Биография Эдуарда Мане. Мане эдуард завтрак в мастерской


Сочинение-описание картины Эдуарда Мане «Завтрак в мастерской»

Картина «Завтрак в мастерской» достаточно нетипична для творчества родоначальника импрессионизма Мане. Это смесь жанров – портрет, натюрморт и типичный бытовой сюжет.

В центре картины – молодой человек, небрежно опирающийся на стол с остатками завтрака. Это Леон, родственник жены Мане. Отсутствующий взгляд молодого человека направлен куда-то вдаль. Слева от него служанка с серебряным кувшином с кофе, справа – мужчина в шляпе и с папиросой.

Левая часть картины занята традиционным реквизитом художника – оружием. Там же можно увидеть некоторый намек на динамичность – черного кота.

Впервые картина выставлялась в 1869 году в Салоне. Критики восприняли его с определенным недоумением – они не представляли, как в одной картине могут сочетаться меч, кот и женщина с кофейником. В конечном счете картина была воспринята вполне благосклонно – все несочетаемые предметы занимают свое место, создавая гармоничную композицию.

В картине можно увидеть заимствования у других художников – Веласкеса, Шардена, Вермеера. Так, женщина с кофейником и настенная рама, скорее всего, взяты у Вермеера, а нож, лежащий на столе – у Шардена.

Уникальность картины в том, что художник не задерживает внимание на одном предмете. Для него равнозначны и Леон, и женщина с кофейником, и лимон на столе. Сводя в одно целое человека и натюрморт, Мане получает новые возможности для дальнейших экспериментов. Создавая это полотно, художник доказывает, что композиция картины определяется не столько сюжетом, сколько определенным набором графических средств.

Все три персонажа на картине держатся обособленно. Они не общаются друг с другом, не имеют совершенно ничего общего. Это такие же разные предметы обстановки, как меч и расположившийся рядом черный кот.

Картина является естественным продолжением и дополнением известнейшего «Завтрака на траве».

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

Эдуард Мане

 

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать, урожденная Фурнье, была дочерью дипломата. Позднее в семье родилось еще двое мальчиков. 

В восемь лет Эдуард поступил в учебное заведение Пуалу в Вожираре, где оставался в течение трех лет. В десять лет он начал заниматься в гимназии «Коллеж Роллен». Эдуард не самый прилежный ученик, ему больше нравится рисовать. 

 

Отец противится желанию юноши стать художником. По его настоянию Эдуард сдает в 1848 году экзамены в Мореходную школу, но безуспешно. В декабре он отправляется на паруснике в Рио-де-Жанейро, обучаясь профессии лоцмана. В ходе плавания он делает шаржи и карикатуры на членов команды, офицеров, своих товарищей. В 1849 году Эдуард снова проваливается на вступительных экзаменах в Мореходную школу, и семья дает-таки согласие на то, чтобы он стал художником. 

Тогда же Эдуард знакомится с голландской пианисткой Сюзанной Ленхоф, которая была старше его на два года. Сюзанна приходила в дом Мане в качестве учительницы музыки. Плодом их тайной связи стал сын, родившийся 29 января 1852 года. Официально мальчик значился под именем Леона-Эдуарда Коэлла. На Ленхоф Мане женится только в 1863 году. 

Пользуясь поддержкой родителей, Мане неоднократно выезжает за границу. Он посетил Голландию, Германию, Италию, Прагу и Вену. В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард учился в мастерской известного тогда салонного живописца Т. Кутюра. Рисунок, штудии с натуры, умение построить большую композицию - такова была основа работы в его ателье, основа неплохая сама по себе. Однако отношения между учителем и учеником обострялись, став потом откровенно враждебными. Мане уничтожил все картины, которые создал за это время, но, как заметил Сезанн, Мане многим обязан Кутюру. В то же время Мане самостоятельно изучал и копировал в Лувре произведения Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин. 

 

Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе, Париж

Уйдя от Кутюра, Мане вместе с художником Альбертом де Баллеруа снял мастерскую. С весны 1856 года до Салона 1859 года Эдуард написал картины «Мальчик с вишнями», «Мальчик в красной куртке», «Мальчик с ягненком», «Женщина с собаками», «Женщина с кружкой», портрет аббата Юреля. На Салон 1859 года молодой художник послал картину «Любитель абсента» в темном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, около ног бутылка. Эту картину, своеобразное прощанием с романтизмом, жюри Салона отвергло. 

В 1862 году Мане пишет картину «Мадемуазель Виктория в костюме тореадора», где ему впервые позирует Викторина Мёран. Ее вскоре можно будет увидеть в знаменитых картинах художника «Завтрак на траве» и «Олимпия». Мане познакомился с ней случайно, встретив утром в толпе перед Дворцом Правосудия, и был очарован ее живостью, светлой кожей, теплым цветом волос. 

 

История жизни Эдуарда Мане

«В картине «Завтрак на траве» (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем - к реальной действительности, - отмечает М.Т. Кузьмина. - В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащаво-идеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики. 

 

Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване, Лувр, Париж

Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. «Олимпии» действительно сильно досталось от критиков «Толпа теснится, как в морге, перед Олимпией господина Мане, отдающей душком» (П. де Сен-Виктор), «Тон тела грязный и никакой моделировки» (Т. Готье), «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа... Вся эта мешанина разрозненных красок, невозможных форм притягивает к себе наши взгляды, смущает и ошеломляет нас» (Ф. Дерьеж). 

Викторина Мёран, по-видимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе - «Флейтист» (1866). 

Новаторские приемы искусства Мане, которые вызывали ожесточенное сопротивление публики, в то же время притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение приемами живописной и графической техники. 

 

«Любитель абсента», 1858—1859, Новая глиптотека Карлсберга

В 1865 году Мане побывал в Испании. Он считал, что самое большое счастье «увидеть Веласкеса, живописца из живописцев». 

В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. В предисловии к каталогу можно найти слова, свидетельствующие об его стремлении быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления». К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол. 

В конце шести десятых годов Мане создает такие известные картины, как «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя». Портреты, написанные Мане, служат неоспоримым доказательством его тончайшего психологизма. В основном художник писал своих близких актера Фор, поэтов Бодлера и Малларме, журналистов Астрюк, Дюре, А. Пруста, художников Мура, Гиса, Эву Гонзалес, Берту Моризо. 

 

«Музыка в Тюильри», 1862, Национальная галерея, Лондон

В 1870-1871 годах художник участвует в обороне Парижа, осажденного прусскими войсками. В мае 1871 года он делает зарисовки расправы версальцев над коммунарами. Все виденное вызывает у него глубокую депрессию. В конце августа истощенные нервы Мане сдали. Доктор Сиреде настоятельно советует ему как можно скорее покинуть Париж и постараться обрести покой. Художник прислушивается к его мнению и едет вместе с семьей в Булонь. Позднее он напишет «Расстрел коммунаров». 

В январе 1872 года коллекционер Поль Дюран-Рюэль покупает картины Мане «Натюрморт с семгой» и «Булонский порт при лунном свете», а затем еще около 30 картин - всего на 53 тысячи франков. 

 

«Олимпия», 1863, Музей Орсе, Париж

В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. Он едет в Аржентей, где работает с Моне и Ренуаром. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Появляются картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке» (1874). 

«Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни. Так, «Нана» (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого «покровителя». Однако изящная легкость подвижных ритмов картины, противопоставление строгой вертикали высокой подставки зеркала гибкости фигурки полуодетой женщины, перед ним стоящей, пушистость матово мерцающих золотистых волос, тусклый блеск зеркала, бездумная оживленность ее больших сияющих глаз - полны очарования. Несколько иронический прием срезывания рамой фигуры покровителя, показанного как бы между прочим, придает особый, чуть насмешливый оттенок этой столь незначительной по сюжету и столь тонкой в своей наблюдательности картине. 

 

Эдуард Мане. Испанский гитарист (Гитарреро). 1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную легкой радостности и свежести картину», - пишет Ю.Д. Колпинский. 

В поздних произведениях Мане - «В оранжерее» (1878), «У папаши Латюиля» (1878), «Блондинка с обнаженной грудью» (1878) - модели интересуют художника как в психологическом, так и в социальном аспекте. Одна из последних картин художника - «Бар в Фоли Бержер» - своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Тут и внимание к личности человека, и эффектное построение композиции, и тончайшая передача вибрации света, форм предметного мира. 

 

Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм

В Салоне 1881 года Мане выставляет «Портрет Пертюизе» и «Портрет Рошфора». За них художник получает медаль второй степени и теперь может посылать свои работы на выставку «вне конкурса». В том же году Мане награждают орденом Почетного легиона. К тому времени художник тяжело болен ревматизмом. Приступы его становятся все сильнее. 

Лето 1882 года Мане проводит в Рюэйе. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется. Когда осенью он вернулся в Париж, друзей встревожило его состояние. Зима не принесла улучшений. Вначале 1883 года силы начали заметно покидать художника, и он вынужден был слечь в постель. 

 

Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Музей Орсэ, Париж.

30 апреля 1883 года Мане скончался. 

 

Могила на кладбище Пасси

tunnel.ru

Эдуард_Мане | Великие художники

Завтрак в мастерской

29.11.2016

Эдуард Мане «Завтрак в мастерской», 1868 Пинакотека, Мюнхен Импрессионизм Конец 1860-х был очень продуктивным для Эдуарда Мане, причём одной из главных особенностей этого творческого этапа – синтез сразу нескольких жанров в рамках одной работы. Картина «Завтрак в мастерской» является сразу и портретом, и бытовой сценой, и натюрмортом. Сегодня не сразу бросается в глаза необычность композиционного… Подробнее »

Бар в «Фоли-Бержер»

06.02.2016

Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер»», 1882 Институт искусства Курто, Лондон Импрессионизм «Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в… Подробнее »

Лола из Валенсии

18.11.2015

Эдуард Мане «Лола из Валенсии», 1862 Музей Орсе, Париж, Франция Импрессионизм Недовольство современниками, современным ограниченным и мелко-буржуазным обществом усилилось, когда Эдуард Мане столкнулся с миром испанского искусства. Разительный контраст испанской и тогдашней французской музыки, пылких и страстных танцев испанцев, испанских манер, испанской одежды с одеждой парижских буржуа, их посредственными вкусами и жалкими желаниями привели к… Подробнее »

Мальчик с вишнями

25.07.2015

Эдуард Мане «Мальчик с вишнями», 1859 Фонд Гульбенкяна, Лиссабон Импрессионизм В начале становления своей творческой карьеры Мане начал работать вместе с весьма известным на то время Кутюр. В его мастерской он проводил много времени, но его не устраивала живопись того времени. В помещении, где работал художник, был подмастерье Александр. Мальчик 15 лет, убирал мастерскую и… Подробнее »

greatartists.ru

Эдуард Мане картины

Эдуард Мане (Edouard Manet) – великий французский импрессионист. Родился в Париже 23.01.1832 – умер в Париже 30.04.1883. Создавал полотна на исторические, бытовые сюжеты, также переосмысливал работы старых мастеров и выполнял их в новом духе («Завтрак на траве», «Олимпия»). Вдохнул свежесть в устоявшиеся принципы живописи его времени.

Родители Мане хотели сделать из своего сына юриста, но тот наотрез отказался от этой карьеры и ушёл в морскую школу. После учёбы и небольшого плавания, Эдуард поступает в школу Изящных Искусств в Париже, вместе с А. Прустом, который потом написал воспоминания о Мане. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Особенно его интересовали работы Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, Делакруа. Он пытается копировать их полотна, иногда даже очень произвольно, так сказать — на свой лад.

Первое произведение, которое заметили ценители и критики, стала «Любитель абсента». Эта картина была выполнена с соблюдением всех традиций школы Веласкеса и влиянием Ш. Бодлера, с которым великий импрессионист был знаком. Потом были другие работы, которые окончательно утвердили стиль и почерк этого художника: «Портрет родителей», «Лолу из Валенсии», «Гитарерро», «Викторина Меран в костюме эспады», «Музыка в Тюильри» и др.

Эдуард Мане без сомнения оказал большое влияние на всё импрессионистское движение в искусстве. Его картины всегда ценились очень высоко, многие художники используют его работы как наглядное пособие по изучению импрессионизма. Каждая работа пропитана чувствами, можно услышать звуки природы и настроение каждого персонажа. Кроме того, что он был живописцем, после себя Мане оставил несколько учеников, которые продолжали его дело: Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет.

 

Бар в Фоли-Берьер

Бой быков

Branch of white peonies

Дама в меховой накидке

Эмиль Золя

Железная дорога

La Parisienne study of Ellen Andree

Любитель абсента

Матадор

Moonlight over bologne harbor

Музыка в саду Тюильри

Нана

Олимпия

On the beach

Портрет Берты Моризо

Портрет Евы Гонсалес

Старый музыкант

The execution of the emperor Maximilian

The Promenade

The swallows

Весна. Жанна

В кабачке папаши Латюиля

Young man in the costume of a majo

Young woman among the flowers

За чтением

Завтрак на траве

Завтрак в мастерской

art-assorty.ru