Принципы школьного питания: как кормят наших детей? После какого урока обед в школе


Принципы школьного питания: как кормят наших детей?

Когда ребенок находится дома, родители прекрасно знают, как и чем он питается. Но что происходит в стенах школьной столовой? Каковы стандарты и принципы питания для учеников? И что должны знать мамы и папы о школьном меню?

Изображение Принципы школьного питания: как кормят наших детей? на Schoolofcare.ru!

Основные требования

Меню для школьников разрабатывается отдельно в каждом регионе нашей страны, однако оно обязано отвечать единым нормам СанПиН. А процесс и разработки, и реализации контролирует Роспотребнадзор. По стандартам, меню обязательно должно отвечать положенной калорийности блюд и быть сбалансированным по белкам, жирам и углеводам. При этом, как и положено, завтрак дает ученику 25% от суточной потребности в энергии, а обед — 35%. 

Все школьное питание делится на две группы: для детей с 7 до 11 лет и детей с 11 лет и выше. Но вы вряд ли заметите особые различия в меню для начальной и средней школы. Меняются не сами блюда, а их порции. Если гарнир для младших школьников весит 150 г, то для учащихся средних классов он составляет 180 г.

Принципы школьного питания рис1. на Schoolofcare.ru!Обратите внимание на то, что составители школьного меню руководствуются именно калорийностью, весом и питательным составом продуктов, но не витаминно-минеральной нормой. Несмотря на то, что ученикам вместе с обедом дают овощи и фрукты, их количество незначительно. Так что забота о поступающих в организм витаминах полностью ложится на плечи членов семьи. Поэтому домашний рацион школьников должен быть насыщен растительной пищей и дополнен детскими поливитаминными комплексами, которые обеспечат организм ребенка необходимыми нормами нутриентов. К таким комплексам относится «Мультифорт детский» — в его составе 13 витаминов и 10 минералов в сбалансированных дозах, дополняющих питание. Помните, что потребность в витаминах особенно увеличивается в зимне-весенний период, когда «сезон простуд» накладывается на усталость от учебных будней. 

Второй завтрак

Первый завтрак каждый ребенок съедает дома. В школе же ученики получают второй завтрак, и по правилам, он должен быть горячим. Оптимальным временем для этого считается вторая перемена. Но когда школа очень большая, а столовая не вместительная, часть детей может завтракать на третьей перемене. Это не является нарушением, поскольку максимальный перерыв между трапезами для детей, по установленным нормативам, равен 4 часам. 

Если говорить о самом составе завтрака, это одно горячее сытное блюдо, а также напиток и хлеб. Вот один пример типичного школьного завтрака:

  • Макароны;
  • Рубленые котлеты из мяса птицы;
  • Какао-напиток;
  • Пшеничный хлеб. 

Хотя бы одно блюдо в завтраке школьника должно быть горячим

Школьный обед

Обед в школьной столовой — это уже комплексная трапеза с салатом, первым и вторым блюдом и даже легким десертом (обычно в виде фруктов). Примерное меню выглядит следующим образом: 
  • Салат с огурцами и зеленью;
  • Щи на мясном бульоне;
  • Картофельная запеканка с мясом;
  • Компот из сухофруктов;
  • Пшеничный хлеб;
  • Яблоко / мандарин.
На стол накрывают после пятого или шестого урока. Конечно, если речь идет о начальной школе, в это время большинство ее маленьких учеников уже дома. Однако ребенок получает школьный обед, если остается в группе продленного дня. Стоит отметить, что завтрак в подавляющем большинстве российских регионов полностью бесплатен для школьников, но за обед родителям приходится платить.  Также для платных гастрономических удовольствий в школах, как правило, весь день работает буфет, где продается выпечка собственного производства. Для некоторых детей с повышенными энергозатратами это настоящее спасение. Но многие мамы и папы видят в этом проблему, поскольку всегда есть ученики, которые считают школьный обед «пресным» и отказываются от него, перебивая аппетит булками из буфета. Само собой, такое питание никуда не годится, и столкнувшиеся с этой ситуацией родители не должны закрывать на нее глаза.

Обед в школьной столовой – комплексная трапеза с салатом, первым и вторым блюдом

Запрещенные продукты

Школьное питание регламентируется строгими нормами, и есть список как рекомендованных, так и запрещенных к употреблению продуктов. Перечень этот довольно длинный. Хотя большая часть пунктов оговаривает, что в школьных столовых недопустимы испорченные или сомнительного качества продукты, что, в общем-то, и так очевидно. 

Однако важно, что из меню исключаются жареные блюда или продукты во фритюре, а также пряные добавки — перец, хрен и даже кетчуп. Не применяются комбижиры, а мясо — только свинина или говядина высшей и первой категории. 

Любопытно, что фрукты, которые дети получают на обед, всегда подаются в цельном виде. Нарезка и очищение плодов не желательны, дабы соблюсти санитарные нормы. 

Отдельный вопрос — как организуется питание в школьных столовых для детей-аллергиков? К сожалению, отдельного меню на этот случай нет. Родители должны решать эту ситуацию индивидуально с классным руководителем, который может проследить за тем, чтобы ребенок не начал есть неположенное для него блюдо. Но на практике, конечно, безопаснее давать малышу еду с собой. Приготовленная дома пища может либо полностью заменить обед в школьной столовой, либо просто стать дополнением к нему.

schoolofcare.ru

Питание школьников младших классов. Рацион, режим, что должно быть в меню

ШкольникРебенок идет в первый класс — для его организма это стресс, вызванный сменой образа жизни. Новый режим, серьезная нагрузка — в такие моменты необходимо поддержать первоклассника не только морально, но и материально, в частности, удачно подобранным питанием. Сегодня мы вам расскажем, как обеспечить школьника достаточным количеством питательных веществ, чтобы он смог успешно заниматься.

Принципы питания школьников 1–4 классов

Главное правило — калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами — 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном образовательном заведении, теперь практически все зависит только от родителей.

Частые ошибки в питании школьников младших классов:

  • Острая нехватка фруктов с овощами — многие дети получают лишь половину нормы, из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с нагрузкой, снижена способность к интеллектуальной деятельности, они не могут сосредоточиться.
  • Уменьшение доли молочных продуктов — в результате детки недополучают столь важный для них кальций.
  • В основном взрослые уделяют внимание тому, чтобы в рационе ребенка каждый день было мясо, при этом забывают о таком важном продукте, как рыба. Именно в ней содержится фосфор, который важен для продуктивной деятельности мозга.
  • Родители отпускают деток в школу без завтрака, рассчитывая, что их покормят во время одного из перерывов. Первые два урока ребенок сидит на уроках, сосредоточившись на мучительном чувстве голода — ему не до новых букв, и уж совершенно точно он не вникает в то, что говорит учитель.
  • Родители покупают много сладкого, из–за чего повышается вероятность ожирения.
  • Фастфуд — еще один бич нашего времени, способствующий нарушению обмена веществ и развитию гастрита.
  • Трехразовое питание — это катастрофа! В начальных классах оптимально 4–5 разовое кормление.

Малыши оказываются в незавидном положении. Если мы, взрослые, периодически делаем перерыв на кофе–брейк, у деток нет такой возможности. По этой причине так важно уделить внимание питанию ребенка, позаботиться о том, чтобы он был полон сил и энергии и мог полностью сосредоточиться на занятиях.

В чем нуждаются школьники младших классов

Очень важно обеспечить достаточное поступление белков. Они способствуют полноценному развитию мышечных тканей и внутренних органов, повышению иммунитета. Белки нужны для образования жизненно важных ферментов и гормонов.

Кальций — участвует в формировании костно-скелетной системы. Он присутствует в молоке, твороге и молочнокислых продуктах. Для полноценного усвоения Ca необходимо обеспечить достаточное поступление витаминов группы B.

Аминокислоты — содержатся в белковых продуктах, важны для полноценного формирования нервной и сердечно–сосудистой систем, участвуют в строительстве клеток мышц. Без них тормозится физическое развитие, у ребенка ухудшается реакция. Поступают в организм из мясных и рыбных блюд, творога и яиц, а также некоторых других продуктов.

Жиры. Их источник – жирные продукты, также они образуются в результате преобразования углеводов и белков. Нужны для полноценного формирования центральной нервной системы, повышают усвояемость витаминов.

Углеводы — это основной источник энергии, имеющий стратегическое значение. Детки их должны получать из фруктов и углеводов, но не из конфет или шоколада. Основные источники:

  • картофель, минимальное количество — 200 г;
  • овощи — до 300 г ежедневно, преимущественно в виде салатов, какая–то часть — вместе с первыми и вторыми блюдами;
  • фрукты — свежие или в виде соков, в них содержится калий, от него зависит эффективность деятельности сердечной мышцы, также они обеспечивают поступление витаминов.

Важно! В свежих фруктах присутствует клетчатка, которая влияет на моторику кишечника. При их регулярном употреблении вероятность запоров минимальна. Проблемы может вызвать повышенное количество углеводов в рационе ребенка — это чревато запорами, зачастую они трансформируются в жиры, что через какое–то время способствует ожирению школьника.

Режим питания

Важно, чтобы малыш каждый день кушал в одно и то же время. Привязывать приемы пищи следует к расписанию школьника. Позаботьтесь о том, чтобы он завтракал непосредственно перед выходом на занятия. Через 2–3 часа — второй завтрак, уже в школьной столовой. Обед — примерно через 3–4 часа, после возвращения домой. Еще через пару часов — легкий полдник. Приблизительно в 18–19 часов вечера — ужин в кругу семьи.

В среднем интервалы между основными приемами пищи должны составлять 4 часа. В перерывах между едой в качестве перекуса можно предложить ребенку яблоко или, к примеру, мандарин. Главное, избегайте бутербродов, постоянных «пробежек» к холодильнику или конфет. Вариант расписания:

  • Завтрак — с 07:30 до 07:45. Ориентируйтесь на начало занятий и количество времени, которое необходимо, чтобы добраться до школы. Не допускайте, чтобы ребенок кушал впопыхах, лучше разбудить его раньше, чем допустить, чтобы он глотал пищу, не пережевывая.
  • Второй завтрак — он, как правило, проходит в школе, приблизительно в период с 11:00 до 12:00.
  • Обед — 14:00–14:30. Не торопитесь накормить ребенка сразу же после школы, если он не голоден, пусть придет в себя после уроков.
  • Полдник — 16:30–17:00.
  • Ужин — 18:30–19:00.

Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Во время ужина с последующим чаепитием члены семьи могут пообщаться друг с другом в спокойной обстановке. Расписание может отличаться, если ваш ребенок ходит во 2 смену. В этом случае его надо покормить обедом перед занятиями, а полдник ему дадут на одной из перемен. Ужин — дома. Беспорядочное питание — основная причина нарушений системы пищеварения. Заработанный в детстве хронический гастрит будет целую жизнь досаждать ребенку всю жизнь.

Полезные советы

В возрасте 6–10 лет деткам можно кушать практически все блюда, за исключением чрезмерно жирных и острых, но это не значит, что им следует подавать все то же самое, что едят взрослые. Так, лучше не приучать ребенка к копченостям или вяленой рыбе, под запретом остается фастфуд. Желательно предлагать ему вкусную и здоровую пищу. Так, предпочтительнее тушеное мясо, а не жареное, котлетки — паровые (правда, их любят не все дети), овощи — тушеные или вареные.

Другие советы:

  • По объему пищи лидирует обед — до 40 % от ежедневного рациона, ужин — около четверти, оба завтрака в совокупности — в пределах 20–25%. Учтите, что перед выходом из дома многим деткам удобнее скушать что–то легкое, например, омлет или запеканку, молочную кашу или овсяные хлопья, запаренные молоком, напиток — горячий, например, какао или чай.
  • В день школьнику младших классов необходимо около 2400 ккал.
  • Суточная норма белка в возрасте 7–10 лет составляет 80 г, углеводов — 325 г.
  • Обед должен быть комплексным, как у взрослых: легкая закуска, суп или борщ, гарнир с мясным или рыбным блюдом, десерт — в его качестве можно предложить фруктовый пудинг, кисель, компот из свежих или засушенных фруктов.
  • Оптимальное время ужина — не позднее, чем за 2 часа до сна.

Помните, от правильного и сбалансированного питания зависит и физическое, и интеллектуальное развитие малыша. Постарайтесь спланировать рацион таким образом, чтобы каждый день ребенок получал все необходимые вещества, а блюда постоянно чередовались — тогда у него не пропадет аппетит. Каждый день школьнику необходимы: молоко, мясо, пару раз в неделю — рыба, крупы, хлеб и фрукты с овощами. Периодически давайте ребенку соки — фруктовые и овощные.

Под запретом:

  • Газированные напитки — в том числе минеральная вода, лучше давать обычную, без газа.
  • Сухарики, соленые орешки, чипсы и прочие лакомства, которые оказывают раздражающее действие на слизистую пищевода и желудка.
  • Всевозможные блюда быстрого приготовления — лапша, супы и прочие. Полуфабрикаты – вредная пища, которая рассчитана на взрослых и уж ни в коем случае не на употребление в домашних условиях, когда доступна нормальная еда.
  • Колбасная продукция — ее можно предлагать лишь изредка и только в том случае, если вы уверены в ее качестве. Зачастую под «докторскую» маскируется соя, перемешанная с отходами мясного производства.
  • Жирные сорта мяса — преимущественно свинина. Отдайте предпочтение курятине, индюшатине, крольчатине и телятине.

Надеемся, что наши советы помогут вам составить недельное меню для вашего ребенка с учетом его вкусовых предпочтений. Старайтесь идти на компромисс, никогда не заставляйте малыша кушать блюда, которые нравятся вам, но их категорически не воспринимает ваша дочь или сын.

Фото:pixabay.com

onwomen.ru

особенности, требования и контроль :: BusinessMan.ru

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей. Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ. И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?

С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Пример школьного завтрака

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Легкий салат из свежих овощей

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай. К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Школьный обед

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Вариант полдника

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Школьный буфет

Требования к сотрудникам пищевого блока

  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему "День правильного питания" или "Жизнь сладкоежек".

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: "Кто такие валеологи?", "Правильное питание в школе" или "Зачем соблюдать диету?"

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование "Мое питание" или круглый стол по темам: "Мы – то, что мы едим" или "Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?"

Питание в школе

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

США

Школьный завтрак в США

На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.

Франция

Школьный завтрак во Франции

Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.

Италия

Школьный завтрак в Италии

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Греция

Школьный завтрак в Греции

Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.

Украина

Завтрак в Украинской школе

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Школьный завтрак в Бразилии

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

businessman.ru


Смотрите также