Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 3. После обеда часть общества перешла в уютный уголок


Черная пятница читать онлайн, Толстой Алексей Николаевич

Толстой Алексей

Толстой Алексей

Черная пятница

Алексей Толстой

Черная пятница

ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ

В семейном пансионе вдовы коммерции советника фрау Штуле произошло незначительное на первый взгляд событие: за столом появился новый пансионер - плотный, большого роста, громогласный человек.

Он шумно ел, выпил шесть полубутылок пива. Он хохотал, рассказывая племяннице фрау Штуле фрейлейн Хильде пресмешные "вицы", во рту у него блестели два ряда крепких зубов из чистого золота.

Он сообщил соседкам справа, Анне Осиповне Зайцевой и дочери ее Соне, о последних парижских модах: черный цвет, короткую юбку - долой, носят только полосатое, черное с красным. (У Сони стало сползать платье, оголяя роскошное плечо, на котором она поминутно поправляла бретельки.)

Он поговорил коротко и веско с соседом слева, Павлом Павловичем Убейко, полковником, о хороших делах с печатной бумагой.

Он налил две рюмочки ликеру "Кюрасао Канторовиц" и выпил с напротив сидящим японцем Котомарой за самую твердую из валют - японскую иену. (Котомара открыл желтые, в беспорядке торчащие зубы и сощурился под круглыми очками.)

Он обещался выпить полдюжины шампанского в кабаре "Забубенная головушка", где служил сидевший рядом с японцем озлобленный актер Семенов-второй.

Он неожиданно и громко похвалил обедавшего за тем же столом писателя Картошина: "Вся эмиграция очарована вашим чудным русским языком, господин Картошин". (Это вогнало Картошина в густую краску; потупившись, он принялся наливать себе пива, у него покраснела даже рука.)

Он обратился бы также и к другим пансионерам фрау Штуле, если бы не дальность стола. Он говорил по-немецки и по-русски. Засопев, обгрыз и закурил сигару в два пальца толщины. Он был брит, совершенно лыс и подвижен. Его звали Адольф Задер.

После обеда часть общества перешла в уютный уголок, отделенный аркою от столовой. Там, за кофе и ликером, Адольф Задер рассказал Анне Осиповне Зайцевой и дочери ее Соне свою первую автобиографию.

- Я родился в лучшей семье в городе Кюстрине, - так начал Адольф Задер, плотно глядя на Сонины плечи, - мои почтенные родители прочили меня к коммерческой деятельности. Но я был озорной парнишка. Младший сын герцога Гессенского был мой ближайший друг.

Однажды я говорю: "Папа и мама, я хочу ехать в Мюнхен, хочу сделаться знаменитым художником". Папа был умный человек, он видит - я, как дикий конь, грызу удила, он сказал: "Ну, что же, Адольф, поезжай в Мюнхен".

В Мюнхенской академии меня носили на руках. Что за чудные картины я писал! Со слезами на глазах вспоминаю то время. Кутежи, балы. В меня влюбилось одно высокопоставленное лицо... но не будем об этом. Родители посылали мне каждый месяц двести марок. (Тут все общество радостно засмеялось, иные только покачали головами.) Да, это были золотые марки.

(Отнеся в сторону мизинец с огромным ногтем, Адольф Задер выпил узенькую рюмочку ликеру и стряхнул пепел прямо себе на мохнатый костюм.)

Ничто не вечно под луной, как говорится. Отца хватил удар, мать умерла с горя. Мне на плечи свалилось крупное состояние. Я рыдал, как ребенок, бросая академию. Тяжело, господа, - зачем мне это дело? Зачем мне эти деньги, когда во мне кричит артист? Я даже до сих пор не успел обзавестись семьей: как белка в колесе. Тяжело. Но - я не теряю надежды. Я все брошу, расшвыряю деньги (волнение среди слушателей), - на что мне одному столько денег? Я закушу удила. Я опять возьмусь за кисти и палитру. Только еще не знаю, - где поселиться: здесь, в Берлине, или вернуться в Мюнхен? Мне надоела политика, вот что. Пока шла война, я был совсем болен. А вы думаете - теперь лучше? Ах, оставьте! Кавардак! Сегодня доллар - три тысячи марок, а завтра полторы, а послезавтра пять. Может быть, я совсем покину Европу. Я уеду на Тихий океан. (Соня тревожно оглянулась на мать, Анна Осиповна поправила пенсне.)

Извините, медам, заболтался, еду в банк...

ПИСАТЕЛЬ КАРТОШИН

После обеда Картошин и жена его, Мура, пошли к себе в комнату. Картошин по пути от нечего делать вел пальцем по обоям темного коридора. Он споткнулся на ступеньке и, как всегда, обругал фрау Штуле: "Сволочь вонючая, немка".

Они вошли к себе в комнатку с одним, во двор, окошком, за которым моросил дождь. Мура забралась на плюшевый диванчик и стала глядеть на мокрые стекла. Картошин повалился на постель и лежал, длинный, худой, с большими ступнями, с вялым носом, - курил папиросу.

Такое времяпровождение можно было объяснить только отсутствием денег. Картошин был молодой писатель. Его слава началась в Ростове-на-Дону с газетного фельетона "Рассказ очевидца". Даже в те дни гражданской войны он царапнул по нервам читателей. С тех пор царапанье стало его специальностью. В Берлине о нем напечатали статью, где сравнивали его с Эдгаром По.

Картошин переживал свою славу спокойно и трезво, оценивая ее не литературную, а главным образом денежную сторону. Он не был романтиком. Литература приносила скудные доходы. Хотя, за неимением иного, не плохое было и это занятие.

Так, легка с огромными башмаками на кровати, посасывая немецкие папироски, воняющие прелыми листьями, он выдумывал рассказы из времен революции. По ночам, когда Мура спала, засунув голову под подушку, Картошин наедался пирамидону, так что сердце трепетало, как мышь в кулаке, и писал.

Мура сама носила продавать его рассказы, торговалась, как цыган, брала авансы. Мура была худая, с нервной спиной, помятая женщина. Замечательными были у нее расширенные глаза, она не смотрела ими, а всасывалась. Она исступленно ревновала Картошина ко всем проституткам. Иногда, среди ночи, он посылал ее на улицу за горячими сосисками. Мура накидывала пальто прямо на рубашку и бежала вниз, на угол, где всю ночь стоял бойкий малый с медной кухонкой, окруженный продрогшими и голодными девушками.

Она покупала четыре горячих сосиски на картонной тарелочке с горчицей, булочку-шриппе и с тоской вглядывалась в мутно-бледные под шляпками с розами, тощие лица проституток. "Которая, - думала она, - которая смертный враг?"

Картошин положил огромные подошвы на спинку кровати.

- Мура!

- Что тебе нужно?

- А этот с деньгами, с золотыми-то зубами. Хорошо бы подбить его на издательство. (Мура неопределенно передернула плечами.) Ты бы с ним поговорила как-нибудь. А? Взяла бы аванс. Знаешь, - я хочу начать писать что-нибудь крупное, листов на десять. Психологический роман. (Картошин зевнул.) По-моему, его подбить можно. Мурка!

- Что тебе?

- Сбегай за папиросами.

- Не хочу.

- Почему?

- Скучно.

- А ты не гляди в окошко. Мура, а Мура! Он сказал, - у него два вагона бумаги куплено здесь. Надо ему объяснить, черту, - гораздо выгоднее издательство, чем просто спекулировать на бумаге. Устроили бы ярко-антисоветское издательство. Купили бы типографию. При ней - журнал. А потом, глядишь, через год - переносим дело в Москву.

Часа полтора, лежа на постели, Картошин развивал планы деятельности. Мура молчала, потому что, точка в точку, эти разговоры повторялись каждый день. Наконец лежать без папирос надоело. Картошин надел непромокаемый плащ и вышел на улицу.

В этот час на Фридрихштрассе проститутки шли густыми толпами. Их было столько, что исчезало даже любопытство к этим промокшим женщинам с бумажными розами на шляпах или просто на животе. Но, видимо, эти остатки доброй, старой романтики все еще привлекали сизобритых господ в котелках, с тросточками, и озабоченных семейственных немцев, запиравших конторы и меняльные лавки, и оборванных молодых людей с небритыми щеками, - они появлялись на перекрестках, у табачных лавок, глядя куда-то мимо свинцовыми глазами.

Картошин остановился перед витриной с шикарными дорожными вещами. Сейчас же его ущипнули через пальто ниже спины. Он обернулся. Плечистая и костлявая женщина лет сорока глядела на него желтыми глазами и вдруг принялась хмыкать, вытягивая губы трубкой, хихикать, - прельщала. Картошин попятился, людской поток увлек его.

У ювелирного магазина другая женщина, полная, под вуалью, в упор сказала ему: "Алло, я очень развратна". Картошин миновал и это обольщение. Он зашел купить папирос.

Он долго выбирал, - "Маноли", "Мурати", "Бочари" - все это была одинаковая труха из липовых листьев, - купил десять папирос и сигару почернее, для работы. Затем вошел в пассаж - посмотреть на пенковые трубки. Давно уже было решено, - как только получит аванс, купить пенковую трубку.

Пассаж, построенный еще в восьмидесятых годах, когда-то был бойким местом развлечения берлинцев. Здесь находился знаменитый паноптикум, лавки "парижского шика" и модные кафе. Счастливое, полное надежд было время. Крыша блестела, яркие фонари освещали нарядных людей, построивших прочную жизнь на долгие века. Эти люди верили в добро, в любовь и в безгрешность золотой марки, когда в длинных сюртуках, с баками, с брелоками на цепочках, пробегали по пассажу поглядеть на модную новинку.

Надежды обманули. Мир оказался изменчивым и непрочным. Плодились злые поколения. Беспечность и радость жизни отошли в туман прошлого вместе с сюртуками, баками и брелоками. Пассаж обветшал, тускло горели фонари под грязной крышей. Пыль легла на окна и карнизы. Истлела материя на куклах в паноптикуме, моль источила их волосы. И только мрачный юноша, иностранец, да иззябшая девка приходили сюда погреться, не веря ни в бюст президента Карно, ни в каску Бисмарка, ни в дремлющих в банках спирта раздутоголовых младенцев.

Все же, когда Картошин вошел в пассаж, множество молчаливых людей брело мимо окон, где выставлена дрянь и дребедень. Пыльный свет был холоден, лица - серые, унылые. Шли, глядели на никому в этот час не нужный хлам, зевали...

Картошин прилип к окну с т ...

knigogid.ru

Книга Чёрная пятница читать онлайн бесплатно, автор Алексей Толстой на Fictionbook

Первое появление

В семейном пансионе вдовы коммерции советника фрау Штуле произошло незначительное на первый взгляд событие: за столом появился новый пансионер – плотный, большого роста, громогласный человек.

Он шумно ел, выпил шесть полубутылок пива. Он хохотал, рассказывая племяннице фрау Штуле фрейлейн Хильде пресмешные «вицы», во рту у него блестели два ряда крепких зубов из чистого золота.

Он сообщил соседкам справа, Анне Осиповне Зайцевой и дочери ее Соне, о последних парижских модах: черный цвет, короткую юбку – долой, носят только полосатое, черное с красным. (У Сони стало сползать платье, оголяя роскошное плечо, на котором она поминутно поправляла бретельки.)

Он поговорил коротко и веско с соседом слева, Павлом Павловичем Убейко, полковником, о хороших делах с печатной бумагой.

Он налил две рюмочки ликеру «Кюрасао Канторовиц» и выпил с напротив сидящим японцем Котомарой за самую твердую из валют – японскую иену. (Котомара открыл желтые, в беспорядке торчащие зубы и сощурился под круглыми очками.)

Он обещался выпить полдюжины шампанского в кабаре «Забубенная головушка», где служил сидевший рядом с японцем озлобленный актер Семенов-второй.

Он неожиданно и громко похвалил обедавшего за тем же столом писателя Картошина: «Вся эмиграция очарована вашим чудным русским языком, господин Картошин». (Это вогнало Картошина в густую краску; потупившись, он принялся наливать себе пива, у него покраснела даже рука.)

Он обратился бы также и к другим пансионерам фрау Штуле, если бы не дальность стола. Он говорил по-немецки и по-русски. Засопев, обгрыз и закурил сигару в два пальца толщины. Он был брит, совершенно лыс и подвижен. Его звали Адольф Задер.

После обеда часть общества перешла в уютный уголок, отделенный аркою от столовой. Там, за кофе и ликером, Адольф Задер рассказал Анне Осиповне Зайцевой и дочери ее Соне свою первую автобиографию.

– Я родился в лучшей семье в городе Кюстрине, – так начал Адольф Задер, плотно глядя на Сонины плечи, – мои почтенные родители прочили меня к коммерческой деятельности. Но я был озорной парнишка. Младший сын герцога Гессенского был мой ближайший друг.

Однажды я говорю: «Папа и мама, я хочу ехать в Мюнхен, хочу сделаться знаменитым художником». Папа был умный человек, он видит – я, как дикий конь, грызу удила, он сказал: «Ну, что же, Адольф, поезжай в Мюнхен».

В Мюнхенской академии меня носили на руках. Что за чудные картины я писал! Со слезами на глазах вспоминаю то время. Кутежи, балы. В меня влюбилось одно высокопоставленное лицо… но не будем об этом. Родители посылали мне каждый месяц двести марок. (Тут все общество радостно засмеялось, иные только покачали головами.) Да, это были золотые марки.

(Отнеся в сторону мизинец с огромным ногтем, Адольф Задер выпил узенькую рюмочку ликеру и стряхнул пепел прямо себе на мохнатый костюм.)

Ничто не вечно под луной, как говорится. Отца хватил удар, мать умерла с горя. Мне на плечи свалилось крупное состояние. Я рыдал, как ребенок, бросая академию. Тяжело, господа, – зачем мне это дело? Зачем мне эти деньги, когда во мне кричит артист? Я даже до сих пор не успел обзавестись семьей: как белка в колесе. Тяжело. Но – я не теряю надежды. Я все брошу, расшвыряю деньги (волнение среди слушателей), – на что мне одному столько денег? Я закушу удила. Я опять возьмусь за кисти и палитру. Только еще не знаю, – где поселиться: здесь, в Берлине, или вернуться в Мюнхен? Мне надоела политика, вот что. Пока шла война, я был совсем болен. А вы думаете – теперь лучше? Ах, оставьте! Кавардак! Сегодня доллар – три тысячи марок, а завтра полторы, а послезавтра пять. Может быть, я совсем покину Европу. Я уеду на Тихий океан. (Соня тревожно оглянулась на мать, Анна Осиповна поправила пенсне.)

Извините, медам, заболтался, еду в банк…

Писатель Картошин

После обеда Картошин и жена его, Мура, пошли к себе в комнату. Картошин по пути от нечего делать вел пальцем по обоям темного коридора. Он споткнулся на ступеньке и, как всегда, обругал фрау Штуле: «Сволочь вонючая, немка».

Они вошли к себе в комнатку с одним, во двор, окошком, за которым моросил дождь. Мура забралась на плюшевый диванчик и стала глядеть на мокрые стекла. Картошин повалился на постель и лежал, длинный, худой, с большими ступнями, с вялым носом, – курил папиросу.

Такое времяпровождение можно было объяснить только отсутствием денег. Картошин был молодой писатель. Его слава началась в Ростове-на-Дону с газетного фельетона «Рассказ очевидца». Даже в те дни гражданской войны он царапнул по нервам читателей. С тех пор царапанье стало его специальностью. В Берлине о нем напечатали статью, где сравнивали его с Эдгаром По.

Картошин переживал свою славу спокойно и трезво, оценивая ее не литературную, а главным образом денежную сторону. Он не был романтиком. Литература приносила скудные доходы. Хотя, за неимением иного, не плохое было и это занятие.

Так, легка с огромными башмаками на кровати, посасывая немецкие папироски, воняющие прелыми листьями, он выдумывал рассказы из времен революции. По ночам, когда Мура спала, засунув голову под подушку, Картошин наедался пирамидону, так что сердце трепетало, как мышь в кулаке, и писал.

Мура сама носила продавать его рассказы, торговалась, как цыган, брала авансы. Мура была худая, с нервной спиной, помятая женщина. Замечательными были у нее расширенные глаза, она не смотрела ими, а всасывалась. Она исступленно ревновала Картошина ко всем проституткам. Иногда, среди ночи, он посылал ее на улицу за горячими сосисками. Мура накидывала пальто прямо на рубашку и бежала вниз, на угол, где всю ночь стоял бойкий малый с медной кухонкой, окруженный продрогшими и голодными девушками.

Она покупала четыре горячих сосиски на картонной тарелочке с горчицей, булочку-шриппе и с тоской вглядывалась в мутно-бледные под шляпками с розами, тощие лица проституток. «Которая, – думала она, – которая – смертный враг?»

Картошин положил огромные подошвы на спинку кровати.

– Мура!

– Что тебе нужно?

– А этот с деньгами, с золотыми-то зубами. Хорошо бы подбить его на издательство. (Мура неопределенно передернула плечами.) Ты бы с ним поговорила как-нибудь. А? Взяла бы аванс. Знаешь, – я хочу начать писать что-нибудь крупное, листов на десять. Психологический роман. (Картошин зевнул.) По-моему, его подбить можно. Мурка!

– Что тебе?

– Сбегай за папиросами.

– Не хочу.

– Почему?

– Скучно.

– А ты не гляди в окошко. Мура, а Мура! Он сказал, – у него два вагона бумаги куплено здесь. Надо ему объяснить, черту, – гораздо выгоднее издательство, чем просто спекулировать на бумаге. Устроили бы ярко-антисоветское издательство. Купили бы типографию. При ней – журнал. А потом, глядишь, через год – переносим дело в Москву.

Часа полтора, лежа на постели, Картошин развивал планы деятельности. Мура молчала, потому что, точка в точку, эти разговоры повторялись каждый день. Наконец лежать без папирос надоело. Картошин надел непромокаемый плащ и вышел на улицу.

В этот час на Фридрихштрассе проститутки шли густыми толпами. Их было столько, что исчезало даже любопытство к этим промокшим женщинам с бумажными розами на шляпах или просто на животе. Но, видимо, эти остатки доброй, старой романтики все еще привлекали сизобритых господ в котелках, с тросточками, и озабоченных семейственных немцев, запиравших конторы и меняльные лавки, и оборванных молодых людей с небритыми щеками, – они появлялись на перекрестках, у табачных лавок, глядя куда-то мимо свинцовыми глазами.

Картошин остановился перед витриной с шикарными дорожными вещами. Сейчас же его ущипнули через пальто ниже спины. Он обернулся. Плечистая и костлявая женщина лет сорока глядела на него желтыми глазами и вдруг принялась хмыкать, вытягивая губы трубкой, хихикать, – прельщала. Картошин попятился, людской поток увлек его.

У ювелирного магазина другая женщина, полная, под вуалью, в упор сказала ему: «Алло, я очень развратна». Картошин миновал и это обольщение. Он зашел купить папирос.

Он долго выбирал, – «Маноли», «Мурати», «Бочари» – все это была одинаковая труха из липовых листьев, – купил десять папирос и сигару почернее, для работы. Затем вошел в пассаж – посмотреть на пенковые трубки. Давно уже было решено, – как только получит аванс, купить пенковую трубку.

Пассаж, построенный еще в восьмидесятых годах, когда-то был бойким местом развлечения берлинцев. Здесь находился знаменитый паноптикум, лавки «парижского шика» и модные кафе. Счастливое, полное надежд было время. Крыша блестела, яркие фонари освещали нарядных людей, построивших прочную жизнь на долгие века. Эти люди верили в добро, в любовь и в безгрешность золотой марки, когда в длинных сюртуках, с баками, с брелоками на цепочках, пробегали по пассажу поглядеть на модную новинку.

Надежды обманули. Мир оказался изменчивым и непрочным. Плодились злые поколения. Беспечность и радость жизни отошли в туман прошлого вместе с сюртуками, баками и брелоками. Пассаж обветшал, тускло горели фонари под грязной крышей. Пыль легла на окна и карнизы. Истлела материя на куклах в паноптикуме, моль источила их волосы. И только мрачный юноша, иностранец, да иззябшая девка приходили сюда погреться, не веря ни в бюст президента Карно, ни в каску Бисмарка, ни в дремлющих в банках спирта раздутоголовых младенцев.

Все же, когда Картошин вошел в пассаж, множество молчаливых людей брело мимо окон, где выставлена дрянь и дребедень. Пыльный свет был холоден, лица – серые, унылые. Шли, глядели на никому в этот час не нужный хлам, зевали…

Картошин прилип к окну с трубками. В это время его хлопнули по плечу, и хохотливый голос прокричал:

– Трубочки? Это – навоз. Я вам привезу трубочку из Голландии. Идет?

Это говорил в свете витрины Адольф Задер. От золотых зубов его шли лучи. Картошин крепко пожал ему руку и сейчас же пожал еще раз, – так ему показалась заманчивой эта встреча.

 

– Идемте, я хочу угостить вас хорошим вином, – сказал Адольф Задер и покрутил тростью.

Адские муки

«Ушел за папиросами. К обеду не явился. Полночь, его нет…»

Мура металась по комнате, не зажигая света. Ледяными пальцами сжимала то горло, то лицо. Прижималась лбом к ледяной печке и тогда видела:

…Гнусный свет газа… Картошин сидит, – красный, взволнованный… На коленях у него – женщина в черном модном корсете. Волосы взбиты, шея в жилах, нос – туфлей, в пудре… Оба хохочут, курят, целуются…

Мура стонала, металась, прижималась лбом к зеленым изразцам печки и слышала…

Картошин. Ты чудная, ты моя мечта, целуй меня, целуй…

Она (хохочет). Ужасно приятный мужчина…

Он. А вот у меня дома так – драная кошка.

Она. Жена твоя? Ха-ха-ха. Почему она драная кошка?!

Он. Нервная, волосы висят. Никакого влечения. Не женщина, а понедельник…

Она. Какая она странная. Как я ее жалею… Хи-хи…

Он. Давай над ней смеяться. Хо-хо-хо, она думает, я за папиросами пошел. Ха-ха-ха…

(Целуются, смеются, она гордится красотой, бельем, он – красный, счастливый – обещает ей книгу с надписью.)

Она. Твоя жена бумазейное белье носит, конечно?

Он. Бумазейное. Ху-ху-ху.

Она. Чулки сваливаются?

Он. Английскими булавками прикалывает. Хм-хм-хм.

Она. Из корсета кости торчат? Рубашка желтая?

Он. У, ты, моя радость, счастье!

Она. А ты жену брось, брось, брось…

Мура кидалась на кровать, ничком. Кусала подушку. Кабы дома быть, в России, – в прислуги бы пошла. А здесь – некуда, никому не нужна, все – чужие, каменные. Мечись по комнатешке. Весь твой мир – кровать, печка, диван, стол… За окном – ночь, дождь, немцы.

Мура соскочила с кровати, вплотную придвинулась к зеркалу, всасывалась в свое отражение и не видела ничего, как слепая.

Вторая автобиография

В это время Картошин и Адольф Задер сидели у «Траубе», ели шницель по-гамбургски и пили мозельское вино. Адольф Задер говорил:

– Уж если я поведу, – будьте спокойны: напою и накормлю. Я кутил во всех городах Европы.

– Я сразу понял, Адольф Адольфович, когда увидел вас за обедом, – вот, думаю, человек, который умеет жить…

fictionbook.ru

Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 3

Он неожиданно и громко похвалил обедавшего за тем же столом писателя Картошина: "Вся эмиграция очарована вашим чудным русским языком, господин Картошин". (Это вогнало Картошина в густую краску; потупившись, он принялся наливать себе пива, у него покраснела даже рука.)

Он обратился бы также и к другим пансионерам фрау Штуле, если бы не дальность стола. Он говорил по-немецки и по-русски. Засопев, обгрыз и закурил сигару в два пальца толщины. Он был брит, совершенно лыс и подвижен. Его звали Адольф Задер.

После обеда часть общества перешла в уютный уголок, отделенный аркою от столовой. Там, за кофе н ликером, Адольф Задер рассказал Анне Осиповне Зайцевой и дочери ее Соне свою первую автобиографию.

– Я родился в лучшей семье в городе Кюстрине, – так начал Адольф Задер, плотно глядя на Сонины плечи, – мои почтенные родители прочили меня к коммерческой деятельности. Но я был озорной парнишка. Младший сын герцога Гессенского был мой ближайший друг.

Однажды я говорю: "Папа и мама, я хочу ехать в Мюнхен, хочу сделаться знаменитым художником". Папа был умный человек, он видит – я, как дикий конь, грызу удила, он сказал; "Ну, что же, Адольф, поезжай в Мюнхен".

В Мюнхенской академии меня носили на руках. Что за чудные картины я писал! Со слезами на глазах вспоминаю то время. Кутежи, балы. В меня влюбилось одно высокопоставленное лицо… но не будем об этом. Родители посылали мне каждый месяц двести марок. (Тут все общество радостно засмеялось, иные только покачали головами.) Да, это были золотые марки.

(Отнеся в сторону мизинец с огромным ногтем, Адольф Задер выпил узенькую рюмочку ликеру и стряхнул пепел прямо себе на мохнатый костюм.),

Ничто не вечно под луной, как говорится. Отца хватил удар, мать умерла с горя. Мне на плечи свалилось крупное состояние. Я рыдал, как ребенок, бросая академию. Тяжело, господа, – зачем мне это дело? Зачем мне эти деньги, когда во мне кричит артист? Я даже до сих пор не успел обзавестись семьей: как белка в колесе. Тяжело. Но – я не теряю надежды. Я все брошу, расшвыряю деньги (волнение среди слушателей), – на что мне одному столько денег? Я закушу удила. Я опять возьмусь за кисти и палитру. Только еще не знаю, – где поселиться: здесь, в Берлине, или вернуться в Мюнхен? Мне надоела политика, вот что. Пока шла война, я был совсем болен. А вы думаете – теперь лучше? Ах, оставьте! Кавардак! Сегодня доллар – три тысячи марок, а завтра полторы, а после завтра пять. Может быть, я совсем покину Европу. Я уеду на Тихий океан. (Соня тревожно оглянулась на мать, Анна Осиповна поправила пенсне.)

Извините, медам, заболтался, еду в банк…

Писатель Картошин

После обеда Картошин и жена его, Мура, пошли к себе в комнату. Картошин по пути от нечего делать вел пальцем по обоям темного коридора. Он споткнулся на ступеньке и, как всегда, обругал фрау Штуле: "Сволочь вонючая, немка".

Они вошли к себе в комнатку с одним, во двор, окошком, за которым моросил дождь. Мура забралась на плюшевый диванчик и стала глядеть на мокрые стекла. Картошин повалился на постель и лежал, длинный, худой, с большими ступнями, с вялым носом, – курил папиросу.

Такое времяпровождение можно было объяснить только отсутствием денег. Картошин был молодой писатель Его слава началась в Ростове-на-Дону с газетного фельетона "Рассказ очевидца". Даже в те дни гражданской войны он царапнул по нервам читателей. С тех пор царапанье стало его специальностью.

В Берлине о нем напечатали статью, где сравнивали его с Эдгаром По.

Картошин переживал свою славу спокойно и трезво, оценивая ее не литературную, а главным образом денежную сторону. Он не был романтиком. Литература приносила скудные доходы. Хотя, за неимением иного, не плохое было и это занятие.

Так, лежа с огромными башмаками на кровати, посасывая немецкие папироски, воняющие прелыми листьями, он выдумывал рассказы из времен революции. По ночам, когда Мура спала, засунув голову под подушку, Картошин наедался пирамидону, так что сердце трепетало, как мышь в кулаке, и писал.

Мура сама носила продавать его рассказы, торговалась, как цыган, брала авансы. Мура была худая, с нервной спиной, помятая женщина. Замечательными были у нее расширенные глаза, она не смотрела ими, а всасывалась. Она исступленно ревновала Картошина ко всем проституткам. Иногда, среди ночи, он посылал ее на улицу за горячими сосисками. Мура накидывала пальто прямо на рубашку и бежала вниз, на угол, где всю ночь стоял бойкий малый с медной кухонкой, окруженный продрогшими и голодными девушками.

Она покупала четыре горячих сосиски на картонной тарелочке с горчицей, булочку-шриппе и с тоской вглядывалась в мутно-бледные под шляпками с розами, тощие лица проституток. "Которая, – думала она, – которая – смертный враг?"

Картошин положил огромные подошвы на спинку кровати.

– Мура!

– Что тебе нужно?

– А этот с деньгами, с золотыми-то зубами. Хорошо бы подбить его на издательство. (Мура неопределенно передернула плечами.) Ты бы с ним поговорила как-нибудь. А? Взяла бы аванс. Знаешь, – я хочу начать писать что-нибудь крупное, листов на десять. Психологический роман. (Картошин зевнул.) По-моему, его подбить можно. Мурка!

– Что тебе?

– Сбегай за папиросами.

– Не хочу.

– Почему?

– Скучно.

– А ты не гляди в окошко. Мура, а Мура! Он сказал, – у него два вагона бумаги куплено здесь. Надо ему объяснить, черту, – гораздо выгоднее издательство, чем просто спекулировать на бумаге. Устроили бы ярко-антисоветское издательство. Купили бы типографию. При ней – журнал. А потом, глядишь, через год – переносим дело в Москву.

Часа полтора, лежа на постели, Картошин развивал планы деятельности. Мура молчала, потому что, точка в точку, эти разговоры повторялись каждый день. Наконец лежать без папирос надоело, Картошин надел непромокаемый плащ и вышел на улицу.

В этот час на Фридрихштрассе проститутки шли густыми толпами. Их было столько, что исчезало даже любопытство к этим промокшим женщинам с бумажными розами на шляпах или просто на животе. Но, видимо, эти остатки доброй, старой романтики все еще привлекали сизобритых господ в котелках, с тросточками, и озабоченных семейственных немцев, запиравших конторы и меняльные лавки, и оборванных молодых людей с небритыми щеками, – они появлялись на перекрестках, у табачных лавок, глядя куда-то мимо свинцовыми глазами.

Картошин остановился перед витриной с шикарными дорожными вещами. Сейчас же его ущипнули через пальто ниже спины. Он обернулся. Плечистая и костлявая женщина лет сорока глядела на него желтыми глазами и вдруг принялась хмыкать, вытягивая губы трубкой, хихикать, – прельщала. Картошин попятился, людской поток увлек его.

У ювелирного магазина другая женщина, полная, под вуалью, в упор сказала ему: "Алло, я очень развратна". Картошин миновал и это обольщение. Он зашел купить папирос.

Он долго выбирал, – "Маноли", "Мурати", "Бочари" – все это была одинаковая труха из липовых листьев, – купил десять папирос и сигару почернее, для работы. Затем вошел в пассаж – посмотреть на пенковые трубки. Давно уже было решено, – как только получит аванс, купить пенковую трубку.

Пассаж, построенный еще в восьмидесятых годах, когда-то был бойким местом развлечения берлинцев. Здесь находился знаменитый паноптикум, лавки "парижского шика" и модные кафе. Счастливое, полное надежд было время. Крыша блестела, яркие фонари освещали нарядных людей, построивших прочную жизнь на долгие века. Эти люди верили в добро, в любовь и в безгрешность золотой марки, когда в длинных сюртуках, с баками, с брелоками на цепочках, пробегали по пассажу поглядеть на модную новинку.

Надежды обманули. Мир оказался изменчивым и непрочным. Плодились злые поколения. Беспечность и радость жизни отошли в туман прошлого вместе с сюртуками, баками и брелоками. Пассаж обветшал, тускло горели фонари под грязной крышей. Пыль легла па окна и карнизы. Истлела материя на куклах в паноптикуме, моль источила их волосы. И только мрачный юноша, иностранец, да иззябшая девка приходили сюда погреться, не веря ни в бюст президента Карно, ни в каску Бисмарка, ни в дремлющих в банках спирта раздутоголовых младенцев.

Все же, когда Картошин вошел в пассаж, множество молчаливых людей брело мимо окон, где выставлена дрянь и дребедень. Пыльный свет был холоден, лица – серые, унылые. Шли, глядели на никому в этот час не нужный хлам, зевали…

Картошин прилип к окну с трубками. В это время его хлопнули по плечу, и хохотливый голос прокричал:

– Трубочки? Это – навоз. Я вам привезу трубочку из Голландии. Идет?

Это говорил в свете витрины Адольф Задер. От золотых зубов его шли лучи. Картошин крепко пожал ему руку и сейчас же пожал еще раз, – так ему показалась заманчивой эта встреча.

– Идемте, я хочу угостить вас хорошим вином, – сказал Адольф Задер и покрутил тростью.

profilib.net

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно?

В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально природой был заложен для нас совершенно иной режим сна и бодрствования. С внедрением в жизнь научно-технического прогресса, человек сам решил распоряжаться своим временем. Рассмотрим этот вопрос подробнее.Сон

О чем гласят исторические сведения?

Самым знающим экспертом в этой области можно считать историка Роджера Экирха. Его исследования длились на протяжении 15 лет. При этом было собрано и изучено внушительное количество исторических фактов, документов и свидетельств. Таким образом, ученый пришел к поразительному выводу: ночной сон наших предков делился на две части с трехчасовым перерывом приблизительно в полночь. ИсследованияВ книге Экирха, опубликованной в 2005 году, было собрано 500 ссылок на исторические рисунки, в которых изображались наши спящие предки. Эти исторические свидетельства взяты из дневников, медицинских записей и книг. И все как один источники указывают на привычку спать с перерывом.

Восьмичасовой сон - сравнительно новая тенденция

На самом деле наши предки не знали, что можно спать по 8 часов подряд каждую ночь, и это неудивительно. Во времена, когда об электричестве еще не было известно, темнота не давала заниматься привычными делами. Люди не находили ничего лучшего, как с закатом солнца ложиться в постель. Однако сон в течение половины суток неприемлем для организма. Именно поэтому, ложась спать около 8 часов вечера, наши предки просыпались в полночь.Исторические свидетельства

Это время считалось наиболее продуктивными и творческими часами. За 2-3 часа бодрствования можно было успеть позаниматься сексом, либо отвести время для науки или написания книг. С наступлением второй волны усталости, наши предки снова отходили ко сну, теперь уже до восхода солнца.

Что будет, если сымитировать условия жизни прошлого?

Еще в 1990 году психиатром Томасом Веером был проведен эксперимент, возвращающий современного человека к условиям существования древних людей. 14 добровольцев были помещены в лабораторные условия замкнутого пространства, где полностью отсутствовали окна. Свет для участников подавался на 14 часов подряд. Оставшиеся 10 часов добровольцы проводили в полном мраке. За месяц участники смогли полностью поменять привычный режим бодрствования. Уже на четвертой неделе добровольцы стали спать по ночам за два приема. Каждый из отрезков длился 3-4 часа.Сон

Когда стала исчезать эта привычка?

Историк Роджер Экирх не остановился на одном лишь изучении режима дня далеких предков. Он решил выявить причину, которая привела нас к распорядку, что мы имеем сейчас. Так, в конце 17 века в буржуазной Европе модой правил высший класс. Элита общества любила устанавливать собственные правила, разглядев в дроблении ночного сна пережитки прошлого. Начало 20 века было ознаменовано промышленной революцией. Рабочие во многих странах были вынуждены трудиться на износ. Это заставило людей спать за один прием, отходя ко сну максимально поздно.Исследования

Причины явления

В 17 веке повсеместно в Европе появлялось все больше крупных городов с высокой плотностью населения. Однако на улицах ночью традиционно разгуливали мошенники, проститутки и прочий сброд. Принято думать, что законопослушные граждане предпочитали не высовывать нос в городские кварталы после наступления темноты. Они не хотели видеть обратную, «грязную» сторону городской жизни. Но уже в 1667 году в Париже появляется первое уличное освещение. Средневековый французский обыватель сразу же полюбил прогулки при луне и любование пейзажами ночной столицы.Сон

Приблизительно в это же время набирает обороты промышленная революция. Поэтому передовые умы направили свои взоры на пересмотр привычного распорядка дня в угоду увеличения эффективности и производительности. Теперь жизнь европейца была поделена не на дни или сутки, а на часы.

Когда человек решает бросить вызов природе

По мнению Экирха, в этой намеренной смене режима и кроется большинство проблем со сном у современного человека. Мы решили идти против природы и позволили себе спать в один прием. Однако наш организм изначально запрограммирован иначе. Поэтому нет ничего удивительного, если вы страдаете от хронической бессонницы или часто просыпаетесь посреди ночи. Мы не заставляем вас перекраивать привычный распорядок и слепо копировать образ жизни средневекового человека.Исследования

Однако нет нужды беспокоиться, если вы внезапно проснулись посреди ночи и не можете заснуть. Лучше используйте это время с пользой, ведь этот период может стать самым плодотворным даже в сравнении с утренними часами. Кстати, и само понятие "бессонница" зародилось в психиатрии в 19 веке. Раньше люди не знали о такой проблеме, но с полным упразднением двухфазового ночного сна она сразу же дала о себе знать.

Заключение

Не знаете чем занять себя в часы ночного бодрствования? Помимо занятий сексом со своим романтическим партнером, это время можно провести с пользой для души. Медитируйте, размышляйте, приводите свои мысли в порядок и молитесь. Вы можете начать читать увлекательный роман, посвятить время творчеству или работе над очередным проектом. Если организм готов принять такой режим, в дальнейшем можно начинать ложиться спать пораньше.

fb.ru

Ответы к тесту по обществознанию 641 (Часть 2)

Тема №8246

Рассмотрим тему Ответы к тесту по обществознанию 641 (Часть 2) из предмета Обществознание и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тесту по обществознанию 641 (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

61. Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества. Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит. В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.                                                                                        (По материалам интернет-издания) 

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.  План1. Противоречивость воздействия общества на природу.2. Сопротивление природы воздействию человека3. Результаты материальной деятельности человека в ХХ в

2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?      Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе.    Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт.

3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?      Для удовлетворения своих растущих потребностей.    По мнению автора, в нарастании сопротивления природы кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества. 

4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров.      Два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость.    Примеры: должна быть мера в вырубке леса, ловля рыбы, может привести к исчезновению определенных видов фауны и флоры.

5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.      Масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу, усугубили экологическую ситуацию.    Связывает с научно-технической революцией.    С приходом НТР человек начал потреблять всё больше и больше природных ресурсов. Начали интенсивно вырубаться леса, что приводит к уничтожению животного мира. Человек вытесняет животных со своих мест обитания, всё больше и больше попадает их в «красную книгу». Увеличивается добыча нефти, природного газа, железной руды, каменного угля, что приводит к истощению природных ресурсов на земле. Так при добыче нефти происходят утечки, которые губительно сказываются на флору и фауну, а из за пустот, которые образуются при добыче, происходит движение земной коры, в следствии чего  происходят землетрясения.6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.    Человечество должно отказаться от практики хищнического, несогласованного использования богатств природы     Перейти к практике возобновления и сохранения природных ресурсов: сажать леса, строить водоемы, обустраивать туристические маршруты, лечить больные деревья, убирать мусор, участвовать в очистке водоемов.    Разработка государственных мер по охране окружающей среды.

62. К политической сфере жизни общества непосредственно относится  1)  проведение фестиваля народной музыки 2)  увеличение доли молодёжи в структуре населения страны 3)  переход предприятий из рук государства в частные 4)  принятие поправок к Закону о выборах депутатов парламента Ответ:4Комментарий:

63. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?  1)  Глава государства обращается к гражданам в СМИ. 2)  Врачи слушают доклад министра здравоохранения. 3)  Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились. 4)  Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга. Ответ: 3Комментарий:

64. Леонид – сотрудник правоохранительных органов. Он – честный и порядочный человек, у него много друзей. В свободное от работы время он тренирует дворовую детскую футбольную команду. Всё это характеризует Леонида как  1)  товарища 2)  индивида 3)  личность 4)  работника Ответ: 3Комментарий:

65. Социальные условия жизни влияют на формирование у человека  1)  внешней индивидуальности 2)  качеств личности 3)  наследственной предрасположенности 4)  особенностей темперамента Ответ: 2Комментарий:

66. Засушливое жаркое лето в регионе Z стало причиной лесных пожаров. Жители многих населённых пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует прежде всего  1)  нарушение правил поведения в лесу 2)  влияние природы на жизнь общества 3)  неустойчивость общественного развития 4)  влияние культуры на жизнь общества Ответ: 2Комментарий:

67. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно. Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 1Комментарий:

68. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.  ПРИМЕРЫ                                                                       ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ А)  защита от холода                                                        1)  биологические  Б)  общение с друзьями                                                    2)  социальные  В)  реализация своих способностей  Г)  самосохранение  Д)  достижение карьерного роста  Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ:12212Комментарий:

69. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества  1)  экономическую 2)  социальную 3)  политическую 4)  духовную Ответ: 1Комментарий:

70. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием  1)  познание 2)  свобода 3)  творчество 4)  общениеОтвет: 4Комментарий:

71. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования проголодались и решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Какие потребности реализовали пассажиры?  1)  социальные 2)  духовные 3)  физиологические 4)  престижные Ответ: 3Комментарий:

72. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает. Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

73. Школьник Матвей готовится к контрольной работе по химии, а его отец – архитектор работает над новым проектом. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания, – учёбу и труд. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.  1)  создание материальных благ  2)  использование необходимой информации  3)  использование специальной технологии  4)  возможность общения в процессе деятельности  Ответ: 1324Комментарий:

74. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?  1)  класс, страта 2)  демократия, монархия 3)  парламент, федерация 4)  деньги, собственность Ответ: 4Комментарий:

75. Социальные условия жизни влияют прежде всего на формирование у человека  1)  типа нервной системы 2)  черт характера 3)  наследственной предрасположенности 4)  особенностей темперамента Ответ: 2Комментарий:

76. В свободное от учёбы время десятиклассник работает курьером. Данный пример иллюстрирует деятельность  1)  учебную 2)  трудовую 3)  политическую 4)  научную Ответ: 2Комментарий:

77. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

78. Есть люди, для которых соблюдение точного, сложного и многогранного режима – своего рода хобби. Они всегда знают, что им надлежит делать в следующий момент, у них всё расписано. Другие поступают так по необходимости, из-за большого числа разнообразных нагрузок. Но для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств. Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше. Неожиданно зашедший в гости приятель, телефонный звонок или интересная телепередача легко могут разрушить даже самые благие намерения. При составлении режима необходимо прежде всего считаться с реальностью внешнего мира. Но не забудем ещё и реальность внутреннего. Люди различаются не только своим сознательным отношением к режиму, но и, если можно так выразиться, способностями к нему. Некоторым людям режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях, он будто сам собой вытекает из их натуры. Я называю таких людей «ритмиками». Не берусь утверждать, что главное в возникновении этого типа: рано и прочно выработанная привычка или прирожденная психофизиологическая скоординированность. Другой полюс – дизритмики. Мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы. Это два крайних полюса. Обычный человек находится где-то между тем и другим. Нечего и говорить, что в обычном режиме трудового дня ритмикам живётся хорошо, полуритмикам средне, а дизритмик оказывается в положении хронической катастрофы. Если он подчиняется ритмам среды, он плохо себя чувствует. Если не подчиняется – тоже плохо, ибо никто ему этого не прощает. Относительно жёсткого режима, принятого обществом, их внутренняя организация, конечно, неудачна, но это не значит, что они не представляют собой более совершенный тип по каким-то другим критериям. Если вы в течение ряда лет честно выдерживали режимы и перепробовали несколько вариантов с достаточной длительностью, но всё равно ничего не получалось, то вы, скорее всего, дизритмик. Не требуйте от себя высокой продуктивности в те часы и дни, когда организм её не даёт, подлавливайте хорошее время и полноценно выкладывайтесь. Возможно, изучив себя, вам удастся и в неправильных колебаниях вашего состояния уловить кое-какие закономерности. Кроме того, всё меняется: со временем, быть может, изменятся и ритмы вашего организма; возможно, они упростятся и скоординируются. 

                                                                                                                                 (По В. Леви) 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.  План    Особенности  составления режима дня    «Ритмики» и «дезритмики»    Особенности режима дня «дезритмиков»

2. Что, по мнению автора, мешает составлению чёткого расписания? Какой главнейший принцип составления расписания предложил автор?      Для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств.     Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше.

3. Какие типы людей по способности к соблюдению режима выделил автор? (Используя содержание текста, назовите три типа и дайте краткую характеристику двух типов.)      «Ритмики» (режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях).    «Дизритмики»  (мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы).    «Полуритмики» (где-то между «ритмиками»  и «дизритмиками»)

4. Какую работу, сферу деятельности Вы могли бы рекомендовать представителю каждого из названных автором типов людей? Используя содержание текста и обществоведческие знания, кратко поясните каждую свою рекомендацию    «Ритмики» - руководитель фирмы, предприятия (нужно чётко планировать свои дела, разнообразие встреч)    «Полуритмики» - в основном люди рабочих специальностей, интеллигенция, офисные работники (соблюдают рабочий режим, в остальном живут не по расписанию)«Дизритмики» - творческая деятельность, например, художник, писатель (работают по вдохновению), работа на дому.  5. В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Всё больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома, в любом другом комфортном месте, лишь изредка собираясь в офисе для обсуждения планов. Какие преимущества даёт работникам такая форма организации труда? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите три преимущества.)    Выбор объема.     Выбор времени.     Отсутствие жесткого контроля. труда.     Полная самостоятельность.     Много времени для домашних дел. 

6. Объясните, зачем каждому человеку нужно изучать себя, выяснять особенности своей психофизической организации. (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.)    Нужно знать особенности своего темперамента, чтобы жить с внутренней гармонией    Зная особенности своей психофизической организации, можно с наименьшими ошибками определиться с профессиональной деятельностью.

79. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие  1)  индивидуальность 2)  индивид 3)  личность 4)  темперамент Ответ:  3Комментарий:

80. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является частью природы. Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

81. Верны ли следующие суждения о личности? А. В понятие «личность», прежде всего, включают характеристики, обусловленные биологической сущностью человека. Б. Развитие личности продолжается в течение всей жизни человека.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ:  2Комментарий:

82. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?  1)  образование, мораль 2)  федерация, конфедерация 3)  сословие, этнос 4)  капитал, деньги Ответ:  3Комментарий:

83. Марина готовится к экзамену по истории: читает школьный учебник, справочную литературу, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является  1)  сборник тестов по истории 2)  школьный учебник 3)  справочная литература 4)  отличная отметка Ответ: 4Комментарий:

84. Н. учится в университете. Он общительный человек, увлекается музыкой и часто вместе с друзьями ходит на концерты. Всё это характеризует Н. прежде всего как  1)  друга 2)  личность 3)  студента 4)  потребителя Ответ:  2Комментарий:

85. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природные процессы влияют на развитие общества. Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверныОтвет: 3Комментарий:

86. Учёные страны Z провели опрос групп 25-летних и 60-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.  1)  Для 60-летних более характерен выбор противоборства, чем ухода из ситуации.  2)  Уступку выбирают одинаковые доли опрошенных обеих групп.  3)  Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.  4)  Противоборство выбирает меньше 60-летних, чем 25-летних.  5)  Среди 25-летних сотрудничество менее популярно, чем уход из ситуации.  Ответ: 245Комментарий:

87. Учёные страны Z провели опрос групп 25-летних и 60-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.  1)  При выборе способа поведения в конфликте проявляются возрастные различия.  2)  Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.  3)  Люди старшего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии.  4)  Молодые люди в большей степени, чем люди старшего возраста, склонны отстаивать свои интересы в открытом противостоянии.  5)  Большая часть опрошенных в обеих группах не понимает, что такое толерантность.  Ответ: 124Комментарий:

88. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия  1)  общества и личности 2)  гражданина и государства 3)  общества и природы 4)  производства и потребления Ответ: 3Комментарий:

89. Что характеризует человека как личность?  1)  задатки 2)  внешняя индивидуальность 3)  принадлежность к определённой расе 4)  общение Ответ: 4Комментарий:

90. Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?  1)  посредничество 2)  сотрудничество 3)  уход от конфликта 4)  арбитраж Ответ: 3Комментарий:

91. Верны ли следующие суждения об основных сферах общественной жизни? А. В каждой сфере общественной жизни решается определённая группа задач и проблем социального развития. Б. Все сферы общественной жизни взаимодействуют друг с другом.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

92. Какая потребность человека имеет социальную природу?  1)  в отдыхе и сне 2)  в продолжении рода 3)  в дыхании 4)  в труде Ответ: 4Комментарий:

93. Т. – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Т. много друзей, он общительный, энергичный человек. Все эти качества характеризуют Т. как  1)  руководителя 2)  личность 3)  работника 4)  индивида Ответ: 2Комментарий:

94. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы? А. Общество всегда негативно влияет на природу. Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 2Комментарий:

95. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.  ФАКТЫ                                                             СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ А)  обсуждение предвыборной                                        1)  политическая  программы политической партии                                     2)  экономическая  Б)  занятие фермерством  В)  принятие закона парламентом  Г)  торги на товарно-сырьевой бирже  Д)  выборы главы государства  Запишите в таблицу выбранные цифры.Ответ: 12121Комментарий: 

96. Примером трудовой деятельности является  1)  осмотр выставки картин 2)  посещение музея 3)  общение с друзьями 4)  установка мастером системы видеонаблюдения Ответ: 4Комментарий:

97. Артём и Сергей узнали, что Маша пригласила на свой день рождения всех одноклассников, кроме них. Артём просто прекратил всякое общение с Машей, а Сергей попытался через друзей узнать у Маши о причинах её поступка. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте – уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.  1)  осознание противоречия интересов  2)  поиск пути выхода из конфликта  3)  выход без уступок и отстаивания своих интересов  4)  участие третьей стороны  Ответ: 1234Комментарий:

98. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в  1)  самопознании 2)  самореализации 3)  продолжении рода 4)  достижении определённого положения в обществе Ответ:  2Комментарий:

99. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность формируется в общении с окружающими. Б. Личность обладает определёнными качествами, которые общество признаёт важными, необходимыми.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

100. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах? А. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека. Б. Причиной межличностного конфликта может послужить отсутствие культуры общения.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

101. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием  1)  труд 2)  общение 3)  творчество 4)  игра Ответ: 2Комментарий:

102. Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и животных, и черты, которые человека от животных отличают. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.  1)  приспособление к условиям окружающей среды  2)  способность к выдвижению целей и задач деятельности  3)  инстинкты и рефлексы  4)  сознание и речь  Ответ: 1324Комментарий:

103. Взаимные отношения, деловую или дружескую связь между людьми учёные обозначают понятием  1)  общение 2)  труд 3)  этикет 4)  конфликт Ответ:  1Комментарий:

104. Верны ли следующие суждения о деятельности человека? А. На деятельность человека влияют не только его разум, но и чувства. Б. В деятельности происходит самореализация личности. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

105. Хозяйка готовит тушёную курицу на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является  1)  хозяйка 2)  обед 3)  курица 4)  семьяОтвет: 1Комментарий:

106. Семён работает на заводе. Он общительный человек, в свободное время играет в любительском театре. Всё это характеризует Семёна в первую очередь как  1)  личность 2)  работника 3)  мужчину 4)  индивида Ответ: 1Комментарий:

107. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?  1)  племена, народности 2)  республика, монархия 3)  наука, религия 4)  издержки, прибыль Ответ: 3Комментарий:

108. Матвей хорошо учится в 5 классе общеобразовательной и музыкальной школы. Он помогает родителям по хозяйству. Друзья считают его честным и порядочным. Всё это характеризует Матвея, прежде всего, как  1)  гражданина 2)  индивида 3)  личность 4)  сына Ответ: 3Комментарий:

109. Инна предложила Екатерине свою помощь в организации праздничного концерта для ветеранов войны, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Екатерина обиделась и не отвечала на телефонные звонки Инны. После возвращения Инны девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?  1)  сотрудничество  2)  противоборство 3)  уход от конфликтной ситуации 4)  уступка Ответ: 1Комментарий:

110. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности: учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.  1)  соблюдение определённых норм и правил  2)  создание воображаемой обстановки  3)  использование различных предметов  4)  целенаправленное получение знаний  Ответ: 1324Комментарий:

111. К какой сфере общественной жизни относится организация и проведение очередных выборов главы государства?  1)  экономической 2)  социальной 3)  политической 4)  духовной Ответ: 3Комментарий:

112. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?  1)  группа, этнос 2)  производство, распределение 3)  выборы, референдум 4)  искусство, наука Ответ: 1Комментарий:

113. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?  1)  экономической и социальной 2)  социальной и политической 3)  экономической и политической 4)  политической и духовной Ответ: 1Комментарий:

114. Верны ли следующие суждения о личности? А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни. Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих в организме человека.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 1Комментарий:

115. Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными. Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узко экономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности. Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же  самые явления он смотрит иначе. 

                                                                                                                    (По П. Бергеру) 1. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей.      Любые социальные процессы  можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов.    Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук.

2. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.      Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя участниками взаимодействия и более. Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов.    Регулируются социальными нормами: правовыми, моральными, религиозными, политическими и др.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.    Что такое общество.    Общество с точки зрения социологии.    Общество с точки зрения экономистов.

4. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.    Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей (общество книголюбов, дворянское общество).    «Общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий (всё человечество  в целом).

5. Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения?    о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию    им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными

6. Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом).    базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные    различные подходы:экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услугсоциологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах    политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти

116. Инна пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Инны?  1)  пригласить друзей 2)  приобрести необходимые продукты 3)  испечь торт 4)  сделать праздник интересным Ответ: 4Комментарий:

117. Т. – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Т. много друзей, он общительный, энергичный человек. Все эти качества характеризуют Т., прежде всего, как  1)  руководителя 2)  личность 3)  индивида 4)  члена семьи Ответ: 2Комментарий:

118. Верны ли следующие суждения о личности? А.  Личность формируется в общении с окружающими.  Б.  Личность характеризуется различными социальными качествами.  1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны Ответ: 3Комментарий:

119. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить  1)  вырубка леса под строительство жилых домов 2)  восстановление почвы после ликвидации свалки отходов 3)  разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном 4)  организация природного заповедника Ответ: 3Комментарий:

120. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?  1)  искусство, наука 2)  авторитет, престиж 3)  племена, народности 4)  семья, этнос Ответ: 1Комментарий:

Категория: Обществознание | Добавил: (14.09.2016) Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0

xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai


Смотрите также