Изобразительно-выразительные средства языка. Обеды задавал он отличные стилистическая фигура


Студент журфака: Стилистика и литературное редактирование

Аллегория (троп) – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи т.д. Анафора, или единоначатие (стилистическая фигура) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например (лексическая анафора): Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством… (Л.). Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора): Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей. Антанаклаза (стилистическая фигура) – стилистическая фигура, основанная на повторении антонимичных или многозначных языковых единиц в замкнутом тексте: И мир на время наступил в мире, стражей под стражу, с душой о душе. Антитеза (стилистическая фигура) – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был яств, там гроб стоит. Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. Асиндетон (или бессоюзие) – фигура речи, в которой усиление выразительности достигается за счет намеренного пропуска союзов. Функция состоит в том, что данные фигуры используются для перечисления составляющих картину элементов или общего впечатления о ней. Явился, женился, увез. Гипербола (троп) – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал (М.) Градация (стилистическая фигура) – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид; Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (в обоих предложениях определения-прилагательные расположены в системе восходящей градации). Зевгма (стилистическая фигура) – стилистическая фигура, смысл которой в объединении разных в смысловом аспекте реалий: Он пил чай с женой, с лимоном и удовольствием. Хозяин, блестя очками и остроумием, возглавлял стол. Она имела два вставных зуба и доброе сердце. Инверсия (стилистическая фигура)- это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи: С ужасом думала я, к чему все это ведет! И с отчаянием признавала власть его над моей душою; Вывели лошадей. Не понравились они мне; Изумительный наш народ!; Обеды задавал он отличные. Литота (троп) – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явление: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…                 Другое значение литоты – определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного (ср.: неплохо сказано – хорошо сказано): Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова. Метафора (троп) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например, в предложении: Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья, слово весны метафорически употреблено в значении “юности”. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора – одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.                 Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М.Г.). Оксюморон (стилистическая фигура) – (греч. “остроумно-глупое”) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, живой труп. Параллелизм (стилистическая фигура) – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Паронимическая аттракция – абсолютно не связанные по смыслу слова сближаются на основе некоторой общности их звучания: Уст – устраняет неприятные запахи, Wella – вы великолепны. В данном приеме частным проявлением являются аллитерация и ассонанс. Полисиндетон – намеренное использование союзов в значительно-больших объемах, нежели это необходимо для условий коммуникации. Период (стилистическая фигура) – стилистическая фигура, которая представляет собой словосочетание, ритмико-интонационное образование. Период используется в публицистике и художественной речи. Достижение выразительности – основная функция периода. Иногда, в ситуации, когда тема повествования является обыденной, мало заслуживающей общественного внимания, с помощью периода может достигаться ирония. Ритмичность в периоде поддерживается параллельностью строения компонентов, повтором предлогов, лексическими повторами. Классический период: обозначения события – когда (если) …, когда (если) …,  когда (если) …, - обозначения события. Пусть игрушки были не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато, такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Перифраза (или перифраз) (троп) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: автор “Героя нашего времени”, царь зверей. Эпифора, или концовка, (стилистическая фигура) – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.). 

studyjourn.blogspot.ru

Стилистические фигуры. на Сёзнайке.ру

 

1) Анафора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)

2) Эпифора – вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). Струится нетихнущий  дождь, томительный дождь (В.Брюсов)

3) Антитеза – ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты

Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов).

4) Оксюморон – сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению.

Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А.Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок) Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М.Цветаева) Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (Твардовский). Огромная осень, стара и юна,  в неистово-синем сиянье окна. (А.Вознесенский)

5) Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач).

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

6) Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся  значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.

А) Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).

В сенат подам, министрам, государю» (А.Грибоедов). «Не час, не день, не год уйдёт» (Баратынский).  Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный! – нарастает, усиливается интонационно-смысловое напряжение – восходящая градация.

Б) «Не бог, не царь, и не герой» - слова расположены в порядке ослабления их эмоционально-смысловой значимости – нисходящая градация.

7) Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи.

Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье.

8) Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (Жуковский)

Офицер – из пистолета, Тёркин  - в мягкое штыком. (Твардовский)

9) Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому  догадываться о невысказанном.

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,

Что уж барону время умереть. (Пушкин)

10)Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин).

11) Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь)

12) Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на  поля, и на широкий Днепр.(Гоголь) По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн)

13) Бессоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин)

 

www.seznaika.ru

Изобразительно-выразительные средства языка - презентация онлайн

1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Подготовка к ЕГЭ Задание 24

2. Виды тропов

Троп – слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-то отношении. Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа Например: В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи

3. Виды тропов

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение, например: Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления, например: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить

4. Виды тропов

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Например: Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой

5. Виды тропов

Метонимия - (переименование) Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Например: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.

6. Виды тропов

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Вместо целого предмета лишь его части, или целого вместо части, или единственного числа вместо множественного, или определенного числа вместо неопределенного Например: Эй, ты, шляпа! Эй, борода!

7. Виды тропов

Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ, например: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами Эпитет - художественное, образное определение, поэтическое прилагательное Например: Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

8. Виды тропов

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков: царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная Китай

9. Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Парнасская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

10. Стилистические фигуры

Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…

11. Стилистические фигуры

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)

12. Стилистические фигуры

Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия Например: И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

13. Стилистические фигуры

Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Например: Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала.

14. Стилистические фигуры

Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Например: Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

15. Стилистические фигуры

Инверсия - обратный порядок слов Например: Досадно было, боя ждали Прямой порядок слов: Маленькая мышь убежала в подпол

16. Найдите инверсию в предложениях.

Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Обеды задавал он отличные. Руку мне подал на прощанье. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Тут сгорел мой приятель со стыда.

17. Стилистические фигуры

Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления

18. Найдите градацию в предложениях

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

19. Стилистические фигуры

Оксюморон- стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона. И невозможное возможно, дорога долгая легка. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

20. Стилистические фигуры

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма Эти бедные селенья, эта скудная природа – край родной долготерпенья, край ты русского народа. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.

21. Стилистические фигуры

Парцелляция- такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот изза чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)

ppt-online.org

Изобразительно-выразительные средства языка - online presentation

1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Подготовка к ЕГЭ Задание 24

2. Виды тропов

Троп – слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-то отношении. Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа Например: В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи

3. Виды тропов

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение, например: Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления, например: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить

4. Виды тропов

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Например: Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой

5. Виды тропов

Метонимия - (переименование) Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Например: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.

6. Виды тропов

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Вместо целого предмета лишь его части, или целого вместо части, или единственного числа вместо множественного, или определенного числа вместо неопределенного Например: Эй, ты, шляпа! Эй, борода!

7. Виды тропов

Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ, например: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами Эпитет - художественное, образное определение, поэтическое прилагательное Например: Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

8. Виды тропов

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков: царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная Китай

9. Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Парнасская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

10. Стилистические фигуры

Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…

11. Стилистические фигуры

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)

12. Стилистические фигуры

Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия Например: И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

13. Стилистические фигуры

Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Например: Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала.

14. Стилистические фигуры

Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Например: Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

15. Стилистические фигуры

Инверсия - обратный порядок слов Например: Досадно было, боя ждали Прямой порядок слов: Маленькая мышь убежала в подпол

16. Найдите инверсию в предложениях.

Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Обеды задавал он отличные. Руку мне подал на прощанье. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Тут сгорел мой приятель со стыда.

17. Стилистические фигуры

Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления

18. Найдите градацию в предложениях

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

19. Стилистические фигуры

Оксюморон- стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона. И невозможное возможно, дорога долгая легка. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

20. Стилистические фигуры

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма Эти бедные селенья, эта скудная природа – край родной долготерпенья, край ты русского народа. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.

21. Стилистические фигуры

Парцелляция- такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот изза чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)

en.ppt-online.org


Смотрите также