Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак». Завтрак веласкес


Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Диего Веласкес один из самых любимых художников мира, а кроме того являлся таковым и для короля, которому верно служил вплоть до самой смерти. Рисуя портреты придворных, внешний лоск и обстановку огромных палацев, художник никогда не забывал о простом народе, который никогда не мог себе позволить такую роскошь. Поэтому изредка в творчестве художника проявлялось его желание сделать что-то для этого народа, даже если это будет всего лишь картина. Хотя минимализировать в этом случае нельзя, так как это не просто картина, а картина –Самого Веласкеса.

Двое юношей, сидят за столом, застеленном белой скатертью и беседуют со стариком, которого они, по-видимому, пригласили к своему завтраку – это первый план картины. Художник искусно изобразил выражение лиц пирующих, молодые люди улыбаются и произносят тосты, что можно понять из того, что кубки наполнены и подняты, а официант стоит в ожидании позади, чтобы их наполнить вновь.

Старик же смотрит на них, словно с какого-то отдаления, так, как смотрит старость на живую бьющую ключом молодость. Фигуры на первом плане высвечены и зрителю их хорошо видно, все остальное же затемнено, и даже неясно, что там, на заднем плане, толи это на самом деле фигура официанта, толи нагромождение вещей. Свет падает только на фигуры спереди, и согласно задумке художника происходит контраст света и тьмы, молодости и старости.

Согласно предположениям исследователей, изображая одного из молодых юношей, художник придал ему черты своего собственного лица.

Написана картина «Завтрак» была примерно в 1617 году, и полностью соответствует всем канонам испанской живописи того времени, так как все предметы насыщенны строгостью и пропорциональностью, начиная от изображения натюрморта, и заканчивая выписыванием лиц присутствующих.

opisanie-kartin.com

iacchius

BaccoДиего Веласкес Триумф Вакха

Открытость всякой ситуации, мифической или реальной, обозначена у Веласкеса в «смазанных» лицах. Особо показательным в этом отношении является Триумф Вакха. В расписке 1629 года говорится только, что Веласкесу было заплачено за Вакха 100 дукатов, без какого-либо титула, который всегда давали другие и много позже. Разумеется, это Вакх, но вокруг него – андалузские крестьяне с темными от солнца лицами, которые впервые радуются. В правом углу возвышается фигура, которая, смотря вниз себе на руку, то ли снимает шляпу, то ли надевает ее, а лицо – смазано. Оно как бы сокрыто в тени от широких полей шляпы, и только точка света обозначена на кончике носа. Другой пример – женская фигура, сидящая в центре в Прядильщицах. К «смазанным» лицам относятся также зеркальные отражения, которые проходят у Веласкеса от первых картин до последних.Самый замечательный пример этого не просто «смазанного», а совершенно закрытого лица – Завтрак. Предполагается, что фигура слева – это св. Павел Апостол. Два других застольника смещены вправо, хотя один из них вроде бы сидит в середине. Но в геометрическом центре находится другая «фигура» – повешенная шапка с воротником, – которая словно бы протянула руку со склянкой с вином. Застольник в центре как бы отделен от своей правой руки со склянкой вина, которая кажется повисшей в воздухе. Левая его рука скрыта в темноте, хотя при внимательном рассмотрении угадывается ее контур. Всё это создает впечатление, что перед нами одна голова без тела и без рук. Третья фигура справа – с выставленной вперед правой рукой и поднятым вверх большим пальцем. Левая рука обращена логтем и кажется, по сравнению с правой, тяжелой неподъемной, преувеличенной в своем объеме, иллюзию которого создает широкий рукав. У фигуры слева обозначена только правая рука, которой сжимает вилку. С левой стороны кажется, что она сливается с темнотой. Создается впечатление, что в левой руке эта фигура держит ту же самую склянку, что и фигура, сидящая в центре. Получается довольно странная вещь, если последовать за этими впечатлениями: рука со склянкой становится общей для фигуры слева и фигуры в центре, а также для призрачной фигуры, стоящей позади стола.

AlmuerzzoДиего Веласкес Завтрак

Эта склянка с вином в одной общей «руке» переносит всю композицию в сакрально-ритуальный план. Казалось бы, что особенного: трое людей сидят за столом. Обращает на себя внимание – не сразу, а только при внимательном рассмотрении, – следующая деталь: на столе стоит один стакан, наполненный на две трети вином. Создается впечатление, несмотря на все отмеченные «реалистические» детали, что кажущаяся фигура в центре, с лицом, закрытой шапкой или шапкой вместо лица, только что наполнила стакан из склянки (склянка также кажется опустошенной на одну треть), но как-то странно: уровень жидкости обозначен под углом, и теперь снова стоит, выпрямившись, наготове. В тарелке угадываются рыбы, а между тарелкой и стаканом – какие-то «кусочки» неопределенной формы, похожие на «насекомых». Около граната лежит нож, но ручка повернута в противоположную сторону и находится за краем стола, а лезвие соответствует разрезанной, как рана, стороне граната. Это положение ножа указывает на то, что никто из сидящих за столом не мог разрезать граната. В таком случае, кто его разрезал? Вопрос остается открытым, но через эту гранатовую «ранку» проходит чистейший сакральный символизм: мы присутствуем в самом деле при евхаристии, но абсолютно первой, совершаемой до создания мира, подготавливающей его явление, и поэтому всё как бы выходит из тьмы и фигуры обозначены едва различимыми контурами.Недостающая левая рука фигуры в середине как бы замещается правой рукой третьей фигуры справа. Таким образом, все эти три фигуры за столом оказываются единым телом, разделенным только по видимости. С этой точки зрения, думается, следует рассматривать целостный круг хлеба и расщеплённый гранат: хлеб символизирует единство, а гранат – раздельное множество или единство, которое имеет в себе множество, на что указывает второй нерасщепленный гранат. И над всеми застольниками словно бы распростерлось таинственное присутствие, которое при посредстве вина (варианты: сома, амрита, амвросия) заставляет эту сплошную темную глыбу-тело расщепиться и преобразиться в живое треединство фигур-лиц. Висящая шапка должна, как кажется, указывать на начальное непроницаемое качество этого первотела: она закрывала тело, а теперь снята, что позволяет телу развернуться, т. е. стать живым и раздельным. И в самом деле, кажется, что это безрукое лицо в центре впервые раздвинулось в улыбке, а до этого всегда было сжато, обращено в себя – в землю, в первобытную материю, из которой, благодаря соме-вину, оно вышло.То же самое и в Триумфе Вакха: благодаря Божественному присутствию, оживляется и разделяется сплошная сухая материя, рождая из себя светозарное лицо бога виноградной лозы, открывая всё, что раньше было закрыто и сжато. К этому Вакху Веласкеса лучшим комментарием могли бы быть слова Тересия о Дионисе из Вакханок Еврипида: «два, о юноша, / божества первее всего среди людей: богиня Деметра – / земля она есть, можешь этим именем звать ее, / она выкармливает всухую смертных, – / и тот, кто приходит потом, – это потомок Семелы, / который нашел жидкость из винограда и преподал / смертным; она прекращает для несчастных людей / печаль, когда течения лозы / наполняют их и дают сон и забвение несчастий дня, / и нет другого средства от тягот. / И он, рожденный как бог, приносится в жертву богам, / и через это люди имеют блага» (274-285: дословный перевод).

Bacco fr.

Висящая шапка в Завтраке объясняет значение шляпы, которую снимает фигура со «смазанным» лицом в Вакхе. Это та же самая вездеприсутствующая фигура, которая разрезает гранат и снимает сдавливающий покров с первобытного «сухого» единства Земли-материи.

iacchius.livejournal.com

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

13.12.2014

Испанский художник семнадцатого века Диего Веласкес является одним из самых почитаемых творцов того времени во всём мире! Помимо всенародного признания, Веласкес также был любимым живописцем короля Филиппа Четвертого, которому художник преданно служил всю свою жизнь. Простой народ, естественно, не мог себе позволить писать портреты у самого Веласкеса, однако, художник часто снисходил до простолюдинов, что можно увидеть, если анализировать его творческий путь. Пусть своими холстами, но живописец хотел сделать что-то доброе для соотечественников.

«Завтрак», картина которую мастер завершил приблизительно в 1617 году, соблюдает в себе все закономерности испанского портрета того времени — это строгость линий и очертаний, идеальное соблюдение всех пропорций, как в простых натюрмортах, так и в портретах при изображении человеческих лиц. На картине «Завтрак» изображена трапеза: двое молодых людей сидят за столом и беседуют с находящимся напротив стариком, который смотрит на них — это изображение первого плана картины. Лица присутствующих очень четко выписаны и хорошо передают настроение изображенного момента. Юноши улыбаются и произносят тосты. Это можно понять из того, что они держат кубки кверху и, судя по всему, уже собираются пригубить вино. Официант на заднем плане стоит наготове для того, чтобы вновь наполнить кубки. Отлично передал Диего Веласкес и выражение лица старика — его взгляд, немного тоскливый. Таким взглядом смотрит умудрённая старость на беспечную юность. По задумке самого Веласкеса, освещён только передний план картины, изображающий юношей и старика, официант же находится в тени и даже не сразу можно понять: человек это либо просто нагромождённые вещи. Существует мнение, что в одном из юношей Веласкес изобразил самого себя.

8-poster.ru

Завтрак (картина Веласкеса, Будапешт) — WiKi

«Завтрак» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания Будапештского музея изобразительных искусств.

На картине изображены: слева седобородый старик в сером кафтане; центральная девушка в белом чепце наливает старику красное вино из кувшина в бокал; справа находится молодой парень с небольшими усами, одетый в жёлтый кафтан с белым воротником. Вся группа сидит за столом, покрытым белой скатертью. На столе стоит тарелка с рыбой и половинкой лимона, стакан с желтоватым напитком, булочка, нож, солонка, корень пастернака с ботвой и яблоко.

Картина относится к популярному в XVII веке в Испании жанру «бодегон», буквально — «погребок, таверна». Высказывалось мнение что такие картины могли быть трактирной вывеской или украшать обеденные залы таверн[1], отсюда следуют их большая популярность как в творчестве юного Веласкеса (ему на момент написания картины было 18—19 лет), так и его коллег и последователей.

Картина написана около 1618—1619 года и её ранняя история неизвестна. Некогда принадлежала князьям Эстерхази. Хранится в Будапештском музее изобразительных искусств.

Куратор Будапештского музея изобразительных искусств Аксель Вечеи писал о картине:

В этой сцене в таверне испанский гений ещё не раскрывается в полной мере. Обычные люди заполняют его полотна в простых ситуациях — будто ожили страницы плутовских романов Кеведо, где приключения хитроумных слуг и других жуликов щекотали воображение читателей. Этот поразительный натурализм считался влиянием работ Караваджо, но в то время Веласкес не видел картин итальянского художника. …В воздухе вибрирует некая спокойная, пуританская торжественность. Мы можем только догадываться об истории стоящей за картиной[2].

В сентябре 2010 года почтой Венгрии была выпущена почтовая марка номиналом 2,50 форинтов с репродукцией картины.

В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге имеется одноимённая картина Веласкеса, в которой имеется аналогичная общая композиция сюжета и почти полностью совпадает фигура старика. Большинством исследователей эрмитажная картина признаётся ещё более ранним вариантом этого сюжета и считается написанной около 1617—1618 года [3].

Всего известно не менее семи вариантов картины, однако достоверно принадлежащими кисти Веласкеса считаются только эрмитажная и будапештская версии.

Кроме того, в Эрмитаже имеется другая работа Веласкеса — «Мужская голова в профиль», являющаяся сохранившимся фрагментом большой утраченной картины с неизвестным сюжетом. На этой картине прослеживается явное портретное сходство с правым персонажем будапештского «Завтрака», также в значительной степени совпадает и одежда персонажей [4].

ru-wiki.org

Завтрак (картина Веласкеса, Будапешт) Вики

«Завтрак» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания будапештского Музея изобразительных искусств.

На картине изображены: слева седобородый старик в сером кафтане; центральная девушка в белом чепце наливает старику красное вино из кувшина в бокал; справа находится молодой парень с небольшими усами, одетый в жёлтый кафтан с белым воротником. Вся группа сидит за столом, покрытым белой скатертью. На столе стоит тарелка с рыбой и половинкой лимона, стакан с желтоватым напитком, булочка, нож, солонка, корень пастернака с ботвой и яблоко.

Картина относится к популярному в XVII веке в Испании жанру «бодегон», буквально — «погребок, таверна». Высказывалось мнение что такие картины могли быть трактирной вывеской или украшать обеденные залы таверн[1], отсюда следуют их большая популярность как в творчестве юного Веласкеса (ему на момент написания картины было 18—19 лет), так и его коллег и последователей.

Картина написана около 1618—1619 годов и её ранняя история неизвестна. Хранится в будапештском Музее изобразительных искусств, куда попала из собрания князей Эстерхази.

Куратор музея Аксель Вечеи писал о картине:

В этой сцене в таверне испанский гений ещё не раскрывается в полной мере. Обычные люди заполняют его полотна в простых ситуациях — будто ожили страницы плутовских романов Кеведо, где приключения хитроумных слуг и других жуликов щекотали воображение читателей. Этот поразительный натурализм считался влиянием работ Караваджо, но в то время Веласкес не видел картин итальянского художника. …В воздухе вибрирует некая спокойная, пуританская торжественность. Мы можем только догадываться об истории стоящей за картиной[2].

В сентябре 2010 года почтой Венгрии была выпущена почтовая марка номиналом 2,50 форинта с репродукцией картины.

В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится одноимённая картина Веласкеса, в которой имеется аналогичная общая композиция сюжета и почти полностью совпадает фигура старика. Большинством исследователей эрмитажная картина признаётся ещё более ранним вариантом этого сюжета и считается написанной около 1617—1618 годов[3].

Всего известно не менее семи вариантов картины, однако достоверно принадлежащими кисти Веласкеса считаются только эрмитажная и будапештская версии.

Кроме того, в Эрмитаже имеется другая работа Веласкеса — «Мужская голова в профиль», являющаяся сохранившимся фрагментом большой утраченной картины с неизвестным сюжетом. На этой картине прослеживается явное портретное сходство с правым персонажем будапештского «Завтрака», также в значительной степени совпадает и одежда персонажей[4].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Mayer A. L. Über einige Velazques zu Utrecht zugeschribene Stilleben und Genrebilden // Monatshefte für Kunstwissenschaft. — VIII. — 1915. — S. 124; Haraszti-Takács M. Spanish Genre Painting in the Seventeenth Century. — Budapest, 1983. — P. 218—219.
  2. ↑ Szépművészeti Múzeum. — Diego Rodríguez de Silva y Velázquez. «Étkezők».
  3. ↑ Каганэ Л. Л., Костеневич А. Г. Государственный Эрмитаж. Испанская живопись XV — начала XX века. Каталог коллекции. — СПб..: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — С. 69—73.
  4. ↑ Каганэ Л. Л., Костеневич А. Г. Государственный Эрмитаж. Испанская живопись XV — начала XX века. Каталог коллекции. — СПб..: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — С. 67—69.

ru.wikibedia.ru

Завтрак (картина Веласкеса, Будапешт) — Википедия РУ

«Завтрак» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания Будапештского музея изобразительных искусств.

На картине изображены: слева седобородый старик в сером кафтане; центральная девушка в белом чепце наливает старику красное вино из кувшина в бокал; справа находится молодой парень с небольшими усами, одетый в жёлтый кафтан с белым воротником. Вся группа сидит за столом, покрытым белой скатертью. На столе стоит тарелка с рыбой и половинкой лимона, стакан с желтоватым напитком, булочка, нож, солонка, корень пастернака с ботвой и яблоко.

Картина относится к популярному в XVII веке в Испании жанру «бодегон», буквально — «погребок, таверна». Высказывалось мнение что такие картины могли быть трактирной вывеской или украшать обеденные залы таверн[1], отсюда следуют их большая популярность как в творчестве юного Веласкеса (ему на момент написания картины было 18—19 лет), так и его коллег и последователей.

Картина написана около 1618—1619 года и её ранняя история неизвестна. Некогда принадлежала князьям Эстерхази. Хранится в Будапештском музее изобразительных искусств.

Куратор Будапештского музея изобразительных искусств Аксель Вечеи писал о картине:

В этой сцене в таверне испанский гений ещё не раскрывается в полной мере. Обычные люди заполняют его полотна в простых ситуациях — будто ожили страницы плутовских романов Кеведо, где приключения хитроумных слуг и других жуликов щекотали воображение читателей. Этот поразительный натурализм считался влиянием работ Караваджо, но в то время Веласкес не видел картин итальянского художника. …В воздухе вибрирует некая спокойная, пуританская торжественность. Мы можем только догадываться об истории стоящей за картиной[2].

В сентябре 2010 года почтой Венгрии была выпущена почтовая марка номиналом 2,50 форинтов с репродукцией картины.

В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге имеется одноимённая картина Веласкеса, в которой имеется аналогичная общая композиция сюжета и почти полностью совпадает фигура старика. Большинством исследователей эрмитажная картина признаётся ещё более ранним вариантом этого сюжета и считается написанной около 1617—1618 года [3].

Всего известно не менее семи вариантов картины, однако достоверно принадлежащими кисти Веласкеса считаются только эрмитажная и будапештская версии.

Кроме того, в Эрмитаже имеется другая работа Веласкеса — «Мужская голова в профиль», являющаяся сохранившимся фрагментом большой утраченной картины с неизвестным сюжетом. На этой картине прослеживается явное портретное сходство с правым персонажем будапештского «Завтрака», также в значительной степени совпадает и одежда персонажей [4].

http-wikipediya.ru

Веласкес Диего Картины биография Velasquez Diego

Веласкес Портрет

Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 года Веласкес работал в Севилье.

Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.

В 1623 году Диего Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.

На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Дама с веером”, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо).

Мудрая непредвзятость и человечность Диего Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.

К этому же периоду относятся “Венера перед зеркалом” (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа “Вилла Медичи” (1650–1651, Прадо, Мадрид; по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В картине “Менины” (“Фрейлины”, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.

В ином, более мажорном колористическом ключе написаны “Пряхи” (1657, Прадо, Мадрид), сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, “двуслойное” пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.

В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Испанский живописец писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Далее. Живопись и творчество Диего Веласкеса →

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru