Завтрак (картина Веласкеса, Будапешт). Веласкес завтрак


Веласкес, Диего. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Веласкес, Диего

Мы подходим к величайшему испанскому художнику, к несомненному гению, к Веласкесу (1599 — 1660). К сожалению, Эрмитаж не выясняет чарующей фигуры этого “царя живописи”. Нам достались лишь вещи второстепенные, сомнительные или прямо ошибочно приписываемые мастеру. Но и из них мы можем хоть что-то узнать о развитии и достоинствах Веласкеса, этого художника, которого принято называть “самым живописным из живописцев”. Для знакомства с “источниками” Веласкеса важна его юношеская картина “Завтрак”, написанная еще совершенно в духе Караваджо, плотно, твердо, простодушно, но с бесподобным мастерством, в особенности что касается передачи мертвой натуры: скатерти, хлеба, посуды и сельдей. [51]

Диего Веласкес. Завтрак. Ок. 1617. Холст, масло. 108,5х102. Инв. 389

До какой степени должно было властвовать в Севилье увлечение натурализмом, если даже аристократический юноша, каким был Веласкес, ученик идеалиста-теоретика Пачеко, мог не только поддаться общему веянию, но дать в этом направлении неподражаемые по совершенству образцы. Веласкес остался верен коренным принципам натурализма и впоследствии, когда он поступил ко двору Филиппа IV, где он занимал почетные должности и кончил жизнь в чине гофмаршала. Вообще же трудно себе вообразить менее придворного художника, нежели Веласкес. Лесть ему была чужда абсолютно. Но эта “дерзость” искупалась удивительным даром мастера во всем находить красоту и величественность. Все испанские художники обладают известным “благородством мысли”, но у Веласкеса эта черта приобретает полноту выражения, без малейшей натяжки, при совершенной простоте. Судить об этой едва ли не самой существенной черте Веласкеса мы можем в Эрмитаже по двум копиям (Maco или Парехи?) портретов Веласкеса, изображающих Филиппа IV и его любимца премьер-министра герцога Оливареса. Особенно “поучителен” последний.

Диего Веласкес. Портрет Графа Оливареса. Холст, масло. 67х54,5. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815

Художник не польстил своему покровителю ни на каплю. Более смешной и странной физиономии трудно себе представить. Несколько вульгарное лицо конде-дуке приобретает особую значительность благодаря тому, что оно “посажено напоказ” вверху над длинной черной фигурой, покоящейся на обтянутых черных ногах. Однако здесь нет тени иронии. Все строго, величественно, торжественно, и, глядя на портрет, веришь громадной силе очарования, которой обладал этот фатальный для Испании министр, за ошибки и грехи которого пришлось расплачиваться много лет после его падения.

Но не только “психологическая” сторона ценна в портретах Веласкеса (кроме портретов Веласкес почти ничего и не писал), но и внешняя, чисто живописная. По упомянутым черноватым и вдобавок сильно почерневшим копиям в Эрмитаже трудно судить о пленительности красок Веласкеса, но кое-что можно предчувствовать о тех радостях, которые ожидают посетителя музея Прадо в Мадриде, изучая этюды к портретам короля, министра и папы Иннокентия Х. [52]

Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия Х. Ок. 1650. Холст, масло. 49,2х41,3. Продан из Эрмитажа в июле 1930 – феврале 1931 в коллекцию Эндрю В. Меллона. Национальная галерея, Вашингтон

Особенно хорош последний. Говорят, папа воскликнул, увидав свое изображение: “Е troppo vero” — “Это слишком похоже!”. И действительно, святой отец не польщен. Он больше похож на предводителя разбойников, нежели на Наместника Христова. Но картина прекрасна. Она написана всего тремя красками: белой, черной и красной. И однако комбинациями их и магией светотени Веласкес достиг полной передачи натуры и такой жизненности, что становится жутко, вглядываясь в это изображение.

Два помощника Веласкеса, которые всегда находились при нем и видели мастера за работой, Maco и Пареха, так удачно переняли все особенности манеры Веласкеса, что лучшие их произведения трудно отличить от произведений самого великого художника. Нашего “большого Оливареса”, вероятно, и нужно считать за картину Maco (1615 — 1687), что же касается невольника, “слуги” Веласкеса Парехи (1606 — 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный?) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Завтрак (картина Веласкеса, Будапешт) — википедия орг

«Завтрак» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания Будапештского музея изобразительных искусств.

На картине изображены: слева седобородый старик в сером кафтане; центральная девушка в белом чепце наливает старику красное вино из кувшина в бокал; справа находится молодой парень с небольшими усами, одетый в жёлтый кафтан с белым воротником. Вся группа сидит за столом, покрытым белой скатертью. На столе стоит тарелка с рыбой и половинкой лимона, стакан с желтоватым напитком, булочка, нож, солонка, корень пастернака с ботвой и яблоко.

Картина относится к популярному в XVII веке в Испании жанру «бодегон», буквально — «погребок, таверна». Высказывалось мнение что такие картины могли быть трактирной вывеской или украшать обеденные залы таверн[1], отсюда следуют их большая популярность как в творчестве юного Веласкеса (ему на момент написания картины было 18—19 лет), так и его коллег и последователей.

Картина написана около 1618—1619 года и её ранняя история неизвестна. Некогда принадлежала князьям Эстерхази. Хранится в Будапештском музее изобразительных искусств.

Куратор Будапештского музея изобразительных искусств Аксель Вечеи писал о картине:

В этой сцене в таверне испанский гений ещё не раскрывается в полной мере. Обычные люди заполняют его полотна в простых ситуациях — будто ожили страницы плутовских романов Кеведо, где приключения хитроумных слуг и других жуликов щекотали воображение читателей. Этот поразительный натурализм считался влиянием работ Караваджо, но в то время Веласкес не видел картин итальянского художника. …В воздухе вибрирует некая спокойная, пуританская торжественность. Мы можем только догадываться об истории стоящей за картиной[2].

В сентябре 2010 года почтой Венгрии была выпущена почтовая марка номиналом 2,50 форинтов с репродукцией картины.

В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге имеется одноимённая картина Веласкеса, в которой имеется аналогичная общая композиция сюжета и почти полностью совпадает фигура старика. Большинством исследователей эрмитажная картина признаётся ещё более ранним вариантом этого сюжета и считается написанной около 1617—1618 года [3].

Всего известно не менее семи вариантов картины, однако достоверно принадлежащими кисти Веласкеса считаются только эрмитажная и будапештская версии.

Кроме того, в Эрмитаже имеется другая работа Веласкеса — «Мужская голова в профиль», являющаяся сохранившимся фрагментом большой утраченной картины с неизвестным сюжетом. На этой картине прослеживается явное портретное сходство с правым персонажем будапештского «Завтрака», также в значительной степени совпадает и одежда персонажей [4].

www-wikipediya.ru

Веласкес картины. Великий испанский художник

Биография Веласкеса 

Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Веласкес настолько преуспел в живописи, искусстве рисования, что с 1623 года, когда ему было всего 24, уже стал придворным живописцем короля Филиппа IV.  Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Портреты, жанровая живопись, исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных. Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент.

В творчестве  великого испанского художника Веласкеса существую несколько периодов. Самый ранний период – Севильский – название от места проживания. В этот период вошли такие работы, как “Старая кухарка”, “Водонос” и другие. Следует за ним Мадридский период. В этот период Веласкес переехал жить в Мадрид и там увлёкся новым творчеством, которое творили художники Тициан и Рубенс. Картины того периода: “Вакх“, “Кузница Вулкана“…

С 1630 года Веласкес занимался практически исключительно портретами, изображая на своих полотнах различных вельмож, представителей царственной крови и их слуг. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде.

Картины Диего Веласкеса 

 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Арахна 

Балтазар Карлос с карликом

Бог войны Марс

Донья Инпеньяретта с сыном

Евангелист Иоанн на Патмосе

Эзоп

Веласкес картины. Великий испанский художник

Филипп IV в доспехах. Король Испании 

Филипп Проспер

Христофор Колумб представляет новый свет

Христос в Эммаусе

Христос в доме Марии и Марфы

Веласкес картины. Великий испанский художник

Хуан Мартинес Монтьаньес 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Королева Мария-Анна 

Коронование Марии

Крестьянский завтрак

Веласкес картины. Великий испанский художник

Кузница Вулкана 

Луис де Гондор-и-Аргот

Веласкес картины. Великий испанский художник

Мария-Анна — королева Венгерская 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Менины 

Менипп

Мужской портрет

Веласкес картины. Великий испанский художник

Окровавленный плащ Иосифа 

Поклонение волхвов

Портрет инфанта дона Карлоса

Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте

Портрет королевы Изабеллы Бурбонской

Веласкес картины. Великий испанский художник

Портрет папы Иннокентия 

Портрет придворного карлика Франсиско Леска

Портрет придворного шута

Портрет дворянина

Веласкес картины. Великий испанский художник

Портрет графа-герцога Оливареса 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Портрет дамы с веером 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Портрет короля Филиппа III 

Портрет молодого испанца

Придворный карлик с собакой

Придворный шут Хуан Австрийский

Придворный шут Хуан де Калабасас

Принц Балтазар Карлос

Веласкес картины. Великий испанский художник

Прядильщицы 

Распятие

Веласкес картины. Великий испанский художник

Сдача Бреды 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Сивилла 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Старая кухарка 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Трактирщик 

Триумф Вакха 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Трое за столом 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Венера с зеркалом 

Веласкес картины. Великий испанский художник

Вышивальщица 

Веласкес картины. Великий испанский художник

 Водонос

Если вы любите хорошие сорта настоящего китайского чая, но не знаете где купить чай пуэр, то сайт tealee — Чай от дядюшки Ли поможет вам. Чай прессованный, рассыпной, зелёный, лечебный на ваш вкус. Сильный вкус и долгое послевкусие.

art-assorty.ru

ЗАВТРАК- ВЕЛАСКЕС

Портрет старика в красном Рембрандт.

Масло,холст.108 на 86. 1652-1654гг. Поступил в Эрмитаж в 1769 году из собрания Блюля в Дрездене. На протяжение всей деятельности художника портрет занимает одно из главных мест в его творчестве.Художник сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологического образа через внешний облик модели.

Портрет старика в красной одежде отличается исключительной простотой и почти геометрической строгастью композиционого построения.Неподвижной обращенной прямо к зрителю фигуре сидящего в кресле старика со скрещенными на коленях руками придан монументальный характер,усиливающий величавость образа умудренного жизнью старца.

Плотно прилегающая к голове шапочка и пушистая седая борода подчеркивает овал лица, сзади которого находится прямоугольная спинка кресла. Широкими цветовыми плоскостями ложится облекающая фигуру красная одежда и наброшенный на левое плечо черный плащ; их живописная характеристика , с отказом от мелочной детализации формы в передаче тканей, служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Обобщенной трактовке всех второстепенных частей противопоставлена тщательная проработка лица и рук. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света. Тончайшие прозрачные световые лучи мягко вырисовывают индивидуальнные особенности морщинестого уставшего старческого лица и формы рук, узловатые суставы и вздутые вены,которые говорят о долгих годах трудовой жизни. Сосредоточенно устремленный в пространстве .скользящий мимо зрителя взгляд глубоко посаженных глаз раскрывают внутреннюю жизнь человека, черты лица которого несут отпечаток пережитых забот, волнений и раздумий. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Именно поэтому портрет одно время считали изображением древнегреческого мудреца Зенона.Старческие лица всегда особенно привлекали внимание Рембрандта, начиная с его ранних лет. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути.

В полутемном помещении трое людей сидят за скромной трапезой. Мальчик поднял бутыль, вероятно предлагая долить стакаты; юноша жестом руки выражает одобрение этому предложению; старик лаского смотрит на своих юных сотрапезников.

Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости , в родной Севилье. Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок,погребок). В этих скромных произведениях отразилось стремление передовых испанский мастеров показать действительность своего времени : простых людей, предметы домашнего обихода- стремление , характерное для испанского искусства еще в 15 веке и получившее свое наивысшее развитие именно в первой половине 17 века.

Реалистическое направление ощущалось сильнее всего на родине Веласкеса, в Севилье — городе ,который уже в 16 веке был одним из крупнейших торговых центров Европы.

Первый учитель Веласкеса Эррера Старший охотно писал жанровые картины, а второй — Франсиско Пачеко, хотя и был сторонником религиозной живописи и поклонником Рафаэля, считал ,что бодегонес заслуживают признания и отмечал ,что лучше всех пишет их Веласкес.Пачеко сообщает также,что еще юношей Веласкес нанимал крестьянского мальчика и изображал его то плачущим , то смеющимся. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Лицо его полно оживления, искорки смеха горяд в лукавых глазах , полураскрытый рот обнажает неровные крупные зубы; смятый воротник и одна из завязок ,небрежно опускающаяся на грудь, дополняют впечатление непосредственности.

Образ старшего юноши полон суровой выразительности ; прекрасно передан национальный тип. Но эту суровость смягчает улыбка, которая чуть трогае уголки губ.

Старик,возможно отец подростка и юноши, видимо, обращается с каким-то вопросом к своим молодым собеседникам.

Простота, лаконичность чувствуется во всем : и в композиции, и в сдержанности поз и движений ; скромны и немногочисленны предметы, расстваленные на столе. С большим мастерством переданы складки скатерти, грубый плотный фаянс блюдечка, ручка ножика, прозрачность стекла бутыли,шершавая кожа граната.

Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах. «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи ,в которой применялись резкие контрасты света и тени. У мастеров начала 17 века эти контрасты имели своей целью полнее выявить форму , подчеркнуть то, к чему хотел привлечь внимание художник. Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак». Свет ,падая сверху, освещает белую скатерть , предметы ,находящиеся на столе ,лица сидящих. Краски сдержанные, неяркие ,стремящиеся к тональному объединению.Цвет темной зеленовато-коричневатой одежды старика сочетается с коричневой курткой мальчика. Густой темно-желтый тон одежды юноши гармонирует с золотистой поверхностью граната , с золотой искоркой, поблескивающее на дне стакана, и медной оправой ножика.Белая полоска рубашки,видная из-под рукава старика, подчеркивает смуглость его руки, вздувшиеся на ней вены.

В 1622 году Веласкес уехал из Севильи и ,став придворным живописцем короля Филипа 4 , прославил себя как великий мастер реалистического портрета.Он отказался от манеры тенебросо и достиг предельного мастерства в передаче света , воздуха ,пространства путем тончайших соотношений цвета.

studlib.info

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак» Картины художников

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Диего Веласкес один из самых любимых художников мира, а кроме того являлся таковым и для короля, которому верно служил вплоть до самой смерти. Рисуя портреты придворных, внешний лоск и обстановку огромных палацев, художник никогда не забывал о простом народе, который никогда не мог себе позволить такую роскошь. Поэтому изредка в творчестве художника проявлялось его желание сделать что-то для этого народа, даже если это будет всего лишь картина. Хотя минимализировать в этом случае нельзя, так как это не просто картина, а картина –Самого Веласкеса.

Двое юношей, сидят за столом, застеленном белой скатертью и беседуют со стариком, которого они, по-видимому, пригласили к своему завтраку – это первый план картины. Художник искусно изобразил выражение лиц пирующих, молодые люди улыбаются и произносят тосты, что можно

понять из того, что кубки наполнены и подняты, а официант стоит в ожидании позади, чтобы их наполнить вновь.

Старик же смотрит на них, словно с какого-то отдаления, так, как смотрит старость на живую бьющую ключом молодость. Фигуры на первом плане высвечены и зрителю их хорошо видно, все остальное же затемнено, и даже неясно, что там, на заднем плане, толи это на самом деле фигура официанта, толи нагромождение вещей. Свет падает только на фигуры спереди, и согласно задумке художника происходит контраст света и тьмы, молодости и старости.

Согласно предположениям исследователей, изображая одного из молодых юношей, художник придал ему черты своего собственного лица.

Написана картина «Завтрак» была примерно в 1617 году, и полностью соответствует всем канонам испанской живописи того времени, так как все предметы насыщенны строгостью и пропорциональностью, начиная от изображения натюрморта, и заканчивая выписыванием лиц присутствующих.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 21:37:39

opisanie-kartin.iusite.ru

Диего Веласкес.

Diego Velazquez /1599—1660/. Александр_Ш_Крылов Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

"Завтрак" 1617 

"Христос в доме Марфы и Марии" 1618

"Непорочное зачатие" 1618

"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618

"Поклонение волхвов" 1619

"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620

"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент

"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

"Первый министр герцог де Оливарес"

"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

"Продавец воды в Севилье" 1623

"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

"Конный портрет принца Балтазара"

"Бахус" 1629

"Граф Ольварес на коне" 1634

"Портрет инфанты Маргариты" 1660

"Конный портрет Филиппа IV"

"Don Balthasar Carlos "

"Белая лошадь"

"Infanta Marguarite Therese" 1654

"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640

"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657

"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53

"Margaretha as a child Sun"

"Молодая дама"

"Francisco Bandres De Abarca"

"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36

"Автопортрет" 1643

"Св. Антоний"

"Инфанта Мария Австрийская"

"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "

"Святые Антоний и Павел"

"Коронация девы Марии" 1645

"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645

"Кардинал Камилло Асталли"

"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"

"Искушение святого Фомы Аквинского"

"Карлик с собакой" 1650

"Демокрит" 1628-29"Набросок головы Аполлона" 1630

"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630

"Инфанта Маргарита Мария"

"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645

"Портрет Марии Луизы"

"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"

"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса

"Христос на кресте" 1632

"Распятие "

"Портрет поэта Луиса де Гонгора"

"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32

"Хуан-де-Парейя" 1650

"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634

"Папа Иннокентий X" 1650

"Портрет короля Филиппа IV"

"Шут"

"Эзоп""Филипп IV" 1631-32

"Голова смеющегося мальчика"

"Святой Павел"

"Королева Австрии дона Марианна" 1652-53

"Кузница Вулкана" 1630

"Святой Томас"

"Portrait of Archbishop Fernando de Valdes"

"Франческо Д`Эсте, герцог Модены"

"Инфанта Мария Тереза"

"Инфанта Мария Тереса" 1651-52

"Портрет клерика" 

"Три музыканта (или музыкального трио)"

"Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад" 1630

"Вышивальщица" 1640

"Мужской портрет" 

"Дон Хуан Франсиско Пиментель"

"Марс, бог войны 1640

"Меркурий и Аргус" ок.1659

"Портрет Филиппа IV" (фрагмент) 1657-60            http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post192199075/

art.mirtesen.ru