и с синим индиго и сырой умброй (для темных тонов) платье купальщицы - титановыми белилами и "полосками" смеси белил с синим индиго, ее рука - белилами и желтой охрой.

Обнаженная фигура

Следующий этап заключался в работе над обнаженной фигурой. Сначала для того, чтобы сохранить линию рисунка, он заполнил краской отверстия в контурах фигуры. Телесные тона были написаны белилами и желтой охрой; темные тона, волосы и глаза женщины - сырой умброй, паленой Сиеной; зеленые и синие тона вокруг ее ног - смесью, которую художник уже применял на предыдущем этапе.

Мужская фигура

Затем Мане взялся за мужскую фигуру. Как правило, сначала он повторил темные участки лица и одежды, которые впоследствии будут "освещены". Работал Мане как сухой кистью, так и пальцами, смешивая ними краски и создавая тени. Основном, Мане смешивал краски прямо на холсте, а не на палитре, и наносил их непосредственно друг на друга, после чего растирал на холсте. При этом он использовал ту же палитра, как и раньше. Добавил только черную краску, которой была написана галстук мужчины.

Пальцы в качестве инструмента

После этого он зафарбовав остаток полотна (начиная с темных участков, каковы тени). Для того, чтобы одежда выглядел мягким и скомканным, Мане пришлось много поработать пальцами, смешивая и смягчая краски. Он использовал белила, синий индиго, немного черной краски, чтобы придать брюкам сиреневого оттенка.

Мелкие детали

Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.

Деталь лица

Черты лица нужно было сначала обозначить очень контрастно, смягчив их лишь впоследствии. При этом глаза нужно было написать с максимальной точностью (форму ресниц, положения зрачков). Допущенные при этом ошибки в дальнейшем исправлять было очень трудно.

3. Образы

В своей картине Мане использовал необычные образы:

  • Зяблик. Там где на картинах старых мастеров было принято изображать богов или ангелов, в Мане нарисован зяблик, летящему. Он выражает собой ироническую составляющую такого странного реализма художника.
  • Откровенный взгляд. Обнаженная женщина, подпирая рукой подбородок, смотрит прямо на зрителя - похожа на нимфу с гравюры Раймонди. Позировала Мане Викторина Меран. Ее прямой взгляд кажется слишком откровенным, вызывая у зрителя ощущение неудобства.
  • Одежда и провизия. Смятые платья, провизия, которая вываливается из корзин и серебряная фляжка создают натюрморт, который точно передает настроение пикника. Изначально картина называлась "Купание", но из-за того, что такое название несла в себе эпатажный дух, направления мотивируя раздевание героинь, и работа была переназвана.
  • Странная перспектива. В перспективе и масштабах фигур допущены искажения. Вероятно, они носят преднамеренный характер и использованы для того, чтобы замаскировать искусственность композиции. Пропорции фигуры купальщицы сопоставимы с пропорциями фигур, расположенные на переднем плане, - будто между ними нет дистанции. Зато деревья "правильно" уменьшаются по мере удаления от зрителя. Это искривление особо подчеркивает лодка, по сравнению с фигурой купальщицы кажется игрушечным.
  • Загадочный жест. Рука одного из мужчин вытянута так, будто он участвует в оживленной беседе. В то же самое время, очевидно, что мнения людей, которые находятся напротив него заняты чем-то другим, и этот жест становится немотивированным. Этот жест был скопирован с гравюры Раймонди.
  • Обнаженная женщина и одягений человек. На гравюре Раймонди похожа группа фигур состоит из двух обнаженных годовых богов и обнаженной нимфы. Художник, оставляя женщину без одежды, "одевает" мужчин в современные костюмы. Контраст, который возникает, создает атмосферу картины достаточно вяжущим, придавая ей сексуальный оттенок.

Литература

  • "Художественная галерея" № 40. Мане. - Москва: DeAgostini, 2005. - Ст. 14-19.

nado.znate.ru

Мане Завтрак На Траве

В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке. Произведение Э. Мане «Завтрак на траве» стало шедевром. Меж тем идея «Завтрака на траве» не нова, за основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса», которую тот, в свою очередь, делал по рисунку Рафаэля. Клода Моне на создание Завтрака на траве вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. В искусстве меня привлекает живопись, вот поэтому мы анализируем произведение Э. Мане «Завтрак на траве». «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году.

«завтрак на траве» – картина великого французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане (1832-1883). Считается, что с созданием «Завтрака на траве», было положено начало противостоянию Мане и официального искусства.

Завтрак на траве (картина Мане)

Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправдана. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Одни ничего не понимают, другие сравнивают.

Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись. Ладно, я им покажу, как это делается. На картине «Завтрак на траве» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) (выставленном в первом «Салоне отверженных») изображен загородный современный пейзаж, где сидят два парижанина в современных костюмах, то есть денди (так как XIX в. – век денди) и с ними две женщины (рядом с мужчинами сидит обнаженная, вторая плещется в ручье невдалеке).

Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность. Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э. Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей.

В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом.

Как и брат самого художника Густав. Однако появление нового художественного течения не несло гибели другому. 208 264, 5 см. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве».

Дальнейшее развитие европейской живописи граничит с импрессионизмом. Выделяются вершины мировой литературы (Гюго, Бальзак, Стендаль), музыки (Бетховен, Шопен, Вагнер), живописи (Констебль, Гойя, Жерико, Делакруа, Домье, Курбе, Мане). Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно. «Завтрак гребцов» – это групповой портрет и участники его – реальные люди. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане.

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве

и передал ее в дар Лувру. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Перед его глазами уже вырисовывается композиция: две обнаженные дамы и два одетых господина, только не в венецианских нарядах XVI века, а в костюмах эпохи Второй империи группа располагается, как и у Джорджоне, на фоне природы, среди зелени и деревьев это будет какая-то увеселительная прогулка — то ли «купанье», то ли «завтрак на траве», в общем, увеселительная прогулка, рассуждает Мане, подмигивая, — тема старая, которой, однако, его совершенно современное видение придаст новую жизнь. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды.

15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве».

Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Восход солнца (от французского impression – впечатление) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б), появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году.

Там выставлялся и «Завтрак». В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску.

Двое мужчин – это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф. В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927). — Когда я был еще в мастерской Кутюра, то копировал Джорджоне — нагих женщин с музыкантами.

На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. С его помощью в своих картинах он изображал мир одинокого человека, его тревогу, отчаяние, меланхолию, нужду. Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других -- злоба.

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, – там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, – художник взялся за работу. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Вот и весь завтрак. Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда.

Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды.

Холст, Масло. Французская революция оказалась мощным стимулом для развития интереса к истории. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными. Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины и внезапно ему на память приходит луврская картина — «Сельский концерт» Джорджоне. Одеты мужчины — как денди. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность.

Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

С победой романтизма классицизм не умер, а реализм не уничтожил влияния романтизма. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» – по господствующему цвету его картин.

Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Одеты мужчины — как денди. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством.

Мане использует композицию произведения «Сельский концерт» Джорджоне (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), где во первых, присутствует мотив сопоставления одетого и обнаженного тела во – вторых, сама идея произведений схожи (на картинах изображены мужчины, не обращающие внимание на женщин, где мужчины – одеты, а женщины – обнажены). Поводом послужило название пейзажа К. Моне Впечатление.

Картина «Завтрак на траве» Эдуард Мане

что происходит: нечто с эротическим подтекстом. Сюжет взят, думается изжизни. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта.

На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату.

Картина Мане Завтрак на траве, 1863, описание

Никто не старается найти правильную точку зрения. Участники: мужчины, похожие на Густава Мане (брата художника) и Фердинанда Леенхоффа (его будущего шурина), женщина, похожая на Викторину Меран (художницу и любимую модель Мане) и еще одна неопознанная дама. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал.

Картина Чашка чая. Художники повсеместно начали искать новые типы сюжетов, ощутив свободу выбирать в качестве сюжета все, что угодно (от шекспировских сцен до животрепещущих событий). Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому Салону. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Такая-то поза показалась комичной, такой-то цвет рассмешил до слез, такая-то линия уморила чуть ли не сотню человек.

Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) – время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». Его последняя картина Бар в Фоли-Бержер (1881-1882 гг. ) свидетельствует о том, что художник стоял на пороге нового значительного этапа своего творчества. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Прокофьев).

Похоже, дело идет к оргии — или же она уже состоялась, просто одеться успели не все. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На переднем плане находится корзина с фруктами.

Целью этого мероприятия – защита творчества. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Так же сама тематика произведения характерна для этого направления, так как импрессионисты стремились шокировать общество, внести в ее быт «глоток свежего воздуха». Остановимся на картине Э. Мане «Завтрак на траве». Сюжет взят, думается из жизни. А фон слишком сплющен репуссуарами.

Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором абсолютно не замечают женщины. Однако к тому времени художника уже не было в живых. «Nu». «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость».

Описание картины «Завтрак на траве»

Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. Женщина на заднем плане непропорционально большая. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности.

— восклицает он. На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. Термин этот родился случайно. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров.

Популярным становится подражание образцам античной скульптуры.

Пройдите онлайн-тест «Импрессионисты»

В настоящее время находится в музее Орсе, Париж. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя – предательски раскрывают всю «правду жизни». Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Стиль импрессионизм угадывается сразу.

История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане

Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. В европейской культуре XIX в. занимает очень важное место. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Для художественной жизни столетия определяющими были взаимовлияния многих направлений и сложная взаимосвязь между различными областями культуры (музыкой, литературой изобразительным искусством). Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Он надеялся сделать карьеру. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа.

В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. В чем проявляется актуальность произведения. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе.

Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза – этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Пикассо интересует сам человек и то, что этого человека непосредственно окружает или касается. Какибрат самого художника Густав.

Но она темна, эта картина. Но ведь пишет-то он в силу наслаждения, наслаждения зрительного. Она посвящена самому счастливому периоду жизни художника, когда он находился в самом расцвете сил в середине жизненного пути. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне.

«Завтрак натраве» Мане: история создания картины

Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. Французское искусство занимает ведущее место в мировой культуре.

aquareller.com

Завтрак На Траве Мане

В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке. Считается, что с созданием «Завтрака на траве», было положено начало противостоянию Мане и официального искусства. Клода Моне на создание Завтрака на траве вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Произведение Э. Мане «Завтрак на траве» стало шедевром.

«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. «завтрак на траве» – картина великого французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане (1832-1883). В искусстве меня привлекает живопись, вот поэтому мы анализируем произведение Э. Мане «Завтрак на траве». Меж тем идея «Завтрака на траве» не нова, за основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса», которую тот, в свою очередь, делал по рисунку Рафаэля.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены.

Завтрак на траве (картина Мане)

Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане.

Полотно имеет довольно большие размеры, что предполагало по тем временам использование батального или многофигурного библейского сюжета. В европейской культуре XIX в. занимает очень важное место. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». Картина Чашка чая. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке.

Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. В настоящее время находится в музее Орсе, Париж. На картине «Завтрак на траве» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) (выставленном в первом «Салоне отверженных») изображен загородный современный пейзаж, где сидят два парижанина в современных костюмах, то есть денди (так как XIX в. – век денди) и с ними две женщины (рядом с мужчинами сидит обнаженная, вторая плещется в ручье невдалеке).

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве

В чем проявляется актуальность произведения. Поводом послужило название пейзажа К. Моне Впечатление. Импрессионизм – это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности (В. Н.

На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Они создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками с таким расчетом, чтобы при восприятии зрителем картины издали происходило оптическое смещение этих цветов. Восход солнца (от французского impression – впечатление) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б), появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины.

Мане использует композицию произведения «Сельский концерт» Джорджоне (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), где во первых, присутствует мотив сопоставления одетого и обнаженного тела во – вторых, сама идея произведений схожи (на картинах изображены мужчины, не обращающие внимание на женщин, где мужчины – одеты, а женщины – обнажены). Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Какибрат самого художника Густав.

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. Остановимся на картине Э. Мане «Завтрак на траве». что происходит: нечто с эротическим подтекстом. 208 264, 5 см. Для художественной жизни столетия определяющими были взаимовлияния многих направлений и сложная взаимосвязь между различными областями культуры (музыкой, литературой изобразительным искусством).

Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Холст, Масло. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». Вот и весь завтрак. и передал ее в дар Лувру.

Ваяв за основу при изображении фигур композиции Рафаэля и вызывая в памяти пасторальную атмосферу живописи Джорджоне, Мане сознательно стремится напомнить о высоких идеалах искусства Возрождения. Он надеялся сделать карьеру. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза – этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине.

Картина «Завтрак на траве» Эдуард Мане

Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран – натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.

Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской. Завтрак после купания, выполненная в технике пастели, относится к позднему периоду творчества художника, когда Дега стал по его собственному выражению знаменитым и неизвестным. В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Франция. Никто не старается найти правильную точку зрения.

Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. Выделяются вершины мировой литературы (Гюго, Бальзак, Стендаль), музыки (Бетховен, Шопен, Вагнер), живописи (Констебль, Гойя, Жерико, Делакруа, Домье, Курбе, Мане). Термин этот родился случайно. Много лет спустя он разыскал холст в сарае, где тот хранился в свернутом виде изъеденный сыростью. Видя, что холст не подлежит восстановлению, Моне отрезал куски, не тронутые влагой, а остальное выбросил. Стиль импрессионизм угадывается сразу.

На переднем плане находится корзина с фруктами. На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому Салону.

Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Дальнейшее развитие европейской живописи граничит с импрессионизмом. Его последняя картина Бар в Фоли-Бержер (1881-1882 гг. ) свидетельствует о том, что художник стоял на пороге нового значительного этапа своего творчества.

Там выставлялся и «Завтрак». Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других -- злоба. Художники повсеместно начали искать новые типы сюжетов, ощутив свободу выбирать в качестве сюжета все, что угодно (от шекспировских сцен до животрепещущих событий).

«Завтрак гребцов» – это групповой портрет и участники его – реальные люди. Французское искусство занимает ведущее место в мировой культуре. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Похоже, дело идет к оргии — или же она уже состоялась, просто одеться успели не все. Женщина на заднем плане непропорционально большая.

Таким образом, происходило слияние нескольких стадий работы художника в единый процесс, как бы замена картины этюдом. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э. Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане.

Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных

Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. С победой романтизма классицизм не умер, а реализм не уничтожил влияния романтизма. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Однако появление нового художественного течения не несло гибели другому. Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году.

Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Участники: мужчины, похожие на Густава Мане (брата художника) и Фердинанда Леенхоффа (его будущего шурина), женщина, похожая на Викторину Меран (художницу и любимую модель Мане) и еще одна неопознанная дама. В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправдана.

Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Холст, масло. Так же сама тематика произведения характерна для этого направления, так как импрессионисты стремились шокировать общество, внести в ее быт «глоток свежего воздуха». Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff).

Целью этого мероприятия – защита творчества. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным.

Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно. Одеты мужчины — как денди. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. Париж. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» – по господствующему цвету его картин.

Прокофьев). Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Таким образом, по числу прошедших изменений и преобразований, XIX в. можно смело называть веком прогресса.

В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927). Популярным становится подражание образцам античной скульптуры. 208 x 264 см. Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители».

Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. В этот период произошли самые грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры.

Картина Мане Завтрак на траве, 1863, описание

Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись.

Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Импрессионизм широко распространялся в мировом искусстве, но многие подхватили лишь отдельные его стороны обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры и т. п. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.

Описание картины «Завтрак на траве»

Сюжет взят, думается изжизни. Но ведь пишет-то он в силу наслаждения, наслаждения зрительного. Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность. Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором абсолютно не замечают женщины.

Французская революция оказалась мощным стимулом для развития интереса к истории. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Одеты мужчины — как денди. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине.

Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. Как мы говорили выше, были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) – время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни.

«Завтрак натраве» Мане: история создания картины

Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя – предательски раскрывают всю «правду жизни». Двое мужчин – это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф.

Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Музей Орсэ. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Пройдите онлайн-тест «Импрессионисты»

Импрессионизм. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность.

aquareller.com

Завтрак на траве (картина Мане)

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l'herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке.

Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Одеты мужчины — как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. Когда он решил изобразить мирную идиллию, он уже предполагал ярую негативную реакцию из-за сюжета будущей картины, однако закончил работу. Если раньше источником вдохновения Мане служили испанские художники, то теперь он обратился к итальянской живописи и решил создать современную версию «Сельского концерта» Джорджоне.

Джеймс Тиссо. Завтрак вчетвером, 1870. Картина салонного живописца демонстрирует то, как тогда следовало рисовать подобные картины

Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра.

Этюд (ок. 1863-68) - Институт искусства Курто

Упоминание в литературе

Источники

  • Ross King The Judgment of Paris: The Revolutionary Decade that Gave the World Impressionism. — New York: Waller & Company, 2006. — С. 49—51, 86—89. — ISBN 0-8027-1466-8
  • Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 2. — С. 491. — ISBN 3-8228-4746-1

Ссылки

dik.academic.ru

Завтрак на траве (картина Мане)

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l'herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке.

Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Одеты мужчины — как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. Когда он решил изобразить мирную идиллию, он уже предполагал ярую негативную реакцию из-за сюжета будущей картины, однако закончил работу. Если раньше источником вдохновения Мане служили испанские художники, то теперь он обратился к итальянской живописи и решил создать современную версию «Сельского концерта» Джорджоне.

Джеймс Тиссо. Завтрак вчетвером, 1870. Картина салонного живописца демонстрирует то, как тогда следовало рисовать подобные картины

Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра.

Этюд (ок. 1863-68) - Институт искусства Курто

Упоминание в литературе

Источники

  • Ross King The Judgment of Paris: The Revolutionary Decade that Gave the World Impressionism. — New York: Waller & Company, 2006. — С. 49—51, 86—89. — ISBN 0-8027-1466-8
  • Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 2. — С. 491. — ISBN 3-8228-4746-1

Ссылки

dal.academic.ru

Эдуард Мане. Завтрак на траве - 2 Мая 2010 - Дневник

Завтрак на траве. 1863.Холст, масло. 214х270 см.Музей Д'Орсэ. Париж.

"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Не заняться ли ему какой-нибудь "махиной", "махиной" в расчете на медаль - ведь она может сделать его живописцем "вне конкуреса", иными словами, даст возможность подняться до уровня той художественной иерархии, где ты уже независим от мнений жюри, где волен экспонировать то, что нравится? Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое?

Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне. "Nu"? Ладно, я им покажу, как это делается! - восклицает он. - Когда я был еще в мастерской Кутюра, то копировал Джорджоне - нагих женщин с музыкантами. Но она темна, эта картина. А фон слишком сплющен репуссуарами. Мне хочется сделать все это по-другому, передать прозрачность воздуха, изобразить людей такими, какими мы видим их здесь, сейчас". Перед его глазами уже вырисовывается композиция: две обнаженные дамы и два одетых господина, только не в венецианских нарядах XVI века, а в костюмах эпохи Второй империи; группа располагается, как и у Джорджоне, на фоне природы, среди зелени и деревьев; это будет какая-то увеселительная прогулка - то ли "купанье", то ли "завтрак на траве", в общем, увеселительная прогулка, рассуждает Мане, подмигивая, - тема старая, которой, однако, его абсолютно современное видение придаст новую жизнь.

Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Ему все же не хочется просто переносить композицию "Сельского концерта" на собственное полотно - ну нет, это его не устраивает. Его стесняет не сама идея заимствования. Он-то свои слабости знает. Но знает и свою силу и хочет, чтобы именно ее оценили, оценили бы вне зависимости от старых мастеров, у которых он ищет поддержки и опоры. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов...

...Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке". Наконец-то "архитектура" картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны; заменить вот этот трезубец тросточкой; да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду), и дело сделано. Все в порядке!

... Всю зиму Мане с жаром работает над этой картиной. Пристально, штрих за штрихом изучая гравюру с рафаэлевского "Суда Париса", он поначалу делает акварель и уже там находит центральную группу для будущей "Загородной прогулки". Ему позируют Гюстав и один из братьев Сюзанны, Фердинанд, который, кстати, занимается скульптурой. Быстрыми штрихами, чернилами он рисует рядом с ними обнаженную женщину, другую изображает на заднем плане.

Затем переносит мотив на холст, но законченная картина - 89х115 сантиметров - кажется ему чересчур маленькой. Решив ее увеличить более чем вдвое, Мане выбирает для "Купанья" прямо-таки монументальные размеры: 2 метра 14 сантиметров х 2 метра 70 сантиметров. Чтобы написать фигуру обнаженной женщины на первом плане, он заручился согласием Викторины Меран.

Никогда еще Мане не отваживался на холст такого большого формата. Но он чувствует себя во всеоружии. Он целиком покоряется доподлинным склонностям своего творческого "я": максимально упрощает технику, отказывается от всех приемов "зализанной" живописи, от всех ухищрений моделировки, от всех этих "обманов глаза", уничтожающих хроматические валеры, и проецирует формы на плоскость холста, разграничивая их чисто живописно. Его персонажи ничего не "рассказывают". Смысл их существования состоит лишь в том, чтобы служить основой для мелодии красок, то нежных, чуть "журчащих", то светлых, острозвучных нот, паузы меж которыми насыщаются молчанием и покоем. Четко очерченные силуэты согласуются в двумерности холста и принимают на себя самые сильные тональные сочетания. Вибрирующее интенсивными и контрастными аккордами, произведение это - живопись и только живопись. Пренебрегши приемами сюжетного повествования, забыв о художниках, чьи картины бьют исключительно на внешний эффект, презрев приемы всех этих академиков, Мане ориентируется на традиции высокого искусства. Нигде, ни в одной парижской мастерской не могло тогда появиться такое действительно оригинальное произведение, полотно, отмеченное столь мощной фактурой, абсолютно лишенное всего того, что не имеет отношения к живописи в прямом смысле этого слова и к тому чисто зрительному наслаждению, ради которого ему и надлежало быть созданным.

...В 1863 году количество художников, удостоенных чести быть принятыми в Салон, упало до 988. В итоге 2800 произведений оказались исключенными. Никто не помнил о такой резне.

...В то время как молодые художники исполнены горечи и вынашивают планы мщения, они, конечно, не подозревают, что раскаты их гнева докатились до императора; последний, никого не посвятив в свои намерения, неожиданно решил высказать собственное мнение... Пусть сама публика будет арбитром в спорах: присланные работы будут экспонированы все для всеобщего обозрения.

...Первого мая, в день открытия Салона, для всех стало ясно, что в этом году он интереса не вызовет. Интереснее другое - возможность сравнить Салон с "императорским Салоном"...

... 15 мая открывается "Салон отвергнутых"...

...С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает. Преобладающее число выставленных произведений, выполненных с большей или меньшей ловкостью, по сути дела, мало чем отличается от работ официальных мастеров. И в Салоне и вКонтрсалоне царит битюм; и там и тут господствует анекдот. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как "Девушка в белом" Уистлера, "Завтрак" Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа.

Потрясающа настолько, что картина Мане почти тотчас же становится символом "Салона отвергнутых", олицетворением всего самого дерзкого, самого раздражающего. В ней есть "блеск, вдохновение, пьянящая сочность, неожиданность", - говорит Закари Астрюк. Живопись Мане кажется насмешкой над обычной живописью. В ее "решительности" есть "нечто строгое, острое и энергичное", в этом и заключается суть работы, и поэтому она кажется вызывающей. Посетив вместе со своим двором выставку "отвергнутых", император и императрица подарили зевакам магическое слово "непристойность". Такова была их оценка "Завтрака на траве". Ну, конечно, эту картину следует рассматривать как неприличную! Две голые женщины вместе с двумя одетыми мужчинами - слыханное ли это дело? Да к тому же как одеты! Так ведь никто не одевается! Эти куртки, эти панталоны. Вот тот, на первом плане, до чего дошел, - у него на голове ермолка с кисточкой. Бредовое произведение, нелепое и неприличное. "Завтрак" рождает не только смех, он вызывает ярость...

...Явившись громадным переломом в искусстве, "Завтрак" открывает живописи головокружительное будущее. По привычке, идущей еще со времен Курбе, снабжать этикеткой "реализм" самые смелые живописные произведения Мане квалифицируют как реалиста. Но слово это столь мало ему соответствует, что один из приверженных "реализму" критиков, Кастаньяри, испытывает потребность придумать новый термин: термин этот - "натурализм". Революционер Курбе, чьи социальные взгляды и политический антиконформизм так сильнораздражали, неожиданно оказался куда более тесно связанным, нежели это предполагали, с привычно существующим. Он брал своих персонажей из мира, считавшегося недостойным кисти, но его персонажи все-таки существуют, действуют, вызывают чувствительные переживания зрителей. У Мане же ничего похожего. Он адресуется исключительно к глазу; он сразу покончил с областью вымысла. Революционер Курбе остается современником. Буржуа Мане, элегантный завсегдатай Бульваров - кому он современник? Если кто-то и воспринимает его таковым, так это только те никому не известные молодые люди, которые бродят по залам "Салона отвергнутых" и беспрестанно возвращаются к "Завтраку", чтобы восхищаться этой живописью - для всех подрывной, но для них вдохновляющей. Этих молодых людей зовут Клод Моне, Поль Сезанн, Эмиль Золя и Фредерик Базиль...

...Мане в ужасе созерцает этот разгром. Он ничего не понимает, он пытается выяснить, откуда налетела буря, им же самим и разбуженная. Его считают одним из тех проходимцев, кто ищет скандала. Курбе действительно не боялся скандала, но Мане, человек хорошо воспитанный, право же, он всегда помышлял только об одном - нравиться публике. Мане ничего не понимает. Что в нем так оскорбительно для зрителей?

До него не доходит, что его заурядное честолюбие, жалкое желание получить медали и орденские ленты исчезают, улетучиваются словно дым, как только он берется за кисти и как только глаза начинают повелевать им. Он не понимает, что разрыв между его сугубо человеческими устремлениями и его творческими результатами неминуемо должен был обернуться другим разрывом - между ним и публикой. Он намеревался сделать "Завтрак на траве" "махиной в расчете на медаль"; он не предполагал и предположить никогда не сможет, что "Завтрак" открывает новую эру в живописи, что встретившая его брань переживет свой век, что пропасть, только что возникшая между ним и публикой, шириться не перестанет, пропасть между прежней публикой и новой живой живописью, ее-то в настоящий момент именно он и воплощает. Ошеломленный насмешками и издевательствами, Мане не понимает, что клеймящая его сейчас ложь - на самом деле правда, которую он в себе несет, и правда эта ошеломляет. Он надеялся сделать карьеру. Но ведь пишет-то он в силу наслаждения, наслаждения зрительного. "Фатальность его дара" бесповоротно отторгает Мане от ничтожных помыслов честолюбия. Напрасно, он считает, что происходящее теперь - всего лишь досадное, случайное недоразумение. Жребий брошен. Жизнь, представлявшаяся ему в мечтах легкой, гладкой, полной банальных успехов, не будет карьерой, она будет судьбой..."

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.

moipersonsaitik.ucoz.ru