«Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).». С какой целью карандышев устроил званый обед


Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Бесприданница Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).

    Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, его главной целью является получение прибыли, для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, вплоть до себя: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

    Казалось бы, уже изначально конфликт между этими персонажами предопределен. И он на самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так непохожих друг на друга, характера. Но Островский вдруг разворачивает столкновение в сторону от социального конфликта, выводя его на уровень конфликта психологического.

    Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым единственно с тем, чтобы «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Он приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность». Ведь Лариса для Сергея Сергеича – это лишь еще одно приобретение.

    Вообще, рыночная тема выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности. Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями парижских газет. Но психологию этих героев ныне определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек.     Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно всё и вся!» – вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром. Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.

    Отношение к Ларисе, как к товару, определяет все поведение Паратова в сцене знакомства. Естественно, что не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга. С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?»     Главное желание Паратова в сцене – унизить противника, чтобы сбить цену. Поэтому, когда разговор заходит о бурлаках, и Карандышев высказывает свое презрение к ним, записывая себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их…мы, то есть образованные люди…», Сергей Сергеич указывает на то, что они располагаются совсем не в одном лагере. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом. В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут».

    Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня.

    Карандышев очень похож на героев Достоевского. Это «маленький человек» с болезненно раздутыми амбициями. Он одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Ненавидя, с одной стороны, властных и богатых, с другой стороны, он изо всех сил стремится стать с ними вровень. Он пропитан теми же идеалами и понятиями, которые так ненавистны ему в других. Его чувство к Ларисе, которое сначала можно было принять за пламенную страсть, на самом деле есть не что иное как жажда самоутверждения. Самолюбие Карандышева уязвлено: «…три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними!». Теша свое самолюбие, он не понимает, как нелепа, смешна и унизительна его попытка устроить званый обед для того, чтобы «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы.

    В сцене знакомства раскрываются характеры Паратова и Карандышева. Читателю становится очевидным, что эти герои одинаковы и являются просто разными ипостасями одного и того же характера, который можно определить как «продажный самолюбивый эгоист». Различаются Паратов и Карандышев лишь суммами, которые каждый из них способен потратить.

    Карандышев - еще и своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым». Паратов говорит: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но сам он ничем не отличается от него: собрался продать себя за золотые прииски.

    Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются не признания-исповеди героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, а их поступки и бытовой, а не аналитический диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия. Образы постепенно раскрываются перед читателями.

    Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. Потому что в торге за Ларису Паратов – самый жестокий и бесчестный участник. Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ, и он выбирает самый страшный путь – уничтожает предмет спора, убивает Ларису.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).

Смотрите также по произведению "Бесприданница":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)

    Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, его главной целью является получение прибыли, для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, вплоть до себя: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

    Казалось бы, уже изначально конфликт между этими персонажами предопределен. И он на самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так непохожих друг на друга, характера. Но Островский вдруг разворачивает столкновение в сторону от социального конфликта, выводя его на уровень конфликта психологического.

    Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым единственно с тем, чтобы «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Он приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность». Ведь Лариса для Сергея Сергеича – это лишь еще одно приобретение.

    Вообще, рыночная тема выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности. Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями парижских газет. Но психологию этих героев ныне определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек.     Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно всё и вся!» – вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром. Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.

    Отношение к Ларисе, как к товару, определяет все поведение Паратова в сцене знакомства. Естественно, что не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга. С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?»     Главное желание Паратова в сцене – унизить противника, чтобы сбить цену. Поэтому, когда разговор заходит о бурлаках, и Карандышев высказывает свое презрение к ним, записывая себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их…мы, то есть образованные люди…», Сергей Сергеич указывает на то, что они располагаются совсем не в одном лагере. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом. В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут».

    Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня.

    Карандышев очень похож на героев Достоевского. Это «маленький человек» с болезненно раздутыми амбициями. Он одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Ненавидя, с одной стороны, властных и богатых, с другой стороны, он изо всех сил стремится стать с ними вровень. Он пропитан теми же идеалами и понятиями, которые так ненавистны ему в других. Его чувство к Ларисе, которое сначала можно было принять за пламенную страсть, на самом деле есть не что иное как жажда самоутверждения. Самолюбие Карандышева уязвлено: «…три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними!». Теша свое самолюбие, он не понимает, как нелепа, смешна и унизительна его попытка устроить званый обед для того, чтобы «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы.

    В сцене знакомства раскрываются характеры Паратова и Карандышева. Читателю становится очевидным, что эти герои одинаковы и являются просто разными ипостасями одного и того же характера, который можно определить как «продажный самолюбивый эгоист». Различаются Паратов и Карандышев лишь суммами, которые каждый из них способен потратить.

    Карандышев - еще и своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым». Паратов говорит: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но сам он ничем не отличается от него: собрался продать себя за золотые прииски. 

    Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются не признания-исповеди героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, а их поступки и бытовой, а не аналитический диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия. Образы постепенно раскрываются перед читателями.

    Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. Потому что в торге за Ларису Паратов – самый жестокий и бесчестный участник. Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ, и он выбирает самый страшный путь – уничтожает предмет спора, убивает Ларису.

reshebnik5-11.ru

Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)

Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, его главной целью является получение прибыли, для этого он продал свои баржи и готов продать все что угодно, вплоть до себя: “Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски”.Казалось бы, уже изначально конфликт между этими персонажами предопределен. И он на самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так непохожих друг на друга, характера. Но Островский вдруг разворачивает столкновение в сторону от социального конфликта, выводя его на уровень конфликта психологического.Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым единственно с тем, чтобы “поглядеть на нее”, потому что ему стало “любопытно, очень любопытно”. Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Он приехал посмотреть на того, кто претендует на его “собственность”. Ведь Лариса для Сергея Сергеича

– это лишь еще одно приобретение. Вообще, рыночная тема выходит в “Бесприданнице” на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в “Грозе”. В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои “бюджета”, приобретшие внешний лоск просвещенности. Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями парижских газет. Но психологию этих героев ныне определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек. Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. “Купить можно все и вся!” – вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром. Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой “товар”, как Лариса, ему не по зубам. Отношение к Ларисе, как к товару, определяет все поведение Паратова в сцене знакомства. Естественно, что не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга. С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: “Вы не ревнивы?” Главное желание Паратова в сцене – унизить противника, чтобы сбить цену. Поэтому, когда разговор заходит о бурлаках, и Карандышев высказывает свое презрение к ним, записывая себя и Паратова в один лагерь: “…мы считаем их… мы, то есть образованные люди…”, Сергей Сергеич указывает на то, что они располагаются совсем не в одном лагере. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом. В роли властителя он позволяет себе играть ими: “…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут”. Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова “откушать” у него сегодня. Карандышев очень похож на героев Достоевского. Это “маленький человек” с болезненно раздутыми амбициями. Он одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Ненавидя, с одной стороны, властных и богатых, с другой стороны, он изо всех сил стремится стать с ними вровень. Он пропитан теми же идеалами и понятиями, которые так ненавистны ему в других. Его чувство к Ларисе, которое сначала можно было принять за пламенную страсть, на самом деле есть не что иное как жажда самоутверждения. Самолюбие Карандышева уязвлено: “…три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними!”. Теша свое самолюбие, он не понимает, как нелепа, смешна и унизительна его попытка устроить званый обед для того, чтобы “повеличаться” перед бывшими поклонниками Ларисы. В сцене знакомства раскрываются характеры Паратова и Карандышева. Читателю становится очевидным, что эти герои одинаковы и являются просто разными ипостасями одного и того же характера, который можно определить как “продажный самолюбивый эгоист”. Различаются Паратов и Карандышев лишь суммами, которые каждый из них способен потратить. Карандышев – еще и своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева “гусем лапчатым”. Паратов говорит: “Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал”. Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но сам он ничем не отличается от него: собрался продать себя за золотые прииски. Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются не признания-исповеди героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, а их поступки и бытовой, а не аналитический диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия. Образы постепенно раскрываются перед читателями. Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. Потому что в торге за Ларису Паратов – самый жестокий и бесчестный участник. Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ, и он выбирает самый страшный путь – уничтожает предмет спора, убивает Ларису.

rus-lit.com

Бесприданница Краткое содержание | Инфошкола

24 Март 2013       админ      Главная страница » Краткие содержания      Просмотров:   1580

Бесприданница Островского

Драма в четырех действиях (1878)

Действие первое

      На бульваре приволжского города Бряхимова в кофейной встречаются богатые купцы: Мокий Парменыч Кнуров («пожилой человек с громадным состоянием») и Василий Данилыч Вожеватов («очень молодой человек», один из представителей богатой торговой фирмы).  Вожеватов рассказывает, что покупает пароход «Ласточка» за невысокую цену. От него же Кнуров узнает другую городскую новость: Лариса Огудалова выходит замуж на Карандышева, небогатого чиновника». Кнуров недоумевает: «Огудаловы все-таки фамилия порядочная, и вдруг за какого-то Карандышева!».  Вожеватов возражает, что, хотя в доме Огудаловых многие бывают, и Лариса всем нравится, «барышня хорошенькая, на разных инструментах играет, поет», жениться на ней, девушке без приданого, других желающих, кроме Карандышева, нет. К тому же, продолжает Вожеватов, Лариса «простовата , не умеет скрыть своих чувств. Так, в  прошлом году появился Сергей Сергеич Паратов «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30», она его полюбила, «наглядетъся на него не могла», А он через два месяца исчез. Лариса «чуть не умерла с горя». Потом  появился кассир, которого арестовали за растрату прямо в доме у Огудаловых. После этого позора Лариса решила выйти замуж за любого, кто посватается. Им и оказался Карандышев, по словам Вожеватова, человек «самолюбивый, завистливый».

       Кнуров считает положение девушки незавидным, ведь она «как дорогой бриллиант», «дорогой оправы требует». А в нищенской обстановке да еще «за дураком мужем она или погибнет , или опошлится».   В кофейную входят новые посетители: мать и дочь Огудаловы вместе с Карандышевым. После взаимных приветствий, Карандышев, не замечая ни пренебрежения Кнурова, ни иронии Вожеватова, приглашает купцов на званый обед по случаю дня рождения Ларисы.

      Слуга докладывает, что «Ласточка» подходит к пристани. Купцы уходят взглянуть на пароход. Карандышев и Лариса остаются наедине. Она просить жениха поскорее уехать из города в его имение. Карандышев не слышит ее, упрекает за фамильярное обращение с Вожеватовым, говорит, что теперь ей надо «старые привычки бросить», что «нельзя терпеть» того, что у них до сих пор было. Лариса обижается. Ведь она выходит за него замуж, потому что хочет «тишины, уединения», отдалиться от людей и того образа жизни, который царит в доме ее матери. Именно этим объясняется ее выбор: «Так умейте это понять и не  приписывать моего выбора своим достоинствам, я их  еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас, меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем». Лариса просит: «Вы видите, я стою на  распутье: поддержите меня … ».

       Карандышев извиняется за необдуманные слова. Лариса рассказывает, что в доме матери бывали и «благородные люди». Например, Паратов, который остается для Ларисы «идеалом мужчины». Они уходят из кофейной. Через некоторое время буфетчик и слуга выходят приветствовать только что прибывшего на «Ласточке» Сергея Сергеича Паратова с его другом, прозываемым Робинзоном (это провинциальный актер по имени Аркадий Счастливцев). Кнуров интересуется, не жаль ли Паратову продавать свой пароход. На что тот отвечает:

« Что такое «жаль», этого Я не знаю. У меня … ничего заветного  нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов рассказывает, что скоро женится очень выгодно — у его невесты золотые прииски. А теперь он хочет повеселиться накануне своей женитьбы. Купцы обещают ему в этом посодействовать и приглашают вечером после обеда у Огудаловых совершить прогулку за Волгу. Узнав, что Лариса выходит замуж, Паратов с облегчением замечает: «значит, старые счеты покончены», за ним теперь нет никакой вины перед девушкой, что «это очень мило с ее стороны» , вспоминает, что чуть сам на ней не женился «вот бы людей-то насмешил!».

Действие второе

      День рождения Ларисы. С утра Вожеватов привез подарок. Позже зашел Кнуров. В разговоре с Харитой Игнатьевной Огудаловой, он осуждает замужество Ларисы, говорит, что та не вынесет «полумещанской» бедной жизни. «Хорошо, если она догадается поскорее бросить мужа и вернуться» к матери, — добавляет он. Харита Игнатьевна, понимая, куда клонит старый купец, что он не бескорыстен, соглашается, что в таком  случае им с дочерью «доброго друга, солидного, прочного иметь необходимо». В надежде на такую «дружбу» Кнуров обещает оплатить все свадебные расходы Ларисы.

      После ухода Кнурова Лариса сообщает матери, что Карандышев хочет в мировые судьи баллотироваться в 3аболотье, говорит о том, что мечтает уехать в деревню. Она не понимает, чего медлит жених. Мать, заметив, что «3аболотье не Италия», там «дико, глухо и холодно», разъясняет: Карандышеву «покрасоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал», благодаря женитьбе.

      Появляется Карандышев. Лариса повторяет свою просьбу поскорей уехать. Но ее жених хочет «почувствовать всю приятность» своего положения, или, как говорит мать Ларисы, «повеличаться», потешить свое самолюбие. Для этого он устроил и сегодняшний обед. Однако Лариса замечает на это, что все любят только себя: «Когда же меня-то любить будет кто-нибудь?» А узнав, что мать собирается устраивать пышную свадьбу, говорит: «Я вижу, что Я для вас кукла, изломаете и бросите».

       Карандышев возражает, что он хочет отомстить тем, кто над ним раньше насмехался. Он только публично поблагодарит Ларису за ее выбор, за то, что она якобы его оценила и поверила в искренность его чувств. В раздражении он рассказывает о том, что весь

город рад приезду Паратова — «промотавшегося кутилы, развратного человека»: «Хороши нравы!» Так Огудаловы узнают, что приехал Сергей Сергеич. А через некоторое время он собственной персоной заявляется в дом к Огудаловым. Лариса в испуге уходит в свою комнату и уводит с собой Карандышева.  Харита Игнатьевна принимает Сергея Сергеича, который рассказывает ей о своей предстоящей выгодной женитьбе.

     Выходит Лариса. Вспоминая прошлое, Паратов  добивается от Ларисы признания в том, что она все еще его любит. Он обещает не злоупотреблять ее откровенностью (т.в. оставить все как есть, не увлекать ее вновь): «брак для меня дело священное».

     Появляется Карандышев. В первые же минуты знакомства Паратов затевает с ним ссору. Огудаловы  с трудом их помирили, Харита Игнатьевна настаивает, чтобы в знак примирения Карандышев пригласил Паратова на обед. Паратов холодно принял приглашение. 

Действие третье

       Действие происходит в комнатах Карандышева, обставленных «с претензиями, но без вкуса», над диваном прибит ковер, на котором развешано оружие. Обед уже заканчивается. На сцене мать и дочь Огудаловы. Лариса говорит, что ей очень стыдно за своего жениха, за тот дешевый обед, который он устроил: «Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться». Ее мать добавляет, что гости над ним подтрунивают и «нарочно подпаивают», не думая о том, что тем самым унижают и мучают Ларису.

      Входит тетушка Карандышева, Евфросинъя Потаповна. Она жалуется на дороговизну званого обеда, перечисляя цены на продукты и вина. Она не понимает своего племянника, который, женясь на бесприданнице, так сильно тратится. Обращаясь к Огудаловым, она говорит, что есть смысл такие траты делать, когда приданое большое, а когда нет ничего, «тогда и нам форсить некстати».

      Огудаловы уходят. Появляются купцы. Обсуждая обед, они соглашаются в том, что Карандышев глуп, не заметил подвоха, прежде всех напился. Действительно, Карандышев, ничего не замечая, чувствует себя счастливым, он «торжествует». Гости рассматривают оружие, развешенное на стене. Паратов заявляет, что оно «дрянное», а пистолет не стреляет.

     Харита Игнатьевна обращается к Паратову с просьбой не обижать Ларису и перестать издеваться над ее женихом. В ответ тот предлагает выпить Карандышеву брудершафт. Жених простодушно соглашается выпить еще и коньяку. Все просят Ларису спеть. Но Карандышев на правах жениха запрещает ей: «Коли я говорю, что не станет, так не станет» петь. Из противоречия Лариса соглашается исполнить просьбу купцов и поет романс «Не искушай меня без нужды возвратом нежности твоей … ». Все в восторге от ее исполнения. Карандышев уходит за шампанским, Кнуров и Вожеватов оставляют Паратова наедине с Ларисой. Паратов, который ранее пообещал купцам уговорить Ларису поехать с ними на пикник, восхищается Ларисой, ее пением, намекает на то, что он может бросить «все расчеты», вернется к ней и никогда не расстанется. А для того, чтобы вернуть его любовь, надо только дать ему время, например, поехать вместе со всеми за Волгу. Лариса сразу соглашается.

       Не сказав ни о чем Карандышеву, потихоньку госи покидают его дом. Вернувшись, хозяин видит пустую гостиную. Узнав у слуги о том, что все уехали на пикник и с ними его невеста, Карандышев понимает, что все было «преднамеренно, умышленно», все «вперед сговорились». Харита Игнатьевна упрекает  его: «Рано было торжествовать-то».

       Он соглашается,  что это смешно, но нельзя же поступать так жестоко с человеком, даже если он смешон, «разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под  ноги и растоптать его!». Карандышев решается мстить, хватает со стола пистолет и убегает.

Действие четвертое

       В кофейную возвращается компания после пикника: купцы, цыганский хор. Кнуров и Вожеватов говорят о Ларисе, о том, что будет с ней дальше. Паратов приехал на один день, и она ради него чуть ли не накануне свадьбы бросила жениха, «с которым ей жить всю жизнь». Кнуров подозревает, что тут не обошлось  без обмана со стороны Паратова, что, «должно быть,  обещания были определенные и серьезные, а то как бы  она поверила человеку, который уж раз обманул ее!»

      Вожеватов соглашается, что Паратов «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».  Кнуров решает, что теперь самое время « принять участие в ее судьбе». Но сделать это может только один из них. Чтобы решить, кто именно, они подкидывают монетку. Выигрывает Кнуров. Вожеватов  обещает не мешать ему, т.е. отдалиться от Ларисы. После того, как купцы уходят в кофейную, появляются Паратов и Лариса. Он благодарит ее за «удовольствие — нет, этого мало, — за счастие», которое  она доставила, украсив компанию. Но Лариса спрашивает его прямо: «Что Я — жена ваша или нет?»

      Паратов отвечает, что едва ли она имеет право быть так  требовательна к нему. Лариса настаивает на своем  праве: ведь она год страдала, не могла забыть его, наконец, решила выйти замуж, чтобы «семейные обязанности» заполнили ее жизнь. Но он опять явился, сказал: «Брось все, я твой». Она бросила жениха и  теперь имеет право требовать ответа. Тут Паратов  раскрывает, что он обручен, т.е. дал слово жениться на другой, и показывает обручальное кольцо. «Что  же вы молчали? Безбожно, безбожно!» — восклицает на это Лариса. Паратов приказывает Робинзону подать коляску для Ларисы Дмитриевны и отвезти ее домой. Из кофейной выходит Вожеватов, Лариса просит  его о помощи. Тот, храня верность честному купеческому слову, данному Кнурову, отдаляется от нее.

      К Ларисе подходит Кнуров и предлагает ей поехать с ним в Париж на выставку и «полное обеспечение на всю жизнь». Купец сожалеет, что не может жениться на ней, потому что уже женат, но обещает исполнение всех ее «желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были». Он не торопит ее с ответом, предлагает подумать. Лариса остается одна, смотрит вниз, за решетку, огораживающую высокий берег. Ей приходит мысль  покончить жизнь, бросившись с этой крутизны. Но становится страшно, и она отпрянула назад: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала», — говорит она и задумывается, почему же не может, как некоторые, покончить жизнь, что ее держит:  роскошь, которую обещает Кнуров, разврат? Лариса  понимает, что это все ей не нужно. Она « подпирает голову рукой и сидит в забытьи».

        В это время Робинзон и Карандышев разыскивают Ларису. Увидев ее сидящей на скамейке, Робинзон, считает свое задание выполненным и уходит. Карандышев подходит к столу и садится против Ларисы. «Как вы мне противны, кабы вы знали», — говорит ему Лариса. Но Карандышев не обращает  внимания на эти слова, он хочет отомстить обидчикам Ларисы — купцам, которые «мечут жребий, кому вы достанетесь» и смотрят на Ларису, «как на вещь». А вещь «принадлежит тому, кто выиграл,  вещь и обижаться не может».  Глубоко оскорбленная, девушка повторяет: «Вещь … да, вещь. Они правы … Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Она просит позвать Кнурова.    Карандышев, пытаясь удержать ее, предлагает уехать в деревню. «Поздно, — отвечает

Лариса. — Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты … Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву … Ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова … Я не нашла любви, так буду искать золота».

       Поняв, что невеста к нему больше не вернется, Карандышев, со словами: «Так не доставайся ж ты никому!» — стреляет в нее из пистолета.  Из кофейной выходит народ. Лариса, «постепенно слабеющим голосом», говорит, что она сама застрелилась, никто не виноват, ни на кого не жалуется и не обижается: «Вы все хорошие люди … я вас всех … всех люблю», и «посылает поцелуй» . 3а сценой поет громкий хор цыган.

    

info-shkola.ru

Жизненные принципы героев в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

1. Жизненные приоритеты купцов.2. Маска и внутренняя сущность Паратова.3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса.4. Карандышев и его жизненные приоритеты.

 

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи.

 

В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод. Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию. Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой.

 

Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее. Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий. С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости. Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение.

 

Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания.

 

Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель. Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой. Но если Кнуров честно признается, что он женат то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «...Еще несколько таких минут... Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».

 

Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения. Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «...Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно. И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть. Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

 

Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей. Однако ее начинаниям не сопутствует успех. Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработать мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить, сладко ли им жить-то».

 

Таким образом, жизненным приоритетом Хариты Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса. «...Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рассудительно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.

 

Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихими радостями семейной жизни, однако вскоре разбитыми оказываются и эти надежды. Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством. Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть свое исключительное право на Ларису. «Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь».

 

Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал. Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него.

 

В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева небольшое.

 

В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако не все определяется средой. Двуличие Паратова, то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях. Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.

lit-helper.com

Краткое содержание Бесприданница, Островский по действиям читать

Краткое содержание Бесприданница

Действующие лица:

Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмитриевна – ее дочь, одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров – крупный делец, пожилой человек с громадным состоянием.Василий Данилыч Вожеватов – молодой человек, представитель богатой торговой фирмы, одет по-европейски.Юлий Капитоныч Карандышев – молодой, небогатый чиновник.Сергей Сергеич Паратов – блестящий барин лет 30, из судохозяев.Робинзон – провинциальный актер.Гаврило – клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван – слуга в кофейной.

Действие первое

Действие происходит в вымышленном городе на берегу Волги – Бряхимове. На открытой площадке возле кофейной Гаврило и Иван обсуждают Мокия Парменыча, который каждое утро прогуливается по приволжскому бульвару, чтобы нагулять аппетит. По натуре он молчалив и предпочитает говорить только с людьми своего положения. Тем временем, сам Кнуров сидит за столиком. К нему присоединяется Вожеватов и заказывает шампанского в чайнике для чая. Он рассказывает, что намерен купить пароход под названием «Ласточка» у Паратова. Затем разговор плавно переходит к последней новости в городе: Огудалова решила выдать дочь замуж за небогатого чиновника Карандышева.

Вожеватов со знанием дела рассказывает, что Паратов вскружил голову молодой Ларисе Дмитриевне, отогнал от нее всех женихов, а потом внезапно исчез. После этого сильнейшего увлечения у девушки был еще один жених, которого арестовали прямо у них дома за растраты. Отчаявшись, она сказала, что пойдет за любого, кто посватается. Тут-то и появился Карандышев, который всегда скромно и неизменно сидел в уголке на всех вечерах, устраиваемых Харитой Игнатьевной. Лариса, в отличие, от матери была скромна и бесхитростна. Гостей в доме развлекала исключительно по настоянию мамаши.

Вскоре на площадке показались Огудаловы с Карандышевым. Они пригласили Кнурова с Вожеватовым на обед в честь Ларисы. Карандышев много важничал и обращался к Кнурова как к себе равному, что последнему не понравилось. Тогда в разговор вмешалась Харита Игнатьевна. Лариса тем временем, о чем перешептывалась в уголке с Вожеватовым, за что Карандышев позже ее упрекнул. Когда речь заходит о Паратове Лариса не скрывает, что восхищалась им как мужчиной. Карандышеву это не нравится, так как сам он завидует этому барину. Лариса говорит ему, чтобы он даже не пытался сравнивать себя с Паратовым, а молча радовался своему везению. С пристани слышны пушечные выстрелы. Стреляют в честь приезда Сергея Сергеича. Лариса с Карандышевым удаляются.

Паратов приехал не один, а в сопровождении провинциального актера, которого он зовет Робинзоном и представляет как европейца. На вопрос, отчего он продает свою «Ласточку» и не жаль ли ему с ней прощаться, он отвечает, что ничего не жаль, так как во всем есть своя выгода. Затем он сообщает Вожеватову и Кнурову, что скоро жениться на очень богатой невесте с золотыми приисками. Паратов приглашает всех на пикник за Волгой за его счет. Он заказывает у ресторатора все самой лучшее, а пока зовет друзей к себе на обед. Однако Кнуров с Вожеватовым вынуждены отказаться, так как уже приглашены на обед к жениху Ларисы.

Действие второе

Действие происходит в доме Хариты Игнатьевны. Главные предметы гостиной – это рояль и гитара. Кнуров упрекает Огудалову, что поторопилась та со свадьбой дочери, что не понравится Ларисе жалкая полумещанская жизнь с бедным человеком и она быстро вернется домой. При этом он предлагает свою дружбу и финансовую поддержку, если девушке в будущем понадобится богатый и солидный «друг». Он добавляет, что Харита Игнатьевна может смело присылать ему счета за приданое и подвенечный туалет Ларисы. После этого Кнуров удаляется, приходит Лариса. Она говорит, что хотела бы как можно скорее уехать в деревню и окунуться в мирную сельскую жизнь. Огудалова, в свою очередь, говорит дочери, чтобы та не тешила себя надеждами и описывает жизнь в деревне в мрачных красках.

Лариса берет гитару и пытается наигрывать романс «Не искушай меня без нужды», но струны расстроены. Тогда она на помощь зовет цыгана Илью, который рассказывает ей о приезде Паратова. Огудалова начинает всерьез задумываться, не поторопилась ли она, не упустила ли какую более подходящую для дочери партию. Появляется Карандышев. Лариса просит его побыстрее увезти ее в деревню, но тот не спешит, так как хочет покрасоваться и похвастать своей невестой, потешить свое самолюбие. Карандышев недоволен тем, что город так радостно встречает промотавшегося кутилу. К Огудаловым приезжает Паратов. Лариса, испугавшись, убегает с Карандышевым в свои покои.

Хозяйка дружелюбно встречает гостя, интересуется, отчего он так быстро исчез из города. Паратов сообщает, что вынужден был уехать спасать свое имение, а теперь он намерен жениться на невесте с богатым приданым, чтобы исправить положение. Харита Игнатьевна зовет дочь и та долго разговаривает с неожиданным гостем. В ходе разговора Паратов упрекает девушку, что она слишком быстро его позабыла, на что Лариса отвечает, что не переставала его любить, но вынуждена выйти замуж, чтобы избежать всяческих кривотолков. Самолюбие мужчины удовлетворено. Познакомившись с Карандышевым, он вступает с ним в перепалку. В скандал вмешивается Харита Игнатьевна. Она заставляет Карандышева пригласить и Сергея Сергеича на обед. Приходит Вожеватов в сопровождении Робинзона. Он выдает актера, недавно еще бывшего в услужении у Паратова, за настоящего англичанина.

Действие третье

В безвкусно обставленном кабинете Карандышева его тетка жалуется на убытки от обеда. Она ругается, что слишком много разносолов приготовлено к обеду, в то время как Огудаловы в шоке от скудости приема. Оказывается, что Карандышев никогда не устраивал званых обедов поэтому и понятия не имеет, что нужно подавать по таким случаям. Огудалова замечает, что гости специально подпаивают Карандышева и посмеиваются над ним. Паратов, Кнуров и Вожеватов недовольны угощениями и дешевой выпивкой. Они просят Робинзона подпоить будущего жениха. Содержатель цыганского хора Илья сообщает, что все готово для поездки за реку. Мужчины не прочь взять с собой Ларису Дмитриевну, но Карандышев возражает.

Лариса поет романс «Не искушай». Все в восторге. Пока Карандышев уходит за шампанским, мужчины также удаляются, оставив Паратова наедине с Ларисой. Тот красиво говорит и уговаривает ее поехать с ними. Карандышев произносит тост за свою «разборчивую» невесту, которая выбрала именно его. Когда в очередной раз он уходит за выпивкой, Лариса уезжает с гостями. Вернувшись, он понимает, что его одурачили и решает отомстить. Карандышев хватает пистолет и убегает.

Действие четвертое

Действие снова переносится в кофейную на берегу Волги. Робинзон понимает, что его обманули и не возьмут с собой. От Ивана он узнает, что Карандышев на досуге выбежал из лома с пистолетом. Появляется Карандышев в гневном настроении. Он расспрашивает Робинзона, куда подевались его спутники. Тот отвечает, что ничего не знает, так как это было мимолетное знакомство. При этом он добавляет, что возможно они поехали кутить за Волгу, значит вернуться не раньше утра. Карандышев убегает в сторону пристани. В кофейной появляются Кнуров и Вожеватов. Они обеспокоены положением Ларисы Дмитриевны. Вожеватов уверен, что она и после этой поездки с Паратовым выйдет за Карандышева, а Кнуров думает, что она отменит свадьбу и искренне жалеет девушку. ­

Осознавая, что Паратов дал Ларисе обещания, которые не сможет выполнить, Кнуров предлагает подумать о ее дальнейшей судьбе, ведь предоставляется случай взять ее с собой в Париж. Они решают бросить жребий, чтобы разыграть, кому она достанется. Кнуров выигрывает, а Вожеватов и рад, так как расходов будет меньше. Тем временем Лариса беседует с Паратовым. В душе она надеется, что он предложит ей стать его женой, а он говорит, что уже связан обещанием с богатой невестой. Даже ради страсти к Ларисе он не может порвать с ней. Он просит Робинзона отвезти Ларису домой, но она отказывается ехать.

Появляются Кнуров с Вожеватовым. Лариса ищет сочувствия и понимания у Вожеватова, но молодой человек уклоняется и уходит. Она остается с Кнуровым. Он предлагает Ларисе поездку на выставку в Париж и пожизненное содержание, но просит сразу не отвечать, а подумать. В отчаянии она размышляет о самоубийстве или чтобы ее кто-нибудь убил. Появляется Карандышев. Он упрекает Ларису в том, что она вещь, которую разыграли в орлянку. Она потрясена, но отвечает, что если уж быть вещью, то очень дорогой. Взбешенный и униженный жених стреляет в нее, а Лариса с благодарностью принимает этот выстрел. На фоне играет цыганский хор. Сбежавшимся людям она сообщает, что сама выстрелила и никто не виноват. Перед смертью она говорит, что всех любит и прощает.

см. также:Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Бесприданница, Островский

Сочинения по произведению Бесприданница, Островский

Краткая биография Александра Островского

www.sdamna5.ru

«Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).»

Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев — небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же — барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, его главной целью является получение прибыли, для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, вплоть до себя: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

Казалось бы, уже изначально конфликт между этими персонажами предопределен. И он на самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так непохожих друг на друга, характера. Но Островский вдруг разворачивает столкновение в сторону от социального конфликта, выводя его на уровень конфликта психологического.

Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым единственно с тем, чтобы «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Он приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность». Ведь Лариса для Сергея Сергеича — это лишь еще одно приобретение.

Вообще, рыночная тема выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности. Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями парижских газет. Но психологию этих героев ныне определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек.

Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно всё и вся!» — вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром. Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.

Отношение к Ларисе, как к товару, определяет все поведение Паратова в сцене знакомства. Естественно, что не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга. С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?»

Главное желание Паратова в сцене — унизить противника, чтобы сбить цену. Поэтому, когда разговор заходит о бурлаках, и Карандышев высказывает свое презрение к ним, записывая себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их… мы, то есть образованные люди…», Сергей Сергеич указывает на то, что они располагаются совсем не в одном лагере. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом. В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут».

Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня.

Карандышев очень похож на героев Достоевского. Это «маленький человек» с болезненно раздутыми амбициями. Он одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Ненавидя, с одной стороны, властных и богатых, с другой стороны, он изо всех сил стремится стать с ними вровень. Он пропитан теми же идеалами и понятиями, которые так ненавистны ему в других. Его чувство к Ларисе, которое сначала можно было принять за пламенную страсть, на самом деле есть не что иное как жажда самоутверждения. Самолюбие Карандышева уязвлено: «…три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними!». Теша свое самолюбие, он не понимает, как нелепа, смешна и унизительна его попытка устроить званый обед для того, чтобы «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы.

В сцене знакомства раскрываются характеры Паратова и Карандышева. Читателю становится очевидным, что эти герои одинаковы и являются просто разными ипостасями одного и того же характера, который можно определить как «продажный самолюбивый эгоист». Различаются Паратов и Карандышев лишь суммами, которые каждый из них способен потратить.

Карандышев - еще и своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым». Паратов говорит: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но сам он ничем не отличается от него: собрался продать себя за золотые прииски.

Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются не признания-исповеди героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, а их поступки и бытовой, а не аналитический диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия. Образы постепенно раскрываются перед читателями.

Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. Потому что в торге за Ларису Паратов — самый жестокий и бесчестный участник. Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ, и он выбирает самый страшный путь — уничтожает предмет спора, убивает Ларису.

www.allsoch.ru


Смотрите также