Разработка урока по басне И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». Она осталась без обеда благодаря своей глупости ответ


Методическую разработку урока по басням И.А. Крылова

Тема: И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом».

Цель: совершенствование знаний по теме «Басни И. А. Крылова».

Задачи: ознакомить с жизнью и творчеством писателя;

развивать внимание, память, интерес к творчеству И. А. Крылова;

воспитывать эстетические качества.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням,иллюстрации к басням; кроссворд;

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Метод урока: словесный,наглядный

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока

III. Изучение нового материала

Беседа о писателе

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до И. Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год мы встречаемся с баснями И. А. Крылова. А сегодня мы проводим урок-повторение по басням Крылова в форме викторины.

Игры по басням

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

а) В какой басне звучат эти слова?

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

(«Волк и Ягненок».)

б) Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час

Так, что голову вскружило?

(«Стрекоза и Муравей».)

в) Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

д) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона.)

е) Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)

ж) Куда попал ночью волк, «думая залезть в овчарню»? (На псарню.)

з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и Виноград».)

Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Вопросы:

1. Героиня басни «Квартет».

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?

6. Любимое блюдо Демьяна.

7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись»?

8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

Ключевое слово: Стрекоза.

Конкурс «Угадай-ка». На карточках обозначены герои басен.

– И – И – А

О – Е

– О – Ь – А

– О – О– Е –

В – – –

– У – А – Е –

– Т – Е – О – А

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Первая игра – «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)

2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)

3) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)

4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)

5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)

6) «"Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит». (Шавка.)

Вторая игра – «Загадочные животные.

КВОЛ

ПУХЕТ

РАЙЕВУМ

ГУБОЛЬ

ЕСОЛ

ЛСОН

Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Ответы: волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

– В каких баснях встречаются эти животные? (В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».)

IV. Подведение итогов урока.

– Самым лучшим знатоком басен оказался…

V. Домашнее задание

infourok.ru

Урок по басням Крылова | Школьные файлы SchoolFiles.net

Тема. «Басни Крылова».

Цели. Повторить произведения И.А. Крылова, развивать внимание, память, умение самостоятельно пользоваться необходимой литературой, коммуникативные умения, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование. Портрет И. А. Крылова, рисунки детей к басням, книга «Басни Крылова», конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, чёрный ящик, очки, зеркало.

Ход урока1. Организационный моментНа доске портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

2. Вступительное словоУчитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт- Петербурге изображены персонажи его басен. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявлялся в баснях.Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по народному, что каждый легко их запоминает.В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведём в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

3. Конкурсная программаУченик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны, и выявляется лучший знаток басен Крылова.У. Сначала проведём разминку.

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышим.Но мы истории не пишем.

В какой басне звучат эти слова? ( Стрекоза)

У. Перечислите героев басни, которые затеяли «сыграть квартет»

(Мартышка, Осёл, Козёл, да Мишка)

У. Кто смеялся над чужой бедой?( Голубок)

У. Кого по улицам водили, как видно на показ?(Слона)У. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»?(Кукушка и петух)У. Куда попал ночью волк, думая, залез в овчарню?(На псарню)У. слова из какой басни стали крылатыми выражениями: «Видит око , да зуб неймёт»?(Лисица и виноград)У. Молодцы ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на столе.Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.Конверт 1Поэтический конкурс.Каждый желающий читает наизусть понравившуюся басню.Конверт 2.Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание не оценивается.Конверт 3.Конкурс эрудитов. Детям раздаются кроссворд с вопросами.

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы.1. Героиня басни «Квартет».2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.3. Кто из драки «Хочет попасть в большие забияки»?4. У кого к зиме «был готов и стол и дом»?5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?6. Любимое блюдо Демьяна.7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы (1.Мартышка, 2. Обезьяна 3. Моська 4. Муравей 5. Кукушка 6. Уха 7. Лебедь 8. Ворона)

У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела всё лето».(Стрекоза)

Конверт 5.Конкурс «Угадай – ка».На карточках обозначены герои басен.Какие герои басен здесь зашифрованы?

- и - и - ао - ё -- о – ь – а- о – о – е – в - - --у – а – е – - т – е- о – а (Лисица, Осёл, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза)Конверт 6. Конкурс «Кто больше»?За одну минуту на листках дети должны написать как можно больше героев басен.Конверт 7.Конкурс «Чёрный ящик». Учитель достаёт чёрный ящик- В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть «что там за рожа». (Зеркало)- В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины. ( Очки)

4. Игровая программаУ. Переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте , что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется «Путаница». Отгадайте , что здесь перепутано?«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».« Как милый Кочеток, поёшь ты громко, важно!» (Петушок)«Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз впряглись». (Взялись)« Ворона гавкнула во всё воронье горло». (каркнула)« Мартышка к старости слаба ушами стала.» (глазами)« Соседка, перестань срамиться, ей бабка говорит». (шавка)

У. Следующая игра «Загадочные животные»На доске: кволпухетрайвеумгубольёсоллсон

Здесь даны названия героев басен только буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и получите названия животных.(Волк, петух, муравей, голубь, осёл, слон.)

У. В каких баснях встречаются эти животные?(Волк и Ягнёнок, Кукушка и Петух, Стрекоза и Муравей, Чиж и Голубь, Квартет, Слон и Моська)

У. Следующая игра «Лото».На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части – названия басен.

Лето красное пропела. Стрекоза и МуравейС ним была плутовка такова Ворона и ЛисицаСоседка, перестань срамиться! Слон и МоськаВперёд чужой беде не смейся, Голубок. Чиж и ГолубьЯ три тарелки съел. Демьянова ухаЧтоб музыкантом быть, так надобно уменье. КвартетА воз и ныне там. Лебедь, Щука и РакА проку на волос в них нет. Мартышка и очкиСильнее кошки зверя нет! Мышь и Крыса

У. Вам нужно определить из какой басни взяты эти строчки . Правильно наложив карточки вы увидите на получившейся картине героя басни Крылова.Дети выходят к доске и выполняют задание.

- Героиню, какой басни вы видите на доске? Ворона из басни «Ворона и Лисица».

5. Подведение итогов

Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался..Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен и книгой «Стрекоза и Муравей»

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы.1. Героиня басни «Квартет».2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.3. Кто из драки «Хочет попасть в большие забияки»?4. У кого к зиме «был готов и стол и дом»?5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?6. Любимое блюдо Демьяна.7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.Вопросы.1. Героиня басни «Квартет».

1

2

3

4

5

6

7

8

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.3. Кто из драки «Хочет попасть в большие забияки»?4. У кого к зиме «был готов и стол и дом»?5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?6. Любимое блюдо Демьяна.7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы.1. Героиня басни «Квартет».2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.3. Кто из драки «Хочет попасть в большие забияки»?4. У кого к зиме «был готов и стол и дом»?5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?6. Любимое блюдо Демьяна.7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Вопросы.1. Героиня басни «Квартет».

1

2

3

4

5

6

7

8

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.3. Кто из драки «Хочет попасть в большие забияки»?4. У кого к зиме «был готов и стол и дом»?5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?6. Любимое блюдо Демьяна.7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

- и - и – а-о - ё -- о – ь – а- о – о – е –в - - --у – а – е –- т – е - о – а

Конкурс 1.Поэтический конкурс.Каждый желающий читает наизусть понравившуюся басню.

Конкурс 2.Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание не оценивается.

Конкурс 3.Конкурс эрудитов. Детям раздаются кроссворд с вопросами.

Конкурс 5.Конкурс «Угадай – ка».На карточках обозначены герои басен.Какие герои басен здесь зашифрованы?

Конкурс 6. Конкурс «Кто больше»?За одну минуту на листках дети должны написать как можно больше героев басен.

Конкурс 7.Конкурс «Чёрный ящик».

МОУ Прокуткинская средняя общеобразовательная школа

Провела учитель нач. классовАверина Наталья Кирилловна

Прокуткино 2008Самоанализ открытого урока по литературе «Басни дедушки Крылова», проведённого в 4 классе.

Басни Крылова дети слышат с первых учебных дней. Как проверить, запомнили они произведения или нет, нравится им этот жанр или нет. Я решила провести урок- конкурс, в ходе которого можно получить эти ответы.Цель моего урока – повторить произведения И. А. Крылова, развивать внимание, память, коммуникативные навыки, воспитывать любовь к литературе.Особенностью этого урока было то, что впервые применялось мультимедийное оборудование (показ слайдов).Уроку предшествовала серьёзная подготовка, как учителя, так и учеников. Дети получили задание: перечитать басни Крылова, по желанию выучить понравившуюся басню, нарисовать иллюстрацию к басне.В начале урока дети познакомились с биографией автора, затем предлагалась конкурсная программа, в ходе которой нужно было выявить лучшего знатока басен Крылова. В ходе урока все дети были очень активны, практически все задания выполняли с лёгкостью, это говорит о том, что дети добросовестно отнеслись к предварительной подготовке.Очень оживил урок показ слайдов и инсценировка басни «Ворона и Лисица». На доске была оформлена выставка ярких красочных рисунков детей. Отклонений от плана урока не было. Все что запланировано было сделано. Но не хватило времени всем желающим рассказать басню. При подведении итогов, по количеству правильных ответов лидировали 4 ученика, они были награждены эмблемой «Лучший знаток басен Крылова».В целом уроком я довольна. Поставленные цели удалось решить на необходимом уровне и избежать при этом перегрузки учащихся.15

schoolfiles.net

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Творчество И. А. Крылова»

Дополнительные сочинения

Цели:

- обобщение знаний детей о творчестве И. А. Крылова;

- развитие интереса к творчеству баснописца;

- привитие моральных принципов поведения.

Наглядный материал:

- выставка книг басен И. А. Крылова;

- видеозапись мульфильма "Стрекоза и Муравей";

- компьютер, мультимедийный проектор;

- магнитофон;

- портрет И. А. Крылова;

- фотография памятника в Петербурге;

- плакат с кроссвордом;

- детские рисунки;

- чёрный ящик;

- маски зверей для инсценировки;

- карточки с моралью из басен;

- иллюстрации русских художников к басням И. А. Крылова;

- деревянные ложки, погремушки, бубны

Предварительная подготовка:

Детям даётся задание:

1. Прочитать произведения и выписать мораль каждой басни:

Стрекоза и Муравей

Мартышка и очки

Зеркало и Обезьяна

Волк на псарне

Волк и Ягнёнок

Слон и Моська

Ворона и Лисица

Лебедь, Щука и Рак

Квартет

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне

3. Инсценировать басню И. А. Крылова

Форма работы: групповая.

Выступление группы детей.

(песня с деревянными ложками, погремушками, бубнами)

Ах вы, сени, мои сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

Выходила молода

За новые ворота.

Выходили молода

За новые ворота,

Выходила, выходила,

Приговаривала:

Ведущая:

- Ой вы, гости-господа!

Заходите вы сюда!

Мы ребята непростые,

Мы ребята удалые!

Любим басни мы читать -

Ведь хотим мы лучше стать!

Но вы сильно не кричите,

Лучше слушать нас спешите.

Помогите нам в успехе

И в здоровом, бодром смехе!

На доске - эпиграфы:

1. Люблю, где случай есть,

Пороки пощипать

И. А. Крылов

2. Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и

выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём

воедино.

Н. В. Гоголь

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово Учителя:

Крылов говорил: "Люблю, где случай есть,

Пороки пощипать".

И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.

И, как считал В. Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.

- Дети! Сегодня ваша задача - показать, насколько хорошо вы изучили творчество И. А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: "Почему?" Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами - всегда праздник.

- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник - сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).

2. Сообщение о биографии автора.

(выступают подготовленные дети).

1) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.

2) В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель:

- Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне. А что такое басня, знаете?

(Ответы детей).

Басни - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о

жизни.

Итак, повторим ещё раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.

БАСНЯ - краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного - два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.

Басня - это литературный жанр, который берёт своё начало в далёком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии - Лессинг, в России - Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.

Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.

Басня может быть написана и прозой, также её героями могут быть и люди.

И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей он представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливаем жизненный опыт. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения.

1. "Да работала ль ты в лето,

Так пойди же попляши".

2. "Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было".

3. "Сыр выпал - с ним была плутовка такова".

4. "А Васька слушает да ест".

5. "А ларчик просто открывался".

6. "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь".

3. Литературное состязание.

Учитель:

- А теперь узнаем, на сколько вы хорошо знаете басни.

Вопросы к литературному состязанию:

1. "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок". В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).

2. У кого к зиме под кустом "Был готов и стол, и дом"? (У Муравья).

3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).

4. Чёрный ящик. Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).

5. За кем по улицам "толпа зевак ходила"? (за Слоном).

6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).

7. Чёрный ящик. Внимание! В нём находится предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе достала". (Очки).

8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга "не боясь греха"? (Кукушка и Петух).

9. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!". (Волк и Ягнёнок).

10. Чёрный ящик. Внимание! В нём находится предмет, при помощи которого героиня называет себя кривлякой. (Зеркало).

4.Решение творческих заданий.

Учитель:

       

- А теперь отгадайте кроссворд:

Отгадайте кроссворд "Басни И. А. Крылова".

1. Кто так говорил: "До того ль, голубчик было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так что голову вскружило".

2. Кто смеётся "вперёд чужой беде"?

3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале?

4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

5. Кто "без драки" хотел попасть в большие забияки?

6. Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись.

7. Кого по улицам водили, как будто на показ?

Кроссворд:

1. Стрекоза. 2. Голубь. 3. Обезьяна. 4. Ворона. 5. Моська. 6. Рак. 7. Слон.

Задание "Кто быстрее закончит фразу":

Продолжите фразу:

- Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона.

- Ворона каркнула во всё воронье горло.../ сыр выпал, с ним была плутовка...

- А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь.

- Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт.

- Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было...

- А Васька.../ слушает да ест.

- За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха.../ за то, что хвалит он...

- У сильного.../ всегда бессильный виноват.

- Чтоб музыкантом быть.../ так надобно терпенье.

- Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может.

- Ты всё пела. Это дело.../ так поди же попляши.

- Невежда также в ослепленье.../ бранит науки и ученья и все учёные труды...

5. Работа с портретом И. А. Крылова.

Учитель:

- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей).

Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость - эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве

Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне "Кукушка и петух", в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.

Чтение басни "Кукушка и петух". (Маша).

6. Конкретизация знаний.

Вопросы и задания гостям:

6.1. 1.Какую басню вы впервые услышали в своей жизни? Кто её автор?

2. В школе вы уже познакомились с текстами басен И. А. Крылова. Расскажите с какими.

3. Чем басни помогают нам? (Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней)

4. А в чём разница между юмором и сатирой? (Юмор - доброе подшучивание, а сатира - злостное высмеивание недостатков).

- В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что это такое? (ответы детей)

(Раздать листочки с отрывками из басен)

6.2. Таблица:

Учитель:

Мораль - это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки. Сейчас мы проверим, как вы умеете соотносить басню и мораль, которую она содержит.

На доске - таблица, а перед вами, на столе - листок со строками басен, в которых заключена мораль. Вы должны выбрать название басни, а потом прочитать строки, в которых заключена мораль.

Таким образом мы заполним таблицу на доске.

Квартет Лебедь, Щука и Рак Ворона и Лисица

Зеркало и Обезьяна Кукушка и Петух Стрекоза и Муравей

Волк и Ягнёнок Мартышка и очки Слон и Моська

7. Воплощение басен Крылова в искусстве.

Учитель:

- Басни не только читают, они нашли своё отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен Крылова в исполнении ребят.

Инсценировка 2-х басен.

"Свинья под Дубом",

Анализ басни:

1. Интересна ли басня?

2. Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой?

3. Кто такой невежда? (неучёный, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвящённый).

4. Объясните аллегорию басни (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещенья (жёлуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

5. Можно ли сказать, что автор осуждает свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (отчаяние, беспомощность, укор)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

"Ворона и Лисица".

Анализ басни:

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? ("Лисицу сыр пленил")

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (использует лесть, хвалебные речи. "Вертит хвостом...и говорит так сладко, чуть дыша...").

4. В чём заключается глупость вороны? (у неё преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть ("вскружилась голова", "от радости в зобу дыханье спёрло".

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? (Лисица преследует цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что всё сказанное Лисицей - правда).

6. В чём смысл басни? (нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности).

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

Вывод: И. А. Крылов даёт возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна ("...лесть гнусна, вредна").

Обращение к гостям:

После просмотра выступлений проводится обсуждение:

- Ребята, какая инсценировка вам больше всего понравилась?

- Удалось ли артистам передать характер героев?

- Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?

8.3. Просмотр видео записи мультфильма по мотивам басни "Стрекоза и Муравей".

Учитель:

- Мы увидели басни на сцене, а сейчас предлагаем вам посмотреть басню И. А. Крылова на экране. Вашему вниманию предлагается мультфильм, снятый по мотивам басни "Стрекоза и муравей".

(Просмотр мультфильма).

Обсуждение.

8. Басни Крылова в изобразительном искусстве.

Учитель:

- Басни Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве.

Многие художники писали иллюстрации к его басням. (Е. Рачев - учебник).

Ребята в своих рисунках тоже отразили сюжеты из басен Крылова. Давайте их рассмотрим.

(просмотр рисунков)

- Какой из рисунков больше всего понравился?

- Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

9. Подведение итогов.

Учитель:

- Ребята, заинтересовали ли вас творчество И. А. Крылова?

Посмотрите выставку книг Крылова. Мы сегодня поговорили только о малой доле его творчества. Если у вас возникло желание, вы можете взять любую книгу и прочитать её.

(- Вы сегодня активно участвовали в нашем празднике, а в качестве награждения мы всех участников угощаем шоколадом "Басни Крылова").

Вывод:

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.

В. Г. Белинский: "Всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".

Хочется закончить наше выступление стихотворением:

Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И. А. Крылову:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни "Букварь" постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта наша быль.

И не забудут этой были

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Кн. П. Вяземский.

dp-adilet.kz

III. Чтение текста учителем — Мегаобучалка

– На что похожа роса на траве в летнее солнечное утро?

Во время ответа детей учитель поясняет, что алмаз – это прозрачный драгоценный камень, который сильно блестит.

IV. Самостоятельное чтение текста учащимися.

Учащиеся читают самостоятельно текст, готовясь к ответам на вопросы:

– Какая картина природы восхитила великого писателя?

– Благодаря какой черте своего характера Толстой смог подметить необычное в простой росе, которую множество людей много раз видели и воспринимали как обычное явление?

V. Чтение текста детьми про себя.

VI. Работа в группах.

Одна часть класса готовится пересказать близко к тексту описание блеска росы; другая – готовит пересказ о перекатывающейся росинке. Ученики запоминают более выразительные, по их мнению, слова и словосочетания с тем, чтобы использовать их в своих рассказах.

VII. Пересказ текста учениками.

VIII. Итог урока.

Домашнее задание: чтение и пересказ.

 

Басни И. А. крылова

Цели: развивать внимание, память, интерес к творчеству И. А. Крылова; совершенствовать знания по теме «Басни И. А. Крылова».

Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням; конверты с заданиями; иллюстрации к басням; кроссворд; карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений.

Оформление доски: портрет баснописца и рисунки детей к басням.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до И. Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год мы встречаемся с баснями И. А. Крылова. А сегодня мы проводим урок-повторение по басням Крылова в форме викторины.

III. Конкурсная программа.

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

Разминка.

а) В какой басне звучат эти слова?

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

(«Волк и Ягненок».)

б) Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час

Так, что голову вскружило?

(«Стрекоза и Муравей».)

в) Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

д) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона.)

е) Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)

ж) Куда попал ночью волк, «думая залезть в овчарню»? (На псарню.)

з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и виноград».)

– Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые лежат на столе.

Конверт 1.

Поэтический конкурс. Каждый желающий ученик читает понравившуюся басню Крылова.

Конверт 2.

Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание готовится заранее.

Конверт 3.

Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

Конверт 4.

Конкурс эрудитов. Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Вопросы:

1. Героиня басни «Квартет».

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?

6. Любимое блюдо Демьяна.

7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись»?

8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

Ключевое слово: Стрекоза.

Конверт 5.

Конкурс «Угадай-ка». На карточках обозначены герои басен.

– и – и – а

о – е

– о – ь – а

– о – о– е –

в – – –

– у – а – е –

– т – е – о – а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Конверт 6.

Конкурс «Кто больше?». За 1 минуту на листочках написать как можно больше героев басен.

– Переходим к игровой части нашего урока.

Первая игра – «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)

2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)

3) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)

4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)

5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)

6) «"Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит». (Шавка.)

Вторая игра – «Загадочные животные.

Квол

Пухет

Райевум

Губоль

Есол

Лсон

Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Ответы: волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

– В каких баснях встречаются эти животные? (В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».)

megaobuchalka.ru

Разработка урока по басне И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

Тема. И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

Цели урока. Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова; вспомнить другие, изучаемые ранее. Продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением читать художественные произведения, учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить «видеть» и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни. Донести юмор и иронию басни; научить находить мораль-поучение в произведении. Расширять кругозор.

Оборудование. Портрет И.А.Крылова, кроссворд «Басни Крылова», книги «Басни Крылова», рисунки детей к басням.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».

2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?

6.Любимое блюдо Демьяна.

7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».

8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка.2. Обезьяна.3. Моська.4. Муравей.5. Кукушка.6. Уха.7. Лебедь.8. Ворона.

Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела всё лето». (Стрекоза)

Желающие читают наизусть понравившуюся басню И. Крылова.

3.Сказка «Лев и лисица»

Дети читают сказку.

-Что вы узнали о Льве? ( Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её.)

- Что вы узнали о Лисице? (Лисица хитра и проворна.)

- Можно ли их назвать друзьями? ( Нет. Друзья помогают друг другу.)

-О чём эта сказка? (Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.)

Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость-это беда от себя.

4.Тема урока

Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем И.Крылова.

(Учитель показывает портрет баснописца.)

В этом году – юбилейная дата – 240 лет со дня рождения И.А.Крылова. К юбилейной дате писателя вышел буклет о жизни и творчестве Крылова.

-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни-маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

(Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука.)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто нарисован на картинке? ( Это герои басни.)

- Что общего между ними? ( Все они живут в воде.)

- Что они делают?

-Как вы думаете, получится у них это дело? – Почему? ( Какие глупые герои - тянули в разные стороны.)

- А теперь послушайте, как об этой истории рассказывает Крылов.

5.Чтение басни учителем выразительно.

- Понравилась вам басня?

- Какое чувство испытывали, слушая басню? ( Смешно.)

- Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)

-Почему же Лебедь, Щука и Рак не смогли сдвинуть воз? ( «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду»)

-Что поняли? ( Это несчастные животные, глупые, не знают, как поступить.)

-Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.) – «Однако воз и ныне там».

6.Чтение басни учащимися самостоятельно. ( Про себя)

Перед чтением учитель даёт детям задание.

- Какова основная мысль басни? (Как ни стараются Лебедь, Рак и Щука, а воз и ныне там).

7.Анализ басни.

-Давайте ещё раз прочитаем басню, но уже не про себя, а вслух.

- Прочитайте, про какой случай написал Крылов. ( «Однажды…»)

-Прочитайте, как относятся к своему делу наши персонажи. ( «Из кожи лезут вон»).

- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он? («Лебедь РВЁТСЯ в облака». Он стремительный, упрямый.)

(«Рак ПЯТИТСЯ назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный).

(А Щука ТЯНЕТ в воду». Она упрямо делает своё дело.)

- Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ. Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.

-Давайте найдём мораль – главную часть басни.

На доске. ДА ТОЛЬКО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ.

- В какой части текста она находится? ( В конце)

- Подходит ли эта мораль к басне «Квартет»? ( В ней тоже все друзья спорят и действуют кто во что горазд. Но в басне «Квартет» речь идёт не просто о каком-то деле, которое друзья пытаются вместе сделать: в ней говорится о музыке, об искусстве. Для того чтобы квартет заиграл прекрасную музыку, друзьям надо не просто договориться,- _ им нужно учиться и иметь талант. Поэтому и мораль басни подходит только частично.

8.Физкультминутка.Поднимите правую руку!

Почешите ею нос.

Поднимите левую руку!

Потрогайте ею правое ухо.

А теперь правой рукой – левое ухо.

Потопайте левой ногой. А теперь – правой.

Закройте левой рукой правый глаз. Откройте.

А теперь наоборот: правой рукой – левый глаз.

Посмотрите, кто сидит сзади вас.

А впереди? Слева? Справа?

Как интересно знать, что с какой стороны находится!

9.Анализ басни.

Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят?

- Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

Ученик ещё раз читает басню, но без морали.

- А какими словами описал их усердие автор? ( «Из кожи лезут вон»)

- Как, вы понимаете эти слова? ( Они очень стараются).

- А что автор говорит о поклаже? ( «Поклажа бы для них казалась и легка»).

- Значит, и поклажа была лёгкая и Лебедь, Рак и Щука очень старались, но почему же всё-таки они никак не могут сдвинуть воз? (Они двигаются в разные стороны, у них нет согласованности в движении).

- Прочитайте, как о причине неудачи говорит автор.

- Как понимаете слова, «на лад их дело не пойдёт». ( Не заладится, не получится).

- Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Очень жалко, что они такие бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно).

- Как автор относиться к героям басни? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласия).

10.Итоги урока.

-Для чего и зачем написана басня? Чему учит басня? (Крылов подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, видеть чужие ошибки).

Давайте ещё раз прочитаем мораль – главную часть басни.( Да только воз и ныне там )

- Это выражение стало «крылатым». Когда так говорят? ( Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается).

- В чём её смысл? ( Если взяться всем вместе и согласовать свои действия, дружно взяться, тогда всё получится, а если думать только о себе, ничего не получится)

1.Мы с вами знаем, что хотя в баснях Крылова действуют главным образом животные, поступают они, как люди. И когда Крылов смеётся над недостатками в поступках животных, в действительности он смеётся над недостатками людей.

2.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить.

3.Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

- Сегодня на уроке мы закончили изучение басен Крылова, но я надеюсь, что они вам понравились и что, придя домой, вы захотите прочитать и другие басни Ивана Андреевича. Новые басни вы найдёте в книге, которая лежит на вашей парте.

11.Домашнее задание

- Выучите наизусть басню со страницы 32.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».

2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?

6.Любимое блюдо Демьяна.

7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».

8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».

2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?

6.Любимое блюдо Демьяна.

7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».

8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».

2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?

6.Любимое блюдо Демьяна.

7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».

8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».

2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?

6.Любимое блюдо Демьяна.

7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».

8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

РВЁТСЯ

ПЯТИТСЯ

ТЯНЕТ

ДА

ТОЛЬКО

ВОЗ

И НЫНЕ

ТАМ.

infourok.ru

Игра-викторина "Мораль сей басни такова"

hello_html_m163e4851.gif

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРНАЯ

ИГРА-ВИКТОРИНА

для учащихся 5 класса

МОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ

ТАКОВА

Педагог-библиотекарь: Лим Т.В.

Цель: Ознакомить с жизнью и творческой деятельностью И.А.Крылова

Оборудование: портрет И.А.Крылова, книжная выставка, выставка рисунков к басням

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Библиотекарь. В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный летний сад. Он очень красив в любое время года, поэтому и вдохновляет поэтов и художников на создание произведений... В летнем саду кроме прекрасных статуй из мрамора есть еще и памятник известному человеку, писавшему басни.

Знаменитейшим русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов

(1769-1840). Ему - то и стоит памятник в летнем саду Петербурга.

Родился Крылов в Москве в семье бедного армейского офицера. Отец очень любил читать и собрал много книг.

Жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец умер, и семья осталась без средств на существование. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию суда, переписывать бумаги. На досуге он самостоятельно изучил французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. После канцелярии он поступил в помещичий дом учителем.

Его хозяева любили поэзию, устраивали литературные вечера, ставили любительские спектакли. Здесь Иван Андреевич и приобрел страсть к литературному творчеству. И здесь же он писал свое первое либретто к комической опере «Кофейница».

Затем семья Крыловых перебирается в Петербург, где он поступает на службу в казенную палату и параллельно продолжает заниматься образованием. Крылов пытался издавать несколько журналов «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий» Но они были закрыты цензурой.

Иван Андреевич поступает работать библиотекарем в Публичную библиотеку и занимает эту должность 30 лет.

Прославился он своими баснями. Герои его басен — обычные звери, живущие в лесу или рядом с нам. Но они ведут себя по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся, хитрят, хвастаются, работают.

Басни Крылова легко запомнить. А многие из них стали крылатыми выражениями: « А ларчик просто открывался», « Кукушка хвалит петуха»,

«А Васька слушает да ест», «Крутится как белка в колесе» - говорим мы в подходящий момент, даже не задумываясь, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова.

Многие поколения нежно называют Крылова дедушкой, любят и знают наизусть его басни.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС. ЧТЕНИЕ БАСЕН.

Учащиеся 5 класса читают отрывки любимых басен И Крылова.

Предлагается посмотреть инсценирование басни «Стрекоза и Муравей» в исполнении учащихся начальных классов.

hello_html_m12c25da8.jpg

ВТОРОЙ КОНКУРС. УГАДАЙ ПЕРСОНАЖА ИЗ БАСНИ

1. Ходит по двору будильник, разгребая лапой сор.

Расправляет с шумом крылья и садится на забор (Петух)

2. Очень много силы , ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, будто сотню лет он рос ( Слон)

3. У него большие уши, он хозяину послушен.

И хотя он невелик, но везет как грузовик (Осел)

4. Не уса, а бородат, и сердит он на ребят

Но не дедушка он все же. Угадайте, дети, кто же? (Козел)

5. Окраска сероватая, повадка вороватая,

Крикунья хрипловатая, известная персона. А зовут ее ...(Ворона)

6. У него во рту пила, под водою он живет.

На мели сидит, усами шевелит, а гулять пойдет задом наперед (Рак)

7. Сквозь летние сумерки парка по краю искусственных вод

Красавица птица — дикарка, как белое диво плывет (Лебедь)

ТРЕТИЙ КОНКУРС. ПРОДОЛЖИ КРЫЛАТУЮ ФРАЗУ

  1. А Васька слушает (да ест)

  2. Слона-то я и не ( заметил)

  3. Медвежья (услуга)

  4. Мартышка к старости слаба (глазами стала)

  5. Ты все пела? Это дело, так (поди -же попляши)

  6. Когда в товарищах согласья нет, на (лад их дело не пойдет)

  7. А вы, друзья, как не садитесь, (все в музыканты не годитесь)

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС. КРОССВОРД

ВОПРОСЫ:

  1. Кто без драки хочет попасть в большие забияки? (Моська)

  2. Кто в старости стал слаб глазами? (Мартышка)

  3. У кого к зиме «был готов и стол и дом?» (Муравей)

  4. Один из героев басни, которые «везде с поклажей воз взялись» (Лебедь)

  5. Предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе купила» (Очки)

  6. Она осталась без обеда благодаря своей глупости (Ворона)

  7. Герой басни «Квартет» (Козел)

  8. Герой басни « Лебедь, Щука и Рак» (Рак)

(По горизонту - слово СТРЕКОЗА)

1 2 3 4 5 6 7 8

М

М

А

М

О

К

О

Р

У

Л

Ч

В

О

Р

С

Т

Р

Е

К

О

З

А

Ь

Ы

А

Б

И

Р

Е

К

К

Ш

В

Е

О

Л

А

К

Е

Д

Н

А

Й

Ь

А

ПЯТЫЙ КОНКУРС. ВИКТОРИНА

1. У сильного всегда бессильный виноват.

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем...(Волк и Ягненок)

2. Кого по улицам водили, как будто напоказ? (Слон)

3. Куда попал Волк ночью? ( На псарню)

4. Перечислите героев басни, которые затеяли сыграть квартет

(Проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка)

5. Персонажи какой басни восхваляли друг друга (Кукушка и петух)

ШЕСТОЙ КОНКУРС. МОРАЛЬ БАСНИ

  1. «Лебедь, Щука и Рак»

  2. «Квартет»

  3. «Кукушка и Петух»

  4. «Стрекоза и Муравей»

СЕДЬМОЙ КОНКУРС. ВЫСТАВКА-КОНКУРС РИСУНКОВ

hello_html_m6bd9c0d4.jpg

Заключительное слово библиотекаря.

РЕФЛЕКСИЯ.

infourok.ru

«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

«В мире басен Крылова»

Урок родного языка

5 класс

Карева И. Н.

«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

Цели: повторение особенностей басен И.А. Крылова, развитие внимания, памяти, воспитание любви к родному (русскому) языку и литературе.

Задачи:

  • повторить и закрепить материал по теме;

  • развить интерес к творчеству И.А.Крылова;«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

  • развить интерес к изучению литературы;

  • способствовать развитию коллективного творчества

  • воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование:

  • книги басен И. А. Крылова;

  • портрет И.А.Крылова;

  • иллюстрации к басням И.А. Крылова;

  • материал с заданиями из сборника «Секреты эпических, лирических и драматических произведений» (№ 8, 9, 10, 12, 15).

План урока

  1. Выявление темы урока, постановка целей. Знакомство с эпиграфом к уроку.

  2. Определение понятия «басня» и связанных с ней литературоведческих понятий. Сообщения учащегося.

  3. Конкурс знатоков басен И. А. Крылова.

  4. Работа с иллюстрациями к басням.

  5. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

  1. А) Начать урок мне хотелось бы кроссворда.

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Автор стихотворения «Родная деревня»

  2. Автор пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

  3. Автор стихотворения «Я покинул родимый дом…»

  4. Автор «Сказки о попе и работнике его Балде»

  5. Рассказ К. Г. Паустовского

- Назовите ключевое слово кроссворда.

Б) - Какие писатели и поэты работали в этом жанре?

- Творчество какого баснописца вам знакомо лучше всего?

- Какие из произведений И. А. Крылова вам особенно памятны?

- Когда и при каких обстоятельствах вы впервые познакомились с баснями?

- Что вам понравилось в баснях?

- О баснях И. А. Крылова вы неоднократно говорили в начальной школе, на уроках литературы в 5 классе. Подумайте, над чем нам следует поразмышлять на уроках родного (русского) языка и литературы? О чем бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке, посвященном басням?

- Какие цели вы поставите перед собой?

- Как можно определить тему урока?

В мире басен Крылова

- В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить такие слова известного русского писателя Н. В. Гоголя:

«Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Как вы их понимаете?

  1. А) - Послушайте небольшое сообщение об истории возникновения басен.

Сообщения учащегося

1. Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах - древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра. Вы правильно заметили, что в России баснописцами были Майков и Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции - Лафонтен, в Германии - Лессинг. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Каждый в детстве слышал и учил басню «Стрекоза и Муравей». Дружно смеялись дети и взрослые над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы в басне «Ворона и Лисица». Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.

Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639-1640)

2.

Был ли Эзоп историческим лицом - сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. В дальнейшем возникали всё новые легенды о жизни Эзопа.«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

- Так какое же произведение называется басней?

(Басня - эпическое произведение, краткий аллегорический нравоучительный рассказ)

Б) - Чтобы говорить о баснях, необходимо вспомнить некоторые понятия литературоведения. Выполним следующее задание: в определения понятий вставьте необходимые по смыслу слова. Как связаны эти литературоведческие понятия друг с другом?

1. Аллегория - иносказательное изображение__________ или явления с целью наглядно _____________ его существенные черты.

2. Диалог - ____________ двух или нескольких лиц.

3. Басня - краткий ___________________ стихотворный или прозаический ____________, в котором есть аллегория, иносказание.

4. Мораль - краткое ______________ рассказчика, нравственный вывод из изображённого эпизода.

Используя слова, над которыми вы работали в задании, составьте связный ответ на вопрос: Какие особенности басен вы знаете?

В) - Чтобы закрепить сказанное, обратимся к учебнику «Русская словесность. 5 класс» Р. И. Альбетковой. Прочитаем §50. Выполним упражнения №141, 142 учебника (стр.134-135).

3. - Обратимся к басням, посмотрим, как хорошо вы знаете басни И. А. Крылова. Проведём небольшое соревнование. Ученики каждого ряда составят отдельную команду. Выберите название команды в соответствии с темой нашего урока. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает та команда, которая наберём большее количество жетонов.

1 конкурс - «Конкурс эрудитов». Каждая команда получает кроссворд. Правильно угаданное слово - жетон.

Вопросы

1. Героиня басни "Квартет".

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?

4. У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?

5. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?

6. Любимое блюдо Демьяна.

7. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".

8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

- Если вы правильно разгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето" (стрекоза).

2 конкурс «Кто из персонажей говорит? Из какой басни строки?» Героев басен вы знаете. А хорошо ли вы помните то, о чём они говорят? Полный правильный ответ - 1 жетон.

1. - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Моё

С песком и илом?

(Волк, «Волк и ягнёнок»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню. (Повар, «Кот и повар»)

3 конкурс «Парные названия». Вспомним названия басен Крылова. Назовите басни с «парными» названиями. Кто больше?

(«Волк и ягненок», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Осел и Соловей» , «Стрекоза и Муравей», «Дуб и Трость», «Ворона и Курица», «Лягушка и Вол», «Петух и Жемчужное зерно», «Щука и Кот», «Чиж и Голубь»,«Лисица и Сурок», «Лев и Комар» и др.)

4 конкурс «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

( Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит")

"Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"

(Надо: "Петушок".)

"Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".

("Взялись".)

"Ворона гавкнула во все воронье горло".

("Ворона каркнула".)

"Мартышка к старости слаба ушами стала".

("Глазами").

"Соседка, перестань срамиться" - ей бабка говорит".

("Шавка говорит".)

5 конкурс «Каждому своё». Каждая команда получает листок со строчками из басен И. А. Крылова и названия басен. Соедините их стрелками. Правильный ответ - 1 жетон.

  • Лето красное пропела. «Мышь и Крыса»

  • С ним была плутовка такова. «Квартет»

  • Соседка, перестань срамиться! «Мартышка и очки»

  • Вперед чужой беде не смейся, Голубок! «Демьянова уха»

  • Я три тарелки съел. «Чиж и Голубь»

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. «Ворона и лисица»

  • А воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»

  • А проку на волос в них нет. «Слон и Моська»

  • Сильнее кошки зверя нет! «Стрекоза и Муравей»

Подведение итогов. Подсчитайте количество заработанных жетонов. Определим победителей - знатоков басен Крылова.

4.- Продолжим наше путешествие в мир басен И. А. Крылова. Басни не только интересно читать. Мы можем убедиться, что Крылова интересно РИСОВАТЬ. Поработаем с некоторыми иллюстрациями.

  1. Рассмотрите иллюстрацию Е. Рачева к басне И. А. Крылова. Как называется эта басня? Какой фрагмент изображён на иллюстрации? Чем интересен взгляд художника? «В мире басен Крылова». Урок родного языка.

Какую иллюстрацию к этой басне создали бы вы? Опишите её словами. Какие краски вы использовали бы?

  1. Рассмотрите две иллюстрации к одной басне И. А. Крылова. Как называется эта басня? Сравните данные иллюстрации. «В мире басен Крылова». Урок родного языка.

«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

А. М. Лаптев

Какая из иллюстраций вам больше понравилась? Почему? Текст какого типа речи представляет ваш ответ? Назовите его характерные признаки.

Е. Рачев

5.Подведение итогов. Выставление оценок. Сегодня вы показали хорошее знание басен И. А. Крылова. И это радует. Выявились у нас и настоящие знатоки произведений данного жанра, которым мы поставим заслуженные «пятёрки». Но на этом наше знакомство с баснями не заканчивается. На следующий урок нам предстоит выявить языковые особенности басен.

Домашнее задание: нарисуйте собственную иллюстрацию в любимой басне И. А. Крылова. Выучите §50.

«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

botana.cc


Смотрите также