Тренировочный тест для подготовки учащихся 8 класса к РЭ по русскому языку. Это был последний обед перед отъездом из деревни сочинение


Сочинение ЕГЭ

Здравствуйте, Любовь Михайловна. Проверьте , пожалуйста , мое сочинение по критериям.

Исходный текст

(1)На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть и поздно, но хочется рассказать. (2) Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (5)Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали постоянно. (б) Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей России. (8)«Подумай, — говорили сыновья, — нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному». (9)Сыновья были молоды, их легко было обмануть. (10)Старик же сердцем понимал: идёт нашествие на Россию. (11)Какое там расширение пахотной площади! (12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать километров — это разумно? (14)А выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы все будет вытоптано за одно лето. (16)И главное — личные хозяйства. (17)Ведь они у будут — и стали — не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный, и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность? (21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти все, что было во дворе, хлевах, сарае, — всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предаёт их. (25)Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище. (27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили: «Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» (29)Старик отказался наотрез. (30)Так он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. (35)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал: — Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей деревни уже нет ни на каких картах. (39)Политика такая, чтоб Нечерноземье поднять. (40)Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42)Старик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил, стал вырываться. (45)Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает землянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. (47)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал обратно в деревню. (49)Больше старик не сказал никому ни слова.

(По В. Н. Крупину)

Мое сочинение

Как следует детям относиться к своим родителям ? Проблема взаимоотношений родителей и детей - одна из основных проблем, поднятых в тексте русского писателя В.Н. Крупина.

История деревни Пестово полна трагических потрясений. Об одном из таких событий ведёт повествование автор. В Пестове началась кампания по сносу деревень. Однако хозяин-старик не хотел покидать любимый край, полный прекрасных воспоминаний о прожитой жизни. Сыновья долго уговаривали его уехать и в конце концов связали и увезли насильно. Они не понимали привязанности отца к своей деревне и лишили его всего дорогого в жизни.

Автор призывает детей уважать, любить своих родителей, считаться с их мнением, а не отнимать у них личные духовные ценности. Именно взаимопонимание залог хороших отношений между членами семьи.

С позицией автора трудно не согласиться. В настоящее время эгоистичность и чёрствость становятся нормой для человека. Часто многие проводят всё своё свободное время в дружеских компаниях, забывая про свою семью. Но когда родителей уже нет рядом, дети жалеют о том, что не уделяли много времени своим близким.

В произведении " Отцы и дети" Тургенев затрагивает проблему отцов и детей. У молодого нигилиста Базарова противоречивые чувства к своим родителям : с одной стороны , он признается. что любит их, а с другой- презирает жизнь родителей, противоречащую его личным убеждениям . Но старики Базаровы любят сына несмотря на все недопонимания. И эта любовь настолько сильна, что живет даже когда Базаров умирает.

Идеалом семьи может послужить семья Ростовых из произведения Л.Н. Толстого " Война и мир". В ней царит атмосфера любви и полного взаимопонимания. Граф и графиня бескорыстные и добродушные люди. Они находят отраду в своих детях, которые в свою очередь относятся к своим родителям с любовью, глубоким уважением и пониманием. Все члены семьи готовы разделить горе и радость друг с другом.

Таким образом, можно сделать вывод, что родители- главная опора детей на протяжении всей жизни. Необходимо поддерживать теплые и дружественные отношения, ведь семья- это нравственная ценность, которой следует дорожить.

xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Пробный региональный экзамен по русскому языку в 8 классе 2 вариант с ответами

Пробный региональный экзамен Русский язык, 8 класс

Вариант 2

Часть 1

Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. кУхонный

  2. намЕрение

  3. тортОв

  4. создалА

Ответ:________________________

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Ему подали тот самый граненый громадный хрустальный стакан, тот кофе, который нигде так не приготовлялся, ТЕ(ЖЕ) сливки и ТУ(ЖЕ) большую двойную просфору – все то, что он так любил, что было так вкусно здесь, на родине, как нигде в другом месте.

Это был последний обед перед отъездом из деревни С(ПЕРВА) в город, а (ЗА)ТЕМ и в Петербург.

Бабушка на базар ушла в центр, а я, ЧТО(БЫ) хату не стеречь, ТО(ЖЕ) уехал.

Ответ:_______________________

  1. Выпишите составное глагольное сказуемое из приведённых ниже предложений.

Навстречу несло дождем и мглою.

Целительная сила природы хорошо известна.

До всего мне хочется дойти самому.

Ответ:_______________________

  1. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

  1. Днём олень кажется самое пугливое существо в мире.

  2. Ставрово большое, некогда торговое белокаменное село.

  3. Главное в работе оперативника найти и обезвредить преступника.

  4. Сегодня городская администрация словно растревоженный улей.

Ответ:_______________________

  1. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Тишина скрывала и тяжёлую поступь чёрного медведя и зловещую повадку маньчжурского полосатого тигра.

  2. Вдали виднеется не то облако не то пар не то туман.

  3. Он был без шапки и пояса и ласково смеялся весенними голубыми глазами.

  4. Державин через чёрный ход спустился по лестнице и остановился на предпоследней площадке.

  5. Ни черные орлы внизу бумаги ни подпись главнокомандующего не могли их убедить с первого раза.

Ответ:______________________

  1. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Среди бревен (1) кажется (2) я узнал одно, хорошо мне знакомое дерево. Он (3) кажется (4) намного моложе своих лет.

Ответ:______________________

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

  1. 1) Вдруг перед нами открылась древняя речная терраса, нисходящая в другую долину, покрытый совершенно другой растительностью.

  2. 2) Был он похож на теннисиста с обложки журнала «Здоровье».

  3. 3) Тридцать один участник соревнований защищали честь нашей страны.

  4. 4) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.

  5. 5) В исследовании приняли участие пятеро испытуемых с нормальным или ослабленным зрением, мужчины и женщины в возрасте от 25 до 40 лет.

  6. 6) Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 8-17.

(1)Садилось солнце. (2)И всё кругом как будто оцепенело в прощании со светилом. (3)Дым от костра на синеющем вдалеке берегу подымался кверху светлым столбом. (4)Стрекоза сидела на цветке таволги возле воды, и блики заката играли на слюдяных крыльях. (5)Мы зачерпнули воды в ладони, сполоснули пыльные лица.

– (6)Здравствуйте, Селигер Селигерыч…

(7)У большинства наших больших озёр мужское имя: Каспий, Арал, Балхаш, Байкал, Сенеж. (8)А это – Селигер Селигерыч.

(9)Озеро очень большое. (10)С моторной лодки одновременно видишь два берега. (11)Они то расходятся, то сужаются, так что даже не слишком смелый пловец вполне одолеет протоку. (12)Но лодка идет полчаса, час, два часа, и озеро всё не кончается.

(13)Иные озёра похожи на огромную залу под куполом, Селигер же вызывает в памяти лабиринт Эрмитажа – сотни причудливых «помещений», переходящих одно в другое, – протоки, заливы, тайные устья речек, плесы, мыски, острова. (14)И всё это в зелени трав и подступающих к самой воде лесов. (15)Одних островов тут насчитано сто шестьдесят.

(16)Отцом озера был ледник, отступавший с Валдая, как считают, двадцать пять тысяч лет назад. (17)Получив изначально талую воду утомленного ледника, озеро пополняется теперь постоянным стоком сотен маленьких речек. (18)Избыток же вод Селигер, подобно Байкалу, отдает в одном месте, одним только руслом, впадающим в Волгу.

(19)Исток Волги лежит по соседству, в девятнадцати километрах от озера. (20)Очень близко от колыбели Волги резвятся ещё две маленькие речки: Днепр, Западная Двина… (21)Вспомним Днепр у Киева, Даугаву у Риги, на российских просторах матушку Волгу – могучие реки! (22)А тут, в Валдайских лесах, они – ещё босоногие ребятишки. (23)Не познакомившись даже, они разбегаются в разные стороны из непролазной чащи их «общего детского сада». (24)В этих местах главный держатель вод – Селигер. (25)Богат, красив и заметен. (26) «Европейским Байкалом» зовут Селигер любители странствий.

(27)Никто не знает, когда впервые появились тут люди. (28)Говорят, что в каменном веке Селигер уже был приютом для человека. (29)А в XII веке берега Селигера уже густо заселены славянскими племенами кривичей. (30)Деревушки, видимые сейчас с воды и скрытые за лесами, нередко имеют глубокие корни во времени.

(31)Селение Кравотынь, дразнящее путников белой церковью и сиреневой россыпью деревянных домов, название получило, как считают, из-за резни, устроенной тут Батыем. (32)«Посекая людей яко траву», двигалось войско к желанной цели «селигерским путем». (33)И осталось до Новгорода всего несколько переходов, когда «озеро вскрылось». (34)Войско Батыя, боясь распутицы, повернуло на юг.

(35)Позже этот природный щит прикрывал россиян и с другой стороны, с запада, при походах сюда литовцев. (36)И в 41-м году в Селигер уперлась, забуксовала машина фашистского наступления. (37)Обойдя природную крепость с юга и с севера, Селигер фашисты всё же не одолели.

(38)Жизнь искони держалась на Селигере рыболовством, лесными промыслами, ремёслами и торговлей. (39)У каждой из приютившихся на берегах деревенек поныне свой норов.

(40)Люди находят тут ценности, в других местах поглощённые городами и громадами производства. (41)Тишина. (42)Чистый здоровый воздух. (43)Чистые воды. (44)Рыбная ловля. (45)Своеобразие жизни на берегах. (46)Следы истории. (47)Всё это, объединённое символом «Селигер», стоит ныне в ряду самых больших человеческих ценностей.

(48)Прощай, Селигер… (49)Неподвижно стоят над озером облака. (50)Оцепенели леса над гладью. (51)Стрекоза слюдяными крыльями блестит на тростинке, взлетает, делает в воздухе круг и садится на старое место, отражаясь в воде.

– (52)Эх, искупаться что ли в последний разок, – говорит шофер. (53)И мы решаем именно так попрощаться со стариком Селигером…

(По В.М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (1930 – 2013 гг.) – писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы «В мире животных» (1975 – 1990), путешественник.

  1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как связаны между собой Селигер и Волга»? Укажите номер этого предложения.

(20)Очень близко от колыбели Волги резвятся ещё две маленькие речки: Днепр, Западная Двина…

(24)В этих местах главный держатель вод – Селигер.

(18)Избыток же вод Селигер, подобно Байкалу, отдает в одном месте, одним только руслом, впадающим в Волгу.

(26) «Европейским Байкалом» зовут Селигер любители странствий.

Ответ:_____________________

  1. Какие стиль и тип речи представлены в предложениях 32-35? Напишите номера правильных ответов.

Стили

Типы речи

  1. 1) художественный стиль

  2. 2) публицистический стиль

  3. 3) научный стиль

  4. 4) разговорный стиль

  1. 1) описание

  2. 2) повествование

  3. 3) рассуждение

  4. 4) описание и рассуждение

  5. 5) повествование и описание

Стиль

Тип(ы) речи

Ответ:
  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «корень». Определите значение, в котором употреблено это слово в тридцатом (30) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

КОРЕНЬ, -рня, мн. –рни, -рней, м.

  1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный корень. Воздушный корень (у лиан и некоторых других растений). В саду десять корней яблонь (т.е. десять яблонь). Споткнуться о корень (о корень, выступающий из земли). Гнить на корню (также перен.: разлагаясь, гибнуть). Корни пустить (также перен.: прочно обосноваться где-нибудь; разг.). Под корень подрубить (не оставив пня; также перен.: полностью подорвать, уничтожить). С корнем вырвать (также перен.: уничтожить совсем). От доброго кореня добрая и отрасль (стар. посл.).

  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).

  3. перен. Начало, источник, истоки чего-нибудь. Корни зла. Крепкие корни у кого-чего-нибудь. (давнее происхождение).

  4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.

  5. Корень из числа (спец.) – число, которое при возведении его в определенную степень дает данное число. Корень уравнения (спец.) – число, которое при подстановке его в уравнение вместо неизвестного обращает уравнение в тождество.

Ответ:_______________________

  1. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? Напишите номер этого предложения.

(14)И всё это в зелени трав и подступающих к самой воде лесов.

(23)Не познакомившись даже, они разбегаются в разные стороны из непролазной чащи их общего детского сада.

(51)Стрекоза слюдяными крыльями блестит на тростинке, взлетает, делает в воздухе круг и садится на старое место, отражаясь в воде.

(7)У большинства наших больших озёр мужское имя: Каспий, Арал, Балхаш, Байкал, Сенеж.

Ответ:_______________________

  1. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ:_______________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 29.

Ответ:_______________________

  1. Среди предложений 9-12 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________

  1. Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Исток Волги лежит по соседству, в девятнадцати километрах от озера.

Б) Деревушки, видимые сейчас с воды и скрытые за лесами, нередко имеют глубокие корни во времени.

В) Получив изначально талую воду утомлённого ледника, озеро пополняется теперь постоянным стоком сотен маленьких речек.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  1. Простое предложение, осложнённое вводным словом.

  2. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

  1. Простое предложение, осложнённое однородными обособленными определениями.

  2. Простое предложение, осложнённое обособленным уточняющим обстоятельством места.

Ответ:
  1. Среди предложений 19-26 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2

17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного-искусствоведа и историка Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.С. Лихачёва.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Европейским Байкалом» зовут Селигер любители странствий».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

multiurok.ru

Тренировочный тест для подготовки учащихся 8 класса к РЭ по русскому языку

Тренировочные задания для подготовки к региональному экзамену в 8 классе

Вариант 1

Часть 1

Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) фенОмен

2) ходатАйство

3) скОльким

4) холоднА

Ответ: ________________________________________

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Ему подали тот самый граненый громадный хрустальный стакан, тот кофе, который нигде так не приготовлялся, ТЕ(ЖЕ) сливки и ТУ(ЖЕ) большую двойную просфору – все то, что он так любил, что было так вкусно здесь на родине, как нигде в другом месте.

Это был последний обед перед отъездом из деревни (С)ПЕРВА в город, а ЗА(ТЕМ) и в Петербург.

Ответ: ________________________________________

3. Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.

Стеклянная дверь на балкон была закрыта.

Из сада несло полуденным жаром.

Стихия таланта, заложенного в человеке, должна найти свое единственно правильное русло.

Ответ: ________________________________________

4. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

1) Понимание чужих убеждений не есть принятие этих убеждений.

2) Русская литература одна из самых древних литератур Европы.

3) Эстетическое познание есть вершина всякого познания памятника искусства прошлого.

4) Явная задача писателя оживить в воображении читателя военные реляции, облечь плотью и кровью их цифры.

Ответ: ________________________________________

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Лесков хотел сполна рассчитаться за приют да собственную гордыню потешить.

2) Усадьба и все сущее на ней то распахивалась в багровых и золотых сполохах то накрывалась непроглядным мраком.

3) Бык был не только огромен но и свиреп упрям и на редкость подвижен для своего чудовищного веса.

4) Незаметно берёзы и ели сменились редкими старыми дубами и затерянными в них островами кленов и лип.

5) Она требовала не только от лакеев и горничных но и от мажордома и самого управляющего бесшумной поступи.

Ответ: ________________________________________

6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Европа (1) конечно же (2) по-своему хороша, но Россия мне милей в сто тысяч раз. Ученый (3) может быть (4) полезен и даже необходим чиновнику или политику своими познаниями.

Ответ: ________________________________________

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Прочитав внимательно рассказ, я нарисовал иллюстрации к нему.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Три часа, потраченные на поездку, пролетело незаметно.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Еще в виде рукописи книга попала в короткий список премии «Большой книги».

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Он никогда не пренебрегал и не сомне6вался в поддержке брата.

5) Сделав несколько упражнений на дыхание, ваша речь будет более чёткой и выразительной.

6) Позже, благодаря главному редактору журнала «Советская женщина», появилась возможность провести в 1975 году первые соревнования.

Ответ: __________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 8-17.

(1)Жилище Осиповых-Вульф Пушкин в шутку называл «Тригорским замком», хотя дом меньше всего походил на замок. (2)Все усадебные постройки стояли по порядку, «в одну улицу», в конце которой гляделся в зеркало большого пруда длинный господский дом с белыми кисейными занавесками на окнах. (3)Был он одноэтажный, приземистый, в тринадцать окон по фасаду, очень простой, обшитый некрашеным тёсом. (4)Он и не предназначался под барское жильё. (5)Когда-то в нём помещалась полотняная фабрика. (6)Но когда вздумали перестраивать сильно обветшавший старый господский дом, стоявший по другую сторону пруда, на опушке Тёс – тонкие доски из древесины хвойных пород.парка, перебрались на время в пустующую фабрику. (7)Украсили двумя скромными фронтонами, приспособили внутри, да там и остались. (8)В тригорском доме насчитывалось более десятка комнат. (9)В столовой, обставленной старинной мебелью, посредине стоял большой стол, окружённый стульями, в углу глухо отсчитывали время напольные часы, на стенах висели потемневшие от времени картины. (10)Гостиную украшали фортепьяно, круглый стол и стулья красного дерева, кресла с вышитыми подушками, легкие переносные столики, портьеры, большой, на всю комнату, ковёр. (11)В библиотеке, в старинных шкафчиках чёрного дерева и «под орех», хранилось множество книг, а на столе лежали свежие газеты и журналы. (12)Обстановку весёлого, светлого тригорского дома дополняли настенные зеркала, каминные часы, бронзовые подсвечники, статуэтки, безделушки, альбомы. (13)Везде царили чистота и порядок. (14)Всем в Тригорском властно заправляла Прасковья Александровна Осипова-Вульф. (15)Не в пример другим провинциальным помещицам, Прасковья Александровна была начитанна и образованна, интересовалась науками и литературой. (16)В Тригорском не чуждались гостей. (17)В доме бывало многолюдно, оживленно, весело. (18)На праздники и семейные торжества, а то и запросто, приезжали соседи. (19)В том числе и Пушкины, когда бывали в деревне. (20)Прасковья Александровна и Надежда Осиповна, мать поэта, состояли в родстве. (21)Пушкин почти всегда приезжал на вороном аргамаке, но иногда аргамака заменяла крестьянская лошадка. (22)Порой он являлся в Тригорское неожиданно, пешком. (23)Тогда незаметно подкрадывался к раскрытому окну. (24)Ловкий прыжок – и он уже в комнате. (25)И конец тишине. (26)Смех, шум, шутки. (27)Но Пушкин не всегда бывал разговорчив и весел, тогда он уходил один в парк. (28)Он любил тригорский парк. (29)Пленился им еще в юности и тогда же мечтал посетить его вновь, прийти «под липовые своды, на скат тригорского холма». (30)Если Пушкин надолго задерживался в парке, его отправлялись искать. (31)Когда же его настигали, торжественно вели в дом, где был уже накрыт стол к вечернему чаю. (32)После чая переходили в гостиную, где звучало фортепьяно. (33)Пушкин устраивался на диване в углу и слушал, прикрыв глаза ... (34)Пушкин засиживался в Тригорском допоздна. (35)Его угощали ужином, деревенским лакомством – мочёными яблоками, которые он очень любил. (36)В комнатах уже давно горели свечи, а сад окутывала ночная мгла, когда Пушкин покидал Тригорское. (37)Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин много работал, в том числе и над главами своего романа в стихах. (38)Кроме Тригорского Пушкин мало где бывал и здесь находил краски и материалы для описания уездного «общества». (39)В Тригорском встречал он помещиков со всей округи. (40)Хотя Осиповы-Вульф были куда просвещеннее большинства своих соседей, но и они «хранили в жизни мирной привычки милой старины», верили «и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». (41)Как-то Алексей Вульф справедливо заметил, что деревенская жизнь Онегина «вся взята из пребывания Пушкина у нас в губернии Псковской». (42)Три года спустя Зизи Вульф получит в подарок от Пушкина напечатанные вместе четвёртую и пятую главы «Евгения Онегина» с надписью: «Евпраксии Николаевне Вульф от Автора. Твоя от твоих». (43)Что хотел сказать этим Пушкин? (44)Многое. (45)Посылая Осиповым-Вульф главы своего романа, написанные вблизи Тригорского, изображающие быт помещичьей усадьбы, семейство Лариных, – он как бы возвращал своим друзьям то, что заимствовал у них. (По М.Я. Басиной*) *Марианна Яковлевна Басина (1916 – 1994 гг.) – филолог, историк литературы, автор известных книг о великих русских писателях. Аргамак – верховая лошадь восточной породы.

8. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно считать, что Тригорское послужило Пушкину основой для описания уездного дворянства в “Евгении Онегине”?». Укажите номер этого предложения.

(37)Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин много работал, в том числе и над главами своего романа в стихах.

(38)Кроме Тригорского Пушкин мало где бывал и здесь находил краски и материалы для описания уездного «общества».

(1)Жилище Осиповых-Вульф Пушкин в шутку называл «Тригорским замком», хотя дом меньше всего походил на замок.

(18)На праздники и семейные торжества, а то и запросто, приезжали соседи.

Ответ: ________________________________________

9. Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 8-13? Напишите номера правильных ответов.

Стили

Типы речи

1) художественный стиль

1) описание

2) публицистический стиль

2) повествование

3) научный стиль

3) рассуждение

4) разговорный стиль

4) описание и рассуждение

5) повествование и рассуждение

10. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «скромный». Определите значение, в котором употреблено это слово в седьмом (7) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СКРОМНЫЙ,-ая, -ое, -мен, -мна, -мно, -мны и -мны; сов. 1. Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Учёный скромен. 2. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный. Скромное поведение. Скромная внешность. Скромно (нареч.) одеваться. Скромная квартира. 3. перен. Небольшой, ограниченный, едва достаточный. Скромный заработок. Весьма скромный результат. Без ложной скромности (ирон.) – не скромничая, не преуменьшая своих положительных качеств. Скажу без ложной скромности, что я очень популярен.

Ответ: ________________________________________

11. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? Напишите номер этого предложения.

(15)Не в пример другим провинциальным помещицам, Прасковья Александровна была начитанна и образованна, интересовалась науками и литературой.

(37)Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин много работал, в том числе и над главами своего романа в стихах.

(2)Все усадебные постройки стояли по порядку, «в одну улицу», в конце которой гляделся в зеркало большого пруда длинный господский дом с белыми кисейными занавесками на окнах.

(11)В библиотеке, в старинных шкафчиках чёрного дерева и «под орех», хранилось множество книг, а на столе лежали свежие газеты и журналы.

Ответ: ________________________________________

12. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ: ________________________________________

13. Выпишите грамматическую основу предложения 38.

Ответ: ________________________________________

14. Среди предложений 14-20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

15. Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Прасковья Александровна и Надежда Осиповна, мать поэта, состояли в родстве.

1) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными сказуемыми.

Б) Пушкин устраивался на диване в углу и слушал, прикрыв глаза ...

2) Простое предложение, осложнённое обособленным приложением и однородными подлежащими.

В) Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин много работал, в том числе и над главами своего романа в стихах.

3) Простое предложение, осложнённое вводным словом.

4) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и уточняющим дополнением.

Ответ: ______________________________

16. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного и подчинительного союзов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.

17.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Красота языка заключается … в его ясности и выразительности». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. А Б ВПриводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.И. Писарева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

17.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Три года спустя Зизи Вульф получит в подарок от Пушкина напечатанные вместе четвёртую и пятую главы “Евгения Онегина” с надписью: “Евпраксии Николаевне Вульф от Автора. Твоя от твоих”». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

videouroki.net

Николай Гарин-Михайловский - Студенты (Семейная хроника

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Студенты (Семейная хроника - 3)

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Студенты

Тёма и его друзья

Из семейной хроники

"Студенты" (1895 г.) и "Инженеры" (незаконченная) - две последние повести тетралогии Н.Г.Гарина-Михайловского. Прослеживая дальнейшее становление характера своего героя - Артемия Карташева - автор дает в "Студентах" широкую картину жизни, быта и настроений студенчества. В тетралогии художественно преломился богатый и разнообразный жизненный опыт писателя, отразилась современная ему русская действительность предреволюционной эпохи. Горький называл тетралогию "целой эпопеей".

I

- Один ксендз исповедовал одну молодую даму... Она призналась ему, что изменила мужу... Он прочел ей суровую нотацию... Кончив, он спросил ее: "Кто же ваш обольститель?" Она назвала имя его начальника. Тогда ксендз заговорил: "Лестно, лестно, это даже очень лестно..."

Карташев заерзал на стуле, изображая ксендза...

- Тёма?!

Действие происходило в деревне у Карташевых в столовой во время обеда. Мать Тёмы, Аглаида Васильевна, положив нож и вилку, смотрела на сына, но тот предпочитал в это время смотреть в раскрытое окно в сад, там, в саду, была тень и было солнце, было весело, как только может быть весело летом в деревенском саду, так же весело, как было теперь на душе Карташева, и мысль, что он успел-таки рассказать то, что вдруг подвернулось ему на язык, еще больше веселила его.

Корнев, гостивший опять у Карташевых, не мог удержаться от улыбки, глядя то на глуповато-довольное лицо приятеля, то на огорченно-строгое лицо его матери. Он улыбался, хотя в то же время и старался, чтоб Аглаида Васильевна не видела его улыбки и тем не рассердилась на сына еще больше. Наташа кончила есть свое жаркое и равнодушно-задумчиво смотрела пред собой. Ее лицо как бы говорило: не стоит обращать внимания на Тёмины глупости, а только жаль, что он с каждым днем делается все меньше похожим на того идеального Тёму, которого она так любила когда-то.

И Аглаида Васильевна, точно прочитав мысли Наташи, принимаясь за прерванную еду, заметила с горечью:

- Было время, я мечтала, что из моего сына выйдет Вальтер Скотт...

- А вышел просто скот, - ответил Карташев в тон матери и уныло-комично опустил голову.

Удержаться было нельзя: все рассмеялись, и даже Аглаида Васильевна, улыбнувшись, произнесла:

- Это только потому хорошо, что верно.

- Да, скотина порядочная, - сказал весело Корнев и сейчас же прибавил: - Прошу извинить за выражение... Такие господа, как Тёмка, невольно выводят из рамок приличий... Гм! Гм!

- Все вы хороши, - ответила Аглаида Васильевна. - Я часто думаю... Мне даже раз сон приснился: будто масса молодежи... и все такая прекрасная, и я говорю: "Господа, столько прекрасной молодежи, а где же хорошие люди?"

- Да, хороших людей мало, - согласился Корнев. Когда обед кончился и все встали, Корнев запел:

Быстро молодость промчится.

Так не лучше ли пока

Жизнью вдоволь насладиться:

Жизнь ужасно коротка.

- Это откуда? - поинтересовалась Аглаида Васильевна.

- Из "Прекрасной Елены", - предупредительно ответил Корнев.

Аглаида Васильевна махнула только рукой и пошла к себе.

Это был последний обед перед отъездом из деревни сперва в город, а затем и в Петербург.

Под вечер в последний раз собрались прокатиться в степь.

- Тёма, поедем верхом, - предложила Наташа.

- Я верхом не поеду, - решительно заявил Корнев.

- Я не вас и зову.

- Я согласен, - ответил Карташев.

Наташа поехала на своей Голубке, Карташев на Орлике.

- Хочешь, поедем в Криницы... - предложил брат. - Может, Одарку увидим... Как странно: Одарка замужем...

- Хорошо... Маму надо спросить...

Аглаида Васильевна разрешила, и брат с сестрой поехали в Криницы.

Солнце садилось. Орлик избалованно шел полурысью, и Карташев, зная, что мать наблюдает за ним из экипажа, с красивой посадкой, рисуясь и маскируя это, лениво щурился в ту сторону, где сверкали пруды Криницы. Наташа, худенькая и грациозная, держала себя просто и естественно.

- Зачем ты все хочешь увидеть Одарку? Ты говорил, что она тебе больше не нравится? - спросила его сестра.

- А может быть, она мне опять понравится?

- А если бы понравилась, ты стал бы за ней ухаживать?

- Я не знаю... - ответил Карташев тоном, задевшим целомудренную Наташу.

- Ну, так поезжай один. - И Наташа повернула свою лошадь.

Карташев засмеялся.

- Ну, не буду.

Наташа остановила лошадь.

- Честное слово?

- Ну, какое тебе дело?

- Уеду.

- Ну, честное слово, - рассмеялся Карташев.

Наташа опять повернула свою лошадь в Криницы, и брат и сестра поехали рядом.

Залитая солнцем, уютно сверкала опрятная деревня. Точно туман или пыль от лучей подымалась над рекой и окутывала ее золотистою дымкой заката. Солнце спокойно исчезало за горой. Высокая перекладина колодца у въезда в деревню на широкой лужайке, равномерно поскрипывая, медленно поднималась и опускалась под усилием какой-то бабы.

- Вот Одарка! - показала вдруг на нее брату Наташа.

Карташев не сразу поверил. Эта неуклюжая, повязанная, загорелая дурнушка - Одарка?

Но это была она.

- Одарка?! - воскликнул пораженный Карташев.

Одарка подняла сконфуженно свои все еще прекрасные глаза. Но вдруг, увидя по дороге пару волов и воз, она испуганно заговорила:

- Едьте, едьте, ради бога... Конон!

- Едем, Тёма, - строго приказала Наташа.

Они повернули своих лошадей и оба смущенные молча поехали назад мимо Конона, мужа Одарки. Карташев возмущенно отвел от него глаза.

- В один год всего что он с ней сделал...

Они долго ехали молча.

- Если б я знал, лучше бы не ездил. Одарка оставалась бы все такой же прекрасной... И дурак Конон воображает, что еще можно ухаживать за ней.

Наташа не сразу ответила.

- А душевная перемена еще тяжелее переживается, - рассеянно проговорила она.

С своей обычной болезненной гримасой она посмотрела вперед и опять замолчала.

- Ты на мою перемену намекаешь? - спросил уже серьезна задетый вдруг Карташев.

- Это нечаянно само собой вышло... да. Не только на твою... у вас всех перемена...

Брат напряженно сдвинул брови и искал ответа.

- Нет... если серьезно говорить, то ведь это только поверхностно... Ну, подразнить, что ли, иногда захочется...

- Нет, Тёма... громадная перемена.

Карташев пожал плечами.

- Может... - И, вздохнув, он прибавил: - А нехорошая штука жизнь портит людей.

Наташе еще тяжелее стало от слов брата. Она выпрямилась, точно хотела сбросить с себя эту тяжесть, и энергично проговорила:

- Нет, это пройдет... Ты опять будешь такой же идеальный... Но!

Она подняла свою лошадь в галоп, Карташев тоже поскакал с ней рядом и все думал о том, - действительно ли он переменился и в чем было то идеальное, чего теперь нет в нем, конечно.

Наступал вечер, в степи где-то замирала песня. Воздух звенел от кузнечиков, стрекотавших без умолку где-то близко по обеим сторонам пыльной дороги. По временам вдруг выше поднималась песня и звонко неслась по степи. Звонкий голос парубка пел:

Нехай кажут, нехай кажут,

Мусят перестаты,

Як уйду я на Украйну

Иншую шукаты.

Да, да, думал Карташев, и он уедет в Петербург, и прощай все прошлое... то далекое, милое...

Затихла песня, степь замерла в неподвижном очаровании вечера, сердце больно и сладко сжималось о милом далеком прошлом и так рвалось к нему...

Они молча доехали до усадьбы. Карташев как-то особенно любил в эти минуты свою сестру.

Он помог ей соскочить у подъезда с седла, и когда она встала на землю, он обнял ее и горячо поцеловал. Наташа тоже быстро, горячо поцеловала брата и с манерой матери, махнув рукой, быстро смущенно прошла в дом.

Карташев же, передав лошадей Грицько, пошел в сад и, гуляя по аллее взад и вперед, все думал о том, что он теперь большой уже. Через месяц он уедет в Петербург и будет жить новой, совсем новой, особенной жизнью. Там он будет другим человеком. Он станет серьезным, будет заниматься, будет ученым, - новый мир откроется перед ним, захватит его своим интересом, и забудется он в нем и потеряет все то, что пошлит людей, что берет верх над духовным только в пустой, бессодержательной жизни.

Карташев ходил, жадно и энергично вдыхал в себя ночной аромат старого сада, и когда его окрикнул с террасы Корнев, он весело и возбужденно ответил:

- Иду!

Из мягкой темноты он попал в яркую столовую, где сидели за чаем все и смотрели на него - Наташа, ласковая и повеселевшая, добродушный Корнев, мать, Маня. И все казались ему и оживленными и жизнерадостными, и он с наслаждением принял свой стакан чая, пил его и все думал о Петербурге, а когда кончил чай, подошел к матери и горячо поцеловал ей руку. Он был скуп на ласки и, как отец его, несообщителен на чувства, и этот поцелуй и удовлетворение его души передались матери и всем. Вечер прошел незаметно, все были в духе, в том настроении, когда все кажется таким уютным, когда так хорошо поются, в знакомой налаженной обстановке, грустные малороссийские песни. И Корнев с Маней их пели, а Карташев с матерью сидели на террасе. Аглаида Васильевна говорила сыну:

www.libfox.ru

Читать Студенты - Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Страница 1

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Студенты

Тёма и его друзья

Из семейной хроники

"Студенты" (1895 г.) и "Инженеры" (незаконченная) - две последние повести тетралогии Н.Г.Гарина-Михайловского. Прослеживая дальнейшее становление характера своего героя - Артемия Карташева - автор дает в "Студентах" широкую картину жизни, быта и настроений студенчества. В тетралогии художественно преломился богатый и разнообразный жизненный опыт писателя, отразилась современная ему русская действительность предреволюционной эпохи. Горький называл тетралогию "целой эпопеей".

I

- Один ксендз исповедовал одну молодую даму... Она призналась ему, что изменила мужу... Он прочел ей суровую нотацию... Кончив, он спросил ее: "Кто же ваш обольститель?" Она назвала имя его начальника. Тогда ксендз заговорил: "Лестно, лестно, это даже очень лестно..."

Карташев заерзал на стуле, изображая ксендза...

- Тёма?!

Действие происходило в деревне у Карташевых в столовой во время обеда. Мать Тёмы, Аглаида Васильевна, положив нож и вилку, смотрела на сына, но тот предпочитал в это время смотреть в раскрытое окно в сад, там, в саду, была тень и было солнце, было весело, как только может быть весело летом в деревенском саду, так же весело, как было теперь на душе Карташева, и мысль, что он успел-таки рассказать то, что вдруг подвернулось ему на язык, еще больше веселила его.

Корнев, гостивший опять у Карташевых, не мог удержаться от улыбки, глядя то на глуповато-довольное лицо приятеля, то на огорченно-строгое лицо его матери. Он улыбался, хотя в то же время и старался, чтоб Аглаида Васильевна не видела его улыбки и тем не рассердилась на сына еще больше. Наташа кончила есть свое жаркое и равнодушно-задумчиво смотрела пред собой. Ее лицо как бы говорило: не стоит обращать внимания на Тёмины глупости, а только жаль, что он с каждым днем делается все меньше похожим на того идеального Тёму, которого она так любила когда-то.

И Аглаида Васильевна, точно прочитав мысли Наташи, принимаясь за прерванную еду, заметила с горечью:

- Было время, я мечтала, что из моего сына выйдет Вальтер Скотт...

- А вышел просто скот, - ответил Карташев в тон матери и уныло-комично опустил голову.

Удержаться было нельзя: все рассмеялись, и даже Аглаида Васильевна, улыбнувшись, произнесла:

- Это только потому хорошо, что верно.

- Да, скотина порядочная, - сказал весело Корнев и сейчас же прибавил: - Прошу извинить за выражение... Такие господа, как Тёмка, невольно выводят из рамок приличий... Гм! Гм!

- Все вы хороши, - ответила Аглаида Васильевна. - Я часто думаю... Мне даже раз сон приснился: будто масса молодежи... и все такая прекрасная, и я говорю: "Господа, столько прекрасной молодежи, а где же хорошие люди?"

- Да, хороших людей мало, - согласился Корнев. Когда обед кончился и все встали, Корнев запел:

Быстро молодость промчится.

Так не лучше ли пока

Жизнью вдоволь насладиться:

Жизнь ужасно коротка.

- Это откуда? - поинтересовалась Аглаида Васильевна.

- Из "Прекрасной Елены", - предупредительно ответил Корнев.

Аглаида Васильевна махнула только рукой и пошла к себе.

Это был последний обед перед отъездом из деревни сперва в город, а затем и в Петербург.

Под вечер в последний раз собрались прокатиться в степь.

- Тёма, поедем верхом, - предложила Наташа.

- Я верхом не поеду, - решительно заявил Корнев.

- Я не вас и зову.

- Я согласен, - ответил Карташев.

Наташа поехала на своей Голубке, Карташев на Орлике.

- Хочешь, поедем в Криницы... - предложил брат. - Может, Одарку увидим... Как странно: Одарка замужем...

- Хорошо... Маму надо спросить...

Аглаида Васильевна разрешила, и брат с сестрой поехали в Криницы.

Солнце садилось. Орлик избалованно шел полурысью, и Карташев, зная, что мать наблюдает за ним из экипажа, с красивой посадкой, рисуясь и маскируя это, лениво щурился в ту сторону, где сверкали пруды Криницы. Наташа, худенькая и грациозная, держала себя просто и естественно.

- Зачем ты все хочешь увидеть Одарку? Ты говорил, что она тебе больше не нравится? - спросила его сестра.

- А может быть, она мне опять понравится?

- А если бы понравилась, ты стал бы за ней ухаживать?

- Я не знаю... - ответил Карташев тоном, задевшим целомудренную Наташу.

- Ну, так поезжай один. - И Наташа повернула свою лошадь.

Карташев засмеялся.

- Ну, не буду.

Наташа остановила лошадь.

- Честное слово?

- Ну, какое тебе дело?

- Уеду.

- Ну, честное слово, - рассмеялся Карташев.

Наташа опять повернула свою лошадь в Криницы, и брат и сестра поехали рядом.

Залитая солнцем, уютно сверкала опрятная деревня. Точно туман или пыль от лучей подымалась над рекой и окутывала ее золотистою дымкой заката. Солнце спокойно исчезало за горой. Высокая перекладина колодца у въезда в деревню на широкой лужайке, равномерно поскрипывая, медленно поднималась и опускалась под усилием какой-то бабы.

- Вот Одарка! - показала вдруг на нее брату Наташа.

Карташев не сразу поверил. Эта неуклюжая, повязанная, загорелая дурнушка - Одарка?

Но это была она.

- Одарка?! - воскликнул пораженный Карташев.

Одарка подняла сконфуженно свои все еще прекрасные глаза. Но вдруг, увидя по дороге пару волов и воз, она испуганно заговорила:

- Едьте, едьте, ради бога... Конон!

- Едем, Тёма, - строго приказала Наташа.

Они повернули своих лошадей и оба смущенные молча поехали назад мимо Конона, мужа Одарки. Карташев возмущенно отвел от него глаза.

- В один год всего что он с ней сделал...

Они долго ехали молча.

- Если б я знал, лучше бы не ездил. Одарка оставалась бы все такой же прекрасной... И дурак Конон воображает, что еще можно ухаживать за ней.

Наташа не сразу ответила.

- А душевная перемена еще тяжелее переживается, - рассеянно проговорила она.

С своей обычной болезненной гримасой она посмотрела вперед и опять замолчала.

- Ты на мою перемену намекаешь? - спросил уже серьезна задетый вдруг Карташев.

- Это нечаянно само собой вышло... да. Не только на твою... у вас всех перемена...

online-knigi.com

Проблема отношений отцов и детей. По В. Крупину - Сочинения ЕГЭ

Сочинение по тексту:

Проблема отношений отцов и детей - именно об этом рассуждает русский писатель - Владимир Николаевич Крупин.

Мы знакомимся с историей, произошедшей в одной деревне: Пожилой мужчина, оставшийся без жены, от своих детей узнает, что деревню собираются уничтожить, и ему придется переехать. Дети также настаивали на переезде. И когда старик, горячо любивший родину, отказался уезжать, дети увезли его насильно. После этого герой никому не сказал ни слова.

Позиция автора такова: Дети должны уважать своих родителей и не лишать их собственного духовного мира. Преемственность поколений есть залог будущего России.

Моё мнение полностью совпадает с мнением автора. Об этой проблеме рассуждали многие известные писатели. В том числе и Иван Сергеевич Тургенев, который в своём произведении "Отцы и дети" ярко демонстрирует отношение к родителям. Евгений Базаров признается, что любит своих родителей. Однако, его любовь выражается более сдержано, не так как мы привыкли видеть. К сожалению, бывает и такое, что родители не хотят идти навстречу детям. Например, Иван |V убил собственного сына, не выслушав его. 

Таким образом,  я пришла к выводу: Чтобы отношения между детьми и их родителями были крепкими, обязательно нужно, чтобы обе стороны делали шаг навстречу.

Текст В. Н. Крупина:

(1)На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть и поздно, но хочется рассказать.(2) Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (5)Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали постоянно. (б) Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей России. (8)«Подумай, — говорили сыновья, — нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».(9)Сыновья были молоды, их легко было обмануть. (10)Старик же сердцем понимал: идёт нашествие на Россию. (11)Какое там расширение пахотной площади! (12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать километров — это разумно? (14)А выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы все будет вытоптано за одно лето. (16)И главное — личные хозяйства. (17)Ведь они у будут — и стали — не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный, и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность?(21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти все, что было во дворе, хлевах, сарае, — всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предаёт их. (25)Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.(27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили: «Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» (29)Старик отказался наотрез.(30)Так он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. (35)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал: — Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей деревни уже нет ни на каких картах. (39)Политика такая, чтоб Нечерноземье поднять. (40)Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42)Старик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил,стал вырываться. (45)Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопаетземлянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. (47)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежалобратно в деревню. (49)Больше старик не сказал никому ни слова.

(По В. Н. Крупину)

vopvet.ru

Пересказ и характеристика произведения "Прощание с Матерой" Распутина В.Г.

В основе повести «Прощание с Матерой» автобиографический факт: село Усть-Уда Иркутской области, где родился Распутин, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. Конфликт повести из категории вечных: конфликт старого и нового. Какой ценой утверждается новое? Отметая и разрушая старое или преобразуя его?

Остров Матера ждут перемены: людей собираются переселять на другой берег Ангары, где строится большой новый поселок: ниже по реке строят плотину для «электростанции, вода поднимется и разольется ...» Люди на Матере селились издавна: «Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгодливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать». «Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую сторону; везли по воде арестантов». «Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать. Для Матеры, оставалось последнее лето: осенью «поднимется вода». Земля, на которой веками жили люди, выводится из хозяйственного оборота, уничтожается.

 

Главная героиня повести — старая Дарья Пинигина, обладает «строгим и справедливым характером». К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель памяти предков, хранитель их традиций. У Дарьи собрались за самоваром подруги, вели «редкий разговор». Из разговора старых женщин мы узнаем о жизни деревни, о переживаниях, тревоге перед жизнью в новом поселке. Кого-то городская жизнь привлекает. Настасья рассказывает: «Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хошь год на улицу не показывайся. Крант, так же от, как у самовара, повернешь — вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. И в плиту дрова не подбрасывать, тоже с крантом, нажмешь — жар идет...»

На пороге избы появляется Богодул («приблудший из чужих краев старик») и сообщает: на кладбище грабят мертвых. Женщины всполошились, побежали посмотреть. Прибежав на кладбище, старухи увидели, что два человека в брезентовых спецовках снимают с могил кресты и оградки. Женщины стали стыдить «аспидов». Вскоре сбежались люди почти со всей деревни. «Товарищ Жук из отдела по зоне затопления» начал разъяснять разъяренным людям, что это необходимая мера: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди...» Но дед Егор на это ответил: «Откулева пришли, туды и ступайте... А то я бердянку возьму». Общими усилиями удалось старожилам Матерой отстоять кладбище. А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки.

Богодул в деревне появился давно. Сначала приходил обменивать товар («менял шило на мыло»). Этим и кормился. Бо-годула в деревне старухи любили. К кому бы он в дом ни приходил, все его привечали, кормили. «А раз любили его старухи, ясное дело, не любили старики». Когда пошли слухи о переселении, старухи стали его спрашивать, куда же он пойдет. Он отвечал: «С места ни ногой...» На следующий день, после истории на кладбище, Богодул «приволокся» к Дарье. Дарья «сиднем сидела» на топчане и никак не хотела разговаривать с ним. Долго сидели они молча. Заварив чай, Дарья «наконец заговорила» с Богодулом: корову надоила, а пить молоко некому, сын Павел приезжает редко, молоко прокиснет... «И круто повернула разговор», стала вспоминать случай на кладбище и приговаривать, что захороненные родственники спросят за то, что она допустила такое. Вспомнив всех похороненных родных и близких, Дарья пожаловалась Богодулу: «Я ночесь опосле вечорошнего не сплю и все думаю, думаю... Сроду никакой холеры не боялась, а тут страх нашел...» Решила она пойти посмотреть на кладбище. Но, обессилев от долгой ходьбы, опустилась на землю, посмотрела вокруг: «...тихо, покойно лежал остров, родная, самой судьбой назначенная земля...» С горечью думает Дарья, что скоро, скоро всему конец: «Стоило жить долгую и мытарскую жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла».

К Дарье приезжает сын Павел. Дарья стала расспрашивать, как они там живут в новом поселке, выяснила, что в новом доме в погребах стоит вода, хранить картошку негде. Павел был вторым по счету сыном у Дарьи. Старший погиб на войне. «И еще одного сына лишилась она в войну, тот по малолетству оставался дома, но и здесь нашел смерть на лесоповале за тридцать километров от Матеры». Дарья рассказала Павлу о том, что случилось на кладбище, попросила его перенести «хошь деда с бабкой». Но Павел ответил: «Сейчас не до того, мать...»

«Кой-кто из молодых, кто уже уехал и не уехал, переменам были рады и не скрывали это, остальные боялись их, не зная, что ждет впереди ...» В последний день перед отъездом из деревни «всю ночь Настасья не спала, жгла огонь... То и дело она спохватывалась, что забыла одно, другое, бросалась искать и не находила... замирала Настасья: где она — дома; не дома?» Вечером дед Егор с Настасьей стали собирать оставшиеся вещи и напоследок сели за стол и выпили красного, некрепкого вина. За разговором Настасья с чувством горькой утраты говорила: «Ребят потеряли... где их теперь взять? А мы вдвоем... может, ниче... Там, поди, тоже люди... — Сознакомимся. А нет — вдвоем будем... Ты не плачь, Егор».

Рано утром Настасья встала и принесла дров: «И протопила, согрела последнюю еду, замела угли в загнеток, в последний раз согрела самовар...» Когда стали собираться в дорогу, к ним в избу пришла Дарья прощаться. Женщины сквозь слезы просили друг у друга прощения. Потом подошли во двор и другие соседи, чтобы проводить Настасью и Егора. Сели за стол, выпили красного вина, а потом отправились к лодке. Дед Егор повернулся лицом к берегу и трижды — направо, налево и прямо — поясно поклонился Матере».

 

В сентябрьскую ночь горела Петрухина изба. Как догадывались жители деревни, изба загорелась по «исполнению собственного желания» Петрухи. Его мать, старуха Катерина, свои немудрящие пожитки перенесла к Дарье: Дарья жила уверенней и серьезней, с нею считался сын, человек не последний в совхозе, кроме того, Дарья имела характер, который «с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя».

Устроиться на новом месте переселенцам было непросто. «Одна из нелегких задач, терзавших новое начальство, — куда растолкать многочисленное прежнее колхозное чинство, людей из среднего и высшего звеньев, познавших хоть маленькую, да власть, с которой не вдруг слазь, научившихся командовать и разучившихся, само собой, работать под командой».

Павел работал бригадиром на ремонте техники. Узнав, что Катерина перешла жить к Дарье, ему стало поспокойней, он мог меньше тревожиться о матери. Павел никак не мог понять, почему людям Матеры пришлось переживать такие потери, не мог «принять этот новый поселок, хоть и знал, что жить в нем так или иначе придется и. что жизнь, в конце концов, там наладится». Возвращаясь из деревни в поселок, Павел чувствовал себя квартирантом, «потому что дом не твой и хозяином-барином себя в нем не поведешь, зато и являешься на готовенькое: дрова не рубить, печку не топить...» Зато его жена, Соня, очень была рада, что в квартире есть и «ванна, и туалет, на стенках цветочки-лепестки», которые и белить не надо... она сразу взялась за обустройство квартиры. Павел понимал, «что матери здесь не привыкнуть. Ни в какую. Для нее это чужой рай... Ей эти перемены не по силам». Павел «боялся того дня, когда придется все-таки ее с Матеры увозить».

Петруха на следующий день после пожара уехал и уже неделю не давал о себе знать. Катерина жила у Дарьи, чувствовала себя осиротелой, долго не могла успокоиться, переживала за поджог своей избы, ругала в сердцах своего сына, взбалмошного Петруху. Вдвоем женщинам жить было полегче. Часто к ним на разговоры приходили односельчане, кто еще оставался в Матере.

Сенокос всплеснул жизнь на Матере. Полдеревни вернулось в деревню — косить сено. «И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали... И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы...» «Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать. Казалось, полсвета знает о судьбе Матеры».

К Дарье приехал Андрей - младший сын Павла. Андрей убеждает бабушку: «Что хорошего, что ты туг, не сходя с места, всю жизнь прожила? Надо не поддаваться судьбе, самому распоряжаться ей». Он пытается объяснить: Матера будет затоплена потому, что «электричество требуется». Отец хотел уговорить сына остаться в поселке: «Взял бы и остался здесь. Нам шоферы нужны. Новую машину получишь...» Андрей возразил: «Вот вы и работайте. Работа, она тоже вроде как по возрастам. Где новые стройки, где, значит, трудней всего - там молодежь. Где полегче, попривычней — другие...»Наступила пора осенних дождей. Спасаясь от сырости, в деревне топили печи. Катерина перебралась жить к Настасье. Она обрадовалась, что, может, найдется «сухой угол» и для ее Петрухи, который слонялся по деревне «как одуванчик божий». В эти дождливые дни люди стали часто собираться вместе и вести тревожные разговоры о переезде из деревни в поселок. «Но почему так тревожно, так смутно на душе?.. Чем, каким утешением унять душу?..» В один из таких дождливых дней приехал Воронцов и с ним представитель из района, отвечающий за очистку земель, которые уйдут под воду. Собрав народ в бывшей колхозной конторе, объявили, что надо убирать совхозную картошку, закончить сенокос. А еще из этого собрания запомнили, что Воронцов просил не ждать «последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности».

Андрей, вернувшись домой, рассказал подробно все, о чем говорилось на собрании. Выслушав внука, Дарья сказала: «Вот так бы и человеку. Сказали бы, когда помирать, - ну и знал бы, готовился...» «А забавно было бы. Ты, значит, живой, здоровый, а в паспорте у тебя, где год рождения, год смерти рядышком стоит», - рассмеявшись, поддержал слова бабушки Андрей.

Вдруг выглянуло солнышко, «продравшееся сквозь тучи». Жизнь в деревне продолжалась. «Сейчас, при солнце, середина сентября казалась совсем близкой - рукой подать, а еще столько всяких забот, столько хлопот по переезду - где взять силы и время?» Упрекнув сына и внука в том, что они не ходили под дождем на сенокос, а теперь не успеют, Дарья сетовала: «Покуль могилки не перенесете, я вас с Матеры не пущу. А нет — дак и сама тут остануся». Андрей с удивлением смотрел на отца и на бабушку и не мог понять: зачем это нужно делать. На следующий день Павла срочно вызвали в поселок: кто-то из его рабочих-ремонтников сунул руку в станок и остался инвалидом.

Андрей косил траву один. Дарья стала беспокоиться за сына. Она узнала, что «снаряжают лодку в поселок за продуктами, тут же подхватилась: пусть сплавает Андрей, пусть разузнает, что там с отцом». Андрея она нашла на делянке, где он должен был косить сено, но он, оказывается, собирал кислицу. «Господи, совсем еще ребенок!» — с досадой подумала Дарья. На лугу Дарья осмотрела, как косил ее внук траву, и заметила, что «покосы были волнистыми, валки успели подвялиться и обсохнуть». Старуха с горьким, неприятным чувством поняла, что «ничего не будет, не стоит и надеяться. Все впустую». Андрей уплыл и пропал. Дарья работала в огороде, чтобы как-то занять время и с досадой думала, что огурцы уродились, а есть их некому. Вернувшись через три дня, Андрей рассказал, что отца таскают по комиссиям и что косить они уже не будут. Дарья не за сено расстроилась, она беспокоилась за Павла. Внук стал объяснять бабушке, что ничего за это отцу не будет: «Потаскают, нервы потреплют, ну, выговор на всякий пожарный случай дадут. И все». С вечера Андрей стал собирать вещи и, как заметила Дарья, делал это с большой радостью. Утром Андрей уехал, Дарья проводила его до лодки и с досадой подумала, что внуку нисколечко не жаль расставаться с Матерой.

Катерина вновь перебралась к Дарье. В деревне «вовсю подкапывали молодую картошку и жарили ее с маслятами, которых высыпало видимо-невидимо». «Вообще это последнее лето, словно зная, что оно последнее, было урожайным на ягоды и грибы».

Дарья стала задумываться, что ее ждет: «Может, съездить поначалу в гости, посмотреть?» Но все-таки решила для себя: «Нет, надо прежде проводить Матеру». Старуха стала вспоминать своего мужа и других родственников, похороненных здесь, на Матере.

В деревню приехали из города «человек в тридцать на уборку урожая. В первый же день все перепились, передрались. В Матере хватило одного дня, что до смерти перепугаться...»

В избе Дарьи вечерами женщины вели разговоры обо всех и обо всем. Катерина узнала, что ее Петруха занимается поджогом оставленных домов. Смирившись с потерей своей избы, Катерина не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие». Старуха подумала: «Может поехать туды?... Очурать его?»

Как только убрали хлеб, приезжие, закончив сбор хлеба, уехали из Матеры. В деревне стало полегче, поспокойней. Перед отъездом гуляли: «...всю ночь держали деревню в дрожи, а утром, перед отплытием, на жаркую память подожгли вслед за собой контору, в которой квартировали». Люди вывозили картошку и скот, подбирали последнее, что еще могло пригодиться. Павел приехал за коровой едва ли не последним». Дарья провожала Майку со слезами. Мать стала упрекать сына за то, что не перенесли могилки. Павел оправдывался, что не успевает, много работы. Проводив сына, старуха отправилась на кладбище: «Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю... «Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тетька, придется мне мимо Матеры. Не лягу к Вам, ниче не выйдет...» Долго еще Дарья сидела над могилками, прощаясь с каждым из родственников».

Люди поджигали лес и дома. Природа сопротивлялась: «Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто». Дарья решила побелить избу. Обычно избы белили к праздникам, а теперь Дарья решила, что нельзя отдать «на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой она прожила всю, без малого, жизнь», не обрядив ее. С большим трудом старая женщина побелила избу и была очень удивлена, что смогла это сделать сама. Утром, проснувшись чуть свет, старуха «протопила русскую печь и согрела воды для пола и окон». Закончив побелку и уборку в избе, Дарья присела на завалинке и заплакала. «Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет». Расставив лавки и топчак, повесив в избе занавески, на следующее утро Дарья «собрала свой фанерный сундучишко, в котором хранилось ее похоронное обряженье, в последний раз перекрестила передний угол, мыкнула у порога... и вышла, прикрыла за собой дверь... «Все, - сказала она пожогщикам. - Зажигайте.

Но чтоб в избу ни ногой»». Дарья ушла из деревни. Старухи искали ее, но не смогли найти. Под вечер приплыл на Матеру Павел и отыскал мать возле «царского лиственя».

В деревню приехала Настасья, которая сквозь слезы поделилась своим горем: «А Егор-то... Егор-то!..» Женщины не хотели верить, что деда Егора больше нет... Приехал Павел. Он не знал, что делать с тетками: в одну лодку они не поместятся. Павел пообещал приехать через два дня за ними на катере. И остались на всю деревню они вшестером.

Павел рассуждает о своей жизни: «Прошла, значит, жизнь -и не время еще, а прошла. И подумав об этом, вспомнил он опять о матери, о том, что надо как-то перевозить ее...» Пришел Воронцов и сказал, что нужно срочно вывозить, завтра будет в деревне государственная комиссия. Решили ехать за бабками сейчас же. Но собирались долго и выехали уже в темноте. Сели на катер и поплыли. Был туман, который мешал ориентироваться на воде. Заглушив мотор, они стали ходить по острову и впотьмах искали оставшихся на нем женщин...

Главная мысль повести в том, что благую цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — безнравственно достигать ценой предательства прошлого. Причины происходящего, по мнению Дарьи, в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», слишком возомнил о себе, потерял совесть. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — считает Дарья. Многие образы в повести символичны. «Царский листвень» - старая лиственница - символ мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут справиться с ним. Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Его, как покойника перед похоронами, убирает перед сожжением Дарья. Главный символ — в заглавии. «Матера» — это и название деревни, и острова, и образ матери-земли, и метафорическое название родины.

lit-helper.com


Смотрите также