Урок-путешествие "Занимательная грамматика". Самое худшее на пароходе это обед


Урок-путешествие "Занимательная грамматика"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать  условия для формирования интереса к предмету.

Задачи образовательные:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Форма занятия: интеллектуальная игра.

ХОД УРОКА-ИГРЫ

I. Введение в тему урока

Студент Знайка спешит на консультацию к профессору русского языка, ему предстоит долгий путь, полный испытаний. Поможем ему быстрее преодолеть этот путь и встретиться с профессором (слайды 1-2).

II. Основная часть (лингвистическая игра)

Этап 1. Орфография

Задание 1 (слайд 3)

Пятиклассник Петя написал своему дяде, директору школы, письмо (Приложение 1). Очевидно, что с письмом что-то не так. Исправьте все допущенные ошибки. Давайте проверим себя (слайд 4).

Задание 2. «Шесть порций орфографических ошибок» (слайд 5)

Однажды русский писатель А.П.Чехов написал домой письмо, в котором дословно передал содержание меню ресторана парохода, на котором он путешествовал: «Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…» Помогите правильно «оформить» меню, предложенное нам (Приложение 1), (слайд 6) Проверим себя (слайд 7)

Этап 2. Фразеология. (Слайд 8)

Задание 1 (слайд 9)

Перед нами лото: фразеологические выражения каждой ячейки вы должны заменить словом-синонимом (Приложение 2). А теперь давайте проверим себя (по каждому щелчку мыши ячейки лото на экране будут закрываться соответствующим словом).

Задание 2 (слайд 10)

Незадачливому художнику предложили проиллюстрировать фразеологизмы. Перед нами эти рисунки. Соотнесите фразеологизм и рисунок горе-художника (Приложение 2). Правильное соотношение будет открываться по щелчку мыши.

Этап 3. Культура речи. (Слайд 11)

Подготовленный ученик читает стихотворение И.Солодаря «Тарабарщина».

Прибежал из школы Сева, Зычно крикнул: «Предки, где вы?» А сестра ему в ответ: «Мамы с папой дома нет!» Сева с жаром восклицает: «Отпасни обед, сестра! Шамать – просто умираю – Не рубал еще с утра!»

И, набивши рот печеньем, Продолжал он с увлеченьем: «Мы писали сочиненье «Береги язык родной!» Захиляли все ребята – Память, что ли, коротка. Я решил паять цитаты О богатстве языка. Вспомнил Льва Толстого – сила! (слайд 12) Вспомнил Чехова – моща! Все, о ком ты говорила, Вспомнил я на «эф», на «ща»; Фета, Щедрина – законно, Гончарова и тэ дэ. Мы, небось, ведь не филоны. Знаем, что, куда и где. Вот за это сочиненье (Я трепаться не хочу), Без сомненья, без стесненья Я пятерку отхвачу. Хочешь спорить? Бесполезно! Тема хоть и хилая – Написал – то я железно И со страшной силою. Я тебе не Васька Кочкин: Он сидит, дрожма дрожит, Написать не может строчки, Все забыл он, вот рахит. Тут, конечно, дело ясно: Ваське крышка, переплет. Оторвет он кол потрясно, А экзамен не толкнет. Потому что все прохлопал, Вечерами простилял

И  в кино охотней топал, Не в библиотечный зал. Мне за Ваську так неловко: Друг такой – один позор… Ну, спасибо за шамовку. Прошвырнусь-ка я на двор.

Ночью Севе снится сон: Чей-то профиль у подушки… Александр Сергеич Пушкин! Неужели это он? Севе хочется поэту Рассказать в мгновенье это, Как ему Дубровский мил, Как пленился он Русланом, Как смеялся над Салтаном, Как Гвидона полюбил… Как прекрасно величавы «Медный всадник» и «Полтава», Как трагичен «Годунов»… Только нету нужных слов, Нету слов хороших, внятных, Сильных, ярких, всем понятных, Сева шепчет, трепеща: «Ваша проза – во! Моща! Ваши сказки – колоссально!

Почему же так печально (слайд 13) Восьмикласснику в ответ Улыбается поэт? «Не по-русски говоришь ты, Не пойму тебя я, нет!»

В школах Сев подобных много. И сказать им нужно строго: «Тарабарщиной нельзя Заменить язык, друзья!»

Задание 1.

Ребята, одной из проблем культуры речи является также неосознанное и зачастую неоправданное употребление заимствованных слов. Замените иноязычное слово соответствующим русским (Приложение 3), (слайд 14).

Правильное соотношение будет открываться по щелчку мыши.

Этап 4. Морфология. (Слайд 15)

Задание 1. (Слайд 16)

При определении части речи слова «леший» пятиклассник рассуждал так: данное слово отвечает на вопрос «какой?», имеет окончание имени прилагательного. Прав ли ученик, можете ли вы подобрать подобные слова?

(Правильный ответ на слайде – 17). Чем больше подобных существительных подобрали ребята, тем больше жетонов они получают.

Задание 2. (Слайд 18)

Однажды я ребятам предложила сочинить стихотворение, используя слова: метро, кенгуру, кафе, домино, шимпанзе, какаду. Среди многих замечательных, обнаружила и такое стихотворение. Что смешного в нём, какие нормы русского языка нарушены? (Ответы могут быть даны и в письменном виде членам жюри, а затем и озвучены: нарушение морфологической нормы – склонение иноязычных несклоняемых имён существительных).

Этап 5.  Синтаксис. (Слайд 19)

Задание 1. (Слайд 20)

Прочтите стихотворение, представленное на слайде. По-моему, что-то в нём перепуталось. Восстановите смысл стихотворения, ничего не меняя, только расставив знаки препинания (Приложение 4).

Правильный вариант на слайде 21.

Задание 2. (Слайд 22)

Ребята, вы, наверняка, помните, что слово имеет не только лексическое, но и грамматическое значение. Это знание поможет вам справиться со следующим заданием: разобрать по членам предложение «Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому» (Приложение 4).

Правильный ответ будет открыт на данном слайде по щелчку мыши.

III. Подведение итогов (слайд 23)

Итак, мы выполнили все задания и тем самым помогли Знайке дойти до домика профессора. Жюри оглашает результаты игры. Награждение победителя (слайд 24).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Занимательная грамматика. Материал для внеурочной деятельности

Урок-путешествие «Занимательная грамматика».

Урок-путешествие

«Занимательная грамматика».

Орфография

Орфография

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы) Дядя, прашу тебя, помоги мне, А то небудет моей ноги В этой пративной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже несмок прачитать. Попроси его, дядя, исправить двойку И паставить мне «пять». Петя

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы)

Дядя, прашу тебя, помоги мне,

А то небудет моей ноги

В этой пративной школи.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что мою работу

Даже несмок прачитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне «пять».

Петя

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы) Дядя, пр о шу тебя, помоги мне, А то не будет моей ноги В этой пр о тивной школ е . Мне вчера за д и ктант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже не смо г пр о читать. Попроси его, дядя, исправить двойку И п о ставить мне «пять». Петя

Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы)

Дядя, пр о шу тебя, помоги мне,

А то не будет моей ноги

В этой пр о тивной школ е .

Мне вчера за д и ктант на слова

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смо г пр о читать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И п о ставить мне «пять».

Петя

Шесть порций орфографических ошибок «Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…» А.П.Чехов

Шесть порций орфографических ошибок

«Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…»

А.П.Чехов

Шесть порций орфографических ошибок Меню: 1.Буль..н кури..ый с фр..кадельками. 2. Ра..ольник с к..лбасой. 3.К..тлеты сви..ые. 4. П..льмени. 5. П..роженое б..сквитное. 6. Пиро..ки с печ..нкой. ?

Шесть порций орфографических ошибок

Меню:

1.Буль..н кури..ый с фр..кадельками.

2. Ра..ольник с к..лбасой.

3.К..тлеты сви..ые.

4. П..льмени.

5. П..роженое б..сквитное.

6. Пиро..ки с печ..нкой.

?

Шесть порций орфографических ошибок Меню: 1.Бульон куриный с фрикадельками. 2. Рассольник с колбасой. 3.Котлеты свиные. 4. Пельмени. 5. Пироженое бисквитное. 6. Пирожки с печёнкой. !

Шесть порций орфографических ошибок

Меню:

1.Бульон куриный с фрикадельками.

2. Рассольник с колбасой.

3.Котлеты свиные.

4. Пельмени.

5. Пироженое бисквитное.

6. Пирожки с печёнкой.

!

Орфография Фразеология

Орфография

Фразеология

Лото «Объясни выражение» ободриться вдоволь Воспрянуть духом Идти ко дну Вылетело из головы Диву даваться Не вешать нос Не за горами Навострить лыжи Со всех ног Как снег на голову Питать надежду Во все горло Надуть губы Сколько душе угодно Оставить в дураках Не покладая рук В час по чайной ложке рядом тонуть внезапно удивляться громко надеяться усердно забыть не унывать быстро медленно обмануть обидеться убегать

Лото

«Объясни выражение»

ободриться

вдоволь

Воспрянуть духом

Идти ко дну

Вылетело из головы

Диву даваться

Не вешать нос

Не за горами

Навострить лыжи

Со всех ног

Как снег на голову

Питать надежду

Во все горло

Надуть губы

Сколько душе угодно

Оставить в дураках

Не покладая рук

В час по чайной ложке

рядом

тонуть

внезапно

удивляться

громко

надеяться

усердно

забыть

не унывать

быстро

медленно

обмануть

обидеться

убегать

4 2 7 1.Обливаться слезами. 2.Съесть пуд соли. 3.Нос к носу. 4.Водить за нос. 5. Хромать по арифметике. 6.Плакать в три ручья. 7.Спустя рукава. 8. Семь пятниц на неделе. 9. Больной вопрос. 10.На всех парусах. 1 8 10 5 9 6 3

4

2

7

1.Обливаться слезами. 2.Съесть пуд соли. 3.Нос к носу. 4.Водить за нос. 5. Хромать по арифметике.

6.Плакать в три ручья. 7.Спустя рукава. 8. Семь пятниц на неделе.

9. Больной вопрос.

10.На всех парусах.

1

8

10

5

9

6

3

Культура речи Орфография Фразеология

Культура речи

Орфография

Фразеология

- моща! и тэ дэ! - сила!

- моща!

и тэ дэ!

- сила!

 Не по-русски говоришь ты, не пойму тебя я, нет!

Не по-русски говоришь ты, не пойму тебя я, нет!

Замените заимствованное слово синонимом из русского языка Блокбастер – фильм – сенсация Постер – небольшой плакат Тинейджер – подросток Ремикс – переделка Отель – гостиница контора Офис – Супермаркет - большой магазин

Замените заимствованное слово синонимом из русского языка

Блокбастер –

фильм – сенсация

Постер –

небольшой плакат

Тинейджер –

подросток

Ремикс –

переделка

Отель –

гостиница

контора

Офис –

Супермаркет -

большой магазин

Морфология Культура речи Орфография Фразеология

Морфология

Культура речи

Орфография

Фразеология

Определите часть речи слова «леший». Подберите подобные слова

Определите часть речи слова «леший». Подберите подобные слова

домовой леший имена существительные водяной

домовой

леший

имена существительные

водяной

Что смешного в этом стихотворении? Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.

Что смешного в этом стихотворении?

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Морфология Синтаксис Культура речи Орфография Фразеология

Морфология

Синтаксис

Культура речи

Орфография

Фразеология

Веселая путаница … кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна…

Веселая путаница

… кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют Из толокна…

Веселая путаница … кисель там варят, из резины там шины делают, из глины кирпич там жгут, из молока творог готовят, из песка стекло там плавят, из пластмассы посуду делают, из мяса котлеты стряпают, из сажи там ваксу делают, из пряжи прядут там нитки, из сукна костюмы шьют. Из толокна…

Веселая путаница

… кисель там варят, из резины

там шины делают, из глины

кирпич там жгут, из молока

творог готовят, из песка

стекло там плавят, из пластмассы

посуду делают, из мяса

котлеты стряпают, из сажи

там ваксу делают, из пряжи

прядут там нитки, из сукна

костюмы шьют. Из толокна…

Синтаксический разбор предложения где? что делали? кто Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому. как? какие? какому? Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому .

Синтаксический разбор предложения

где?

что делали?

кто

Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому.

как?

какие?

какому?

Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому .

Молодцы!

Молодцы!

Урок-путешествие «Занимательная грамматика». Подведение итогов.

Урок-путешествие

«Занимательная грамматика».

Подведение итогов.

multiurok.ru

А. П. Чехов Письма, написанные во время путешествия на о. Сахалин Содержание путешествие Заключение Литература

Эпистолярное наследие классиков русской литературы

А. П. Чехов

Письма, написанные во время путешествия на о.Сахалин

Содержание

Введение 3

Путешествие

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Эпистолярное наследие всегда представляло огромную ценность как для литературоведов, историков, филологов, так и для простого читателя. Письма, написанные в период создания того или иного художественного произведения помогают полнее и глубже понять авторский замысел, раскрывают глубинные, личностные мотивы автора, его отношения и к своим героям, и к тем или иным элементам сюжета. Разумеется, далеко не каждый писатель будет рассказывать в своих письмах о создаваемом произведении даже очень близким людям – это скорее исключение, нежели правило. Однако тем более ценнными представляются те письма, в которых автор выступает в роли своеобразного экскурсовода в своей творческой мастерской.

Проблема также состоит и в том, что письма, являясь глубоко личностным документом, часто уничтожают и потомкам остаются лишь разрозненные, не связанные друг с другом отрывочные письма, по которым весьма непросто, а то и вовсе невозможно составить некое целостное представление о том или ином периоде жизни автора.

Тем более ценным представляется эпистолярное наследие Антона Павловича Чехова, сохранившееся не полностью, однако в достаточном объеме для того, чтобы можно было составить целостную картину тех или иных эпизодов жизни писателя.

Одним из таких периодов является поездка А. П. Чехова на о. Сахалин.

Мотивы этой поездки писателя были достаточно разнообразны и сложны. О некоторых из них можно узнать из его писем, но обо всех причинах, побудивших его предпринять это путешествие, он не сообщал никому из своих корреспондентов.

Ехал он на Сахалин с корреспондентским билетом газеты «Новое время». Официальная цель поездки, как об этом сказано в письме к начальнику Главного тюремного управления, была «научная и литературная». Однако вот что мы читаем в письме Чехова А. С. Суворину: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке с мангусом. Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек, а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита – это не жизнь».

Итак, давайте отправимся в это увлекательное и трудное путешествие через всю Россию, которое заняло почти три месяца и было наполнено интереснейшими событиями и людьми.

ПУТЕШЕСТВИЕ

А. П. Чехов добирался поездом от Москвы до Ярославля, пароходом – от Ярославля до Перми, а также от Сретенска до Сахалина. Остальные шесть тысяч километров – на лошадях. В рамках настоящей работы невозможно отразить все этапы поездки, мы ограничимся лишь избранными эпизодами.

«Прощайте, голубчик. Уезжаю сегодня. Ярославский вокзал, 8 ч. веч.», из письма А. П. Ленскому, 21 апреля 1890 г. Это очень короткое письмецо – словно отправная точка поездки.

Безусловно, каждое письмо Чехова, написанное во время поездки, заслуживает особого внимания, каждое неповторимо а наполнено бесценной информацией, поданной с гениальной простотой и юмором, столь характерным для литератора. Трудно удержаться от цитирования. Пусть сам Чехов расскажет о живописных деталях своего пути.

Из письма Чеховым, 23 апреля 1890 г., пароход «Александр Невский»: «Пароход неважный. Самое лучшее в нем – это ватерклозкет. ... Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка запеканка; кошка оказалась кашкой. Так как деньги у меня нажиты потом и кровью, то я желал бы, чтобы было наоборот, т. е. чтобы обед был лучше ватерклозета...».

Как часто одна характерная деталь, мастером замечать которые был Чехов, говорит о многом, и в воображении читателя вырисовывается картина, как будто он видел все это своими глазами.

Более того, любое событие, каким бы незначительным оно ни показалось бы на первый взгляд, порождает у автора мысли, с ним связанные. Мы бы никогда не узнали об этом из произведений писателя, он вряд-ли написал бы об этом при иных обстоятельствах, например, о том, что «Левитану нельзя жить на Волге. Она кладет на душу мрачность». При этом Чехов имеет в виду содержание некоторых писем Левитана, в которых тот жалуется на тоскливость приволжских пейзажей: «...она (Волга) показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце...».

Однако, не будем отвлекаться. Самое интересное – впереди.

Казалось бы, что может быть интересного на пароходе, где круг занятий ограничен, круг общения – тем более, лица надоели еще в первые часы плавания, за бортом – бесконечные камские берега... Но только не для Чехова. Вот тощий блондин, загриммированный Надсоном, который старается дать понять, что он писатель и «сегодня за обедом соврал какой-то даме, что он печатал книжку у Суворина; я, конечно, изобразил на лице трепет», из письма Чеховым, 24 апреля 1890 г., Кама, пароход «Пермь - Нижний».

Путешествуя, писатель успевает поздравить друзей с бракосочетанием, дать совет начинающему автору, он лечит местных жителей, управляется с бытовыми неурядицами, общается с полицией, снова лечит, и при этом – пишет, пишет – родным, друзьям, знакомым. Он не забывает о том, что поручил перед отъездом послать свои книги в дар Таганрогской городской библиотеке и по этому поводу пишет городскому голове Константину Георгиевичу Фоти, он описывает одно и то же событие разным людям – не переписывает письма, дублируя, а описывает по-разному, варьируя, не скупясь на детали и все это – с неизменным чувством юмора. Вот лишь один пример.

Случай по дороге к Томску, когда с тарантасом писателя столкнулась несшаяся навстречу на бешеной скорости тройка, вообще мог закончиться трагически. Дело было так. Ехали три тройки, ямщик передней погнал лошадей, а ямщики на второй и третьей заснули. Тарантас, на котором ехал писатель, столкнулся со второй из них и если бы Чехов спал или последняя тройка ехала сразу же за второй, он был бы «изломан насмерть или изувечен». Это событие вначале описывается в письме М. В. Киселевой, 7 мая 1890г. Затем в поистине огромном письме, адресованном Чеховым, которое литератор писал с продолжениями с 14 по 17 мая, это событие предстает с некоторыми подробностями, и передано другими словами: «если бы я умел спать в тарантасе или если бы третья тройка неслась тотчас же за второй, то я вернулся бы домой инвалидом или всадником без головы». Далее, в этом же письме: «После чая сажусь писать вам это письмо, прерванное приездом заседателя. Заседатель – это густая смесь Ноздрева, Хлестакова и собаки. Пьяница, развратник, лгун, певец, анекдотист и при всем том добрый человек. Заседатель всю дорогу врал, пил из горлышка, хвастал, что не берет взяток, восхищался природой и грозил кулаком встречным бродягам».

Письма не просто обстоятельны, их объем удивляет нас, живущих в эпоху SMS и Twitter, электронной почты и чатов. При этом автор еще извиняется, что длинно: «Я не виноват. Рука разбежалась да и к тому же хочется подольше поговорить с вами. 3-й час ночи».

Поистине, из этих писем Чехова можно составить увлекательнейшую повесть, это не просто взгляд очевидца, это и анализ происходящего, и его оценка, и самое главное – стиль, неподражаемый, легкий, непринужденный чеховский стиль.

И многие из этих писем написаны в походных, полевых условиях – тяжелейших, порой просто нечеловеческих, в перерывах между ездой на лошадях под открытым небом по сибирским просторам, в захудалом трактире где-нибудь на берегу Иртыша, на краю стола, в обществе каторжников и местных жителей, чьи колоритные образы постоянно встречаются на страницах.

Молниеносным и точным росчерком Чехов дает характеристику одному из своих попутчиков, поручику Шмидту: «...высокий, сытый, горластый курляндец, большой хвастун и Хлестаков, поющий из всех опер, но имеющий слуха меньше, чем копченая селедка, человек несчастный, промотавший промотавший прогонные деньги, знающий Мицкевича низусть, невоспитанный, откровенный не в меру и болтливый до тошноты», письмо Чеховым, 20 июня 1890 г., Шилка, пароход «Ермак». Поистине, перо мастера! И неважно, что «чернила скверные, а на перо вечно садятся какие-то волоски и кусочки».

Что можно сказать об обычной колбасе, пусть и плохой? «В Тюмени я купил себе на дорогу колбасы, но что за колбаса! Когда берешь в рот, то во рту такой запах, как будто вошел в конюшнб в тот самый момент, когда кучера снимают портянки; когда же начинаешь жевать, то такаое чувство, как будто вцепился зубами в собачий хвост, опачканный в деготь», письмо А. С. Суворину, 20 мая 1890 г., Томск. И там же: «Не помню ни одного сибирского интеллигента, который, придя ко мне, не попросил бы водки».

Оптимизм и жизнелюбие писателя выражено удивительно емко и лаконично в письме Н. А. Лейкину, 5 июня 1890 г., Иркутск: «Енисей, тайга, станции, ямщики, дикая природа, дичь, физические мучительства, причиняемые дорожными неудобствами, наслаждения, получаемые от отдыха, – всё, вместе взятое, так хорошо, что и описать не могу. Уж одно то, что я больше месяца день и ночь был на чистом воздухе – любопытно и здорово; целый месяц ежедневно я видел восход солнца от начала до конца».

И вот заключительная часть путешествия – на пароходе по Амуру и дальше – до самого Сахалина. И снова – портреты окружавших Чехова людей, оживающие со страниц его писем: «Вчера один китаец сидел на палубе и пел дискантом что-то очень грустное; в это время профиль у него был смешнее всяких карикатур. Все глядели на него и смеялись, а он – ноль внимания. Попел дискантом и стал петь тенором: Боже, что за голос! Это овечье или телячье блеяние. Китайцы напоминают мне добрых ручных животных. Косы у них черные, длинные, как у Натальи Михайловны», письмо Чеховым, 23 – 26 июня 1890 г., от Покровска до Благовещенска.

Зарисовки дальневосточной природы кратки и живописны: светящиеся жучки, летающие в каюте, громадные мухи, дикие козы, переплывающие Амур, скалы, утесы, леса, тысячи уток и цапель. Природа настолько хороша, что Чехов с присущей ему скромностью признает себя бессильным описать ее. «Я в Амур влюблен; охотно бы пожил не нем года два. И красиво, и просторно, и свободно, и тепло. Выкупаться в Амуре, беседовать и обедать с золотыми контрабандистами – это ли не интересно?», письмо А. С. Суворину, 27 июня 1890 г., Благовещенск.

И вот перед нами – последнее письмо, точнее – телеграмма, оправленная уже с конечной точки пути: «Приехал. Здоров. Телеграфируйте Сахалин. Чехов», 11 июля 1890 г., Сахалин. На этом одиссея заканчивается и начинается другой, не менее интересный и полный событиями период жизни писателя на Сахалине.

Заключение

Удивительно трогательная, человеческая история трех месяцев жизни великого русского писателя Антона Павловича Чехова, описанная им самим в письмах родным и близким учит нас многому.

Прикоснувшись к этой истории, становишься лучше, чище. Не только познаешь нечто новое в окружающем мире, но и открываешь в самом себе, возможно, неизвестные доселе струны души...

Неподражаем стиль и великолепно чувство юмора в этих письмах, которые сами по себе являются художественными произведениями, которые читаешь с огромным удовольствием и пользой.

То, что не вошло в литературные произведения, мы встречаем в письмах. А то, что вошло, обретает объем и глубину благодаря тому, что мы узнаем обстоятельства возникновения того или иного сюжета или персонажа. Возникает целостная картина – проза в совокупности с письмами того периода, в который эта проза создавалась.

Эпистолярое наследие А. П. Чехова – это практически необъятная тема, которая для каждого, соприкоснувшего с ней открывает новые грани личности и творчества великого русского писателя. И вне всякого сомнения, каждый может почерпнуть из нее не только интереснейшую информацию, но пережить нечто гораздо более драгоценное – воздействие мощного и благородного душевного посыла незауряднейшей личности, а сам процесс чтения подарит любому читателю незабываемые минуты общения с классиком русской литературы.

ЛИТЕРАТУРА

А. П. Чехов, ПСС, «Наука», 1976.

ГБЛ, «И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания». М., 1956.

flatik.ru


Смотрите также