hotaru_kiku. Великосветские обеды панорама столичной жизни лотман юрий михайлович


"Великосветские обеды" Былой Петербург. Панорама столичной жизни

Есть книги, о наличии которых на книжной полке помнишь всегда. И взгляд сразу выхватывает их среди других корешков, возникает радость в душе, что ты являешься счастливым обладателем этого сокровища. Это одна из таких книг.

"Великосветские обеды" можно открыть в любом месте и сразу начать читать. Можно найти сегодняшнюю  дату, но только 150 летней давности и посмотреть, чем жили люди в этот день. Но лучше прочитать от начала, со всеми вступительными статьями. Они вводят в мир дворянской повседневной жизни, рассказывают об участниках, объясняют многое из того, что непонятно современному читателю, жизнь семьи.

"Предлагаемые вниманию читателя документы - меню обедов, которые имели место в 1857-1858 годах в доме Петра Павловича Дурново. Ежедневно составляющиеся программы обедов бережно собирали и потом переплетали. Получались пухлые книжки, их заботливо хранили из поколения в поколение в семейном архиве наряду с письмами, дневниками, фотографиями. "Роспись обедов" за 1857-858 годы, которая в свое время попала в библиотеку одного из составителей этой книги, и публикуется здесь.

Длинная цепочка блюд, сменявших друг друга на столе Дурново, вводит читателя в ту область повседневной бытовой жизни, которая часто ускользает от внимания историков, но, вместе с тем, для людей той эпохи составляла одну из наиболее ощутимых сторон реальности..."

Чтобы воссоздать обед или ужин, нужно уловить и атмосферу , ритуал, интерьер. "Это и настроение гостей , и застольные разговоры, а порой - и споры."

Кроме замечательных вступительных статей, в книге есть:

- редкие гравюры, ксилографии, акварели, отражающие события того времени и у нас в стране, и заграницей, изображения сцен из жизни и отдельных персонажей (например, торговцев пирожками, решетами и хлебом, пекаря)

Де жа вю ... напоминает современные новости..

- выдержки из дневника Павла Дмитриевича Дурново. В них отражается все начиная от погоды, заканчиваю биржей и политикой и отношениями с женским полом... Они мне напомнили записи в жж )) даже можно представить какие комментарии получить "Милостивый государь... извольте объясниться ..."))

- "новости и суждения" - выдержки из газет от конкретного числа и года, можно представить о чем говорили, обсуждали во время обеда 

- особы, присутствующие на обеде - граф и графиня Волконские были частыми гостями, например

- афиши театральных выступлений и концертов, выставки

- выписки из Книги прихода и расхода: как роспись на обед, так и выплаты доктору, покупка книг, подписка на газеты, других разных расходов

- и конечно "МИНЬЮ" - Суп потофе, Судак огротан, Панке с грушами, Венский пирог, Асетрина по-русски (именно через А)), Карданы муаель, Пудинг несльрод... И даются объяснения некоторых блюд)

Давно уже хочу что-нибудь попробовать приготовить из книги, найти рецепт в старых репринтных изданиях)

АВТОРЫ.Авторы - Ю.М.Лотман и Е.А.Погосян.Юрий Михайлович - это моя самая сильная профессиональная любовь) Как трудно было достать его книги в 90х годах, с каким трудом и за какие деньги эти книги были куплены моими родными на книжном рынке в Москве и переданы мне. Мама до сих пор смеется "Всем нормальным дочкам нужны всякие золотые украшения были, а тебе Лотман..))) Но я писала курсовые и диплом на тему "Дворянская усадьба 18-19 веков" и книги Ю.М. были одним из главных источников, наравне с А.Т.Болотовым.

Лотман - это целая вселенная. Написал множество фундаментальных трудов по дворянству, культуре, литературу России, создал цикл передач на эти темы на канале "Культура". Один из главных исследователей быта, культуры, людей дореволюционной России, дворянства. Спасал от безликости, забвения, очернения целое сословие, правящее много веков нашей страной.

Передачу "Беседы о русской культуре" снимали, наверное, в личной библиотеке Ю,М,, там со всех сторон книги - от пола до потолка, журналы, папки. Понимаешь, если туда попадешь, уйти из этой сокровищницы добровольно уже не сможешь))) Даже собака создает живую атмосферу)

Про таких ученых как Лотман надо писать отдельный большой пост.

hotaru-kiku.livejournal.com

панорама столичной жизни. Серия "Былой Петербург"

Великосветские обеды: панорама столичной жизни. Серия "Былой Петербург"

Великосветские обеды: панорама столичной жизни. Серия "Былой Петербург"

Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни. – СПб., 1996. – 318 с.

Эта книга рисует те стороны русской жизни середины XIX века, которые обычно ускользают от внимания историков. Первая часть книги представляет собой исследования гастрономических нравов русской аристократии, в частности, гастрономических порядков в семье обер-шталмейстера императорского двора П.Д.Дурново. Авторы подробно анализируют ассортимент блюд и застольный ритуал, дают выразительные характеристики участникам обедов в доме Дурново.

Вторая часть книги - подневная запись (с осени 1857 до весны 1858 гола) меню обедов и присутствовавших на них гостей, а также указывающая на возможные темы застольных бесед летопись злободневных событий тогдашней жизни, перемежающаяся петербургскими письмами Дурново-младшего к отцу и выдержками из парижского дневника Дурново-старшего.

Книга богато иллюстрирована своеобразной изобразительной хроникой, заимствованной из периодических изданий тех лет.

Из книги:

<…> Кухня середины XIX века считала себя кухней «новейшей. Гастрономы XVIII века казались теперь варварами: «Цветы искусственные и дичь с перьями напомнили мне старую европейскую затейливую кухню, которая щеголяла своими украшениями. Давно ли перестали из моркови и свеклы вырезать фигуры, узором располагать кушанья, строить храмы из леденца и т.п.? Еще и нынче по местам водятся такие утонченности. Новейшая гастрономия чуждается таких украшений, не льстящих вкусу. Угождать зрению не ее дело. Она презирает мелким искусством – из окорока делать конфетку, а из майонеза цветник» (Гончаров И.А.). <…>

Гастроном новой эпохи в узком кругу настоящих ценителей щеголяет искусством и аккуратностью повара, зрелище приготовляемой тут же рядом пищи услаждает взоры и обоняние, роскошь заключена не в пышности украшений стола, но в дорогой и простой посуде, следовании натуре в сочетании блюд и в способе их приготовления. Вот его портрет.

«У меня есть приятель, которого я уважаю от души. Не заботясь о т ом, что волнует людей, он только думает об обеде, впрочем, не о том обжорливом и невежественном, который унижает человека, а об обеде самом образованном, самом утонченном, самом артистическом. Приятель мой постиг философию обеда, и сам Brillar-Savarin мог бы у него поучиться. Раз в неделю сзывает он своих приятелей, числом до девяти; десятым бы он родного отца не допустил. В 6 часов ровно подают обед… но что за обед! И Франция, и Англия, и Россия присылают сюда своих представителей для миротворного желудка. Тут нет ни страшного изобилия, ни явно дорогих рыб, отличающих обеды временщиков, желающих удивить вас тем, что заплатили много денег за дурное кушанье. Тут все обдумано и продумано. Яства сообразуются с временем года. Все изготовлено и подано по математическим исчислениям… Вы сидите на мягком стуле с мягкой спинкой, соседи не мешают вам локтями. В комнате веселит вас сверкающий огонек. На столе нет глупых безделок, а дрезденское белье, саксонский фарфор, богемское стекло как бы сами упрашивают вас искушать. Наконец, сквозь огромную стеклянную дверь вы видите прекрасный буфет, а за буфетом кухню ослепительной чистоты, с пылающими очагами, с поваренными артистами, в белых, как снег, фартуках и колпаках.

Замечательно, что сам хозяин на своих обедах ест очень немного, а только отведывает каждое блюдо, после чего иногда морщится с неудовольствием, иногда улыбается с скромно-торжественным видом художника, довольного своим произведением» (Сочинения графа В.А. Соллогуба. Т. 2. СПб. 1855. С. 105.) <…>

Если в XVIII веке разговор «европейцев» о кухне был разговором о французской кухне, то теперь кухня становится многонациональной: английский ростбиф и пудинг, итальянские штуфат и макароны еще сохраняют некоторую экзотичность, но уже прочно вошли в бытовой обиход. <…>

В России 50-х годов быть аристократом – это значит носить фрак, сшитый в Лондоне и быть поклонником натуры, особенно в гастрономии. Но само понятие натуры, как мы видим, осмысляется по-разному: «натуральное» может быть истолковано и как наиболее здоровое, и как самое непритязательное. Ценность обеда подразумевает теперь то или иное сочетание этих признаков. При этом дешевизна, которая прежде считалась признаком бедности, становится постоянным спутником удобства и естественности, знаком функциональности, то есть входит в представление о богатстве.

Но даже самый последовательный сторонник английского фрака и натуры по-прежнему предпочитают повара-француза или, что представляется не менее изысканным, крепостного, специально выученного в Петербурге «в английском клубе или у посланника» (Гончаров И.А. «Обломов»). <…>

mirpeterburga.ru

Былой Петербург [Текст] : панорама столичной жизни

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru


Смотрите также