Чем интересен образ Карандышева ? (по пьесе А. Островского «Бесприданница»). Чем обернулся обед у карандышева для его участников


"Бесприданница" Островского - краткое содержание по главам

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Бесприданница», созданная автором в 1874 – 1878 годах, – яркое повествование, касающееся проблемы «маленького человека». Её действующие лица, в основном, люди, для которых превыше всего стоит земное богатство, и только дочь Огудаловой Лариса пытается противостать общепринятым нормам поведения и мыслит иначе. Ознакомившись с главными героями и описав краткое содержание, можно глубже понять то, что хотел сказать автор в своем произведении.

Главные герои пьесы

Лариса – главное действующее лицо, девушка из небогатой семьи, желающая выйти замуж. Преданная богатым барином Паратовым, она соглашается на брак с Карандышевым, человеком ревнивым и неумным, хотя совсем его не любит. Это, в конце концов,  приводит к трагедии.

Харита Игнатьевна Огудалова– вдова, мать Ларисы, женщина властная, которой девушка с детства привыкла подчиняться.

Юлий Капитонович Карандышев – жених Ларисы, эгоистичный, ревнивый и мстительный человек. Чтобы отстоять свою правоту, хватается за оружие. Производит очень неприятное впечатление. 

Сергей Сергеевич Паратов – богатый барин, бывший возлюбленный Ларисы. Предпочел ей невесту с большим состоянием.

Василий Данилыч Вожеватов – друг детства Ларисы, богатый юноша.

Мокий Парменыч Кнуров– пожилой человек, в руках которого – огромное состояние. Дает советы матери Ларисы по поводу женитьбы дочери на Карандышеве.

Бесприданница - пьеса А. Островского

Действие первое: Карандышев – жених Ларисы

Большой город Бряхимов, на Волге. По одну сторону входа в кофейную находится бульвар, по другую – деревья, в глубине – низкая чугунная решетка, за которой открывается  вид на Волгу.

Явление первоеНа площадке перед кофейной ведут диалог Гаврило – буфетчик и Иван – слуга. Они рассуждают о жизни, о своеобразии поведения богатых, в частности Мокия Парменыча Кнурова, человека в летах, обладающего огромным состоянием и Василия Даниловича Вожеватова, юноши, представителя богатой торговой фирмы.

Явление второеВ кофейню заходят Вожеватов и Кнуров, которые беседуют друг с другом, к разговору иногда подключаются Гаврило и Иван. Сначала речь идет о покупке парохода, затем, собираясь  пить шампанское и чай, рассуждают об этих напитках и постепенно переходят к теме, касающейся замужества Ларисы Дмитриевны, дочери Хариты Игнатьевны Огудаловой. Все присутствующие в кофейне считают, что жених – Юлий Капитоныч Карандышев – совершенно не пара девушке.

Конечно, были те, кто сватался к ней раньше, но ни один не удержался. Например, девушка сильно унывала, когда в прошлом году Сергей Сергеевич Пиратов «месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда».

А Карандышев, по утверждению Вожеватова и Кнурова, ведет себя странно.

Явление третьеСреди присутствующих появляются Огудалова Харита Игнатьевна и её дочь Лариса. Мать девушки соглашается выпить чашечку чая. Карандышев приглашает Василия Даниловича и Мокия Парменыча на обед, но последний соглашается только тогда, когда узнает, что на самом деле предложение исходит от Огудаловой, и обед устраивают для Ларисы.

Вдруг Иван говорит, что подходит корабль под названием «Ласточка», но ни Кнуров, ни Вожеватов не желают спуститься к пристани. Огудалова, подойдя к Кнурову, сообщает ему, что, во-первых, свадьба требует многих расходов, а во-вторых, у её Ларисы завтра день рождения, и она не знает, что подарить. Мокий Парменыч понимает намек, обещает зайти. Наконец, Харита Игнатьевна, Кнуров и Вожеватов покидают сцену.

Явление четвертоеЛариса любуется видом на Волгу и вдруг обращается к Карандышеву с просьбой уехать в деревню. Однако, в женихе взыграла ревность, и он задает вопрос: о чем она говорила с Вожеватовым, да еще и называла его просто по имени – Васей. Карандышева не интересуют оправдания Ларисы, что она знакома с Василием Данилычем с детства, что у них ничего плохого не было. Но Юлий Капитонович заявляет, что нужно бросать старые привычки. И попрекает невесту прошлым, говоря, что у них был в доме «цыганский табор». Девушка возражает, что не по своей воле это происходило, так нужно было маменьке. Она изо всех сил пытается полюбить своего жениха, и открыто ему в этом признается, желая поддержки. Карандышев вдруг понимает, что обидел любимую девушку и сконфуженно произносит: «…Это я сказал так…» Лариса просит его быть осторожнее в словах, потому что она очень впечатлительная и ранимая. Девушка боится осуждать даже Сергея Сергеевича, хотя по всему видно, что этот человек в прошлом поступил с ней нехорошо, – и пытается пресечь вопросы, которые по этому поводу задает Карандышев. Но жених не унимается. Тогда Лариса открыто признается: Сергей Сергеевич лучше него. И приводит в пример историю о том, как однажды они с кавказским офицером стреляли из пистолетов – сначала офицер по стакану, который Сергей Сергеевич держал на голове. И выбил его, но побледнел. «Я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего – и не побледнею» – заявил Паратов. И выбил монету, вложенную в руку Ларисы.

Карандышев скрепя сердце согласен признать некоторые достоинства Сергея Сергеевича, ведь, кроме всего, Лариса рассказала, что он помогал бедным, но продолжает ревновать невесту. Однако, она честно говорит, что не любит и никогда не полюбит Юлия Капитоныча, а чувства продолжает испытывать только к Сергею Сергеевичу. Раздается выстрел из пушки в честь Паратова. Нервничая, Лариса собирается домой.

Явление пятоеИван и Гаврило радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Господа – Паратов с Робинзоном, своим другом, Вожеватов и Кнуров – заходят в кофейную. Иван пытается всячески угодить Сергею Сергеевичу.

Явление шестоеЗа свою услужливость слуга получает от Паратова рубль. Сергей Сергеевич сообщает, что продал баржи, затем представляет Кнурову и Вожеватову своего друга, актера Аркадия Счастливцева, которого называет Робинзоном, и не без причины. Оказывается, он великодушно подобран на острове, где очутился со своим другом, купеческим сыном: их высадили за непристойное поведение. Теперь артист находится в полном подчинении у Паратова.

Явление седьмоеРобинзон недоволен тем, что Вожеватов обращается к нему на «ты», но узнав о том, что он богат, смиряется и говорит: «Вот это в моем вкусе». А затем предлагает дружбу Василию Данилычу.

Сергей Сергеевич приглашает друзей на обед, но и Вожеватов, и Кнуров вынуждены отказаться, потому что их позвали в дом Ларисы, которая выходит замуж. Узнав эту новость, Паратов падает духом, но делает вид, что искренне рад за бывшую возлюбленную. Что касается обеда, беседующие уверены: на него будет приглашен и Сергей Сергеевич.

Действие второе: отношение окружающих к замужеству девушки

Явление первое

Действие происходит в доме Огудаловой. Мать Ларисы находится в хорошо обставленной комнате с мебелью и фортепиано, на котором лежит гитара. Она держит в руках коробочку и зовет дочку, чтобы показать подарок от Васи. Лариса переодевается, поэтому говорит: «Позже посмотрю». Вдруг в комнату заходит Кнуров.

Явление второеОгудалова очень обрадована неожиданному визиту Кнурова, не знает, куда его посадить. Они начинают беседовать, и главная тема разговора – замужество Ларисы. Мокий Парменыч убежден в том, что мать Ларисы в корне неправа, выдавая дочь за человека бедного. Лариса, по мнению Кнурова, создана для блеску, а Карандышев не способен обеспечить достойное существование. Он советует в этом случае опереться на сильное плечо богатого человека.

Затем Мокий Парменыч задает Огудаловой вопрос по поводу коробочки, которую она держит в руках.

– Это я хотела дочери подарок сделать – отвечает мама Ларисы. Кнуров советует обеспечить девушку, в первую очередь, хорошим гардеробом и обещает оплатить все покупки. После этого он уходит.

Явление третьеПоявляется Лариса, которая, кажется, не разделяет восторг матери по поводу подарка Василия. Огудалова предлагает поблагодарить и Вожеватова, и Кнурова, хотя Лариса не догадывается о том, что Мокий Парменыч хочет для нее сделать.  Главное желание Ларисы, о котором она говорит маме – пока не прошло лето, вырваться из города в село, гулять по лесу, собирая ягоды и грибы… «До деревни ли ему?» – возражает Огудалова, зная характер Карандышева.

Явление четвертоеВходит Илья-цыган. Лариса просит его наладить гитару. Илья сожалеет, что у них в цыганском хоре много басов, но только один тенор, Антон, но он теперь заболел. Вдруг сообщают, что приехал барин, и обрадованный цыган поспешно уходит.

Явление пятое, шестоеЛарисе надоело унижаться, и она говорит об этом матери. Когда заходит Карандышев, Огудалова сообщает ему, что Лариса очень хочет уехать из города. Однако, жениху абсолютно не понятно, куда она торопится и зачем. Юлий Капитонович уверяет, что они обязательно будут жить в деревне, но только после того, как станут мужем и женой.

Лариса, желающая, чтобы свадьба была скромной и слышащая возражения и от матери, и от Карандышева, сокрушается, говоря, что все играются с ней, как с куклой.

Юлий Капитонович осуждает нравы горожан. Ему непонятно, что все люди радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Испугавшаяся Лариса, узнав, что это не кто иной как Паратов, и сейчас он приближается к их дому, снова начинает уговаривать Юлия Капитоновича уехать в деревню. Она желает исчезнуть, спрятаться от бывшего жениха.

Явление седьмоеПаратов заходит в дом и подает ручку Огудаловой. Они обнимаются и целуются. Харита Игнатьевна делает вид, что несказанно рада визиту Сергея Сергеевича. Барин сообщает, что намерен выгодно жениться, но ни за что не хочет сообщить, кто его избранница. Затем он желает увидеть Ларису Дмитриевну. Огудалова зовет дочь.

Явление восьмоеЛариса и Сергей Сергеевич остаются наедине. Между ними происходит диалог, в котором Лариса упрекает Паратова, что раньше его ждала, но уже устала. Сергей Сергеевич, в свою очередь, тоже предъявляет претензии девушке, говоря, что она многое потеряла в его глазах. Главная героиня возражает, что выходит замуж не по своей воле. Паратов догадывается, что Лариса все еще любит его, но так сложились обстоятельства. Кроме того, девушка утверждает, что Карандышев питает к ней искренние чувства.

Явление девятоеОгудалова знакомит Карандышева и Паратова. И тот, и другой вроде бы вежливо говорят друг с другом, но в речи сквозит плохо скрываемая ревность. Атмосфера постепенно накаляется. Огудалова пытается примирить господ, каждый из которых испытывает неприязнь к другому. Следуя правилам этикета, Карандышев, по совету Хариты Игнатьевны, приглашает Паратова на обед. Тот холодным тоном произносит, что согласен.

Явление десятоеВ комнату неожиданно входит Вожеватов, который спрашивает разрешения у Ларисы и Огудаловой впустить Робинзона. Василий сильно командует Аркадием, и это сразу бросается в глаза. Карандышев приглашает друга Василия на обед.

Явление одиннадцатоеВожеватов спрашивает у Паратова, понравился ли ему жених Ларисы и получает отрицательный ответ: «кому он может нравиться». Сергей Сергеевич придумывает план, как посмеяться над Карандышевым.

Бесприданница - пьеса А.Н. Островского

Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным

Явление первоеДействие происходит в комнате Карандышева, обставленной без вкуса. Ковер на одной стене, оружие – на другой. Появляется еще одно действующее лицо – тетя Карандышева, Евросинья Потаповна, женщина властная и жадная. Иван просит у нее лимонов к чаю, она проявляет недовольство и дает вместо этого клюквенный морс.

Явление второеВо время обеда у Карандышева Лариса сгорает от стыда. Но Юлий Капитонович будто бы ничего не замечает, кроме того, его стараются специально подпаивать, чтобы посмеяться. Девушка болезненно переживает такой позор.

Явление третьеЗаходит Евдокия Потаповна, спрашивая, закончился ли обед. Она упрекает, что напрасно переводят купленные дорогие продукты. Лариса остро ощущает удушливую атмосферу происходящего вокруг и снова хочет бежать. Ефросинья Потаповна уходит считать серебро.

Явление четвертоеКнуров собирается идти кушать в клуб, потому что после так называемого обеда у Карандышева остался голодным. Такое, по его словам, происходит впервые. Присутствующие делают вывод, что Юлий Капитонович глупец. Но Паратов раскрывает замысел: Карандышева специально напоили, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем.

Явление пятоеРобинзону после такого бурного возлияния становится плохо. Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить.

Явление шестоеРобинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое. Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах.

Явление седьмоеОгудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает.  Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться.

Явление восьмоеРобинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит.

Явление девятоеПоявившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика.

Явление десятоеВожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой. Хитрый план удается.

Явление одиннадцатоеПоявляется Лариса. Ей нездоровилось – так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт. Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг. Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается – противясь Карандышеву, пытающемуся  запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня». Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы.

Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем.

Явление двенадцатоеПаратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса. Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах – и получает согласие.

Явление тринадцатоеВсе радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать. Девушка прощается с мамой.

Явление четырнадцатоеКарандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает. Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его.

Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту

Явление первоеРобинзон предлагает Ивану играть с ним, однако, денег у него нет. На такие условия слуга не соглашается. Аркадий узнает, что Карандышев сильно возмутился, когда гости уехали с Ларисой и погнался за ними с пистолетом. Он гадает – не его ли хотел убить взбалмошный Юлий Капитоныч.

Явление второеПоявившийся Карандышев требует у Робинзона ответа на вопрос где все «товарищи». Аркадий предлагает ему ждать всех на пристани. Разгневанный Юлий Капитонович уходит.

Явление третье и четвертоеГаврило и Иван переговариваются между собой, предполагая, что все уже приехали. Заходят Илья с цыганами. Гаврило предлагает им выпить чаю.

Явление пятоеКнуров и Вожеватов рассуждают о том, что у Ларисы незавидное положение. Бедная девушка снова поверила человеку, уже один раз обманувшему её. А он обручен с очень богатой невестой, и вряд ли у них что-то получится.

Предлагаем прочитать драму А. Островского“Гроза”,где в ярких красках показывается драматическая  судьба Катерины

Явление шестоеРобинзон и Вожеватов разговаривают между собой. Выясняется, что, когда Василий предлагал Аркадию поездку в Париж, речь шла не о столице Франции, а трактире на площади. Подходит Кнуров, который хочет что-то сообщить Василию Данилычу. Он предлагает Вожеватову спасти Ларису от произвола Карандышева и увезти её в Париж (настоящий).

Явление седьмоеПаратов спрашивает у Робинзона, скоро ли тот едет в Париж. Аркадий отвечает, что уже не доверяет купцам, а вот с ним бы в такое путешествие отправился. Лариса задает вопрос Паратову, серьезные ли у него намерения по поводу женитьбы, но Сергей Сергеевич предлагает ей сначала ехать домой. Девушка очень боится и предпочитает совсем не являться в родные пенаты, говоря, что с Карандышевым как с женихом покончено. Единственный, за кого она хочет выйти замуж, – это Сергей Сергеевич. Однако, Паратов снова предает её, сказав, что произнес неосторожную фразу «я твой» всего лишь в порыве нахлынувших чувств.

Явление восьмоеРобинзон сообщает Паратову, что Карандышев ходил возле кофейной с пистолетом, однако Сергей Сергеевич строго приказывает ему запрячь коляску и отвезти Ларису Дмитриевну домой. Вожеватов тоже предает отчаявшуюся девушку, которая слезно просит друга детства пожалеть её, научить, что делать в такой ситуации. Кнуров предлагает ей ехать в Париж, но расстроенная Лариса молчит.

Явление девятоеУ Ларисы кружится голова. Она думает, не броситься ли в Волгу, но затем оставляет эти мысли, потому что боится. Однако, преданная всеми девушка хочет умереть – даже от того, что заболеет.

Явление десятоеКарандышев ищет Ларису. Он хочет, во-первых, отомстить её обидчикам, а во-вторых, если будет нужно, наказать невесту за бегство. «Вот она!» – восклицает Робинзон, увидев девушку. Юлий Капитонович приказывает оставить их одних.

Явление одиннадцатоеЛариса откровенно признается, что Карандышев ей противен. Но он желает во что бы то ни стало отомстить за оскорбление, нанесенное девушке, подмечая, что богатые господа играются с ней, словно с вещью. «Если я вещь, то очень дорогая» – утверждает девушка и просит позвать Кнурова. Лариса умоляет Юлия Капитоновича уйти, но он ни за что не хочет отступить, даже согласен немедленно уехать с ней из города. Однако, девушка непреклонна! Она ни в коем случае не хочет принадлежать Юлию Капитонычу. Отчаявшийся «жених» со словами «так не доставайся же ты никому» стреляет в Ларису из пистолета.

Явление двенадцатоеЛариса умирает. За сценой поет цыганский хор. Девушка, кажется, даже рада такой развязке. Она говорит, что всех любит и прощает. Голос её постепенно слабеет.

“Бесприданница” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание.

5 (100%) 1 vote

r-book.club

Конспект урока по Литературе "Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского «Бесприданница»"

Разработка урока по литературе.

Тема

Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница» Цели урока:

Образовательная– Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;

Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.

Развивающая – формировать умения и навыки аналитического характера;

-Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;

-Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;

-Формировать умение работать с книгой.

Воспитательная – развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;

Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;

Развивать коммуникативные качества личности;

Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск –dvd,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.

Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.

Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа»

ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной ( тексты песен в приложении)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

Синий огонь кипит в отчаянных очах.

Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

П.Вегин

3.Мини-тест ( материалы в приложении).

4.Слово учителя

Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих отношений.

Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»

Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?

Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом .В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть и мы задумываемся .Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.

5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика

Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан .Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный .В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана .Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.

6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма( небольшое обсуждение, справка по истории создания и творческой судьбе фильма)

7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.

б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Прим.ответ: Задето его самолюбие ,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.

г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?

Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство.

д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым ( чтение этих сцен по ролям)

е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Прим.ответ: Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

ж.Какова же кульминация пьесы?

Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.

з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?

Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».

и.Как показано Островским убийство Ларисы?

Прим.ответ: Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.( звучит романс « А напоследок я скажу…»)

8.Анализ первого действия.

- Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

-Какие же это пути у Ларисы?

-Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?

-Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?

Прим.ответы: Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса , а путь к смерти. Может быть, к смерти духовной.

Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.

Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.

9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.

- О чём свидетельствуют здесь многоточия ( Паратов думает)

- Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?

Прим.ответ: « Что ж… Бог с ней..! Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»

10.Анализ действия 2, явл.3:

- Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)

Прим.ответ: В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского, спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.

11.Групповая работа

Анализ разговора с матерью ( действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?

Анализ действ.2, явл.8:

-Почему нет приветствия?

-Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?

-Почему всё же признаётся в любви?

-Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?

Прим.ответ: Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с ним ехать.

Анализ действ.3, явл.12-е:

-Что заставляет Ларису выбрать этот путь?

-Каков же финал пути к Паратову?

-Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?

Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия одинокой души.

-Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?

Прим.ответ: Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».

Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.

Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.

- Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?

Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины.

-Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»?

Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он пришёл .Лариса идеализирует Паратова , видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.

12.Слово учителя

Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.

Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).

Обсуждение основных образов драмы

- Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.

Кнуров в доме Огудаловых.

Вслушайтесь в первую его фразу (фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»

- Случайно ли здесь местоимение что?

Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения, мотив блеска!

- Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?

- Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?

-Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?

Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина

-Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского ( звучит романс- просмотр слайдов)

- Случаен ли у Островского этот романс?

- Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?

-Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?

-Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?

Прим.ответ: Христос в пустыне искушается дьяволом.

- Говорят ли герои драмы о Боге?

- А как православие определяет искушение?

Прим.ответ: Это испытание веры.

14.Слово учителя:

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой .Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский, как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.

Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может .Она знает, что её хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»

Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста .Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.

15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.

16.Домашнее задание:

Сочинение по темам:

- « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».

- «Женские образы в пьесах Островского».

-«Молодое поколение в пьесах Островского»

- « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»

-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.

Урок рассчитан на спаренный урок литературы

Приложение

Мини-тест

1.Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён:

А) любезная, прелестная. « способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

В) упрямый коротышка, недоросток.

2.Узнайте персонажей пьесы по описанию:

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому- у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;

В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3.Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?

Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4.Какой персонаж цитирует Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины!.. Ничтожество вас имя!»:

А) Карандышев

Б) Кнуров

В) Паратов

Г) Вожеватов

5.Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты?

6.Какое приданое было у невесты Паратова?

А) нефтяные шахты

Б) золотые прииски

В)крупное пароходство

Г) она была бесприданницей

7.Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её автор?

9.Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

А) «Старшую сестру увёз какой-то…, князёк.»

Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»

В) «Человек с большими… и малыми способностями.»

Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…»

А напоследок я скажу

(Муз.А Петрова, сл.Б.Ахмадулиной)

Gm Eb D7 Gm

А напоследок я скажу.

Cm6 D7 Gm

А напоследок я скажу:

G7 Cm

Прощай, любить не обязуйся.

F7 B

С ума схожу.

Cm D7 B

Иль восхожу к высокой степени безумства.

A

Как ты любил?

F7 B H G7

Ты пригубил погибели.

Ab Cm

Не в этом де ло.

Cm6 D7

Как ты любил?

Eb

Ты погубил.

Cm6 D7

Но погубил так неумело.

А напоследок я скажу...

Работу малую еще вершит висок

Но пали руки,

И стайкою, наискосок,

Уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу,

Иль восхожу

К высокой степени безумства.

Так напоследок я скажу..

Под лаской плюшевого пледа

(ст.М. Цветаевой

муз.А. Петрова)

Dm7 G7 C

Под лаской плюшевого пледа

E E7 Am

Вчерашний вызываю сон.

Dm7 G7 C

Что это было? Чья победа?

E E7

Кто побежден? Кто побежден?

A7 A7-9 Dm Dm/C

Все передумываю снова,

H7 E7

Всем перемучиваюсь вновь.

G G7 C

В том, для чего не знаю слова,

E E7 F

В том, для чего не знаю слова,

Dm * E

Была ль любовь?

Кто был охотник? Кто добыча?

Все дьявольски наоборот.

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот, сибирский кот?

В том поединке своеволий

Кто в чьей руке был только мяч,

Чье сердце - ваше ли, мое ли,

Чье сердце - ваше ли, мое ли,

Летело вскачь?

И все-таки, что ж это было,

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль? Побеждена ль?

Любовь- волшебная страна

(муз.А Петрова

сл.Э.Рязанова)

Я словно бабочка к огню

Стремилась так неодолимо

В Любовь, волшебную страну,

Где назовут меня любимой...

Где бесподобен день любой,

Где не страшилась я б ненастья.

Прекрасная страна- Любовь,

Страна Любовь

Ведь только в ней бывает счастье.

Пришли иные времена,-

Тебя то нет, то лжешь не морщась.

Я поняла Любовь- страна,

Где каждый человек притворщик...

Моя беда, а не вина,

Что я наивности образчик.

Любовь- обманная страна,

Обманная страна

И каждый житель в ней обманщик

Зачем я плачу пред тобой

И улыбаюсь так некстати.

Неверная страна- Любовь,

Там каждый человек предатель.

Но снова прорастёт трава

Сквозь все преграды и напасти

Любовь весенняя страна

Ведь только в ней бывает счастье

Романс о романсе

(муз.А .Петрова

сл.Б.Ахмадулиной)

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви?

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне.

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит

Но туманны сирени висят

И в мантильи из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен.

О, накинь, отвори, поспеши.

Можно все расточить и растратить

Но любви не отнять у души.

Отражен или сторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз.

Но поющий всегда отворяет

То, что было сокрыто для нас.

Блик рассвета касается лика.

Мне спасительны песни твои.

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори...

Список используемой литературы

1.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

2.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

5.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000 г

globuss24.ru

Конспект урока по Литературе "Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского «Бесприданница»"

Разработка урока по литературе.

Тема

Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница» Цели урока:

Образовательная– Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;

Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.

Развивающая – формировать умения и навыки аналитического характера;

-Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;

-Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;

-Формировать умение работать с книгой.

Воспитательная – развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;

Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;

Развивать коммуникативные качества личности;

Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск –dvd,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.

Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.

Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа»

ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной ( тексты песен в приложении)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

Синий огонь кипит в отчаянных очах.

Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

П.Вегин

3.Мини-тест ( материалы в приложении).

4.Слово учителя

Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих отношений.

Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»

Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?

Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом .В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть и мы задумываемся .Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.

5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика

Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан .Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный .В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана .Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.

6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма( небольшое обсуждение, справка по истории создания и творческой судьбе фильма)

7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.

б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Прим.ответ: Задето его самолюбие ,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.

г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?

Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство.

д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым ( чтение этих сцен по ролям)

е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Прим.ответ: Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

ж.Какова же кульминация пьесы?

Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.

з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?

Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».

и.Как показано Островским убийство Ларисы?

Прим.ответ: Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.( звучит романс « А напоследок я скажу…»)

8.Анализ первого действия.

- Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

-Какие же это пути у Ларисы?

-Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?

-Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?

Прим.ответы: Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса , а путь к смерти. Может быть, к смерти духовной.

Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.

Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.

9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.

- О чём свидетельствуют здесь многоточия ( Паратов думает)

- Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?

Прим.ответ: « Что ж… Бог с ней..! Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»

10.Анализ действия 2, явл.3:

- Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)

Прим.ответ: В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского, спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.

11.Групповая работа

Анализ разговора с матерью ( действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?

Анализ действ.2, явл.8:

-Почему нет приветствия?

-Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?

-Почему всё же признаётся в любви?

-Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?

Прим.ответ: Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с ним ехать.

Анализ действ.3, явл.12-е:

-Что заставляет Ларису выбрать этот путь?

-Каков же финал пути к Паратову?

-Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?

Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия одинокой души.

-Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?

Прим.ответ: Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».

Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.

Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.

- Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?

Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины.

-Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»?

Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он пришёл .Лариса идеализирует Паратова , видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.

12.Слово учителя

Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.

Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).

Обсуждение основных образов драмы

- Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.

Кнуров в доме Огудаловых.

Вслушайтесь в первую его фразу (фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»

- Случайно ли здесь местоимение что?

Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения, мотив блеска!

- Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?

- Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?

-Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?

Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина

-Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского ( звучит романс- просмотр слайдов)

- Случаен ли у Островского этот романс?

- Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?

-Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?

-Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?

Прим.ответ: Христос в пустыне искушается дьяволом.

- Говорят ли герои драмы о Боге?

- А как православие определяет искушение?

Прим.ответ: Это испытание веры.

14.Слово учителя:

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой .Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский, как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.

Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может .Она знает, что её хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»

Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста .Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.

15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.

16.Домашнее задание:

Сочинение по темам:

- « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».

- «Женские образы в пьесах Островского».

-«Молодое поколение в пьесах Островского»

- « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»

-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.

Урок рассчитан на спаренный урок литературы

Приложение

Мини-тест

1.Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён:

А) любезная, прелестная. « способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

В) упрямый коротышка, недоросток.

2.Узнайте персонажей пьесы по описанию:

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому- у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;

В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3.Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?

Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4.Какой персонаж цитирует Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины!.. Ничтожество вас имя!»:

А) Карандышев

Б) Кнуров

В) Паратов

Г) Вожеватов

5.Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты?

6.Какое приданое было у невесты Паратова?

А) нефтяные шахты

Б) золотые прииски

В)крупное пароходство

Г) она была бесприданницей

7.Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её автор?

9.Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

А) «Старшую сестру увёз какой-то…, князёк.»

Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»

В) «Человек с большими… и малыми способностями.»

Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…»

А напоследок я скажу

(Муз.А Петрова, сл.Б.Ахмадулиной)

Gm Eb D7 Gm

А напоследок я скажу.

Cm6 D7 Gm

А напоследок я скажу:

G7 Cm

Прощай, любить не обязуйся.

F7 B

С ума схожу.

Cm D7 B

Иль восхожу к высокой степени безумства.

A

Как ты любил?

F7 B H G7

Ты пригубил погибели.

Ab Cm

Не в этом де ло.

Cm6 D7

Как ты любил?

Eb

Ты погубил.

Cm6 D7

Но погубил так неумело.

А напоследок я скажу...

Работу малую еще вершит висок

Но пали руки,

И стайкою, наискосок,

Уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу,

Иль восхожу

К высокой степени безумства.

Так напоследок я скажу..

Под лаской плюшевого пледа

(ст.М. Цветаевой

муз.А. Петрова)

Dm7 G7 C

Под лаской плюшевого пледа

E E7 Am

Вчерашний вызываю сон.

Dm7 G7 C

Что это было? Чья победа?

E E7

Кто побежден? Кто побежден?

A7 A7-9 Dm Dm/C

Все передумываю снова,

H7 E7

Всем перемучиваюсь вновь.

G G7 C

В том, для чего не знаю слова,

E E7 F

В том, для чего не знаю слова,

Dm * E

Была ль любовь?

Кто был охотник? Кто добыча?

Все дьявольски наоборот.

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот, сибирский кот?

В том поединке своеволий

Кто в чьей руке был только мяч,

Чье сердце - ваше ли, мое ли,

Чье сердце - ваше ли, мое ли,

Летело вскачь?

И все-таки, что ж это было,

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль? Побеждена ль?

Любовь- волшебная страна

(муз.А Петрова

сл.Э.Рязанова)

Я словно бабочка к огню

Стремилась так неодолимо

В Любовь, волшебную страну,

Где назовут меня любимой...

Где бесподобен день любой,

Где не страшилась я б ненастья.

Прекрасная страна- Любовь,

Страна Любовь

Ведь только в ней бывает счастье.

Пришли иные времена,-

Тебя то нет, то лжешь не морщась.

Я поняла Любовь- страна,

Где каждый человек притворщик...

Моя беда, а не вина,

Что я наивности образчик.

Любовь- обманная страна,

Обманная страна

И каждый житель в ней обманщик

Зачем я плачу пред тобой

И улыбаюсь так некстати.

Неверная страна- Любовь,

Там каждый человек предатель.

Но снова прорастёт трава

Сквозь все преграды и напасти

Любовь весенняя страна

Ведь только в ней бывает счастье

Романс о романсе

(муз.А .Петрова

сл.Б.Ахмадулиной)

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви?

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне.

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит

Но туманны сирени висят

И в мантильи из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен.

О, накинь, отвори, поспеши.

Можно все расточить и растратить

Но любви не отнять у души.

Отражен или сторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз.

Но поющий всегда отворяет

То, что было сокрыто для нас.

Блик рассвета касается лика.

Мне спасительны песни твои.

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори...

Список используемой литературы

1.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

2.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

5.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000 г

doc4web.ru

Чем интересен образ Карандышева ? (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)

 .

"Смешной человек"Карандышев .

В пьесах А.Н.Островского  мы знакомимся с различными  слоями русского общества 19 века .О купечестве и его "злонравии" автор поведал в драме "Гроза".О зарождающемся классе буржуазии - в драме "Бесприданница".Наряду с изображением трагедии женских характеров ,Островский представляет  нам целые группы человеческих судеб и нравов .Одним из героев пьесы "Бесприданница" является Юлий Капитонович Карандышев ,мелкий ,небогатый чиновник ,наделённый непомерным самолюбием и огромными амбициями .Достоинств никаких в нём нет.Но ведь чем - то он интересен автору ,да и зрителям тоже .Давайте порассуждаем .В стране появился класс новых буржуа .Они не только богаты ,но и культурны ,образованны ,хорошо одеты ,посещают театры ,говорят по - французски ,бывают "в парижах"и ведут светский образ жизни .Не являясь потомственными дворянами ,они пользуются уважением и почтением в  обществе .Вот  о  такой жизни мечтает и  Карандышев .Его имя невольно подсказывает нам ,что это так .Ведь известен великий человек -Юлий Цезарь ,который "пришёл ,увидел ,победил".Цезарь - властитель .Таким хочет быть и Карандшев .Хочет быть не хуже других .Путей достижения цели не так уж много .Разбогатеть? Но жалованье мелкого чиновника невелико .Жениться на богатой? Не брутален .Не интересен .Даже наоборот ,ничтожен и смешон .Есть ещё путь - жениться не небогатой ,но известной , красивой  и незаурядной девушке и с её помощью "влезть " в высшее общество .А там уж не зевать и получить желаемое возвышение.Именно таким образом ,как мне кажется ,Карандышев надеется решить свои проблемы и  начинает ухаживать за красавицей Ларисой Огудаловой .Лариса хоть и бедна ,но умна ,образованна ,любит искусство ,прекрасно играет на различных музыкальных инструментах ,умеет вести себя в обществе .Она человек уникальный и интересный .У неё роман с негодяем и светским щёголем Паратовым .Но и мы ,и сама Лариса понимает ,что в жизни Паратова ей места нет .Как в среде дикого купечества ,так и в среде нового класса ,прежде всего ценятся деньги .А Лариса бедна .Паратов ,промотав своё состояние ,решил  жениться на богатой .В противоположность бедному Карандышеву он уверен в себе ,красив ,безнравственен и легко преступает законы морали .От отчаяния Лариса принимает предложение Карандышева о замужестве ,надеясь ,что этот человек её любит и сможет окружить вниманием и заботой .Возможно ,так бы и случилось ,не будь Паратов столь бесчестен ,а Карандышев столь жалок и ничтожен . Показательным в этом плане является сцена обеда ,устроенная Карандышевым для представителей высшего света ,знакомых Ларисы ,с целью показать ,что  он не хуже их .Но обед, торжество Карандышева ,обернулся позором..Потуги жениха вызывают и жалость, и смех .Безвкусный бедный кабинет героя ,небогатая закуска ,дрянное вино  -всё говорит о бедности и убогости этого пиршества .Но Карандышев хорохорится и гордится .Он так постарался !.Все смеются над ним .Кажется .один только он и  не понимает своего жалкого положения .Жестокие гости ,чтоб ещё больше унизить жениха ,подпаивают его и убегают ,прихватив с собой Ларису .Ей мерзко ,стыдно ,горько .Она понимает свою несовместимость с Юлием Капитоновичем .Понимает ,что сама себя обманывала ,что выхода нет ,что она игрушка в руках мужчин ,и нужна им для забавы ,как роскошная вещица.Карандышев тоже понимает своё ничтожество . Он говорит: «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!». Это плач оскорблённого самолюбия .В эти минуты и мы сочувствуем герою .И Лариса жалеет его .После выстрела она успевает сообщить ,что сама себя убила ,тем самым ограждая жениха от наказания .Так кто же такой Карандышев ? Смешной или несчастный человек ? Есть такой афоризм :"Всё в твоих руках" .Вот Карандышев хотел изменить свою судьбу .Но ,как говорят ,"не рядись, ворона, в павлиньи перья"!Это и про нашего героя .Он захотел счастья такой вот ценой.Изменил самому себе ,не оценил подлости и цинизма тех ,рядом с  которыми хотел пристроиться  в жизни  Потерял любимую (?) Любил ли? Потому и смешон ,что его понимание мира не соответствует их нравам и понятиям .Они хуже и подлее него .Он там чужак .Вот за это непонимание жизни и наказан Карандышев полным крахом .Он не интересен .Он смешон  и жалок .Это моё мнение . 

znanija.com


Смотрите также