Методическая разработка занятия на тему "Плох обед, если хлеба нет" (2 класс). Хорошая беседа не хуже обеда


Военный быт и досуг. «Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны»

 

ХОРОШИЙ аппетит бою не вредит.

Что желудку потребно, то и не вредно.

Партизану ужин вдвойне нужен.

Сломали фашистам хребет — и за обед.

Хоть и без стола, да из одного котла.

Хороши обеды — после победы.

Хороша и уха, когда разбили врага.

Варит дед партизанский обед.

Наши поварята — смелые ребята.

Гордимся мы поваром с курским говором.

Повар не спит, когда суп кипит.

Разгромили фашистский обоз — привезли провизии воз.

Хорошая беседа не хуже обеда.

У партизанского шалаша беседа хороша.

Партизаны курили — о боях говорили.

Разговор начинаем — о былом вспоминаем.

Собираемся вместе слушать вести.

Письма для солдата — отрада.

Получил из тыла привет — вот боец и согрет.

Комиссара встречаем — газеты получаем.

Это не секрет, что плохо без газет.

Плохо бойцу без сигарет, еще хуже без газет.

Без газет и веселья нет.

Партизаны согреты теплом газеты.

Отдыхать не спеши — стенгазету пиши.

В лесу прибавилось света: вышла газета.

Листовки людям читаем — за труд не считаем.

Воюют не только винтовками, но и листовками.

Будь ловким — передавай листовки.

Не верь фашистским толкам — верь советским листовкам.

Листовки получаем — вести читаем.

Читаем сводки в партизанской листовке.

У партизанского костра шутка остра.

Партизаны цигарки крутят — между собой шутят.

В бою успех — после боя шутки и смех.

Шутка в бою согреет, на привале развеселит.

Шутка — минутка, а заряжает на час.

Шутку шутить — отряд веселить.

Шутка солдата красит.

Кто шутлив, тот и счастлив.

Кто в отряде людей веселит, за того весь отряд стоит.

В партизанской землянке шутки сладки.

Партизанский смех развеселит всех.

От партизанского смеха — далекое эхо.

Партизанский смех — не грех.

Шутки и смехи — службе не помехи.

В партизанах без шутки — ни минутки.

Бывалый партизан заговорит — всех уморит.

Оттого и веселый нрав, что брав.

Кто не боится — тот и веселится.

У этого молодчины не бывает кручины.

Партизанам не сподручно жить скучно.

Мы печали не замечали.

Веселье в службе помогает, уныние в прах повергает.

От скуки — одни муки.

Печаль не уморит, а здорово повредит.

Печаль беде не помощник.

День меркнет ночью, а человек печалью.

Сушит не работа, а забота.

Горе забывай, радость добывай.

Горе забудь, веселым будь.

И в дождь и в вёдро чувствуй себя бодро.

Моль одежду ест, а печаль — человека.

Нас печаль не съест: поем песни окрест.

Не все нам терпеть — будем и петь.

Шути и смейся — на победу надейся.

Можно и в победе отчаяться, если печалиться.

На войне грустить — победу упустить.

Не к добру впадать в хандру.

Кто на фронте ноет, тот себе могилу роет.

Воевать — так не унывать.

На войне веселье — не безделье.

И в трудные дни скуку гони.

Пусть пропадает грусть.

Убежала тоска из нашего леска.

К партизанам печали вообще не стучали.

Дома болели, а в отряде повеселели.

Сердце веселится — и лицо цветет.

Оттого и поется, что сердце бьется.

Тоска сердце сосет, а песня счастье несет.

Где поется, там и счастливится.

У костра сидеть — песни петь.

Кто любит пляски, а кто — слушать сказки.

Красна песня ладом, а сказка складом.

Сказка — выдумка, а песня — быль.

Партизанская сказка — сердцу ласка.

У партизан что ни сутки, то новые прибаутки.

Есть у нас поговорки — о партизанской сноровке.

Эти пословицы о храброй коннице.

И про солдатскую честь пословица есть.

Наша пословица больно колется.

Пословица не клинок, а колет в бок.

И пословица за врагами гонится.

Партизанское веселье от боевого похмелья.

Партизаном быть — так не ныть.

Бодрость — спутник победы.

Сохрани до конца боевой дух — разбей врага в пух.

Иди прямо, гляди браво.

Идешь в наступление — поднимай настроение.

Людей настроим — и удары утроим.

Без духовного порыва не совершишь прорыва.

Кто головой поник, тот не фронтовик.

Надо не грустить, а врагу мстить.

Кто весел, а кто нос повесил.

Кто смелее, тот и веселее.

Храбрый веселится, а трус ноет.

Где скука и вялость, там и усталость.

Кто в бою вял — тот голову потерял.

Голову не вешай: схватит леший.

Кто в бою ноет — того и пуля скорей догонит.

Кто хнычет — в того и пуля тычет.

Пользы оттого мало, если воюешь вяло.

Сначала подбодрись, а потом и с врагом дерись.

Не ной — лучше песню спой.

В веселый час и смерть не страшна.

Песню спеть, потом умереть.

Погибать — так с музыкой.

Чем с плачем жить, так лучше с песнями умереть.

Всего веселее убитых фрицев считать.

Партизаны поют и играют, а фашисты трупы считают.

Партизанам играть, а фашистам умирать.

Партизану песни петь, а фашисту на суку висеть.

Фашист в могилу свалился — партизан развеселился.

Партизану хохотать, а фашисту подыхать.

Потому и смешно, что фашистам горе пришло.

Партизаны пляшут, а фашисты плачут.

Плясать — врагов топтать.

Расправились с врагами — можно топать ногами.

Пой и пляши, коль успехи хороши.

Пусть лес скажет, как партизан пляшет.

Партизану Федоту сплясать в охоту.

Спляши-ка, друг, мы раздвинем круг.

Снимай каску, начинай пляску.

Письма написали, а затем сплясали.

Пошли вприсядку — по порядку.

И лес приветливо машет, когда партизан пляшет.

Служит в отряде пара — баян и гитара.

Хорошо партизанам — с баяном.

В партизанах без гармошки что за обедом без ложки.

Партизан у костра играл до утра.

Без гармонистов не бьют фашистов.

Идем на полянку — растянем тальянку.

Гармонь давайте, песни запевайте!

Сыграй нам немножко, боевая гармошка.

Партизанская гармонь ходила в огонь.

С этой гармошкой был под бомбежкой.

У партизан гармонисты очень речисты.

Взял гармонь в руки — и нет скуки.

Партизаны подоспели — и мы спели.

Поют партизанки под голос тальянки.

В землянке — певицы, а в бою — тигрицы.

Песни поются — в лесу раздаются.

Партизанские песни всему лесу известны.

Без песен и лес теряет интерес.

Поют партизаны у дуба — послушать любо.

Песни слушать что мед кушать.

Песни уже тем полезны, что на слух интересны.

Песня «Гренада» — гордость отряда.

Песня — партизанские крылья.

Песня боевая — сестра родная.

Песня — подруга, а шутка — сестра.

Песня — сестра старшая, а частушка — младшая.

Партизанская частушка — вина кружка.

И песня по врагу стреляет.

Снарядом и песней по врагу треснем.

Песня и частушка нужны, как снаряд и пушка.

В тылу и на фронте песни пойте.

Без хлеба можно прожить неделю, а без песни — ни одного дня.

Чем в землянке храпеть, лучше песню спеть.

В партизанах без песен рот тесен.

Партизан без песен никуда, если песни нет — беда.

Без песен на войне труднее вдвойне.

Шутки и пение — на войне спасение.

Кто шутит и поет — тот врага крепче бьет.

Партизаны не скучают — их песни выручают.

Солдат песне рад.

Чем горевать, лучше запевать.

Пришел запевала — и легче стало.

Исстари так ведется: без запевалы не поется.

Без запевалы и певцы вялы.

Вы костер разложили, а мы песню сложили.

Песни слагаю — бить врага помогаю.

Что меч, что перо — сражаются за одно.

Песни петь надо уметь.

Отдых получили — песню разучили.

Хороши и спевки, если удары по врагу крепки.

Где оборона надежна, там и петь можно.

Там и поют, где врагов бьют.

Надо так на вещи смотреть: кончен бой — можно петь.

Разбили фашистских воров — можно петь у костров.

Спой частушку, как попался фашист на мушку.

О том и припевают, что фашистов убивают.

Потому и пели, что фашисты околели.

Часа полтора поем у костра.

Партизанская рота — петь охота.

Партизанская молодежь — веселее ее не найдешь.

Жить — с песней дружить.

Песня счастливым делает.

С песней жить интересней.

С песнею дело спорится, в народе говорится.

Кто песни поет, того кручина неймет.

С песней дружить — ив бою не тужить.

Песню пой, с песней — в бой.

С песней в бой идешь — не пропадешь.

Тот на войне не мается, кто песнями запасается.

Партизан идет — о победе поет.

Оттого и не грущу, что фашистам мщу.

Где поется, там радость льется.

И дед песней согрет.

Песня родится — бойцу пригодится.

В нашей роте песня в почете.

Поют там, где партизанский стан.

Поет медсестра у лесного костра.

Друзья не утерпели, песню спели.

Врага уничтожим — песню сложим.

В песне о том говорится, как надо с врагом биться.

Споем между делом песню о смелом.

Поют партизаны наши о Лохмоткиной Паше.

Гремит в Полесье партизанская песня.

Край лесистый, а народ голосистый.

Создают в народе свои мелодии.

В партизанских селах много песен веселых.

С песней легко в походе, говорят в народе.

С песней легко идти далеко.

Идешь в поход — запасайся песнями.

Весело поется — весело идется.

Хороша и дорога, когда веселья много.

Песня и ветер попутный — так и путь нетрудный.

Хорошо в пути, если с песней идти.

Запомни поговорку: на фронте берегут махорку.

Бойцу махорка дорога: кури и выкури врага.

Легка дорожка, если есть гармошка.

Идя в путь, веселым будь.

Без бодрости нет скорости.

В походах бываю — песни запеваю.

Скучны привалы без запевалы.

На привале весело — в походе легко.

Кто в походе пел, тот и отдохнуть успел.

Спели малость — и прошла усталость.

Весельем заправились — и в путь отправились.

Веселой роте хорошо в походе.

Ускоряй ход, коль идешь в поход.

litresp.ru

Конспект занятия кружка "Разговор о правильном питании". Тема "Плох обед, коли хлеба нет"

Плох обед, коли хлеба нет

Цель: формирование представлений об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Задачи:

Оборудование и материалы:

  • Плакаты: «Как хлеб на стол пришёл», «Хлеб всему голова»;

  • презентация;

  • Образец «Меню»;

  • Коллекция разнообразных хлебобулочных изделий;

  • Колоски пшеницы, ржи, ячменя;

  • Карточки для работы в группах;

  • Памятки «Золотые правила питания»

  • Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня на занятии мы продолжим разговор о правильном питании. Откройте тетради и прочитайте тему занятия.

- О чем же сегодня мы будем говорить?

-Да, пришло время обеда.

- Не случайно говорят «Плох обед, коли хлеба нет» (слайд)

3. Беседа о хлебе.

- К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом. Вспомним весь путь хлеба от зерна до булки. (презентация)

- На столе представлены образцы хлебных продуктов.

- Почему хлебные изделия находятся в упаковке? (хлеб всегда должен быть чистым)

- Какие еще правила обращения с хлебом вы знаете?

- Был хлеб всегда в почете на Руси.

Его просторов главное богатство,

Его ты цену хочешь знать?

Спроси…

Тебе ответить могут ленинградцы. (Слайд)

- Так нужно ли беречь хлеб?

Игра “Собираем колоски”

– Сейчас прочитаем пословицы о хлебе – поиграем в игру

“Собираем колоски”.

  • Нет хлеба ---------------------– нет обеда.

  • Много снега ---------------------– много хлеба.

  • Хлеб ------------------------------– батюшка-кормилец.

  • Хлебушко -----------------------– пирогу дедушка.

  • Покуда есть хлеб да вода ----------------всё не беда.

– Поясните смысл понравившейся пословицы.

-  Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

     

  • Не играй с хлебом.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

  • Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

  • Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.

4. Разговор об обеде.

- Возвращаемся к обеду.

- Сколько же блюд должно входить в обед? (на доске закрытые карточки, один из учащихся по очереди открывает их)

1. Закуска или салат

2.Первое блюдо

3. Второе блюдо

4. Третье блюдо (десерт)

- А как называется перечень всех блюд? (Меню) слайд

5.Работа в группах.

- Предлагаю вам самим составить меню для обеда из предложенных блюд.

(На столах карточки с названиями блюд)

Учащиеся работают в группах, составляют меню обеда.

6. Работа в тетрадях.

- А сейчас посмотрим, какое меню выбрала уже известная нам семья.

(Работа в тетрадях «Разговор о правильном питании» с. 30,31)

- Прочитаем данный здесь текст по ролям.

(Чтение по ролям)

- Какие незнакомые слова вам встретились? (Слайд со значением слов азу и десерт)

- Чье меню вам больше понравилось?

- Что бы вы хотели попробовать?

7. Физкультминутка.

8.Игра «Поварята»

- Ребята, а какие первые блюда вы знаете?

- Сейчас проверим умеете ли вы варить борщ.

(На доске нарисованы две кастрюли. Нужно выбрать карточки с названиями продуктов, необходимых для варки борща, и положить их в кастрюлю)

Ребята выходят к доске и работают в группах.

9.Работа с памятками.

- Теперь давайте вспомним «Золотые правила питания», обратимся к памяткам.

(Учащиеся по очереди читают и обсуждают правила)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подводя итоги занятия, какой сделаем вывод?

1. Мы должны употреблять в пищу только полезные продукты.

2. В обед должны съедать салат, первое, второе и третье блюда.

3. Нужно бережно относиться к хлебу.

- Вижу, что у вас хорошее настроение, весеннее. Ну, а какая весна без птиц. Вот и к нам сегодня прилетели жаворонки с вестью о том, что пришла весна. (Слайд)

22 марта отмечаетсядень встречи наступающей весны, которую несут на своих крыльях возвращающиеся домой перелетные птицы.

В этот день было принято выпекать специальные булочки, имеющие форму птичек. Эти булочки так и называются - "Жаворонки». Птички из теста должны были привести весну, хорошую погоду и обильный урожай. Считалось, что печенья задобрят Мороза и убедят его уйти, уступив место Весне.

- Давайте послушаем пение жаворонка.

- Наше занятие подошло к концу. Пусть весь день у вас будет хорошее настроение.

(угощение булочками)

infourok.ru

Дидактический материал по теме "Пословицы и поговорки"

Пословицы и поговорки

О хлебе

Хлеб всему голова.

Хлебом сыты, хлебом и пьяны.

Всякая погодка ко хлебу годна.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

Не воз идет, овес везет.

Голодной куме хлеб на уме.

Дадут хлебца, дадут и дельца.

И пес перед хлебом смиряется.

Кто голоден, тот и холоден.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Каков у хлеба, таков у дела.

Один крест хлеба не ест.

Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.

Не хлебом единым жив человек.

Как хлеба кусок, так и разинул роток.

И худой живот, да хлеба жует.

Каков ни будь урод, а хлеба несет в рот.

Каков не есть, а хлеба хочет есть.

Сам хлеба не стоит, а еще вино пьет.

Перехватка – хлеба недохватка, завтрак – завтра, обед – пробег, ужин – не заслужен.

Брюхом хлеба (или: живота) не вытаскаешь.

Брюхом хлеба не выносишь, а губами пива не выпьешь.

Человек хлебом живет, а не промыслом.

Хлеб – дар божий, отец- кормилец.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Худ обед, коли хлеба нет. Без хлеба не обед.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Не в пору и обед, как хлеба в дому нет.

Плевать на обед, коли хлеба нет.

Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.

Хлеба не куска, так и в горле тоска.

Хлеба не куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска – и стол доска.

Без хлеба и воды худо жить. Без хлеба на воде ноги жидки.

Хлеб да вода – блаженная еда.

Хлеб да вода – крестьянская (бурлацкая, казацкая, мужицкая) еда.

О труде

Труд – дело чести, будь в труде на первом месте.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Учение и труд все перетрут.

Терпенье и труд все перетрут.

Поспешишь – людей насмешишь.

Сделал наспех – людям на смех.

Делаю наспех – сделаю на смех.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Под лежачий камень вода не течет.

Делу время – потехе час.

Кончил дело – гуляй смело.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Глаза боятся, руки делают.

Первый блин всегда комом.

Боишься – не делай, делаешь – не бойся.

Учиться никогда не поздно.

В полплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь.

На крепкий сук – острый топор.

Ретивая лошадка долго не живет.

Была бы охота, а впереди еще много работы.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

У ленивого что на дворе, то и на столе (ничего).

Послал бог работу, да отнял черт охоту.

Работа с зубами, а леность с языком.

На полатях лежать, так и ломтя не видать.

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Белые ручки чужие труды любят.

Муравей не велик, а горы копает.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Делать как-нибудь, так никогда и не будет.

О возрасте

Птичка–невеличка – всегда молодичка.

Красота не равна, а молодость одинакова.

Сколько не жить, а два раза молоду не быть.

Молодость ушла – не простилась, старость – не поздоровалась.

Хорошая старость лучше, чем плохая молодость.

Борода сивая, да душа красивая.

Молодость не кошелек: потеряешь – не найдешь.

Не бороде честь. Борода и у козла есть

Иной седой стоит кудрявчика.

И стар – да весел, и молод – да угрюм.

Голова седая, да душа молодая.

Что в молодости посеешь, то в старости пожнешь.

О дружбе

Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен.

С иным водиться – что в крапиву садиться.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Был Филя в силе – все други к нему валили, а пришла беда – все прочь со двора.

О еде

Голодное брюхо к ученью глухо.

Ешь вполсыта, пей вполпьяна – проживешь век дополна.

Всякому нужен и обед и ужин.

Голод и волка из лесу гонит.

Без ужина подушка под головой вертится.

Брюхо не мешок, в запас не наешься.

Голодная ворона камень клюет.

Кашу мослом не испортишь.

Хлебушко калачу дедушка.

О природе

Был бы лес, соловьи прилетят.

Под большим деревом и гриб вольготней живет.

Одно дерево еще не лес.

Без корня и полынь не растет.

Не все стриги, что растет.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.

Как месяц не свети, а все не солнышко.

Огонь – беда, вода – беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.

Ветра в рукавицу не поймаешь.

У каждого цветка свой аромат.

О работе

Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и с горы не съедешь.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Какие труды, такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Всякая птица своим клювом сыта.

Под лежачий камень и вода не течет.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Уменье и труд все перетрут.

Не начавши – думай, а начавши – делай.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

О речи

Держи собаку на цепи, а язык на семи.

Мал язык, да всем телом владеет.

Слово – серебро, молчание – золото.

Язык без костей: работает на хозяина и на гостей.

Острое словечко колет сердечко.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Язык мой – враг мой.

Слово толковое стоит целкового.

Язык впереди ног бежит.

Слово учит – слово ранит.

Хорошая беседа не хуже обеда.

На чужой роток не накинешь платок.

О Родине

В своем болоте и лягушка поет.

Всякая сосна своему бору шумит.

Дома и стены помогают.

Каждый кулик свое болото хвалит.

У своего гнезда и ворон орла бьет.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Человек без родины – что соловей без песни.

Своя земля и в гордости мила.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Колос к колосу – Родине сноп.

О семье

Где любовь и совет, там и горя нет.

Чужая жена всем девицей кажется.

Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума.

Жена не гусли, - поиграв, на стену не повесишь.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Намеки да попреки – семейные пороки.

Муж без жены – что гусь без воды.

Краса до венца, а ум до конца.

В каждой избушке свои погремушки.

Всякая невеста для своего жениха родится.

Ищи себе мужа для века и выходи замуж, рассмотрев человека.

О страхе

Героем упадешь – поднимут, трусом упадешь – раздавят.

Волков бояться – в лес не ходить.

Молодец против овец, а против молодца и сама овца.

Трусливому зайке и пенек – волк.

Трус и таракана принимает за великана.

За очи горда, а в очи раба.

У страха глаза велики.

Герой умирает однажды – трус тысячу раз.

Об уме

Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом.

Большому уму и в маленькой голове не тесно.

Ума за морем не купишь, коли дома нет.

Чьим умом живет, того и песенку поет.

Осла узнаешь по ушам, а дурака - по делам.

Ум бороды не ждет.

Ворона и за море летала, а умна не стала.

Услужливый дурак опаснее врага.

Глаза – чтобы видеть, ум – чтобы распознавать.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Сколько голов – столько умов.

Чужим умом в люди не выйдешь.

Об учении

Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.

Сперва аз да буки, а потом науки.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Диплом имеет, а дела не разумеет.

По ученику и об учителе судят.

Верная указка – не кулак, а ласка.

Не выучит школа – выучит охота.

Учи других и сам научишься.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Человек неученый – что топор не точеный.

Повторенье – мать ученья.

Учиться никогда не поздно.

О лени

Лежа на боку, не заработаешь и на понюшку табаку.

Лодырь сам ляжет и коня положит.

И камень лежа мхом обрастет.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Проглотить-то хочется, да прожевать лень.

Спящему коту мышь в рот не забежит.

Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони.

Лень-матушка прежде него родилась.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону.

У лентяя Федорки всегда отговорки.

Убить бы день, а ночь и так пройдет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

О любви

Любовь не волос, - быстро не вырвешь.

Сердцем не приманишь, так за уши не притянешь.

Насильно мил не будешь.

Чему не гореть, того не зажечь.

Любишь розу, так терпи шипы.

Лодыри и нытики не выносят критики.

О человеке и его качествах

Гостям дважды радуются, встречая и провожая.

Что есть в печи, все на стол мечи.

Умел в гости звать, умей и угощать.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Добрый гость всегда впору.

Кто редко приходит, того хорошо принимают.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Ешь, кума, десятую шанежку: я не считаю.

Встречай не с лестью, а с честью.

Гость не кость, - за дверь не выкинешь.

Гость хозяину не указчик.

Дареному коню в зубы не глядят.

infourok.ru

Методическая разработка занятия на тему "Плох обед, если хлеба нет" (2 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колосковская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«ПЛОХ ОБЕД, ЕСЛИ ХЛЕБА НЕТ»(методическая разработка занятия по программе

«Разговор о правильном питании» 2 класс)

Подготовила:

Яцкина Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Колосковская СОШ»

Валуйского района

Белгородской области

Колосково, 2014

Тема занятия: «Плох обед, если хлеба нет»

Цель: формировать представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре; расширить знания о пользе хлеба, о его ценности; развивать внимание, мышление; воспитывать стремление правильно питаться, чувство бережного отношения к хлебу.Оборудование: выставка хлебных изделий, рисунок Незнайки, тарелка с кусочками хлеба, пословицы о хлебе.

Ожидаемые результаты:• личностные- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;- уметь в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,совершать правильные поступки• метапредметные- учиться высказывать своё предположение;- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;- учиться ориентироваться в учебнике;- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;- слушать и понимать речь других;- выразительно говорить, читать• предметные- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;- оценивать правильность поведения в быту

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Ход занятия

  1. Организация класса

(Ученик читает стихотворение)Человеку нужно есть,Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться,Чтоб расти и развиватьсяИ при этом не болеть,Нужно правильно питатьсяС самых юных лет уметь! [5;2]- Почему нужно уметь правильно питаться?Сегодня мы продолжим разговор о правильном питании.

2. Проверка домашнего заданияОткройте страницу 29. Какие каши предложены в задании 4? Какие добавки вы придумали? Какие каши вы ели на завтрак? Почему полезно есть на завтрак каши?

Считается, что для детей и взрослых самые полезные каши – гречневая и овсяная. Но все каши по-своему вкусны и питательны.

3. Работа над новым материалом

А теперь поговорим об обеде. Откройте стр.23. В какое время вы обедаете? В какое время рекомендуется обедать?

Для того чтобы пища была хорошо усвоена, необходимо обедать всегда в одно и то же время. Для младшего школьника – это 13-14 часов.Тема нашего разговора (на доске) «Плох обед, если хлеба нет»

Сначала узнаем, из чего должен состоять обед. Нам поможет учебник на стр. 30-31

Чтение по ролям

Уточним, из чего должен состоять обед .

На долю обеда приходится половина калорий, необходимых ребёнку ежедневно. В его состав входит максимальное количество суточной нормы мяса, рыбы или птицы, а также значительная часть овощей. Обед должен состоять из 4 блюд: закуски, первого блюда, второго блюда, третьего блюда.

Игра «Угадай-ка»

Учитель предлагает детям загадки о блюдах, входящих в состав обеда.

1.Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

2. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.(Картофель)

3.Картошка, капуста, морковка да лук…

До чего же хороши

Получились наши…(Щи)

4.Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)[4; 28]

Игра «Секреты обеда» Нам принесли письмо от Незнайки.Здравствуйте, друзья!

Я пишу вам из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах «звёздочки», всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров! Незнайка.Прав ли Незнайка? Каким должен быть обед? [4; 29]Физкультминутка

1,2,3,4,5 – все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

А чтобы узнать, почему плох обед, если хлеба нет, снова обратимся к учебнику.Самостоятельное чтение стр. 32.Что узнали про хлеб?

Кладовая народной мудрости

Русский народ придумал много пословиц о хлебе (на доске)Почему так говорят?Хлеб - всему голова.

Хлеб греет, а не шуба.Нет хлеба - нет обеда.Хлеб да вода – блаженная еда.

Без соли не вкусно, а без хлеба несытно.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Исторические сведения

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб»[3; 105]. Хлеб известен людям с давних пор. В некоторых музеях хранятся окаменевшие кусочки хлеба, его выпекли неведомые пекари сотни лет тому назад. 2700- летний, хлеб нашли в египетских пирамидах[2; 41].

Учёные утверждают, что хлебу не менее 15 тыс. лет, изобрели рецепт «кислого» хлеба (на дрожжах) египтяне[4; 30].

В разных уголках нашей планеты хлеб делают по-разному, используя для этого фасоль, картофель, разные травы, рис и горох. В странах Дальнего Востока к муке добавляются жёлуди дуба и бука. [1;191].

Национально-региональный компонент

В нашем городе выпекают вот такой хлеб (обращение к выставке) (Учитель ставит этикетки-надписи и говорит названия хлеба: бородинский, ржаной, пшеничный)

Бывало, что о хлебе складывались даже легенды. Народная молва уверяет, что перед Бородинским сражением тянулась к знаменитому полю подвода с мукой, разнообразными специями – пряностями, другим провиантом, чтобы накормить защитников земли русской прямо перед решающей схваткой. Шальной снаряд попал в обоз, и смешалась ржаная мука с тмином, с кориандром… Вот и пришлось хлебопёкам выпекать хлеб с этими добавками. С тех давних пор и знаем мы хлеб с героическим названием «Бородинский» [1; 189].

Пшеничный хлеб первыми испекли греки, кукурузный – северо-американские индейцы, ячмённый хлеб норвежских крестьян хранился всю зиму, подвешенный на чердаке к потолку, ржаной хлеб всегда был на столе у славян[2; 41].

- Ребята, кто какой хлеб любит? Почему?

Хлеб при рекомендуемом рациональном потреблении является важным источником не только углеводов, минеральных элементов и витаминов группы В, но и белков.

Игра «Попробуй, угадай» (с закрытыми глазами взять с блюдца кусочек хлеба, попробовать, угадать какой)

Конкурс знатоков «Хлебное разнообразие»

Участникам конкурса нужно вспомнить и назвать как можно больше хлебных изделий.(Батон, булка, крендель, кулебяка, бисквит, печенье, рогалик, лепёшка, блин, калач).Выигрывает тот, кто последним назовёт хлебобулочное изделие.

Воспитательный момент бережного отношения к хлебу- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки).

- Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

- Больше всего хлеб любит, чтобы его уважали : не крошили, в комочки не скатывали, с общей тарелки брали не вилкой, а рукой, и только тот кусок, который станешь есть. Попросили передать - передавай всю тарелку, пусть каждый возьмёт хлеб сам.

4. Заключение

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.Выступление детей1. Вот он, хлебушек душистый,С тёплой корочкой витой.Вот он тёплый, золотистый,Словно солнцем налитой.2. В нём - здоровье наше, сила,В нём - чудесное тепло.В нём - земли родимой соли,Солнца свет весёлый в нём...(хором) Уплетай за обе щёки!Вырастай богатырём!

3.Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.[3; 105]Итог занятия- Почему полезно есть хлеб?

Домашнее задание

- В рабочей тетради школьника практические задания на стр. 34.

Литература

1. Занятия в группе продлённого дня. В.М.Пашнина, Т.В.Шепелева. Издательство «Учитель», 2011 г.

2. Журнал « Детская энциклопедия. Этикет» №11-2005.

3.Классные часы в 1-4 классах. И.В.Персидская. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007г.

4. Разговор о правильном питании. М.М Безруких, Т.А.Филиппова.,2013г.

5. Газета «Начальная школа» №20-2003г.

Заявка

на конкурс по пропаганде здорового питания

Название конкурсной

работы

Плох обед, когда хлеба нет

Номинация конкурса

Внеурочная деятельность по пропаганде здорового питания

Автор (Ф.И.О. полностью)

Яцкина Татьяна Васильевна

Должность

Учитель начальных классов

Муниципальный район

Валуйский район

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Колосковская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области

Статус участника (квалификационная категория, награды, поощрения, звания и проч.)

Первая категория, Почетный работник общего образования РФ

Стаж работы

34 год

Адрес, электронная почта, тел. раб., моб. тел.

Белгородская область

Валуйский район

С.Колосково

Ул Сосновая, 14,

Электронная почта:[email protected]

тел. 951-130-75-17

infourok.ru

Павел Лебедев - Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны

Бьемся на подступах к Ленинграду, прорываем блокаду.

Я рад и горд, что защищал Мурманский порт.

Прошел Белоруссию - наступай на Пруссию.

Разбили под Тильзитом[33] фашистских бандитов.

Наша берет верх - взяли Кенигсберг.

Над фашистами Висла грозой нависла.

На фашистов напала одурь, как бежали за Одер.

Фашистов на Шпрее[34] ударили по шее.

Мы в Берлине, а фашисты - в могиле.

Смерть фашистской гиене и в Берлине, и в Вене!

Штурмовали роты Бранденбургские ворота[35].

Фашистов повергли в прах - и взяли рейхстаг.

Военный быт и досуг

ХОРОШИЙ аппетит бою не вредит.

Что желудку потребно, то и не вредно.

Партизану ужин вдвойне нужен.

Сломали фашистам хребет - и за обед.

Хоть и без стола, да из одного котла.

Хороши обеды - после победы.

Хороша и уха, когда разбили врага.

Варит дед партизанский обед.

Наши поварята - смелые ребята.

Гордимся мы поваром с курским говором.

Повар не спит, когда суп кипит.

Разгромили фашистский обоз - привезли провизии воз.

Хорошая беседа не хуже обеда.

У партизанского шалаша беседа хороша.

Партизаны курили - о боях говорили.

Разговор начинаем - о былом вспоминаем.

Собираемся вместе слушать вести.

Письма для солдата - отрада.

Получил из тыла привет - вот боец и согрет.

Комиссара встречаем - газеты получаем.

Это не секрет, что плохо без газет.

Плохо бойцу без сигарет, еще хуже без газет.

Без газет и веселья нет.

Партизаны согреты теплом газеты.

Отдыхать не спеши - стенгазету пиши.

В лесу прибавилось света: вышла газета.

Листовки людям читаем - за труд не считаем.

Воюют не только винтовками, но и листовками.

Будь ловким - передавай листовки.

Не верь фашистским толкам - верь советским листовкам.

Листовки получаем - вести читаем.

Читаем сводки в партизанской листовке.

У партизанского костра шутка остра.

Партизаны цигарки крутят - между собой шутят.

В бою успех - после боя шутки и смех.

Шутка в бою согреет, на привале развеселит.

Шутка - минутка, а заряжает на час.

Шутку шутить - отряд веселить.

Шутка солдата красит.

Кто шутлив, тот и счастлив.

Кто в отряде людей веселит, за того весь отряд стоит.

В партизанской землянке шутки сладки.

Партизанский смех развеселит всех.

От партизанского смеха - далекое эхо.

Партизанский смех - не грех.

Шутки и смехи - службе не помехи.

В партизанах без шутки - ни минутки.

Бывалый партизан заговорит - всех уморит.

Оттого и веселый нрав, что брав.

Кто не боится - тот и веселится.

У этого молодчины не бывает кручины.

Партизанам не сподручно жить скучно.

Мы печали не замечали.

Веселье в службе помогает, уныние в прах повергает.

От скуки - одни муки.

Печаль не уморит, а здорово повредит.

Печаль беде не помощник.

День меркнет ночью, а человек печалью.

Сушит не работа, а забота.

Горе забывай, радость добывай.

Горе забудь, веселым будь.

И в дождь и в вёдро чувствуй себя бодро.

Моль одежду ест, а печаль - человека.

Нас печаль не съест: поем песни окрест.

Не все нам терпеть - будем и петь.

Шути и смейся - на победу надейся.

Можно и в победе отчаяться, если печалиться.

На войне грустить - победу упустить.

Не к добру впадать в хандру.

Кто на фронте ноет, тот себе могилу роет.

Воевать - так не унывать.

На войне веселье - не безделье.

И в трудные дни скуку гони.

Пусть пропадает грусть.

Убежала тоска из нашего леска.

К партизанам печали вообще не стучали.

Дома болели, а в отряде повеселели.

Сердце веселится - и лицо цветет.

Оттого и поется, что сердце бьется.

Тоска сердце сосет, а песня счастье несет.

Где поется, там и счастливится.

У костра сидеть - песни петь.

Кто любит пляски, а кто - слушать сказки.

Красна песня ладом, а сказка складом.

Сказка - выдумка, а песня - быль.

Партизанская сказка - сердцу ласка.

У партизан что ни сутки, то новые прибаутки.

Есть у нас поговорки - о партизанской сноровке.

Эти пословицы о храброй коннице.

И про солдатскую честь пословица есть.

Наша пословица больно колется.

Пословица не клинок, а колет в бок.

И пословица за врагами гонится.

Партизанское веселье от боевого похмелья.

Партизаном быть - так не ныть.

Бодрость - спутник победы.

Сохрани до конца боевой дух - разбей врага в пух.

Иди прямо, гляди браво.

Идешь в наступление - поднимай настроение.

Людей настроим - и удары утроим.

Без духовного порыва не совершишь прорыва.

Кто головой поник, тот не фронтовик.

Надо не грустить, а врагу мстить.

Кто весел, а кто нос повесил.

Кто смелее, тот и веселее.

Храбрый веселится, а трус ноет.

Где скука и вялость, там и усталость.

Кто в бою вял - тот голову потерял.

Голову не вешай: схватит леший.

Кто в бою ноет - того и пуля скорей догонит.

Кто хнычет - в того и пуля тычет.

Пользы оттого мало, если воюешь вяло.

Сначала подбодрись, а потом и с врагом дерись.

Не ной - лучше песню спой.

В веселый час и смерть не страшна.

Песню спеть, потом умереть.

Погибать - так с музыкой.

Чем с плачем жить, так лучше с песнями умереть.

Всего веселее убитых фрицев считать.

Партизаны поют и играют, а фашисты трупы считают.

Партизанам играть, а фашистам умирать.

Партизану песни петь, а фашисту на суку висеть.

Фашист в могилу свалился - партизан развеселился.

Партизану хохотать, а фашисту подыхать.

Потому и смешно, что фашистам горе пришло.

Партизаны пляшут, а фашисты плачут.

Плясать - врагов топтать.

Расправились с врагами - можно топать ногами.

Пой и пляши, коль успехи хороши.

Пусть лес скажет, как партизан пляшет.

Партизану Федоту сплясать в охоту.

Спляши-ка, друг, мы раздвинем круг.

Снимай каску, начинай пляску.

Письма написали, а затем сплясали.

Пошли вприсядку - по порядку.

И лес приветливо машет, когда партизан пляшет.

Служит в отряде пара - баян и гитара.

Хорошо партизанам - с баяном.

В партизанах без гармошки что за обедом без ложки.

Партизан у костра играл до утра.

Без гармонистов не бьют фашистов.

Идем на полянку - растянем тальянку.

Гармонь давайте, песни запевайте!

Сыграй нам немножко, боевая гармошка.

Партизанская гармонь ходила в огонь.

С этой гармошкой был под бомбежкой.

У партизан гармонисты очень речисты.

Взял гармонь в руки - и нет скуки.

Партизаны подоспели - и мы спели.

Поют партизанки под голос тальянки.

В землянке - певицы, а в бою - тигрицы.

Песни поются - в лесу раздаются.

Партизанские песни всему лесу известны.

Без песен и лес теряет интерес.

Поют партизаны у дуба - послушать любо.

Песни слушать что мед кушать.

Песни уже тем полезны, что на слух интересны.

Песня "Гренада" - гордость отряда.

Песня - партизанские крылья.

Песня боевая - сестра родная.

Песня - подруга, а шутка - сестра.

Песня - сестра старшая, а частушка - младшая.

Партизанская частушка - вина кружка.

И песня по врагу стреляет.

Снарядом и песней по врагу треснем.

Песня и частушка нужны, как снаряд и пушка.

В тылу и на фронте песни пойте.

Без хлеба можно прожить неделю, а без песни - ни одного дня.

Чем в землянке храпеть, лучше песню спеть.

В партизанах без песен рот тесен.

Партизан без песен никуда, если песни нет - беда.

Без песен на войне труднее вдвойне.

Шутки и пение - на войне спасение.

Кто шутит и поет - тот врага крепче бьет.

Партизаны не скучают - их песни выручают.

Солдат песне рад.

Чем горевать, лучше запевать.

Пришел запевала - и легче стало.

Исстари так ведется: без запевалы не поется.

Без запевалы и певцы вялы.

Вы костер разложили, а мы песню сложили.

Песни слагаю - бить врага помогаю.

Что меч, что перо - сражаются за одно.

Песни петь надо уметь.

Отдых получили - песню разучили.

Хороши и спевки, если удары по врагу крепки.

Где оборона надежна, там и петь можно.

Там и поют, где врагов бьют.

Надо так на вещи смотреть: кончен бой - можно петь.

Разбили фашистских воров - можно петь у костров.

Спой частушку, как попался фашист на мушку.

О том и припевают, что фашистов убивают.

profilib.net


Смотрите также