Сочинение ученицы Бянкиной Наталии в формате ЕГЭ-2017 по тексту В. Шкловского. Вахтерша вошла в цех чтобы позвать на обед сочинение егэ


Сохранение человеческого достоинства на войне.. - Сочинения ЕГЭ

Сочинение по тексту:

Жизнь порой преподносит нам уроки тогда, когда мы и не ждём этого. Бывают ситуации, когда вдруг то, что ты видишь, оборачивается к тебе совершенно другой стороной, и ты получаешь нравственный урок на всю жизнь.

Вот такую ситуацию рассматривает замечательный писатель Виктор Астафьев в данном отрывке. Как сохранить человеческое достоинство и великодушие на войне? Над этой проблемой рассуждает автор.

Он описывает эпизод из жизни молодого бойца, страдающего от голода. Вместе с пожилым солдатом они хлебают из одного котелка жижу, которую и едой-то назвать трудно. Герой Астафьева одержим одной мыслью — съесть как можно больше, не думая о напарнике. Читатель и сочувствует герою, который от голода перестал думать по-человечески, и осуждает его эгоизм. Несобственно-прямая речь помогает понять все эмоции молодого бойца, который лишь страшным усилием сдерживает себя, чтобы не съесть всё. А поведение пожилого бойца преподносит юноше урок: он ест с достоинством, оставляя большую часть молодому. Когда молодой боец посмотрел ему в глаза, он увидел «всепонимание и усталую мудрость, что готова и к всепрощению, и к снисходительности». Пожилой боец не менее голоден, но он проявляет великодушие, благородство, преподнося тем самым молодому человеку нравственный урок.

Позиция автора мне понятна: и на войне, и в мирной жизни человек должен оставаться человеком, сохранять в себе достоинство, благородство, великодушие.

Я разделяю эту точку зрения писателя, потому что надо оставаться человеком в любой ситуации.

Литература о Великой Отечественной войне даёт нам прекрасные образцы благородства и великодушия. Например, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» герой, Андрей Соколов, и в лагере смерти остаётся благородным, великодушным человеком. После нравственного поединка с начальником лагеря Мюллером, из которого он выходит победителем, потому что не струсил, не сломался, ему дают буханку хлеба и кусок сала. Он может съесть это всё сам, и никто бы и не упрекнул его, но он приходит в барак и говорит: «Разделить всем поровну». Пусть каждому достался маленький кусочек, но никто не был обижен. В этом эпизоде в который раз проявилось достоинство героя, его нравственное благородство.

В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, героиня произведения, взяла на себя заботу о чужих детях, воспитывала их как своих, спасла их, стала им матерью.

Сейчас нет войны, но много людей нуждаются в нашей помощи и поддержке. Не надо бояться проявить своё великодушие по отношению к ним, помогая людям, сам становишься человеком.

Текст Виктор Астафьева:

(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.  (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую  получали редко.  (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая    (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(9)В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать — и в рот!

(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!»

(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина...

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет... (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всё-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

(По В. Астафьеву)

vopvet.ru

Сочинение ученицы Бянкиной Наталии в формате ЕГЭ-2017 по тексту В. Шкловского.

ЕГЭ - 2017 «ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ» И ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ   

(1)Выражение “гамбургский счет” появилось у меня так. (2)В 20 –е годы Союз писателей в старом своем составе, как одна из писательских организаций, находился в Доме Герцена по Тверскому бульвару. (3)Было лето. (4)На первый этаж прямо в сад выходил большой тент: под тентом был ресторан, и весь первым этаж тоже был рестораном. (5)Поваром ресторана был человек, фамилию которого я забыл; знаю, что по прежней своей профессии он являлся цирковым борцом. (6)К нему приходили большие, уже немолодые люди, они садились тяжело на стулья и, как помнится мне, иногда нарочно их ломали. (7)Шеф-повар для своих друзей приготовлял винегрет; порции подавались в больших, специально купленных умывальных тазах. (8)После такой закуски люди ели обед. (9)Раз пришел человек, менее других отяжелевший, но всех крупнее. (10)Вокруг него сразу образовалась свита, расположившаяся по рангам: это был Иван Поддубный. (11)Пришел он с борьбы: боролись в цирке Шапито. (12)Было тогда Поддубному 70 лет. (13)Его попросили выступить бороться. (14)Рассказал он об этом спокойно: — Бороться в 70 лет, — говорил Поддубный, — нельзя, но показать, как борются, можно. (15)Да и знали все, что меня по моему рангу положить нельзя. (16)Нехорошо человека в 70 лет вдруг взять да и положить на лопатки. (17)— Показываю я перекат и вдруг чувствую, что мой молодой напарник хочет меня прижать, вместо того чтобы дать мне показать классический мост. (18)Дальше я рассказываю точно: 

(19)— Бороться в 70 лет нельзя, но две минуты или одну минуту я могу быть сильнее другого борца на сколько угодно. (20)Но я никогда не толкался. (21)Если бы мы толкались, живых бы не было. (22) А тут я его толкнул; его унесли на доске. (23)На что шеф-повар сказал спокойно: — Пускай помнит гамбургский счет! (24)Я спросил, что такое гамбургский счет, и мне объяснили, что это счет без условностей, без наигрыша. (25)Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях — без публики. (26) Я написал о Поддубном и гамбургском счёте и, издавая книгу, включил туда этот рассказ. (27) Мне посоветовали в издательстве вынести это название на обложку. (28)Было это в 1924 году. (29)Через 25 лет Константин Симонов во время борьбы с космополитизмом напомнил этот мой рассказ и на много лет прижал меня на лопатки. (30)Как мне говорил Александр Фадеев, меня в дискуссии “не должны были упоминать”.

(31) Я сейчас не собираюсь толкаться , но скажу, что речь Симонова напечатала центральная газета “Правда” в 1949 г. (32) С тех пор мои рассказы не принимал ни один журнал.

(33) А через год в одном из очерков о жизни деревни, в разговоре колхозников, я прочитал: “А вот мы сейчас ему устроим гамбургский счет”. (34) Это говорилось, насколько я помню, про соседа, который жил нечестно, занимался показухой. (35) Значит, читали мой рассказ эти простые люди, если запомнилось им и само выражение, и его смыслы.(36)В спорте существует олимпийский счет, который, благодаря значению состязания, является истинным счетом, потому что у него есть показатели, которые можно проверить. (370В искусстве правила счета иногда нарушают и человек, объявленный чемпионом, вдруг появляется на лотке уцененных книг. (38)Так что, значит, гамбургский счёт, без показухи , без обмана , есть и в литературе.

(По В. Шкловскому)

Сочинение ученицы 11 «А» класса Бянкиной Наталии

Можно ли в жизни на самом деле наблюдать торжество справедливости? Вот вопрос, над которым рассуждает В.Шкловский.

Думаю, что данная проблема всегда актуальна. К сожалению, нравственность людей несовершенна. В малых и больших поступках мы подчас бываем нечестны и корыстны. Чувство справедливости – это та норма, к которой человек должен стремиться.

Размышляя над данной проблемой, автор отталкивается от реальной истории с Иваном Поддубным, который был очень авторитетной личностью в начале 20 века, поэтому его слова и действия имели большой вес. Шкловский опирается на высказывание борца о «гамбургском счёте», главной мыслью которого является справедливость в любых поступках.

Рассказ об Иване Поддубном стал судьбоносным для критика. Вторая часть текста посвящена не только драматичным событиям из жизни писателя, но и серьёзным выводам о справедливости в искусстве.

Текст написан в форме воспоминаний. Повествование от первого лица придаёт ему доверительную интонацию. Эмоциональность повествователя передаётся и читателю.

Автор считает, что нечестные поступки недопустимы, так как могут сломать жизнь человека, как случилось и с самим Шкловским.

С позицией автора невозможно не согласиться. Как в жизни, так и в литературе можно встретить множество примеров несправедливости. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» завистливые писатели и критики «смешали с грязью» роман Мастера о Понтии Пилате. Посыпавшиеся на главного героя бесчестные и несправедливые обвинения лишили его жизнь смысла. Это привело к тому, что он сжёг своё произведение, разорвал отношения с Маргаритой и спрятался от реальности в сумасшедшем доме.

Если во времена В.Б.Шкловского спорт был честным, а «олимпийский счёт» являлся «истинным счётом», то в наше время ситуация другая. К сожалению, мы знаем из средств массовой информации, что результаты олимпиад не всегда справедливы.

Известна история с допингом, которую фабриковали недруги нашей страны. Всем был очень обиден тот факт, когда российским параолимпийцам запретили участие в зимней олимпиаде. Но мы верим, что справедливости обязательно восторжествует и наши спортсмены будут лучшими.

Текст Шкловского очень интересен по содержанию. Он позволил задуматься о том, что чаще всего справедливость лучше познаётся через несправедливость. И о том, что человеку необходимо устанавливать истину.

infourok.ru

Вторая база сочинений ЕГЭ по русскому языку

Автор и начало текста:

К. С. Станиславский: Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности...

Текст и сочинение

Ю. Лотман: Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным...

Текст и сочинение

М, Гелприн: Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду...

Текст и сочинение

С. Г. Каспаринская: — Ведите дневник, — говорил дочерям отец, известный в 20-х и 30-х..

Текст и сочинение

Д. Миронов: Стоит пропеть гимн войне, ибо нет таких времён, когда бы не было её хотя..

Текст и сочинение

Е. Гришковец: Мне хотелось быть студентом. Хотелось весёлой интересной жизни...

Текст и сочинение

А. Бердникова: У великого словесника Владимира Даля значатся несколько...

Текст и сочинение

Л. Жуховицкий: Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда...

Текст и сочинение

Н. Михайлов: Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос...

Текст и сочинение

Ольга Борисовна Сиротинина: Меткость разговорного слова не может служить обязательным...

Текст и сочинение

И. А. Ильин: И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий...

Текст и сочинение

А. Битов: Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать...

Текст и сочинение

С. Виноградов: Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие...

Текст и сочинение

Г. Бакланов: Был месяц май, уже шестой день, как кончилась война...

Текст и сочинение

Василь Быков: Комбат Колесник выходил уже из третьего окружения...

Текст и сочинение

И. Руденко: Вот это да! Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные

Текст и сочинение

В. В. Колесов: В 17-томном академическом словаре о слове интеллигентный сказано...

Текст и сочинение

В. Распутин: ...Всё меньше мест, где можно среди природы отвлечься от трагедии Земли...

Текст и сочинение

В. Быков: Лев Николаевич Толстой впервые вошёл в мою жизнь много лет назад...

Текст и сочинение

Ю. Олеша: Тысячи лет живёт секвойя; говорят, ещё никто не видел...

Текст и сочинение

А. Сухотин: Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой...

Текст и сочинение

П.И. Мариковский: Мудрый никогда не хвастается своей мудростью...

Текст и сочинение

С. Соловейчик: Есть десятки книг и брошюр о развитии воли...

Текст и сочинение

Виктор Астафьев: Шёл май сорок третьего года. На отдыхе нам выдали к обеду...

Текст и сочинение

Владимир Тендряков: То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде...

Текст и сочинение

С. Алексиевич: На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом...

Текст и сочинение

Т. Перцева: Вот и снова Девятое мая. Очередная годовщина самого прекрасного...

Текст и сочинение

А.А. Сорин: Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерантность»...

Текст и сочинение

В. Новик: Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности...

Текст и сочинение

И. К. Барабаш: Мир, в котором мы живём, очень изменился за последние сто лет...

Текст и сочинение

В. Овчинников: Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку...

Текст и сочинение

И. А. Крылов: Во всех временах дружество почитали из числа первых благ в жизни...

Текст и сочинение

Евгений Носов: В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света...

Текст и сочинение 

Сочинение #2

И. Л. Ильин: Россия одарила нас огромными природными богатствами...

Текст и сочинение

Б. Житков: Я о ней много думал. Особенно в детстве...

Текст и сочинение

В. Шаламов: Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка...

Текст и сочинение

З. А. Соколова: «Люблю отчизну я, но странною любовью…», — написал когда-то...

Текст и сочинение

Г. Рогов: В последнее время часто слышны рассуждения видных...

Текст и сочинение

Василь Быков: В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал...

Текст и сочинение

Ю. В. Панченко: Мой Казахстан всегда был моим, ни у кого я его не отбирал...

Текст и сочинение

М.В. Кравцова: Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за её судьбу...

Текст и сочинение

Ю. Л. Азаров: Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители»...

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Е. Кореневская: В редакцию журнала пришло интересное письмо...

Текст и сочинение

Фазиль Искандер: Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича...

Текст и сочинение

М.П. Алпатов: Результат воспитания кажется подчас обескураживающим человеку...

Текст и сочинение

М.Е. Салтыков-Щедрин: Пропала совесть. И никто не догадывался, что чего-то вдруг...

Текст и сочинение

А. Попов: Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги...

Текст и сочинение

Н.В. Суворов: Великий немецкий философ Иммануил Кант в конце XIX века...

Текст и сочинение

Фазиль Искандер: Сейчас, где бы я ни жил, я всё чаще и чаще чувствую...

Текст и сочинение

В. Песков: Учитель хотел, чтоб мы любили деревню...

Текст и сочинение

В. Куделина: На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный...

Текст и сочинение

А. Алексин: Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей...

Текст и сочинение

Н. Михайлов: Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому, что можно...

Текст и сочинение

А.С. Макаренко: Счастье и несчастье всегда идут рядом, они соприкасаются...

Текст и сочинение

В.П. Астафьев: Я шёл лесом. Каким-то во мне ещё не отжившим ощущением...

Текст и сочинение

Д.А. Гусев: Гаутама был молод, здоров и богат. Он проводил дни свои...

Текст и сочинение

И.И. Иванова: Маша спрыгнула с дивана. Потянулась, поскакала...

Текст и сочинение

И.И. Михайлова: «Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь...» — так...

Текст и сочинение

Лев Николаевич Толстой: Для того чтобы совершились самые великие и важные...

Текст и сочинение

Г. Рогов: «Сон мне снится, вот те на!..» Кто из нас не помнит слова...

Текст и сочинение

Фазиль Искандер: Откуда взялась человеческая совесть?...

Текст и сочинение

Виктор Солоухин: Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки...

Текст и сочинение

Фазиль Искандер: Прохожу по подземному переходу возле гостиницы...

Текст и сочинение

Н. В. Гоголь: Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза...

Текст и сочинение

И. М. Ефимов: Двадцатый век был ознаменован социально-историческими...

Текст и сочинение

Г. Смирнов: Недавно в статье видного лингвиста Н. Вашкевича...

Текст и сочинение

А. П. Чехов: На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя...

Текст и сочинение

Н. Михайлов: Выхожу из дома на работу и... Ну, конечно, опять...

Текст и сочинение

З.И. Трипольская: Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги...

Текст и сочинение

М. Белят: Отбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало...

Текст и сочинение

В. Дроганов: Я даже не помню, как называлась та книга...

Текст и сочинение

А.А.Зализняк: Свобода печати и появление Интернета — великие достижения...

Текст и сочинение

К.Г. Паустовский: Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась...

Текст и сочинение

В. Астафьева: На далёком-далёком берегу озера Хантайки...

Текст и сочинение

Э. Шим: Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников...

Текст и сочинение

И. Ильин: Природа никогда не создаёт шума. Она учит человека...

Текст и сочинение

.В. П. Некрасов: Город горит. Даже не город, а весь берег на всём..

Текст и сочинение

Г. Смирнов: На данный момент, когда поразмыслить стало сложнее...

Текст и сочинение

В. В. Набоков: Обыватель — явление всемирное...

Текст и сочинение

В. Воробьев: В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»...

Текст и сочинение

А. П. Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель...

Текст и сочинение

Г. Смирнов: Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель...

Текст и сочинение 

Сочинение #2

С.А. Алексиевич: …Мы недавно поженились. Ещё ходили по улице...

Текст и сочинение

В. Жилкин: Уже во время битвы на Орловско-Курской дуге всю деревню...

Текст и сочинение

Э. Павлюченко: 14 декабря 1825 года на Сенатской площади...

Текст и сочинение

К. Г. Паустовский: О писательской работе существует много предвзятых...

Текст и сочинение

Юлия Ляликова: Послание в неведомое. Однажды осенью я шла дворами...

Текст и сочинение

vopvet.ru

Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали ... В. Солоухин (сочинение)

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.

(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(Ю)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (И)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.

(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь.

(13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

—(14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!

—(16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

—(22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс? (24)Я рассказал им, как было дело. —(25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.

—(26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?—(28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

—(ЗО)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть. 

(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

—(ЗЗ)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (З5)Разрешается.

(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый за-мок.

(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

—(41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.

(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

                                                                                                                                                      (По В. Солоухину)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997 гг.) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.

 

Зайнутдинов Адель (группа 2 уровня)

Война - это самый ужасный этап в истории человечества. Она не щадит ни женщин, ни детей, ни стариков. Но, несмотря на все тяжбы, даже на войне люди должны придерживаться установленных в обществе моральных норм. В данном для анализа тексте автор поднимает проблему сохранения человеческих качеств в военное время. Эта проблема является актуальной, так как современное поколение должно помнить об ужасах, через которые пришлось пройти участникам войны, чтобы не подвергать людей такому испытанию в будущем.На примере случая из жизни главного героя автор показывает нам безнравственный поступок водителя грузовика во время войны. Шофер, пользуясь плохим самочувствием мальчишки, отобрал у него каравай, который был предназначен для друзей шестнадцатилетнего подростка: «Но весь каравай исчез в кабине грузовика».Автор считает, что в военное время поведение человека не должно противоречить моральным ценностям общества. Наоборот, нужно проявлять такие качества личности, как взаимопомощь и взаимопонимание, чтобы люди чувствовали себя в безопасности и обрели дух сплочённости.Я полностью согласен с ним. Действительно, многие участники боевых действий нуждаются в поддержке. Именно поэтому каждый должен стремиться оказывать бескорыстную помощь, чтобы воспрепятствовать духовному упадку в обществе. В качестве аргумента приведу эпизод из произведения В. Быкова «Сотников». Главный герой, Сотников, во время перестрелки получает ранение, которое не позволяет ему убежать от врагов. Но, к счастью, боевой товарищ Рыбак не бросает раненого и, осознавая всю степень опасности, помогает ему пройти огромный путь.В качестве ещё одного аргумента приведу произведение М. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов участник войны, который прочувствовал на себе все её ужасы. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.Таким образом, в войне проявляется сущность каждого человека.

 

 

5splusom-school.ru

покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб. — Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу. Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. Потом его унёс комендант общежития. (По В. Солоухину)

Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. Время было голодное. По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба. А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. На Мишкиной тумбочке висел замок. Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции. Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб. Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии. Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику. — Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — Э, да что с тобой разговаривать! — Дяденька, не уезжайте! У меня хлеб есть. Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. Но весь каравай исчез в кабине грузовика. Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично. Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку. — А кипяток-то с чем?.. Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс? Я рассказал им, как было дело. — А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв. — Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — А ты как узнал? — Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга! Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой. -Видишь, захворал человек. Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть. Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого. — Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. Разрешается. При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок. Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной. Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб. — Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу. Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. Потом его унёс комендант общежития. (По В. Солоухину)

Показать текст целиком

Никто не знает, каким человек станет в годы войны, на грани голодной смерти. Как он поведет себя? Поможет ли товарищам или не вспомнит о них?

В данном тексте В. Солоухина поднимается проблема поведения людей в условиях военного времени.

Рассказчик вспоминает о голодных годах своей юности. Никто тогда не наедался досыта, кроме Мишки Елисеева. Он ни с кем не делился, а студенты и подумать не могли о том, чтобы взять еду силой. Однажды рассказчик, такой же голодный, как и все остальные, решил пойти в деревню, чтобы принести товарищам каравай черного хлеба. В дороге у него началась болезнь, и нечестный шофер, воспользовавшись его состоянием, взял этот каравай. В общежитие рассказчик вернулся совершенно больным, и только тогда товарищи попросили у Мишки немного еды для больного. Он начал бесстыдно врать, и тогда рассказчик уже в полубессознательном состоянии разгромил тумбочку, полную еды, и отдал ее товарищам.

Авторская позиция однозначна: в тяжелой ситуации человек не сможет скрывать свою натуру. Кто-то будет помогать товарищам, делиться последним куском. Но найдутся и такие, кто будет врать и прятать от других свое добро.

Я согласна в автором.

Можно найти множество подтверждений данной точки зрения в классической литературе. Например, в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина пока

Открой безлимитный доступ к 5 000+ эссе и читай их в полном объёме

Доступ будет предоставлен бессрочно.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 20 из 24

neznaika.pro

ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства, великодушия

Текст. По В. Астафьеву(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.(6)Мой    напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая...(7)Я    засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.(9)В котелке оказалась одна макаронина. (Ю)Одна на двоих. (И)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — ив рот!(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина...(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет... (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то все-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиныпе, он загребет себе.(23)Но    деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиныие.(24)Напарник    мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.(По В. Астафьеву )

СочинениеЖизнь порой преподносит нам уроки тогда, когда мы и не ждем этого. Бывают ситуации, когда вдруг то, что ты видишь, оборачивается к тебе совершенно другой стороной, и ты получаешь нравственный урок на всю жизнь.Вот такую ситуацию рассматривает замечательный писатель Виктор Астафьев в данном отрывке. Как сохранить человеческое достоинство и великодушие на войне? Над этой проблемой рассуждает автор.Он описывает эпизод из жизни молодого бойца, страдающего от голода. Вместе с пожилым солдатом они хлебают из одного котелка жижу, которую и едой-то назвать трудно. Герой Астафьева одержим одной мыслью — съесть как можно больше, не думая о напарнике. Читатель и сочувствует герою, который от голода перестал думать по-человечески, и осуждает его эгоизм. Несобственно-прямая речь помогает понять все эмоции молодого бойца, который лишь страшным усилием сдерживает себя, чтобы не съесть все. А поведение пожилого бойца преподносит юноше урок: он ест с достоинством, оставляя большую часть молодому. Когда молодой боец посмотрел ему в глаза, он увидел «всепонимание и усталую мудрость, что готова и к всепрощению, и к снисходительности». Пожилой боец не менее голоден, но он проявляет великодушие, благородство, преподнося тем самым молодому человеку нравственный урок.Позиция автора мне понятна: и на войне, и в мирной жизни человек должен оставаться человеком, сохранять в себе достоинство, благородство, великодушие.Я разделяю эту точку зрения писателя, потому что надо оставаться человеком в любой ситуации.Литература о Великой Отечественной войне дает нам прекрасные образцы благородства и великодушия. Например, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» герой, Андрей Соколов, и в лагере смерти остается благородным, великодушным человеком. После нравственного поединка с начальником лагеря Мюллером, из которого он выходит победителем, потому что не струсил, не сломался, ему дают буханку хлеба и кусок сала. Он может съесть это все сам, и никто бы и не упрекнул его, но он приходит в барак и говорит: «Разделить всем поровну». Пусть каждому достался маленький кусочек, но никто не был обижен. В этом эпизоде в который раз проявилось достоинство героя, его нравственное благородство.В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, героиня произведения, взяла на себя заботу о чужих детях, воспитывала их как своих, спасла их, стала им матерью.Сейчас нет войны, но много людей нуждаются в нашей помощи и поддержке. Не надо бояться проявить свое великодушие по отношению ним, помогая людям, сам становишься человеком.

referat5vip.ru


Смотрите также