Натюрморт в голландской живописи. П клас завтрак с ветчиной


Натюрморт в голландской живописи | История искусства

Блестящего расцвета в искусстве 17-го века достигает натюрморт. Голландский натюрморт - это в отличие от фламандского скромные по размерам и мотивам картины интимного характера.

Виллем Хеда( 1594 - 1680/82)  и Питер Клас (1597 - 1661) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей ( недаром голландцы назвали натюрморт "still leven" - "тихая жизнь" а не "nature morte" - "мертвая природа"). Колорит сдержан и изыскан. (Хеда. "Завтрак с омаром", 1648; Клас. "Натюрморт со свечой", 1627).

"Натюрморт с айвой и персиками" (1651). П.Клас

"Завтрак с ветчиной" (1647). П.Клас

"Натюрморт с золотым бокалом" (1624). П.Клас

"Натюрморт с крабом" (1644). П.Клас

"Натюрморт с посудой". П.Клас

"Натюрморт с сосудами для питья".П.Клас

"Натюрморт с турецким пирогом и кубком Наутилус" (1627).П.Клас

"Натюрморт с фруктами". П.Клас

"Натюрморт со свечой" (1627) П.Клас

"Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами"(ок.1660) В.Хеда

"Десерт". В.Хеда

"Натюрморт с крабом". В.Хеда

"Натюрморт с рыбой, орехами и другими предметами". В.Хеда

"Натюрморт с чашей Наутилус". В.Калф

"Натюрморт с синей вазой" (1660). В.Калф

"Натюрморт с бокалом вина" В.Калф

С изменением жизни голландского общества во второй половине 17-го века, с постепенным нарастанием стремления буржуазии к аристократизации и потерей ею былого демократизма изменяется и характер натюрмортров. "Завтраки" Хеды сменяются роскошными десертами Виллема Калфа. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Калф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных поверхностей. Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется палитрой самых изысканных красочных оттенков. 

Голландский натюрморт - одно из художественных претворений самой важной темы голландского искусства - темы частной жизни обыкновенного человека. 

cvetamira.ru

Питер Клас

История Питер Клас

просмотров - 176

(ок. 1597–1661)

В натюрмортах Питера Класа ощущается восхищение красотой материального мира. Художник тщательно изучал натуру, стремясь проникнуть в ее сущность. И в то же время многие предметы на его полотнах (раковина, горящая свеча в подсвечнике, лежащий на столе цветок, остановившиеся часы) приобретают значение символов, главный смысл которых – бренность человеческого существования на Земле.

Голландский живописец Питер Клас родился в Бургштейне (Вестфалия). Его учителœем был Флорис ван Дейк. С 1617 года художник жил и работал в Харлеме.

С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта – «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. «Завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди, и тем не менее данный тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Обычные детали таких композиций – окорок, молочник со сливками, булочка на блестящем металлическом блюде, полуочищенный лимон с закручивающейся кожурой. Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Световые блики, играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными.

Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Очень удачно и расположение всœех деталей каждой картины. Таково полотно «Трубки и жаровня» (1636, Эрмитаж, Санкт‑Петербург). Его композиция очень проста и лаконична. Автор показывает зрителю всœего лишь несколько предметов (пучок соломы, трубки, жаровню с углями, кувшин и бокал с вином), но делает он это просто виртуозно.

П. Клас. «Трубки и жаровня», 1636, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

П. Клас. «Завтрак с ветчиной», 1647, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Очень хорош негромкий колорит «Трубки и жаровни», выдержанный в оттенках серого. Тонкие цветовые и светотеневые переходы заставляют сверкать даже угли в жаровне.

Чаще всœего Клас выстраивает композицию своих натюрмортов на овальных формах предметов. Округлые контуры блюд, бокалов и сосудов пересекаются, и их плавный ритм придает изображению гармонию и целостность. Такова картина «Завтрак» (1644, Эрмитаж, Санкт‑Петербург), где центр смещен вправо, к большому бокалу, на прозрачных стенках которого играют яркие блики.

Клас не только умело использует цвет и свет, но и точно распределяет объемы и линии. Предметы, объединœенные общей тональностью, оживленные искрящимся светом, составляют единое целое («Завтрак», 1642, ГМИИ, Москва; «Натюрморт», 1643, Институт искусств, Миннеаполис; «Завтрак», 1647, Маурицхёйс, Гаага; «Натюрморт», 1647, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Натюрморт с сосудами для питья», 1649, Национальная галерея, Лондон).

П. Клас. «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти», Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Замечательное колористическое мастерство Класа проявилось в картинœе «Завтрак с ветчиной» (1647, Эрмитаж, Санкт‑Петербург). Натюрморт исполнен в желтоватых оттенках, но взгляд зрителя притягивает золотистая корка булочки на металлической тарелке и розовая ветчина, лежащая на блюде в центре стола. Изображение оживляют световые блики на прозрачных стенках стеклянного бокала с вином и сверкающие оловянные тарелки.

Со временем натюрморты Класа становятся всœе более совершенными в плане живописи и свободными по композиционному строю. Особенно интересна картина «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург). Пустой опрокинутый кувшин является основой композиции, выстроенной по диагонали.

П. Клас. «Завтрак с рыбой», 1653, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

В 1653 году был написан «Завтрак с рыбой» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург), отличающийся от других картин Класа своим вытянутым по вертикали форматом. Впечатление уходящего вверх пространства подчеркивает расположенный в центре полотна высокий стеклянный фужер.

В этом произведении художник проявил себя настоящим мастером тональной живописи.

Удачно сгруппировав на столе предметы, Клас показал живой блеск металлической посуды, сверкание стекла. Особую выразительность натюрморту придает красный тональный акцент в центре композиции – вино, налитое в узкий бокал.

Читайте также

  • - Питер Клас

    (ок. 1597–1661) В натюрмортах Питера Класа ощущается восхищение красотой материального мира. Художник тщательно изучал натуру, стремясь проникнуть в ее сущность. И в то же время многие предметы на его полотнах (раковина, горящая свеча в подсвечнике, лежащий на столе цветок,... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Картинные Галереи Галерея I - Клас, Питер

    Как уже я объяснил в его моменте, сандалиях "elec - tr?nicas "они были наделены секунды disposi - tivo - поселенный также в подошве - что позволял в пилот, помещенный в "колыбели" следование из-за радара его приятель. Микропередатчик выражал импульсы электромагнитные из-за 0,0001385 секунд, которые, должным образом увеличенные в "шесте Mois?s", они были "транспортированные" посредством лазера до экранов корабль. Это соединение, чисто информационное, приходило в susti - tuir слуховая, действительная связь только в я испускаю лучи максимум пятнадцати тысяч ног. На протяжении первых двух километров шоссе он сузился между высокими красноватыми утесами, обрывающимися в море массив har или горы Arbel и опасный склон (в меня правая сторона), от четыре до пять метров, которые он падал почти, я опрокинул - известь на водах озера. И я начал наблюдать что-то что не оказывался нормальным. Путь представлял недостаточный движение путешественников. Еще больше: течь путешественников только он был зарегистрирован по направлению к Tiberiades. Этот explo - rador был уникумом, который передвигался к северу. И per - cib? также, что между евреями и язычниками, который они пересекали с тем, кто это пишет, не появлялся один животное. Привыкшие веревки ослов или волов и стада коз и овец исчезли. Aque - llos индивиды циркулировали со спешкой. И они говорили и dis - cut?an на теме, которая казалась мне семейной: они "ro - cas ","дожди"и" божественное наказание ". 15.30 часа. В двухсполовинойкилометровую вещь Tiber?ades, в оставлять сзади мягкий изгиб, я пошел прорастать внезапно с объяснение всему, что он слышал с тех пор, как он различал yam.

    artgaly.ru